Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Дзятковская Е.Н. Человек в информационной среде: проблема экологической безопасности
Публикации

Дзятковская Е.Н. Человек в информационной среде: проблема экологической безопасности


Современный экологический кризис характеризуется опасным для биосферы истощением информационных ресурсов Природы (ее генофонда, биологического разнообразия). Одновременно происходит бурный рост и глобализация нового продукта развития человечества - социокультурной информации. Ее постоянно растущий объем достиг таких масштабов, что ее воздействие на людей можно рассматривать новым фактором окру-жающей среды, который требует биосоциальной адаптации современного человека. Процессы эти чрезвычайно сложны и неоднозначны по своим последствиям для людей, порождая новые проблемы экологии человека. Одной из центральных становится проблема информационной безопасности человека. В ней можно выделить два аспекта.

С одной стороны, это проблема воспроизводства информационных ресурсов для последующих поколений, то есть проблема безопасности генетической и этнокультурной информации человека как биосоциального существа. Обострились вопросы роста генетического груза населения, выживания малых народов, сохранения культурного наследия человечества.

С другой стороны, резко обозначились медицинские, нравственные, этические, правовые аспекты жизни человека в условиях его нового информационного окружения – то есть проблема безопасности человека в современной информационной среде. Информация стала эффективным средством мировой геополитики, «мирного» изменения социального устройства государства, вторжения в этнокультурные коды народов. Все чаще вста-ют вопросы о безопасности продуктов наукоемких производств, Интернета и т.д. Увеличивается число преступлений, основанных на нетрадиционном использовании информации, зачастую не описанном даже в законодательстве. Остро обозначились вопросы о последствиях влияния все возрастающих потоков информации на психику человека и связанная с ними проблема информационно-психологической безопасности личности. В обществе растет число информационных болезней (информационных неврозов, нарушения деятельности внутренних органов – сердца, желудочно-кишечного тракта, половых органов) Все большее распространение получает синдром хронической усталости. Для больших масс населения становится характерным состояние психологического утомления.

Резко обозначились негативные последствия учебных информационных перегрузок, выразившиеся в резком омоложении вегетососудистой дистонии, аллергий, нарушениях репродуктивной сферы, повышению риска рождения у сегодняшних школьников в будущем детей с психоневрологическими отклонениями.

Серьезность проблемы привела к интенсивному изучению феномена информационно-психологической безопасности в разных областях науки. Описаны психогенное, психотропное, психоаналитическое (внушение), нейролингвистическое (манипулирование, зомбирование), психотронное (экстрасенсорное), идеологическое воздействия информации на человека. Доказано, что для решения проблемы информационно-психологической безопасности учебного процесса необходим индивидуальный подход, педагогические системы обучения должны подбираться так же индивидуально, как и лекарства. Установлены популяционные и этнокультурные особенности работы человека с учебной информацией, а это значит, что обучать детей, проживающих в различных регионах большой страны надо по-разному.

Попытки решить современные проблемы информационной безопасности человека только нормативными актами и запретительными мерами представляются недостаточными. Дело в том, что с каждым днем появляются все новые и новые риски для жизни человека, которые сегодня даже трудно себе представить. В этом нет ничего необычного. Окружающей среды без опасностей никогда не было и просто не может быть. Риски существовали всегда. Безопасность жизни человека обеспечивается не тепличностью окружающей его среды, а, прежде всего, его умением регулировать ее опасности и риски, управлять ими. Но такие умения надо формировать специально. Поэтому в обеспечении информационно-психологической безопасности человека сегодня на первый план выступают задачи обучения, воспитания и просвещения населения.

Реалии современного мира ставят перед библиотеками вопрос о рефлексии ими своего места и роли в зарождающемся информационном обществе, о вкладе в обеспечение информационной безопасности населения.

Представляется, что в экологическом образовании библиотекарей проблематика, связанная с информационной безопасностью человека, должна стать приоритетной.

Темы для обсуждения:

• Современный экологический кризис. Проблема безопасности генетической и этно-культурной информации человечества. Возможные направления ее решения. Роль библиотек.
• Новое информационное окружение современного человека. Механизмы влияния на здоровье. Проблема информационно-психологической безопасности человека. Роль библиотек в ее решении
• Способы предупреждения информационных перегрузок, связанных с процессом обучения, с профессиональной работой с информацией. Как выработать индивидуально-рациональный стиль работы человека с информацией?
• Педагогические технологии в структуре комплексного лечения ряда заболеваний ребенка. Как придать работе с информацией индивидуально-оздоровительный характер?
• Правила психологической безопасности межличностного общения. Конфликтные жизненные ситуации и пути выхода из них.
• Информационно-психологические опасности, связанные со средствами массовой информации, криминальным использованием информации. Как снизить внушаемость? Как уберечь себя от манипулирования?
• Чрезвычайные ситуации. Психологическая помощь человеку.
Поиск