Покровская О.В. Четвертый Всероссийский (новые тенденции, поиски, трудности, сомнения)
Четвёртый смотр-конкурс был очень трудным по организации и проведению.
Период между третьим и четвёртым был длительным: третий закончился в 2001 г., а четвёртый был объявлен только на 2005-2006 гг.
Разрыв в пять лет был обусловлен изменениями, перестройкой государственных структур, ведомств и других исполнительных органов, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Из постоянных его учредителей ушло Министерство природных ресурсов РФ. В новом Положении о его деятельности не значатся просветительские и образовательные задачи. Ликвидированы были и его структурные подразделения (комитеты) в субъектах Федерации, которые ранее активно поддерживали библиотеки в их работе. Не стало партнёром в проведении смотра и Министерство образования и науки РФ. В этих условиях особенно значима роль комитета по экологии Государственной думы РФ, по рекомендации которого Федеральное агентство по культуре и кинематографии приняло решение о проведении в 2005-2006 гг. четвёртого смотра-конкурса. Мы признательны комитету по экологии Государственной Думы за поддержку.
Перенос сроков и задержка с выходом приказа Федерального агентства о его проведении, конечно, во многом затруднило организацию и ход его проведения. Несмотря на это Четвёртый Всероссийский смотр-конкурс состоялся. Подведены итоги, аналитически рассмотрены материалы.
Первый тур прошёл в 55 субъектах Федерации, где были созданы и функционировали оргкомитеты. Это свидетельствует о большом внимании со стороны местных исполнительных органов к смотру-конкурсу. Положительно и то, что многие оргкомитеты возглавляли в регионах руководители высокого ранга, и то, что их состав объединял деятельность сферы культуры, природоохранных структур, органов образования, общественных организаций. К совершенно новому явлению можно отнести то, что в состав оргкомитетов стали входить представители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Этот опыт необходимо всемерно распространить при организации последующих смотров-конкурсов.
Отрадно отметить и то, что территориальными оргкомитетами изыскивалась возможность материального поощрения библиотек, занявших призовые места в первом туре.
Особенностью Четвертого смотра-конкурса является то, что его первый тур, как правило, начинался с районных и городских смотров-конкурсов. Здесь также организовывались оргкомитеты, возглавляемые руководителями местных органов управления, также определялись и награждались победители. Это доказательство того, что муниципальные библиотеки признаются местными органами самоуправления как надежные партнеры в работе по охране природной среды.
К сожалению, невозможно назвать точную цифру библиотек, участвовавших в первом туре, поскольку в справках, которые присланы во Всероссийский Оргкомитет региональными Оргкомитетами, нет необходимой информации. Справки эти готовятся, как правило, работниками тех библиотек, на которых возложен сбор и анализ конкурсных материалов. Полнота информации зависит нередко от составителей этих справок, авторы которых нередко остаются неизвестными нет подписи. По тем регионам, которые представили эти данные насчитывается свыше 8-ми тысяч библиотек-участниц.
Отсутствие полной информации не позволяет Всероссийскому Оргкомитету увидеть масштаб участия библиотек России в смотрах-конкурсах, сделать выводы и новые шаги к привлечению наибольшего числа библиотек к работе по данному направлению. Это надо учесть в следующем смотре-конкурсе.
Во втором туре Четвертого Всероссийского смотра-конкурса участвовали 223 библиотеки из 64-х субъектов Федерации. Целесообразно иметь в виду, что на второй тур свои работы представили 40 центральных универсальных научных и других типов библиотек субъектов Федерации, 167 муниципальных, 25 библиотек высших, общих средних и специальных учебных заведений.
Победителями стали 30 библиотек, лауреатами 100, дипломатами 93.
Ведущая группа участников второго тура муниципальные библиотеки 167, из них: центральных городских и их филиалов 29, центральных районных 54 и их филиалов 21, в том числе 14 сельских.
Большая активность проявлена детскими и юношескими библиотеками. Их, разного типа и уровня 62.
В прошедшем смотре-конкурсе из 55 субъектов Федерации ни одна универсальная научная библиотека этого уровня не принимала участие. Это очень снижает уровень смотров-конкурсов, не позволяет прослеживать процессы, идущие в библиотеках большого региона, раскрыть возможности самых сильных библиотечных структур в обозреваемой области. А ведь именно в этих библиотеках, как методических центров, зависит успех смотров-конкурсов, развитие экологической информации и культуры.
