|
Покровская О.В. Библиотечный мониторинг экологической культуры, размышления по поводу… //Библиотековедение. 2002. №3. с.18
«Мы столь радикально изменяли нашу среду, то теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя»
Н.Винер
«Повернись к мирозданию лицом»
Н.Заболоцкий
20 ноября 2000 года в Государственной Думе РФ шли парламентские слушания. Обсуждался, по инициативе группы депутатов Комитета по экологии, проект закона «Об экологической культуре». Прежде, чем этот проект попал на парламентские слушания, он неоднократно рассматривался на Высшем экологическом совете Комитета по экологии Государственной Думы РФ.
Участвуя и в предварительном обсуждении проекта закона на Высшем экологическом совете и парламентских слушаниях, я всё больше убеждалась в сложности той проблемы, которую настойчиво осмысливают учёные, политики, общественные деятели, экологи-практики, пытающиеся решать экологические проблемы, педагоги всех уровней, просветители.
На протяжении долгих лет отслеживая научную, научно-популярную литературу, публикации в периодических изданиях экологической направленности, располагая сконцентрированным в Российской государственной юношеской библиотеке богатым опытом библиотек в области экологического просвещения, я научилась рассматривать и экологические проблемы, и образовательно-просветительскую деятельность в этой сфере, с точки зрения прежде всего работника культуры, библиотекаря.
За двадцать лет существования нашего отдела, а теперь Центра, произошли такие значимые перемены как в подходе к решению самой экологической проблемы, так и в образовательной и просветительской сфере этой области, которые требуют от нас библиотекарей (и не только) совершенно нового подхода осмысления своей деятельности и роли, которую должны сыграть библиотеки в этой области культуры. Идёт на первый взгляд удивительный процесс слияния двух понятий «экология» и «культура».
Проникновение экологической терминологии в сферу культуры уже стало закономерным. Министерством культуры РФ создан Центр мониторинга отечественной культуры (МОК) на телеканале культура идёт передача «Экология литературы». Такие понятия, как «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение» и многие другие понятия органично входят в философские социокультурные науки.
Издаётся литература, рассматривающая языки экологической культуры, которые включают в себя такие проблемы как роль искусства (художество) в экологической культуре, нравственность и экологическая этика. Очерчивается пространство экологической культуры: разнообразие в природе и обществе, национальные экосистемы и экокультуры, особенности экокультуры России.
Целые главы книг посвящаются проблемам человек в мире: «экология сотрудничества», «экологическая культура ради стратегии будущего», «обозревание для экологической культуры мира»1. Всех соединений понятий «экология» и «культура» не перечесть.
Быть может процесс глобализации затрагивает десятилетия сложившиеся понятия, которые видоизменяясь приобретают более широкий смысл, заставляют по-новому понимать те или иные явления. Если это так то это конечно связано с вступлением человечества в третье тысячелетие «стремительно происходящие глубокие перемены во всём укладе жизни человечества». Такую характеристику нового времени дал президент В.В. Путин2. В своей статье «Россия на рубеже тысячелетия», характеризуя становление нового общества он подчеркнул два момента, которые беспокоят человечество «Первый заключается в том, пишет президент, что происходящие перемены несут с собой не только новые возможности улучшения жизни людей, но и новые проблемы и опасности. Раньше всего и наиболее отчётливо они проявляются в экологической сфере… ко второму тревожащему моменту, что благами экономического развития пользуются не все страны, а лишь небольшое количество государств, где проживает так называемый «золотой миллиард».
Второй так же неразрывно связан с экологической проблемой. Поскольку целью статьи является рассмотрение роли библиотек России в формировании экологического мониторинга другие положения, высказанные в указанной статье не приводятся.
В научных трудах и публикациях видных учёных страны экологическая проблема обсуждается очень активно и мнения учёных и государственных деятелей о путях решения её далеко не однозначны. Так бывает всегда, когда наука начинает развиваться ускоренными шагами. Экология, достаточно ещё молодая наука в своём развитии, подвергается всестороннему научному анализу. Борьба за улучшение экологической ситуации в мире идёт как в верхних слоях политики, науки, так и на уровне рядовых людей, выживание которых на планете зависит от чистого воздуха, воды, почв, т.е. экологически чистой окружающей человека природной среды.
Участвуя в решении экологических проблем все стороны государственного управления давно пришли к выводу, что стабилизировать состояние окружающей среды нельзя только политическими, экономическими, правовыми и другими путями, несвязанными с мировоззрением человека, необходимо решать проблему гармонизации отношений в системе: человек-общество-природа. Решать эту проблему человек начал с того момента, когда стал человеком. История развития человечества это история его взаимоотношений с природой и на разных этапах истории эти отношения складывались по-разному. Но всегда человек зависел от природы, а она зависела от него.
Понимание этого непреложного факта ведёт за собой анализ, или мониторинг той деятельности библиотек в области экологического просвещения, который есть сейчас и какой он должен быть.
Сегодня уже нельзя заниматься экологическим просвещением заштампованными формами и методами, нельзя жить в прошлом не видя сегодняшнего дня и не осмысливать возможность перспективы.
