Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Публикации

Гирусов Э.В. Программа курса «Экология»


Целевая установка курса.

Предлагаемый вниманию студентов очного, заочного и вечернего обучения курс «Экология» рассчитан на 72 часа и включает в себя лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и итоговый экзамен.

Предмет курса составляет изучение законов саморегуляции биосферы и ее территориальных комплексов (биогеоценозов) и их использование человеком.

Задачей курса является преодоление давно сложившейся в науке и преподавании традиции изучать природные и социальные процессы как совершенно независимые друг от друга. Современная экологическая ситуация требует нового изучения социальных и природных явлений как сторон единой социоприродной системы. При этом важно, чтобы у студентов сложилось понимание того, что человеческое общество составляет часть биосферного целого (окружающей природной среды) и, следовательно, истинными законами социального развития могут быть только законы саморегуляции биосферы и ее территориальных целостных комплексов (биогеоценозов). Такая установка существенно противостоит сложившемуся в сознании людей менталитету о принципиальной специфичности законов общественного развития. Однако важно понять, что именно такая идеология привела человечество к глобальному экологическому кризису и опасности гибели цивилизации.

Преодоление экологического кризиса предполагает, прежде всего, преодоление губительных стереотипов в человеческом сознании, согласно которым отношение человека к природе состоит лишь в том, чтобы извлечь из нее необходимые для производства ресурсы и создавать окультуренные ландшафты. Такая антропоцентрическая, потребительская установка неизбежно обрекает природную среду на разрушение ее человеком и ставит под вопросом существование людей на планете.

Необходимо обеспечить такую подачу материала, чтобы в процессе преподавания происходила смена мировоззренческих установок с антропоцентрических на экоцентрические (или биосфероцентрические). В конечном счете и в этом случае речь идет о сохранении и улучшении жизни людей, но теперь уже опосредованно через поддержание и воспроизводство среды жизни на планете.

Значительная часть курса посвящена сопоставлению природных и социальных процессов в плане возможности их гармоничного совмещения и коэволюции как частей единой социоприродной системы. Рассматриваются основные направления, по которым должно идти такое совмещение всех видов человеческой деятельности с характерными особенностями биосферы как саморегулирующейся системы.

В связи с этим предпринят анализ таких направлений деятельности как экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, образовательная, воспитательная, а также международная.

В завершение курса рассмотрены основные положения концепции В.И. Вернадского о ноосфере и путях ее формирования экологически ориентированной деятельностью людей. Показаны объективно существующие предпосылки и необходимость такого направления исторического процесса эволюции земной поверхности.

Задачи перехода человечества к ноосфере рассмотрены в сопоставлении с основными положениями концепции устойчивого развития, принятой на глобальном форуме «Рио – 92» в качестве общеобязательной программы развития для всего мирового сообщества.



Программа курса «Экология»

(72 часа аудиторной и самостоятельной работы)



РАЗДЕЛ I. История развития взаимодействия общества и природы


РАЗДЕЛ II. Научные основы преодоления экологического кризиса


РАЗДЕЛ III. Экологическая культура и пути ее формирования


Список литературы


Тематика контрольных работ и рефератов по курсу «Экология»


Краткий словарь терминов и понятий по курсу «Экология»


Тематический план курса «Экология»


Примерная проблематика семинарских занятий и коллоквиумов.

Поиск