Расширилась группа библиотек, которые устойчиво, уже много лет, ведут на достаточно высоком уровне экологическое просвещение. Они от конкурса к конкурсу получают высокие призовые места, чем подтверждают свою приверженность к воспитанию у населения экологической культуры.
К ним относятся библиотеки субъектов Федерации: Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина, Орловская областная публичная библиотека им. И.А. Бунина, Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина; муниципальные библиотеки: библиотека-филиал №17 Печорской ЦБС (Республика Коми), библиотека им. Н. Островского Кирово-Чепецкой городской ЦБС (Кировская обл.), Кабанская центральная районная библиотека (Республика Бурятия), Научно-техническая библиотека Тихоокеанского государственного университета (Хабаровский край).
К этой ведущей группе впервые присоединились библиотеки, которые ранее не участвовали во втором туре Всероссийских смотров-конкурсов, а сейчас вышли в первую шеренгу победителей. Это юношеские областные (Новосибирск, Кемерово). Большую группу составили районные, городские библиотек и их филиалы. Среди них: детская библиотека-филиал №10 (Псков), Карагайская центральная библиотека ЦБС Карагайского района (Центр экологического просвещения «Зеленый луч», (Пермская обл.)).
Это свидетельствует о том, что повышается интерес библиотек к экологической проблематике, осознаются её важность и необходимость.
Отличительной чертой материалов, представленных на второй тур данного смотра-конкурса, являются их высокая информативность и качество оформления, систематизация Приложений, культура подачи материала. Впервые 80% материалов представлены как в текстовом, так и в электронном виде, что говорит о растущем уровне применения новых технологий, даже в сельских библиотеках.
Общий важный вывод, который можно сегодня сделать библиотеки России продолжают наращивать имеющийся у них потенциал эколого-просветительской деятельности в целях воспитания у населения экологической культуры, формирования экологического сознания, обеспечения экологической устойчивости.
Библиотеки, занимая сами активную позицию в решении экологических проблем своего региона, находят поддержку у своих читателей.
Используя всё более эффективно проверенные на практике и развивая инновационные формы и методы работы, они не только подтверждают свой статус социальных институтов в сфере просвещения и образования, но и всё активнее выступают консолидаторами в решении неотложных жизненных проблем, отвечают современным потребностям общества.
Значимой тенденцией этого смотра-конкурса является становление библиотек как общественных центров. По сути, положено начало созданию на их базе гражданских сообществ, которые готовы не только оказывать влияние на административные, природоохранные органы, призванные отвечать за обеспечение благоприятной окружающей среды для жизни человека, но и формировать экологическое сознание населения, повышать его ответственность за рациональное природопользование.
Важный фактор в появлении этой тенденции постоянно возрастающий уровень развития новых технологий даже в низовых библиотечных структурах. Создание электронных баз данных, обеспечение доступа к информационному потенциалу библиотеки позволяют более полно удовлетворять потребность широкого круга населения в экологической информации. Это дает возможность библиотекам расширить свою деятельность, способствующую информированности пользователей о состояния природной среды конкретного региона, их заинтересованности в улучшении её, принимая активное в этом участие. Наблюдается заметное расширение объема деятельности библиотек по этому направлению. Между тем, потенциал библиотек в содействии обеспечению экологической устойчивости и созданию устойчивого мира и экологически безопасного гражданского общества еще не осознан ни государственными структурами, ни образовательными, ни общественными организациями, да даже самим библиотечным сообществом.
Однако процесс становления библиотек как общественных структур гражданских сообществ развивается. Это обусловлено уникальными возможностями библиотек: постоянно обновляющейся базой информационного продукта, бесплатным доступом широких слоев населения к нему, разветвленной сетью своих структур, способных доходить до каждого гражданина, высококвалифицированными кадрами библиотекарей, оказывающих влияние на идущий процесс устойчивого развития общества.
Открывая свои двери для всех желающих, библиотека сама перешагнула порог своих дверей, вышла к населению и стала жить его заботами и проблемами.
Ярче всего эта тенденция проявилась в муниципальных библиотеках. Ими найдены новые формы общения с населением и организациями, заинтересованными в оздоровлении экологической ситуации.
Больше-Шигаевская сельская модельная библиотека-филиал Мариинско-Посадской ЦБС Чувашской республики проводит «Трибуну общественного мнения» по экологическим проблемам. В ней принимают участие руководители и специалисты сельскохозяйственного производства, сельской администрации. По инициативе экологического центра библиотеки организуется экологический патруль. Результаты рейдов передаются администрации района. Библиотека провела обсуждение Лесного кодекса РФ, пригласив участвовать в нем представителей лесничеств района.