Если обратиться к литераторам и поэтам: Ф. Тютчеву, М. Лермонтову, А. Пушкину, К. Бальмонту, А. Блоку, А. Фету, М. Цветаевой и другим мыслителям можно найти тут верный путь по которому может пойти экологическая культура. Это своего рода мониторинг наших возможностей в очень сложной эколого-просветительской деятельности.
Вдумываясь в сказанное или раскрывая их сокровищность мыслей мы встречаемся с такими поворотами в характеристике человека, о которых раньше и не слышали, а если и слышали, то не придавали им значение.
«Всякий народ,- писал Пётр Чаадаев, несёт в самом себе то особое начало, которое накладывает свой отпечаток на его социальную жизнь, которое направляет его жизненный путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества; это образующее начало у нас элемент географический, вот чего и не хотят понять; вся наша история продукт природы того необычного края, который достался нам в удел"3.
"География русской души» так называется глава4, в которой русские писатели В. Ерофеев, А. Чехов, Н. Бердяев раскрывают влияние широких природных просторов России на его душу.
Сравнивая русского человека с западноевропейским Н. Бердяев говорит, что его душе тесно, а не просторно, всё у него должно быть рассчитано и правильно распределено, шири нет ни вокруг него, ни в нём самом.
Такой экскурс в философию писателей и мыслителей необходим, чтобы понять, что мировоззрение человека, нашего читателя определяется его историческими корнями и той природной средой, в которой он вырос. География души присуща всем жителям России вне зависимости от его национальности: широкие сибирские просторы и суровые погодные условия якутов, ненцев, хантов, их образ жизни, их культура настолько связаны с окружающей средой, что её разрушение ведёт к исчезновению этноса, а значит и культуры.
Возрождение культуры предков, их отношение к природе сегодня находят горячий отклик в сердцах ныне живущих там. И вся работа библиотек по существу направлена на то, чтобы сохранить свой образ жизни, свою культуру, а это значит защитить природу.
В библиотечном деле этот фактор должен наполниться конкретным содержанием, только понимая психологию читателя можно целенаправленно с ним работать.
А пока непонимание содержания двух уже вошедших в жизнь понятий » экологическая культура» на каждом шагу.
Мы провели эксперимент. Собрали группу библиотекарей разного уровня, и предложили им вопросы для дискуссии, сформулированные одним из учёных, вопросы определяющие составные части проблемы «Экологическая культура». Дискуссии не получилось. Да, наверное, и не могло получиться, потому что наше сознание библиотекарей адекватно сознанию служителей образовательной сферы. По существу мы ретранслируем темы, связанные с экологией, изучаемые в учебных заведениях. И не делать это не можем, это одна из наших главных функций, удовлетворять запросы учащейся молодёжи. Мы расширяем рамки учебника и помогаем им овладеть экологическими знаниями, а они на 80% составляют естественно-научные знания. В новой концепции 12-летней школы констатируется факт отсутствия возможности для общения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее учащимися знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает целостности образования. Это подчёркивают сами образователи. Но удивительно то, что кроме общих трудно понимаемых научных определений, не указаны в концепции решения этой проблемы. Среди рекомендованных предметов экология отсутствует. Министерством образования предмет экология снят. О формировании экологической культуры в программах учебных заведений ни слова.
Не думаю, что это какие-то злонамеренные действия. Это было бы самым простым объяснением.
Думаю дело в самой проблеме экологической, многогранной, многопредметной, требующей как от каждого человека, так и от правительственных, общественных организаций таких действий, а значит и такого уровня сознания, которое сейчас ещё не сформировалось. Решение этой проблемы зависит от очень многих факторов, и прежде всего от переустройства мира, которое пройдёт через угольное ушко экологии. Просто ждать этого никто не намерен, ибо ожидание и бездействие смерти подобно.
И не ждут: правительственные органы в каждой стане ищут свои пути, общественные организации и экологическое движение свои, образование всё время спотыкаясь, бьются за экологию по своему, а нам, просветителям, работникам культуры надо сделать свой выбор. Он должен быть единственно правильным формирование экологической культуры у всех слоёв населения.
Наверное, потому что библиотеки те учреждения культуры, которые имеют несомненные преимущества своим информационным потенциалом и возможностями привлечения народа к экологической культуре. Уникальная роль библиотек известна: информационные базы, демократичность, выражающаяся в доступности к информации и возможности дать читателю разные точки зрения на одну и ту же проблему, широкая, все проникающая, доходящая до рядового гражданина библиотечная сеть и, наконец, целая армия образовательных кадров служителей делу культуры.
Вернусь к парламентским слушаниям. Не останавливаясь на предыстории этого закона, слушая участников обсуждения, а это не только депутаты, но и широкий круг образователей, практиков и учёных. Со многими из них, Центр экологической культуры РГЮБ, прошёл многолетний путь исканий ответа на вопрос как современный человек должен осмысливать свою роль в окружающей его природной среде, частью которой он является. Каково должно быть образование, являющееся частью культуры это многоплановая аура культуры, каково должно быть просвещение, каковы должны быть формы и методы библиотечной работы, формирующие экологическое сознание малыша, зрелого или уже взрослого человека. Здесь совершенно очевидно, что каждый из них решает по-своему эту проблему и реализует её на практике.
