Сычев А.А. Этика экологической ответственности. М.:Альфа-М, 2016. 520 с.
Рассмотрены ценностно-нормативные и этико-прикладные аспекты отношения человека к природе. Предложен новый подход к моральной ответственности, выявлены ее исторические трансформации. Особое внимание уделено анализу перехода от экологических ценностей к поступкам. Проведен ситуационный анализ ряда современных экологических дилемм.
Дня научных работников и специалистов в различных областях современного социогуманитарного знания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ | 11 |
1.1. Понятие экологической этики | 11 |
1.2. Добро и зло в экологической этике | 28 |
1.3. Типология моральной ответственности | 43 |
1.4. Формирование социальной ответственности | 58 |
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ | 74 |
2.1. Ценность биоразнообразия | 74 |
2.2. Этика устойчивого развития | 90 |
2.3. Экологическая справедливость | 112 |
2.4. Благотворительность как обязанность | 126 |
ГЛАВА 3. ОТ ЦЕННОСТЕЙ К ПРАКТИКЕ | 147 |
3.1. Природоохранная деятельность | 147 |
3.2. Рождение энвайронментализма | 169 |
3.3. Эволюции природоохранного движения | 187 |
3.4. Экологический след | 203 |
3.5. Дисконтирование будущего | 216 |
ГЛАВА 4. СФЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ | 227 |
4.1. Промышленные воздействия на природу | 227 |
4.2. Экологические ценности в сельском хозяйстве | 244 |
4.3. Проблема общих ресурсов | 267 |
4.4. Этика экстремальных ситуаций | 284 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 303 |
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ | 307 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 309 |
Введение
На протяжении большей части истории этики в центре ее изысканий находились фундаментальные вопросы, связанные с определением нормативных оснований нравственности, установлением основополагающих моральных принципов, выявлением критериев добра и зла, решением смысложизненных вопросов. За это время были созданы влиятельные этико-философские теории, отличавшиеся многосторонностью анализа нравственных проблем и глубиной их понимания. Однако, несмотря на все усилия этики реализовать себя в качестве практической философии, большая часть ее построений оставалась умозрительной и далекой от практических общественных потребностей.
Во второй половине XX в. представители моральной философии оказались в абсолютно новой для себя ситуации: они впервые осознали, что в условиях современных научных, технологических и экологических вызовов эпохи само существование человека как биологического вида оказалось под угрозой. Следствием этого стали серьезные изменения в понимании статуса и социальной роли этики. Покинув пространство сугубо теоретических философских обобщений, этика вступила в тесное взаимодействие с конкретно-научным знанием экологией, биологией, медициной, юриспруденцией, экономикой. В центре этических дискуссий оказались такие проблемы, вызывающие серьезную озабоченность многих людей, как защита окружающей среды, права животных, аборт, клонирование и т.д. Этика приобрела публичные и протестные формы и вышла из академических кабинетов на городские улицы и площади. В коммерческих корпорациях, органах государственной власти, научных лабораториях и больницах под давлением общественности появились этические комитеты, кодексы, программы и стандарты социальной ответственности. Фундаментальная этика уступила первенство прикладной.
До сих нор нет единого мнения о сущности прикладной этики и ее роли в современном обществе. В исследованиях она рассматривается как «этика открытых проблем», проектно- или практико-ориентированная этика, использование фундаментальных теорий при решении конкретных задач, технологии создания этической инфраструктуры на организационном уровне и т.д. При этом в различных условиях и ракурсах рассмотрения актуальными становятся тс или иные проектные, практические, технологические, личностные трактовки и грани прикладной этики.
Под прикладной этикой в самом общем смысле можно понимать раздел этики, рассматривающий общезначимые моральные дилеммы современности в различных областях науки и общественной жизнедеятельности.
В центре внимания прикладной этики современные проблемы, порожденные научно-технической революцией, информатизацией, глобализацией, экологическим кризисом и прочими трансформационными процессами, которые проявились или приобрели особую актуальность к середине XX в. В сфере рассмотрения этики оказались проблемы границ применения нано- и биотехнологий, социальной ответственности бизнеса, регулирования интернет-коммуникаций, использования космоса и т.д. Некоторые проблемы, например эвтаназия, война и терроризм, не являются абсолютно новыми, однако они обрели особую остроту и актуальность в связи с внедрением новых медицинских технологий, распространением оружия массового поражения, развитием средств массовой коммуникации. Все эти проблемы отличаются нравственной напряженностью, неоднозначностью и новизной. Классическая этика часто не способна предложить адекватных подходов к их решению. Необходима новая, т.е. прикладная, этика, которая с этой точки зрения является не просто приложением классических теорий к современным проблемам, а качественно новым этапом развития этики, вынуждающим вновь и вновь пересматривать ее теоретические основания.
Прикладная этика в отличие от профессиональной сосредоточена на общезначимых проблемах По своему содержанию эти проблемы могут совпадать с профессиональными; таковы моральные аспекты абортов, охраны природы, политического управления, которыми занимаются соответственно врачи, экологи, политики. Однако характер рассмотрения этих проблем в прикладной этике кардинально иной. Проблема становится прикладной, только превращаясь в проблему публичную по характеру обсуждения и личную по способу решения. Так, центральным в проблеме выбора методов лечения становится решение не только врача, но и пациента; политические решения переносятся из сферы исключительных действий профессионального политика в область личного волеизъявления конкретных членов гражданского общества и т.д. Иными словами, проблемы, которые рассматривает прикладная этика, касаются не столько специалистов, сколько всех членов общества в целом и каждого в отдельности. «Профессиональная этика была, есть и будет, она для профессии врачей, ученых, политиков и т.п. Прикладная этика для всех, кто не является представителями этих профессий, кто находится вне их, но кто кровно заинтересован в том, как будут идти дела в этих профессиях, поскольку от них зависит, от них может пострадать, и важно подчеркнуть, тех, с чьей стороны необходим контроль за деятельностью этих профессионалов». Прикладная этика представляет внешнюю по отношению к профессии форму рефляции. В этом смысле, несмотря на предметную определенность и востребованность специализированного (экологического, медицинского, биологического) знания, она шире этики профессиональной.