Интерес и беспокойство экологическими проблемами России проявляется в конкретных действиях. Коллектив библиотеки-филиала №7 ЦБС г. Ульяновска направил в Правительство страны письмо, в котором выражалась обеспокоенность задержкой ратификации Российской Федерацией Стокгольмской конференции о стойких органических загрязнителях (СОЗ). По поручению аппарата Правительства РФ библиотека получила подробный ответ от Министерства природных ресурсов РФ.
Через книгу, через слово библиотекаря библиотека непосредственно обращается к своим читателям по проблемам экологии.
Центральная библиотека Моздокского района Республики Алания обратилась к жителям района, руководителям предприятий и хозяйств с призывом взяться за улучшение окружающей среды каждому, в меру своих сил, поскольку назрела такая необходимость.
Библиотеки оказывают также существенную информационную помощь в практическом ведении сельскохозяйственных работ. Так, Жердяевская районная библиотека Тамбовской области предлагает фермерам беседы специалистов по теме «Хозяйствовать, оберегая землю», для тех, кто ведет домашнее хозяйство, подобрана литература по правильному применению и хранению бытовой химии. Целенаправленно ведется работа с рыболовами и охотниками. Ежегодно, ранней весной, библиотека проводит для садоводов и огородников семинар-ярмарку, где идет их разговор со специалистами о выращивании экологически чистой продукции и других важных проблемах. Популярностью пользуются и организуемые библиотекой вечера «Очарование русского пейзажа», уроки доброты и мудрости «Земля слезинка на щеке Вселенной».
Очень важной чертой в деятельности библиотек является их забота о здоровье населения, особенно молодежи. Например, Тульская центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской провела, совместно с Центром медико-социальной помощи подросткам, конкурс творческих работ на тему «Здоровый образ жизни это…». Он преследовал следующие цели: организация целенаправленной работы с юношеством по повышению знаний о здоровом образе жизни; формирование мировоззрения и культуры по здоровому образу жизни; выявление творческих инноваций у юношества по данной теме.
В деятельности библиотек организация множества разнообразных экологических акций: среди них «Несанкционированные свалки», «Посади дерево», «Берегите Землю».
Изменилась тематика «круглых столов» конференций и других массовых мероприятий. Детская экологическая библиотека-филиал № 4 Мончегорской ЦБС вынесла на обсуждение «круглого стола» тему «Глоток воды, какую воду пьют жители Мончегорска». Его участником стал Отдел охраны окружающей среды администрации города.
Свою особую роль в развитии библиотек как центров экологической культуры сыграло научное осмысление библиотечным сообществом круга проблем, которые необходимо было им решать, чтобы стать такими центрами.
Основным информационным блоком для этого послужили документы Федерального агентства по культуре и кинематографии по организации и проведению смотра-конкурса в 2005-2006 гг. В Положении о нём определены основные критерии деятельности библиотек по этому направлению. Их краткий перечень предворял разработанные ВЦЭК рекомендации «Основные направления работы библиотек по экологическому просвещению населения» с учетом каждого типа библиотек. Эти документы были опубликованы в период подготовки к Третьему смотру-конкурсу. Однако критерии работы библиотек, обозначенные в этом документе, практически в полном объёме не были ими реализованы. Точнее, библиотеки не были ещё готовы к достижению такого уровня работы. Потребовалось время период от Третьего до Четвертого смотра-конкурса. По итогам последнего, работа большинства библиотек уже соответствует требованиям, определённым Положением о смотре-конкурсе.
Значимость этого шага вперед непреходяща, поскольку положен конец случайным, эпизодическим, обрывочным мероприятиям в экологическом просвещении, создана нормативная база для системной работы. Именно это определило во многом высокое качество материалов четвертого смотра-конкурса по профессиональному уровню, глубокому пониманию роли библиотеки в решении экологических проблем. Его итоги означают начало периода творческого совершенствования, углубления, научных поисков продвинутых библиотек в сфере экологического просвещения. Для этих библиотек закончился период формирования и разработок основных направлений, которые являются основой для деятельности любой библиотеки, поставившей перед собой задачу на современном уровне строить свою работу в области экологического просвещения.
