Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем. Монография / Л.В. Попова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 192 с.
В монографии рассмотрены проблемы становления и развития высшего профессионального экологического образования в нашей стране: социальные и методологические предпосылки формирования направления в образовании, противоречия и недостатки первых экологических специальностей, а также концептуальные основы содержания современного высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности. Анализ государственных документов, литературных источников и мнения экспертов позволил выделить четыре этапа в становлении и развитии высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности в России. Для каждого этапа определены основные противоречия и указаны пути их решения. Значительное внимание уделено компетентностному подходу в современном экологическом образовании.
В приложении монографии приведены интервью с известными российскими учеными, внесшими значительный вклад в развитие высшего профессионального экологического образования в нашей стране.
Книга представляет интерес для широкого круга специалистов, преподавателей и студентов, занимающихся вопросами экологического образования и просвещения.
Оглавление
Введение | 6 |
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ПАРАДИГМЫ В XX ВЕКЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 9 |
Глава 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 31 |
Глава 3. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА | 64 |
Заключение | 93 |
Список литературы | 95 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
Как все начиналось (воспоминания людей, стоявших у истоков создания системы высшего профессионального экологического образования в нашей стране) | 101 |
В.И. Гаранин | 101 |
В.А. Зайцев | 109 |
Д.Н. Кавтарадзе | 114 |
Н.С. Касимов | 142 |
Н.Н. Марфенин | 149 |
B.C. Петросян | 156 |
Н.Ф. Реймерс | 161 |
А.В. Смуров | 170 |
Г.А. Ягодин | 181 |
Введение
Обеспечение качества современного высшего профессионального экологического образования во многом определяется историко-педагогическим анализом его становления и развития, который позволяет выявить предпосылки его возникновения, выделить исторические этапы формирования, раскрыть основные противоречия и определить пути его дальнейшего совершенствования. Становление и развитие профессионального экологического образования в высшей школе России рассматривается как процесс возникновения и оформления первых самостоятельных экологических специальностей с последующими закономерными изменениями их качественного состояния, то есть последовательного перехода к более совершенным формам и приобретения новых признаков. В настоящее время поиск стратегий модернизации высшего профессионального экологического образования является актуальной задачей, так как подписание Болонского соглашения (1999 год) предопределило вхождение России в 2010 году в единое европейское образовательное пространство и потребовало глубоких преобразований в системе образования в целом.
Подготовка профессиональных специалистов-экологов, начавшаяся в нашей стране в 1983 году с открытия специальности «Экология и охрана окружающей среды» в РХТИ имени Д.И. Менделеева, имела социальные и методологические предпосылки. Основы природоохранного образования в СССР стали формироваться в начале 1960-х годов, правопреемником которого стало затем экологическое образование. Значительное влияние на развитие экологического образования оказали Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года в г. Стокгольме и Тбилисская Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (1977 год).
Правовой основой развития системы непрерывного экологического образования в России стал Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», введенный в действие 19 декабря 1991 года. Принятые в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) решения ускорили становление и развитие системы высшего профессионального экологического образования. С этого момента экологическое образование реализуется по двум направлениям: фундаментальному (естественно-научному) и прикладному (техническому), где особое положение отводится фундаментальному, так как оно создавалось заново на основе интеграции различных дисциплин. Однако до сих пор не был проведен анализ противоречий развития высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности, и вместе с тем окончательно не решены вопросы определения его содержания.
На экологическое образование возлагается также большая ответственность за развитие новой модели образования образования для устойчивого развития (ОУР). После принятия в 2005 году «Стратегии Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН для образования в интересах устойчивого развития», а также после рассмотрения рекомендаций парламентских слушаний «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития» (25.05.2006) высшее профессиональное экологическое образование естественно-научной направленности в нашей стране становится базой для разработки научных основ устойчивого развития и проводником этих идей в жизнь (Марфенин, Попова, 2006). В настоящее время все чаще употребляется термин «экологическое образование в интересах устойчивого развития» (ЭОУР), которое рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественно-научных, гуманитарных и технических предметов (Захлебный, Дзятковская, 2008; Аргунова, 2010). ЭОУР отводится надпредметная функция в образовании, способствующая развитию ключевых компетенций, которые являются результативно-целевой основой образования.
Однако еще не проанализирован опыт развития высшего профессионального экологического образования в нашей стране, что является весьма актуальным с учетом необходимости модернизации высшего образования в стране в целом. Одновременно современное положение в высшем профессиональном экологическом образовании естественно-научной направленности с доминированием географической составляющей идет без учета истории развития экологического образования, что может привести к повторению пройденных ошибок. Поэтому основной задачей данной монографии был всесторонний анализ противоречий и недостатков становления и развития высшего профессионального экологического образования в нашей стране.
В монографии последовательно рассматриваются вопросы становления природоохранной парадигмы как предпосылки развития высшего профессионального экологического образования, противоречия и недостатки формирования и развития системы экологического образования, а также современные проблемы высшего профессионального экологического образования естественнонаучной направленности. В приложение вынесены материалы интервью и личных заметок ученых и преподавателей, непосредственно участвовавших в создании системы высшего профессионального экологического образования в нашей стране. Как правило, только время позволяет увидеть, выделить и оценить главное в большой ежедневной и кропотливой работе. В высшем профессиональном экологическом образовании естественно-научной направленности за пятнадцать лет выкристаллизовалось основное базовое содержание, которое складывалось из работы многих людей, чью деятельность можно рассматривать как закладку кирпичиков при строительстве здания, и оно близко к завершению. Но всегда будет оставаться потребность во «внутренней отделке» этого здания в совершенствовании форм и методов экологического образования, в дополнении программ курсов, востребованных временем.