Наконец, прикладная этика характеризуется яркой диллемностью рассматриваемых вопросов. Под моральными дилеммами понимаются проблемы, не имеющие простого и однозначного решения, содержащие противоречия, которые невозможно примирить. Если традиционная моральная проблема это выбор между собственным интересом и долгом, то дилемма это такая проблема, где необходим выбор между разными проявлениями долга. Например, принимая решение о судьбе градообразующего предприятия, загрязняющего окружающую среду, власти, с одной стороны, должны действовать в интересах жителей, финансовое благополучие которых зависит от успешной работы предприятия, а с другой учитывать здоровье населения и интересы природы. При этом, несмотря на конфликт моральных норм, выбор должен быть сделан. Для принятия ответственных решений необходимо взвесить все «за» и «против», учесть нравственные принципы, общественные нормы, законы, логику моральной аргументации и т.д. Инструменты для этого предоставляет прикладная этика.
Фундаментальные науки, как правило, занимаются поиском объективных закономерностей, в то время как прикладные исследования связаны с целями и предпочтениями социальных групп и конкретных людей. В классических вариантах философской этики субъект выбора должен соизмерять свои действия с тем, что ему диктует долг, основанный на универсальных началах общественном благе, религиозных принципах, абстрактном разуме и т.п. В прикладной этике субъект признается морально совершеннолетним. Именно он обладает эксклюзивным знанием обо всех сопутствующих обстоятельствах выбора, его особенностях, культурном контексте, конкретных последствиях для всех заинтересованных сторон и др. Поэтому личный выбор, основанный на этом уникальном междисциплинарном знании, может признаваться не менее обоснованным, чем решение, которое диктуется безличными правилами, принципами и императивами классической этики.
Хотя прикладная этика реализуется в ситуациях уникального выбора, нельзя сказать, что она противостоит теоретической этике; скорее, теории в ней меняют свой статус, превращаясь из руководящих указаний в ресурсы, способствующие принятию личного выбора. В современной этике сфера теоретических знаний и область практических действий находятся в постоянном движении друг к другу. Будучи сферой теоретических исследований, прикладная этика анализирует те ценности, убеждения и знания, которые могут служить прочным теоретическим обоснованием для моральной деятельности. Как область практических действий, она направлена на создание таких изменений в деятельности человека, которые в совокупности позволят решить стоящие перед ним моральные проблемы. При этом не всегда ясно, где кончается теория и начинается практика: в личном выборе их вообще невозможно разделить. Кроме прочего, на прикладном уровне возникают свои теории. В этом отношении особенно плодотворна область морально-экологической рефлексии, где разрабатываются теоретические вопросы о моральном статусе животных, видов, экосистем и переосмысливаются фундаментальные представления о ценностях.
Ряд принципов современной этики оформился в рамках именно прикладных исследований; таковы принципы информированного согласия, автономии пациента, неприкосновенности частной жизни, уважения культурного разнообразия и всех форм жизни, учета интересов будущих поколений и т.д. Нельзя не увидеть отличий этих принципов от принципов общенормативной и профессиональной этики. Традиционно принципы или предписывали то, что необходимо делать («твори добро!», «знай меру!»), или запрещали определенные действия («не убий», «не навреди»). Большая часть принципов прикладной этики не ограничивает поле деятельности человека, а напротив, расширяет его, предоставляет ему дополнительные возможности для свободного морального самовыражения.
Свобода индивидуальной самореализации основа ответственного поведения. Во Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, во многом определившей основания современной прикладной этики, принцип ответственности рассматривается как моральное обрамление свободного выбора: «Должна обеспечиваться самостоятельность лиц в принятии решений при соответствующей ответственности за эти решения и уважении самостоятельности других».
В последнее время среди форм и видов ответственности все большее значение для общества приобретает экологическая ответственность. Активно издаются работы, где эта форма ответственности рассматривается как часть социальной ответственности бизнеса, принимаются международные декларации, признающие ее, разрабатываются стандарты ее внедрения в практику. Тем не менее вопросов, возникающих по поводу понимания экологической ответственности, не становится меньше.
Где проходят границы экологической ответственности? По каким критериям мы признаем нечто ее объектом? Может ли субъектом ответственности быть корпорация? Кому она подотчетна? Обязаны ли мы помогать нуждающимся? Обладают ли будущие поколения такой же ценностью, что и нынешние? Как перейти от ценности ответственности к ответственным действиям? Для ответа па эти и подобные вопросы необходимы теоретический анализ экологической ответственности, условий и форм ее реализации в конкретных природоохранных действиях, выявление ее исторических трансформаций, определение условий перехода от ценностей к поступкам.
Эти задачи задают логику описания экологической ответственности от ценностей к действиям, от теоретических проблем к природоохранной практике, от общих принципов к конкретным проблемам.
Основные положения данного исследования были сформулированы в ходе обсуждения различных этико-экологичееких проблем с участниками проектов «Развитие экологического образования в высшей школе» (программа HESP, 2004-2007), «Этика наук о жизни» (программа NSF, 2005-2006), «Экологическая этика в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин» (программа HESP, 2007-2010) и на ряде международных конференций.
Текст монографии был подготовлен в рамках проекта «Этика экологической ответственности: теоретические и прикладные аспекты» (грант Президента РФ № МД-3512.2013.6, 2013-2014).