Теперь задача ВЦЭК показать всему библиотечному сообществу России тот высокий уровень, которого уже достигли многие библиотеки. Решать эту задачу необходимо ведь и на второй тур были присланы материалы низкого уровня. Очень велик качественный разрыв. Многим библиотекам предстоит пройти долгий и трудный путь, чтобы выйти на достойный уровень. Помочь в этом должны главные библиотеки субъектов Федерации.
Конкурсные материалы показывают, что движение библиотек к новым ступеням их развития в области экознаний обеспечивается решением чисто библиотечных проблем.
Главной из них было и остается полное, многоаспектное раскрытие экологического фонда в общем фонде библиотеки. Теперь, в большинстве библиотек, принявших участие во 2-ом туре смотра-конкурса, созданы информационные базы «Экология и современность» на основе разработанного ВЦЭК много лет тому назад рубрикатора, который позволяет рассмотреть экологическую проблему более чем по трёмстам позициям. Рекомендованная ВЦЭК методика организации справочно-библиографического аппарата в больших и малых регионах поисковая система творчески дополнялась рубриками, где собиралась информация о состоянии окружающей среды своего региона. Теперь это повсеместное явление.
Сегодня, когда новые технологии меняют поисковую систему, роль методики многоаспектного раскрытия экофонда оказывается непреходящей. Материалы смотра-конкурса подтверждают, что она оказывает прямое влияние на организацию и содержание электронных баз данных.
На этом этапе развития информационного поля экологии ВЦЭК разработал методику доступа населения к экологической информации, которая определила основные направления этой работы. В разработке этой методики принимали активное участие ведущие научные универсальные библиотеки.
Качественный шаг вперед сделан библиотеками и в области программного обеспечения эколого-просветительской деятельности. Если Третий смотр-конкурс положил основу разработки библиотечных перспективных программ, то в четвертом закрепив эту тенденцию, библиотеки инициировали обилие разнообразных целевых программ и проектов.
Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской работает по программе «Библиотека и экологическое просвещение: от достигнутого к новому».
Новосибирская областная юношеская библиотека разработала и реализует целевую программу «Экологическая культура молодежи ключ к устойчивому развитию».
Высоким профессиональным уровнем отличаются и целевые программы, представленные городскими, районными библиотеками, их филиалами, в том числе сельскими.
Большинство из них направлено на конкретные задачи оптимизации экологической ситуации в своей местности, на основе формирования экологического сознания, воспитания экологической культуры. Это новая позиция библиотек.
Снижанская сельская библиотека-филиал Дмитриевской центральной библиотеки Курской области работает по программе «Экология родного края». Программа утверждена администрацией муниципального образования «Снижанский» сельсовет которого является участником реализации этой программы и финансирует её.
Цель программы повышение экологической культуры у населения. Предусматривается не только совершенствование информационного блока об экологической ситуации, но и конкретное участие пользователей библиотеки в природоохранной деятельности.
Центральная городская библиотека им. Ю.Н. Либединского МУ ЦБС г. Миасс Челябинской области работает по программе «Жизнь в руках живущих». Цель формирование экологического сознания жителей города, системы ценностей, основанной на бережном отношении к природе. Задача программы воспитание экологической культуры граждан, мотивов и привычек экологически целесообразного поведения и действий по отношению к природе. Программа реализуется совместно с городским экологическим фондом, городской санитарно-эпидемиологической станцией, краеведческим музеем, Государственным Ильменским заповедником, Фондом «Озеро Тургояк».
Многогранна, объемна и целенаправленна программа «Библиотека общедоступный центр экологической информации и просвещения» Коммунистической поселковой библиотеки-филиала № 8 Советской ЦБС Ханты-Мансийского автономного округа. Программа отражает весь комплекс деятельности библиотеки. Здесь и экологический портрет района и посёлка, пути создания системы экологического просвещения, которые предусматривают и совместные действия с поселковыми органами управления. Важное внимание отведено многоаспектному раскрытию библиотечного фонда по экологии, организации справочно-библиографического аппарата экологической направленности, изучению читательского спроса на литературу по проблемам окружающей среды, постоянному пополнению информации, отражающей местные экологические проблемы и их использование в работе с населением.
