Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод, сб. / Киров, обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. Киров, 2012. 252 с.
В сборнике рассматриваются взаимоотношения общества с природой в различных религиозных концепциях, так как в основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе и милосердное отношение к живым существам.
Рассматриваются также вопросы светской экологической этики.
Сборник предназначен специалистам библиотек для организации информационной, просветительской и массовой работы по теме воспитания экологической культуры населения, а также широкому кругу читателей, интересующимся данной тематикой.
Содержание
Введение | 3 |
1. Примитивные религии, связанные с обожествлением природы и животных: единство, анимизм, тотемизм | 6 |
2. Взаимоотношения природы и человека в этико-религиозных воззрениях Древнего Египта | 16 |
3. Взаимоотношения природы и человека в этико-религиозных воззрениях Древней Греции | 26 |
4. Система представлений «Бог человек природа» в православии | 31 |
4.1 Святоотеческая литература о мире как образе Творца | 39 |
4.2 Отношение к животным в православии | 41 |
4.3 Современная биотеология | 48 |
4.4 Экологическая деятельность Русской православной церкви. Социальная доктрина РПЦ | 50 |
5. Система представлений «Бог человек природа» в католицизме | 61 |
5.1 Франциск Ассизский патрон экологов | 68 |
6. Взаимоотношения человека и природы в восточных культурах и религиях. Принцип ненасилия в восточных религиях | 75 |
6.1 Взаимоотношения человека и природы в зороастризме и джайнизме | 76 |
6.2 Взаимоотношения человека и природы в индуизме | 78 |
6.3 Взаимоотношения человека и природы, этика ненасилия в буддизме | 83 |
6.4 Взаимоотношения человека и природы в даосизме и конфуцианстве (Китай) | 88 |
7. Специфика взаимоотношений природы и человека в исламе | 104 |
8. Священные рощи, деревья, растения | 117 |
9. Экологическая этика | 152 |
9.1 Понятие экологической этики | 152 |
9.2 Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания | 154 |
9.3 История развития экологической этики | 157 |
9.4 Совокупность правил и принципов экологической этики | 168 |
Список литературы | 175 |
Приложение № 1. Гимн Атону (отрывок) | 184 |
Приложение № 2. Рассказ о похоронах священного быка Аписа | 186 |
Приложение № 3. Священник Александр Гумилевский. Поучение к сельским прихожанам о кротком обращении с животными | 183 |
Приложение № 4. Николай Лесков. Лев старца Герасима. Восточная легенда (в сокращении) | 195 |
Приложение № 5. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую этику | 202 |
Приложение № 6. Иоанн (игумен). Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации | 215 |
Приложение № 7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви | 218 |
Приложение № 8. Послание Святейшего Отца, посвященное проведению XXIII Международного дня туризма под лозунгом «Экотуризм ключ к достойному прогрессу» | 223 |
Приложение № 9. Гимн брату солнцу | 228 |
Приложение № 10. Стихи о Франциске Ассизском | 231 |
Приложение № 11. Сеульская декларация по экологической этике | 237 |
Введение
Экологические взаимоотношения общества с природой в каждый исторический период в значительной степени зависят от совокупности экономических, социально-политических, идеологических и других отношений. На этот процесс влияют и доминирующие в социуме мировоззрения, духовные, ценностные, религиозные ориентации.
Религия принадлежит к тем духовным явлениям, которые сопровождают человечество на всём пути его истории. На протяжении многих веков, до сегодняшнего дня, все важнейшие события в общественной и частной жизни освящены религиозными обрядами.
Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, какое будущее ждёт тысячелетние традиции и культы. Тем не менее, несомненно, одно: без религии, без учета её влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.
Поэтому сегодня есть безусловная необходимость в присутствии церкви в сложном мире светских реальностей.
В настоящее время всё более актуальной и привлекающей внимание исследователей становится проблема «экология и религия».
«Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией», пишет американский исследователь Л. Уайт.
Отношение к миру, к природе в той или иной мере присутствует во всех религиозных концепциях, в некоторых религиях есть особые предписания, особые поведенческие нормы, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме.
В основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе как творению Бога и милосердное отношение к живым существам.
Сейчас во многих религиях происходит новое осмысление отношений человека и природы в связи с необходимостью решения стоящей перед человечеством экологической проблемы.
Экологизация мировых религий связана с их способностью, сохранив традиционное общество, приспособить его к решению современных экономико-технологических, политических и других задач.
Последовательно экологичны все религии в воспитании скромного образа жизни и ориентировании верующих не на материальные, а на духовные ценности, т. е. в преодолении безответственного потребительства.
Религиозные ориентации, формирующие определённое отношение человека к природе, могут быть рассмотрены и как причины разрушительного воздействия человека на природу, и как та форма, которая активно способствует переориентации человеческого сознания в его отношении с природой.
Л. Уайт ещё в 1967 г. усмотрел в христианстве исток идеологии покорения природы, приведшей, в конечном счёте, к экологическому кризису современной цивилизации. Выход из кризиса он видел в построении экологической этики на базе францисканства учения одного из отцов церкви Франциска Ассизского.
Представления Уайта вызвали широкий резонанс и острую полемику о роли религии во взаимоотношениях человека и природы среди западных философов, историков, религиеведов, теологов.
Одни из них (Д. Пассмор, П. Сингер и др.) поддержали оценки Л. Уайта и развивали мысль о том, что христианство исток нового отношения человека к природе, которая, будучи лишена священности, рассматривается как кладовая ресурсов, отданных в распоряжение человека.
Другие, например, Р. Атфилд, полагали, что христианство, напротив, устраняет деспотический и антропоцентрический взгляд на природу.
Известный историк А. Тойнби, определяя религиозные основания современного экологического кризиса, связывал их с победой монотеистической религии над пантеизмом и усматривал лекарство, предоставленное человечеству, в возврате от монотеизма к пантеистическому мировоззрению, прежде всего к синтоизму и даосизму.
Д. Хьюз и Д. Родмэн усматривали в язычестве и в языческом натурализме способ преодоления экологических проблем современной цивилизации.
Такая разноголосица мнений относительно духовных истоков экологического кризиса и путей его преодоления от возрождения неоязычества до обращения к восточным культам, заставляет задуматься над тем, каково же влияние мировых религий на ценностные ориентации человека относительно природы, как определяется место человека в природе и его отношение к природе в многообразных формах религиозного сознания.
Рассматривая религию в аспекте антропоэкологической концепции, необходимо подчеркнуть, что религия оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на фундаментальные характеристики человеческого общества: организацию быта, нравственность, общественное здоровье, культуру, науку, экономику.
Религия также может быть рассмотрена как социальный институт, поскольку это сфера культурной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого существования.
«Религиозные ценности, полагал Л. Уайт, исходя из своего знания истории, в динамике культурных и социальных перемен являются основополагающими».
Очень важно и то, что религия выполняет функцию регулятора общественного поведения. Религия предполагает не только отношения человека к Богу (или богам), но и к окружающим его людям, и к миру в целом. Действительная вера раскрывается человеком в его деятельности.
Институциализированные религиозные организации имеют много приверженцев почти 90 % населения мира исповедуют одну из главных религий, а потому они могут задавать образцы для подражания, указывая, какие поступки достойны похвалы и уважения, нравственны.
Они вправе привлекать внимание к сомнительным в нравственном отношении обстоятельствам.
Религия может успешно противостоять фатализму.
Она способна вселять надежду.
В её власти сделать более очевидными те узы, которые связывают человека с природным миром, напомнить, что Земля наш общий дом.