Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации
Книга крупным планом

Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации / под общ. ред. Д. В. Моргуна – М.: МДЭБЦ, 2011. – 180 с.

Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации

В издании освещены основные возможные направления психолого-педагогической деятельности, приведены нормативные документы, предложена профессиональная документация, алгоритмы сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Описан процесс психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности, даны соответствующие методики. Предложены практические рекомендации по психологическому консультированию педагогов, обучающихся и родителей.

Издание предназначено для педагогов-психологов, может быть также полезно для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, административных работников – участников учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1. Нормативные документы, регулирующие деятельность педагога-психолога7
Положение о службе практической психологии в системе департамента образования г. Москвы7
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России11
Конвенция о правах ребенка (выдержки) 16
Декларация прав ребенка (выдержки) 28
Семейный кодекс Российской Федерации (выдержки) 30
ГЛАВА 2. Реализация деятельности психолога в дополнительном образовании детей34
2.1 Работа в учебных группах как система поддержки образовательного процесса и развития ребенка и коллектива36
Программа деятельности психологической службы "Формирование общеучебных навыков и здоровья обучающихся" 39
Программа деятельности психологической службы44
2.2 Работа по формированию социально-психологических характеристик детского коллектива47
2.3 Мониторинг педагогической эффективности50
2.4 Психологическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности52
ГЛАВА 3. Опыт психологического сопровождения зколого-биологической направленности в дополнительном образовании60
3.1 Психологическое сопровождение экологических программ и модулей60
3.2 Социальные опросы65
3.3 Работа с образами природных объектов и анималотерапия67
ГЛАВА 4. Психосоциальная работа73
Программа психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии74
ГЛАВА 5. Психологическое консультирование78
5.1 Горячая линия для подростков и молодежи78
5.2 Консультирование по запросу в дополнительном образовании78
5.3 Проективные методики82
ГЛАВА 6. Диагностические методики в помощь практикующему психологу дополнительного образования112
6.1 Диагностика проектно-исследовательской деятельности112
6.2 Диагностика социально-психологических характеристик детского коллектива136
6.3 Методики для диагностики морально-нравственных показателей обучающихся143
ГЛАВА 7. Игры и упражнения для работы с учебными группами151
7.1 Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков школьников, их адаптацию к коллективу, развитие групповой сплоченности и толерантности. Банк приемов саморегуляции151
7.2 Игры, упражнения на развитие творческих способностей158
7.3 Подвижные игры и релаксационные упражнения160
7.4 Тренинги 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ176
ЛИТЕРАТУРА176

3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И МОДУЛЕЙ

Поэтому, как только в центре появляется что-то новое и интересное в области экологии, психологическая служба проводит мониторинг освоения таких нововведении, выявляя, например, достоинства и слабые места образовательных программ с психолого-педагогической точки зрения. Гак, в 2009-2010 учебном году в экспериментальном режиме проводилась апробация образовательных модулей, являющихся дополнением к общеобразовательному курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». В учебных объединениях МДЭБЦ основные идеи устойчивого развития и экологии городской среды внедрены в форме модулей в программы дополнительного образования.

В 2009-2010 учебном году модули были внедрены в 4 образовательные программы. Психологами проводилась оценка с точки зрения формирования некоторых ключевых качеств учащихся, являющихся показателями развития экологической культуры и личностного роста.

Отбор психолого-педагогического инструментария для мониторинга экологической компетентности младших школьников проводился на основе следующих принципов:

– научности и объективности,
– гуманизма,
– технологичности (легкость проведения, легкость обработки),
– системность экологического образования и воспитания как процесса.

В связи с этим, необходимо осуществлять качественный мониторинг процесса формирования экологической компетентности школьников, разработать его критериальный аппарат.

В рамках мониторинга результативности деятельности участников ГЭП «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития» некоторыми основными интересующими нас критериями были:

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК личности

При определенной технологии проведения диагностики, младшие школьники (обучающиеся 2х из 4х внедренных модулей) могут воспринимать методики «ЭЗОП» и «Альтернатива» (74).

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП». Направлена на исследование тина доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («Этическая») и как объект пользы («прагматическая»). «ЭЗОП» – это «эмоции», «знания», «охрана», «польза».

Методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива». Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ, РЕФЛЕКСИЯ личностного РОСТА и РАЗВИТИЯ

Методика «Цветик-семицветик» (составлена И. М. Витковской). Ее целью было установить направленность интересов обучающихся. Интересно отметить, Что, несмотря на то, что она рассчитана на младших школьников, ее успешно можно использовать для простой экспресс диагностики старшеклассников.

Каждый формулирует 7 желаний и ранжирует их. Для анализа результатов удобно составить таблицу:

Таблица 3. Направленность интересов обучающихся.

Фамилия, Имя Желания
для себя для родных и близких для класса и школы для всех людей
         
         

В качестве альтернативы методики диагностики склонности к сопереживанию Юсупова, для младшего школьного возраста предлагаем методику « Цветовой тест отношений» (ЦТО).

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УМЕНИЙ И НАВЫков ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для диагностики учебных модулей нами была предложена экспертная оценка педагогов.

Таблица 4. Анкета экспертной оценки результативности внедренного модуля.