В процессе создания федеральной библиотечной системы экопросвещения значимую роль играют уже созданные и создаваемые экологические центры на базе библиотек. Как показали итоги четвертого смотра-конкурса, они по-разному развиваются и каждый по-своему определяет свои функции. Это вполне оправданно и правомерно в период их развития. Например, в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке информационный экологический Центр создан при отделе производственной литературы. Он является активным участником формирования экологической политики в регионе. Основная задача деятельности Центра информационное обеспечение проблем экологии и природоохранной деятельности, экологическое просвещение населения региона. Главными направлениями деятельности информационно-экологического центра БГУНБ являются:
информационная поддержка научных исследований в области экологии, природопользования и безопасности жизнедеятельности региона;
информационная поддержка специалистов-практиков, занимающихся изучением и внедрением новых технологий по производству экологически чистых продуктов;
информационная поддержка предприятий и организаций региона по проблемам внедрения ресурсосберегающих технологий, экологическому менеджменту и аудиту;
работа по экологическому просвещению населения региона;
консультационно-методическая помощь ЦБС области по организации просветительской работы на местах.
Все имеющиеся информационные массивы: специализированный фонд, более 100 периодических изданий по проблемам экологии, издания органов научно-технической информации и БД «Экология» и «Экологическое сельское хозяйство» активно используются специалистами в области экологии, профессорско-преподавательским составом учебных заведений, учителями, студентами и пользователями, которых интересует информация по экологии. Библиотека работает в тесном контакте с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Белгородской области.
В упомянутой Карагайской центральной библиотеке ЦБС Карагайского района Пермской области работает Центр экологического просвещения «Зеленый луч». Его программа «Модель будущего» на 2005-2007гг. утверждена заведующей отделом культуры Карагайского района и председателем Комитета по охране окружающей среды района. Исполнителями и соисполнителями Центра экологического просвещения «Зеленый луч» стали центральная библиотека, 16 сельских библиотек, отдел культуры, Комитет по охране окружающей среды, образовательные учреждения, краеведческий музей.
В библиотеках других субъектов центры созданы при отделах сельскохозяйственной (Брянская, Орловская), естественно-научной и медицинской литературы (Мурманская). В этих центрах собирается вся экологическая литература, и они являются отделами обслуживания.
Однако четвертый смотр-конкурс принёс информацию о созданных в библиотеках самостоятельных структурах экологической направленности. Самой значимой в этой области является деятельность Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятия им. Д. Батожабая. Здесь успешно функционирует как самостоятельная структура, «Региональный экологический консультативный центр», который осуществляет различные проекты, проводит конкурсы творческих работ по экологическому просвещению и образованию. По существу, это аналитический центр, который отслеживает процессы, идущие в библиотеках региона в этой области знаний. Теперь это уже Межрегиональный центр, которым пользуются близлежащие регионы.
Итоги Четвертого смотра-конкурса дают возможность заметить в деятельности экологических центров и еще некоторые характерные особенности. Если их сгруппировать по целям их работы, то самая большая группа это центры, ставящие перед собой задачу удовлетворения информационных потребностей читателей своей библиотеки.
Другая группа экологических центров расширяет свою деятельность, и кроме информационной составляющей проводит массовые мероприятия, опросы читателей, поддерживает связи с различными организациями.
Именно такие центры развиваются более активно и не только играют значительную роль в работе самой библиотеки, но и становятся важной составляющей частью всей экологической деятельности малого и даже большого региона. Это центры, с которыми считается местная администрация и природоохранные структуры. Здесь создаются программы, проекты, которые разрабатываются совместно с заинтересованными организациями, совместно реализуются и финансируются.
Это центры, которые постоянно наращивают свой потенциал, подтверждая свою значимость в деле экологической устойчивости им принадлежит будущее.
Как бы мы не группировали центры по их деятельности все они положительное явление в эколого-просветительской деятельности библиотек.
Быть может, на данном этапе необходимо рассмотреть вопрос о целях и задачах создаваемых в библиотеках России экологических центров в зависимости от их типа и уровня.
Практика показывает, что центральные главные библиотеки, как на уровне субъектов Федерации, так и центральные городские и районные библиотеки, которые по давней традиции являются методическими центрами первые для городских и районных, вторые для своих филиалов воспринята и в эколого-просветительской деятельности, т.е. и те и другие, кроме функции информационного центра своих читателей, несут на себе и аналитические функции, т.е. отслеживают тенденции в развитии экологического просвещения в своих больших и малых регионах.
Эта сторона деятельности далеко не везде стала весомой. Предстоит в дальнейшем обратить внимание на всемерное развитие этой функции. Без неё невозможно решать проблему экологического просвещения в каждой библиотеке. Известно, что такая задача поставлена перед библиотеками России в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» в главе «Формирование экологической культуры».