Можно иметь не одно высшее образование, так и не поняв свою ответственность за жизнь своего и будущего поколения. Это и есть факт сегодняшнего дня.
Вот уже семь лет с 1995 по 2002 год идут смотры-конкурсы библиотек России по экологическому просвещению. Каждый из них, а их было уже три, приносит материалы, изучая которые можно смело утверждать мы делаем шаги вперёд, мы уходим, хотя ещё не совсем ушли, от отдельных мероприятий к созданию целостной системы экологического просвещения.
Составляются проекты, программы, концепции и что примечательно, в разных типах библиотек от региональной научной до сельской, улусной.
Мы уже влились в общую эколого-образовательно-просветительскую систему страны, мы заняли там своё место.
У нас есть, как теперь говорят, продвинутые библиотеки в этой области деятельности.
В Орловской области Буторовский сельский филиал Кромской ЦБС работает совместно с сельской администрацией по комплексной программе «Живи, Земля!». Она предусматривает повышение экологической культуры населения, формирование активной жизненной позиции в деле охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, ориентирование на духовные ценности.
В Иркутской областной и Бурятской республиканской юношеских библиотеках ведутся исследования в области формирования экологического сознания у молодёжи. Недавно они провели экологический марафон в защиту Байкала.
В Центральной районной библиотеке им. М. Дорджу, Овьюрский кожун, село Хакедочайты Республики Тыва возрождаются экологические традиции тывакцев (населения).
В центральной городской библиотеке Кирово-Чепецка разработана оптимальная модель развития учения академика Д. С. Лихачёва экология культуры. Она названа «Познание продолжается…»
Вологодская научная библиотека уже третий год осуществляет программу «Природное и культурное наследие Вологодчины». Здесь проводятся межрегиональные научно-практические конференции.
Победителями в 3-м Всероссийском смотре-конкурсе стали:
- Кирово-Чепецкая центральная городская библиотека за инновационный подход в разработке и реализации в библиотечной практике темы «Экология культуры» и создание на этой основе экспериментальных баз в филиалах.
- Вологодская областная научная библиотека им. И.В. Бабушкина за разработку и внедрение библиотечной программы «Культурное и природное наследие Вологодчины.
- Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. Герцена за инновационную программу становления сети библиотечных центров единого информационного экологического пространства местного сообщества.
- Брянская областная научная библиотека им. Ф. Тютчева за создание системы экологического просвещения населения в условиях радиационного загрязнения.
- Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горькогo г. Нижний Новгород за разработку и реализацию целевых экологических проектов, направленных на формирование экологической культуры дошкольников и читателей младшего школьного возраста.
- Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П.Уткина за комплекс научных исследований в области экологического просвещения молодёжи, инициативу в проведении экологического марафона «Байкал объект всемирного природного наследия».
Думаю, перечисление за что они победили дипломы Победителя даёт полную информацию об уровне работы достигнутом уже многими библиотеками. Их 24 победителя, но за ними идут лауреаты.
Экспертная группа переживала мучительное время время рассмотрения конкурсных материалов. Так хотелось всех включить в группу победителей. Это означало, что на подходе всё новые и новые библиотеки, где дело экологического просвещения решается на профессиональном уровне. И главное, что придаёт нам силу это то, что мы теперь не одни.
Значимость библиотек в деле формирования экологической культуры активно поддерживают Министерства: Культуры РФ, Природных ресурсов РФ, Государственная Дума РФ, Российской Академии государственной службы президента РФ, Образования РФ, учёные, разрабатывающие проблему «экологическая культура». С нами все региональные подразделения названных Министерств и депутатских образований. Спасибо всем за понимание и конкретную помощь.
Недавно произошло для нас большое событие, отдел экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки решением коллегии Министерства культуры РФ был преобразован во Всероссийский библиотечный научно-методический Центр экологической культуры. Это очень ответственно.
Я не посчитала нужным в этой статье рассматривать нерешенные проблемы. Это, на мой взгляд, цель другой статьи.
Культура по толковому словарю совокупность материальных и духовных ценностей.
Уровень культуры определяет состояние общества, человека, его мышление, умение хозяйствовать. Каждый раз мы, употребляя слово «культура» даём характеристику явлению, поведению и т. д. Культура хранит память о прошлом и предвидит будущее. Вот этому мы и посвящаем себя ей.
Примечания:
- Глазачев С.Н., Козлова О.Н., М.; Горизонт, 1997. с.203.; Мазур И.И. и др. М; Горизонт 2001, с.194.
- Российская газета, 1999 г., 31 декабря, с.4
- Геологический продукт обширных пространств. Пётр Чаадаев и разные мысли. 1828-1850-е (Хрестоматия по географии России).
- Образ страны: Пространства России/ авт. сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин.- М.: Мирос, 1994, с.26.
|