ФИО
обучающегося
Диагностируемые умения, навыки
ЗУН (знание конкретного материала, терминологии, фактов, критериев), владение специально-экологическими компетенциями Понимание преобразование материала из одной формы в другую, объяснение, краткое изложение Применение изученного материала в конкретных условиях или новой ситуации, прогнозирование дальнейшего хода событий Оценка
Демонстрация собственных суждений на основе имеющихся знаний, эмоций, переживаний
         
         

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) (14). Предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Нами данная методика использовалась только для младшего школьного возраста. Полученные результаты показывают, что внедрение модулей в образовательные программы вызвало повышение мотивации обучающихся к данному предмету, а также способствовало расширению исследовательского компонента программ.

Как пример психологического анализа специализированных программ демонстрируем отчет:

Результаты диагностики личностного роста показали, что у подавляющего большинства учащихся, занимающихся по программам с экологическим содержанием, изначальная направленность личности на себя сменилась на менее эгоистические тенденции. Так, общекультурные компетенции, получаемые обучающимися, сориентированы на применение «для всех людей» в среднем V 25% учащихся, осваивающих модули по устойчивому развитию; у 22% учащихся – «для родных и близких». При этом слабо развита направленность «для класса и школы», что свидетельствует о недостаточной выработке коммуникативных компетенций, об отсутствии адекватной самоидентификации учащихся как части ученического коллектива.

В отношении учащихся к природе и окружающей среде в целом прослеживается снижение уровня прагматической с заметным ростом когнитивной мотивации после освоения указанных образовательных модулей. Таким образом, можно предположить, что изучение материалов по устойчивому развитию сориентировало учащихся на важность эмпирического (практического) познания окружающей среды и сформировало негативную установку к потребительскому отношению к природным ресурсам. Нужно отметить отсутствие эстетического подхода к природе у двух объединений, которое не менялось при освоении модуля.

Сходная тенденция проявляется при диагностике экологических установок личности. При реализации всех модулей отмечается снижение прагматической установки; прогрессируют познавательная и этическая установки обучающихся. Наиболее эффективным с точки зрения формирования учебно-познавательной и информационной компетенции оказались модули «Биоэкологические исследования» и «Экология городской среды». При внедрении этих модулей рост отдельных индикаторов учебно-познавательной и информационной компетенции наиболее явный и значительный. Эффективным оказалось внедрение модуля «Эволюция Земли и жизни на ней в контексте концепции УР»: модуль был внедрен в соответствующую по профилю программу палеонтологии. Установлено, что внедрение проблематики устойчивого развития оказало большое воздействие на становление информационных компетенций обучающихся, повлияло на развитие навыков командной работы и выработке командных решений в комплексных ситуационных заданиях.

Наблюдается положительная динамика в формировании ключевых общеобразовательных компетенций, ЗУН, общекультурных компетенций. Наибольший интерес у нас вызвали показатели ценностных ориентиров обучающихся.

Несмотря на положительную динамику в сторону- ориентации на семью и социум, мы считаем важным для психологического сопровождения ГЭП «Формирование ключевых общеобразовательных компетенций учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития» обратить внимание на некоторый эгоцентризм обучающихся, которые стали участникам диагностики. Доминирующей является ориентация на себя, меньше 30% ответов соответствуют ориентации на близких людей и семью, меньше 20% на всех людей и общество.

Наблюдается положительная динамика в области экологической мотивации и экологических установок личности. Результаты по методикам «ЭЗОП» и «Альтернатива» коррелируют друг с другом. Вырос уровень когнитивного типа мотивации, когнитивной установки личности; в обоих снизился уровень прагматической мотивации и прагматической установки.

Экспертная оценка внедренного модуля показывает, что формирование учебно-познавательной и информационной компетенции обучающихся связано с их возрастом и количеством учебных часов, отводимых на модуль. Чем старше обучающиеся и чем больше часов занимает внедренный модуль, тем выше уровень сформированности учебно-познавательной и информационной компетенций. Мы считаем целесообразным внедрение модулей в учебные объединения, которые посещают именно ученики старших классов.

Таким образом, наиболее перспективными с точки зрения формирования ключевых образовательных компетенций, а также, в частности, для становления экологической компетентности для реализации в системе дополнительного образования являются модули «Биоэкологическне исследования» и «Экология городской среды». Модуль «Эволюция Земли и жизни на ней в контексте концепции устойчивого развития: экологические кризисы» является эффективным с указанной точки зрения для образовательных программ естественнонаучной направленности. Все модули успешно прошли апробацию и диагностическое изучение их результативности, и могут быть рекомендованы к преподаванию в качестве дополнения к общеобразовательным программам по экологии и устойчивому развитию, а также в составе программ дополнительного образования в виде самостоятельного раздела.

В своем учреждении вы также можете заниматься подобной работой, полезной для анализа учебного процесса. В данном разделе нас интересовала психологическая поддержка экологического образования.

Исходя из специфики вашего учреждения, вы можете проводить аналогичную работу в соответствии с алгоритмом:

АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЯЕМЫХ ПРОГРАММ

1. Определение параметров развития, на которые направлена программа, проект, модуль и т. п.

2. В соответствии с тем, что развивает у обучающихся новая программа, определение критериев для психологической диагностики.

3. Подбор психологического инструментария по каждому критерию.

4. Составление графика для проведения диагностики, организационные моменты.

5. Диагностика, сбор данных.

6. Анализ полученных данных.

7. Рекомендации.

Поиск