За период от третьего до четвертого смотра-конкурса проявилась тенденция создания центральными универсальных научных библиотек и библиотек других типов уровня субъектов Федерации экспериментальных баз, площадок.
В свою очередь эти центральные являются базовыми для ВЦЭК. Там проводятся Всероссийские, а теперь Межгосударственные, школы-семинары, конференции. Через них идёт опробирование разрабатываемых документов и методик. Дальнейшая работа по созданию таких баз является важной задачей всех центральных библиотек, которые фундаментально занимаются распространением экологических знаний, формированием у населения экологической культуры.
Хочется привлечь внимание собравшихся к недочетам, которые выявились в ходе смотра.
Так, все библиотеки некоторых ЦБС участвуют в смотре-конкурсе как единое лицо, т.е. материалы, присланные на второй тур, отражают деятельность не отдельной библиотеки, а библиотек всей системы, кратко перечисляя удачные моменты работы, присущие филиалу, например, № 1 или № 2. В этих случаях центральная районная или городская библиотека, а иногда и региональная научная выступает как собиратель информации о различной деятельности библиотек системы а сама чаще всего не представляет материал о собственной работе. Поэтому на втором туре смотра-конкурса крайне трудно оценить по присланным материалам работу самой центральной библиотеки и каждой из библиотек системы. Такие материалы не соответствуют ни Положению о смотре-конкурсе, ни критериям деятельности библиотеки. Всероссийский оргкомитет их даже не рассматривает.
Более того, на местах организуются региональные смотры-конкурсы не отдельных библиотек, а библиотечных систем, т.е. одна ЦБС соревнуется с другими ЦБС, но итог один и тот же, т.е. определить, сложилась ли система экологического просвещения в отдельно взятой библиотеке, невозможно.
Идя этим путём, мы возвращаемся к уровню работы первого смотра-конкурса, когда библиотечные дороги экологического просвещения ещё не были изведаны. Тогда отдельные мероприятия, затрагивающие проблемы экологии воспринимались как достижения. Теперь же отрывочные сведения не о системе в целом, а лишь о её части это нулевой уровень.
Подобное освещение работы ЦБС через отдельную библиотеку не идёт не в какое сравнение с деятельностью муниципальных библиотек, где каждая библиотека ведёт работу комплексно, в соответствии с разработанной ею программой, на современном уровне.
И еще один момент, который нуждается в прояснении.
Центральная библиотека разрабатывает план работы, определяющий деятельность каждого из своих филиалов в области экологического просвещения. Одному организовывать книжные выставки, другому провести массовые мероприятия, третьему выпускать библиографические пособия и т.д. При таком подходе ограничивается творческая деятельность каждой библиотеки в отдельности.
Это серьёзный сигнал к тому, чтобы поговорить о роли центральной библиотеки региона, каким большим или малым он ни был. Но уже сейчас совершенно очевидно, что место центральной библиотеки очень велико, и если она зовет все библиотечные коллективы своих филиалов выступить вместе со своими читателями за чистоту своей реки, здоровья населения, стать не только просветителем, но и проявить гражданскую позицию её роль закономерна, позитивна.
Пошло бы на пользу нам всем, если бы эти вопросы стали предметом обсуждения в профессиональной печати и на нашем сайте «Экокультура», чтобы легче было двигаться вперед.
Материалы четвертого смотра-конкурса подтверждают, что положительные тенденции в эколого-просветительской работе библиотек стали возможны при наличии системы повышения квалификации. Такая система создаётся как на уровне библиотек субъектов Федерации, так и на муниципальном уровне.
На развитие этого процесса оказало влияние создание такой системы на федеральном уровне в деятельности ВЦЭК. Начав с недельных стажировок, мы перешли сначала на Всероссийские школы-семинары, состоялось уже 14, а теперь и Межгосударственные семинары, поскольку они стали интересовать и библиотеки ближнего зарубежья.
Вся система повышения квалификации создаётся под руководством Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), её кафедры библиотечного дела. 104 часа в течение двух недель, по разработанной ВЦЭК совместно с АПРИКТ, и им утвержденной программе, давали возможность слушателям познать суть экологической проблемы в целом как глобальной проблемы современности и важнейшей её составляющей экологической культуры, познакомиться с международными организациями, связанными с решением экологических проблем, узнать позиции ведущих специалистов, учёных на решение экологических проблем.
Значительную роль в познании роли библиотек в экологическом просвещении сыграли научные библиотеки Брянска, Вологды, Орла, на базе которых проводились эти школы. Эти библиотеки были первопроходцами, на их опыте учились другие.
Школы-семинары на федеральном уровне повлияли на появление в субъектах Федерации разнообразных постоянных структур на базе разных типов библиотек. Семинары, конференции, «круглые столы» и т.д. не только способствовали повышению экологической грамотности рядовых библиотекарей, являющихся главной фигурой в обслуживании читателей, но и создавали платформу более тесного контакта с государственными и общественными организациями, органами управления региона, приглашавшихся для выступления перед библиотекарями на этих занятиях. Быстрее приходило понимание тесной связи труда библиотекаря с окружающим миром, заинтересованным в улучшении экологической ситуации.
Подготовка специалистов библиотекарей-экологов диктуется практикой.
Кировская областная универсальная научная библиотека уже провела смотр-конкурс на лучшего библиотекаря-эколога.
Идёт процесс образования специалистов, библиотекарей-экологов, многих из тех, кто закончил школы, организуемые ВЦЭК и АПРИКТ, в настоящее время являются преподавателями этих школ. Они уже приглашаются для проведений занятий и чтений лекций в различные регионы России.
Двигающим вперед систему повышения квалификации библиотекарей стало создание филиалов этой школы на базе Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина, где один раз в год проходят творческие лаборатории, куда приезжают учиться библиотекари из разных регионов России. Здесь также составляются и согласовываются программы этих занятий, читаются лекции видными учёными, вручаются государственные сертификаты слушателям, поскольку этот филиал работает с АПРИКТ.
Два года как открылся филиал на базе Государственной юношеской библиотеки Республики Бурятия им. Д. Батожабая, накопившей громадный опыт работы. Она принимает на учебу всех библиотекарей, работающих с молодёжью.
Дальнейшее развитие системы повышения квалификации библиотекарей в области экологического просвещения требует нового шага вперед.
Уже разработаны программа и учебный план в рамках структуры АПРИКТ которые позволят давать второе высшее образование с присвоением специальности «Библиотекарь-эколог».
Цель профессиональной переподготовки по программе «Библиотекарь-эколог» подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями в области теории, методики, организации и технологии библиотечной, библиографической и информационной работы в области экологической культуры и просвещения, умеющих профессионально осуществлять комплектование библиотечных фондов экологической направленности, формировать соответствующий навигационно-поисковый аппарат, организовывать библиотечно-информационное обслуживание различных категорий пользователей экологической информацией, в том числе на основе электронных технологий. Важными задачами образовательной программы являются: расширение гуманитарно-экологического кругозора слушателей в соответствии с концепцией устойчивого развития, овладение методологией и методикой библиотечного менеджмента и маркетинга в сфере экологической деятельности, а также проектного моделирования эколого-информационной и культурно-просветительской работы библиотек.
Подводя итоги четвертого смотра-конкурса, нельзя не подчеркнуть значимость решения Коллегии Министерства культуры РФ, которая в феврале 2002 года рассмотрела вопрос «Об Итогах Третьего Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2000-2001гг.) и перспектив дальнейшего развития этого направления деятельности». Именно решение Коллегии Министерства культуры России впоследствии определило тот высокий уровень, к которому пришли многие библиотеки в смотре-конкурсе 2005-2006гг.
Коллегия обратила внимание региональных органов управления и культуры на необходимость использовать возможности библиотек России в развитии экологической информационно-просветительской деятельности. Их заинтересованность в деятельности библиотек по этому направлению изменило отношение и самих библиотек к этой проблеме.
Создан решением Коллегии Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры в Центр, был преобразован уже много лет функционировавший отдел экологической культуры в Российской государственной юношеской библиотеке. Создание Всероссийского центра позволило уже на федеральном уровне объединить деятельность библиотек России всех типов и уровней в этом важном направлении. Перед Центром была поставлена задача создание федеральной системы экологического просвещения.
Идя непроторенными путями, Всероссийский центр вместе с библиотеками России стал компонентом, составляющей частью общей системы экологического образования и просвещения в России.
Дело экологического просвещения в библиотеках России находится в постоянном развитии. Опыт вчерашнего дня приводит к необходимости искать новые пути, чтобы не отстать от требований жизни сегодня. Наиболее успешно строится работа в тех библиотеках, которые заглядывают хотя бы в ближайшее будущее. О нём думает и международное сообщество.
В период между Третьим и Четвертым библиотечными смотрами-конкурсами международными организациями были разработаны документы, ставящие перед образовательной и просветительской сферой новые задачи.
ООН была принята программа «Информация для всех», Комитетом по экономике и Комитетом по экологии ООН, Евросоюзом была принята стратегия «Образование для устойчивого развития», а 2005-2014гг. были объявлены Десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Эти международные документы имеют прямое отношение к деятельности библиотек. Перед нами встал остро вопрос отбора литературы и создания баз данных по этому направлению. В связи с принятыми документами повысился спрос на эту литературу, особенно статьи в периодических изданиях.
Библиотекарям, обеспечивающим спрос читателей на такие публикации, надо было самим понять содержание самой проблемы устойчивого развития, а тем библиотекам, которые работали активно в области экологического просвещения, выяснить, какова связь экологической проблемы с проблемами устойчивого развития. Появились публикации с заголовками типа «От экологического образования к образованию в интересах устойчивого развития», ставящие и библиотекаря и потребителя в тупик.
Чтобы библиотекам было легче разобраться в этом, ВЦЭК высказал свою позицию по этому вопросу, опубликовав обширный материал, разместив его на своём сайте «Экокультура» и портале «Библиотеки России». Он был также опубликован в журнале «Библиотека» № … за 2006 год.
Для дальнейшей деятельности библиотек в этом направлении целесообразно вернуться к сути проблемы. Она заключается в том, что экологическая проблема является одной из главных составляющих в решении проблем устойчивого развития. Это означает, что, работая в области экологического просвещения, мы работаем в интересах устойчивого развития.
В настоящее время видные учёные, работающие в сфере экологического образования, публикуют немало образовательных программ в области устойчивого развития. В них значительную долю занимает экологическая проблема (Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. Смоленск: Универсум, 2001. 264 с.).
После подведения итогов Четвертого Всероссийского смотра-конкурса библиотекам предстоит ещё раз вернуться к пониманию того, что у экологической проблемы есть три главных составляющих: социальная, естественно научная и экономическая. Если первые две составляющие уже достаточно освещены в литературе и практической деятельности библиотек, то экономическая составляющая требует особого внимания, на что нас настойчиво ориентируют и вышеназванные международные документы.
Предполагается разработка методик по этой теме, формирующих у населения эколого-экономическое мышление.
ВЦЭК будет активно публиковать как свои, так и разработки библиотеки на своём сайте. Это одна из проблем, которые необходимо решать в рамках эколого-просветительской деятельности.
Методический кабинет, созданный при ВЦЭК, будет работать в этом направлении. Создание такого кабинета веление времени. Методическая работа выходит на первый план в деятельности библиотек России, занимающихся экопросвещением. Только разработка методик обеспечит профессиональный подход в работе с читателем.
Не меньшего внимания и нового подхода требует и проблема информационного обеспечения потребителей в области экологии. Развивая новые технологии, необходимо рассмотреть вопрос о её качестве. Это требование и международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Новые способы доступа, обработки и защиты информации создают проблемы этического и нравственного характера, решение которых должно быть найдено международным сообществом. Такими проблемами являются качество, надёжность и разнообразие информации, баланс между свободным доступом к информации, честным использованием её и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранению мирового информационного наследия и безопасности частного характера (Преамбула Программы, пункт 5).
Пока о безопасности информации мы говорим лишь вскользь, упоминая о необходимости повышения её качества.
Для практического осуществления упомянутых требований ещё не созданы методики, не определены возможные подходы, редки публикации.
Постановка этого вопроса во сто крат усложняется, когда речь идёт об экологической информации, наиболее уязвимой по своей достоверности и открытости.
Библиотекам главным хранителям информации, предстоит делать первые шаги в этом очень сложном направлении. Ведущими разработчиками здесь должны стать научные универсальные библиотеки субъектов Федерации.
На начальной стадии находятся и использование библиотеками возможностей новых технологий. Мы обязаны перейти на новые формы обучения, основанные на применении ИКТ для образования и просвещения: виртуальные семинары, конференции, школы, университеты, организации экологических сообществ.
В данном аналитическом обзоре не представляется возможным коснуться многочисленных сторон деятельности библиотек в экологическом просвещении.
Для всех нас сейчас наступил период осмысления пройденного пути и поиски нового, без чего невозможно движение вперед.
Для работников сферы культуры это поиск инновационных путей, посредством которых формировалось бы у населения экологическое сознание, экологическая культура.
|