|
Статьи, доклады, лекции
Голиченков В.А., Гусев М.В., Корженевская Т.Г. и др. Одна из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, – биологическая неграмотность населения, её неосведомлённость в самых азах биологии
Голиченков В.А., Гусев М.В., Корженевская Т.Г. и др. Одна из угрожающих человечеству проблем, признанных ЮНЕСКО, биологическая неграмотность населения, её неосведомлённость в самых азах биологии. // Зелёный мир. №21-22. 2003. С. 9
Многим в силу их биологической неграмотности никогда не приходилось задумываться о том, что жизнь на Земле формировалась на протяжении миллиардов лет, что все существующие формы жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Человек и цивилизация существуют ничтожно малый промежуток времени в летописи Земли. Однако человеком создан разрушительный потенциал, способный уничтожить все живое в течение ближайших десятилетий или катастрофически за считанные часы.
Выход из такой ситуации один перемещение биологии с периферии современного мировоззрения в его центр. Речь идет о необходимости шагов в направлении пересмотра научной и культурной парадигмы с господствующим до сих пор убеждением в верховном положении человека на нашей планете (парадигма антропоцентризма) в пользу биоцентрического мировоззрения, утверждающего, что каждая форма жизни требует защиты вне зависимости от ее роли в жизни человека.
С позиции биоцентризма самоцелью развития всего на нашей планете является не человек, а все живое во всем его великом разнообразии, находящееся в труднодостижимом равновесии со средой своего обитания. Человек есть лишь часть этого разнообразия, созданного не им и принадлежащего не ему. Для преодоления возможных последствий антропоцентризма в основные законы всех стран следовало бы ввести положение о презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия живого. Потребности человека должны быть удовлетворяемы лишь постольку, поскольку они не затрагивают интересов многообразия жизни на Земле в целом.
Целесообразно ли в связи с этим сокращать школьные программы по биологии? По нашему мнению, речь может идти только об увеличении вклада биологии в образование на всех его уровнях. Более того, очевидно, что для преодоления биологической неграмотности следует разработать специальную систему биологического образования для небиологов, которая и должна стать преобладающей системой биологического образования. Новая система биологического образования должна содержать базовые биологические знания и обращаться к чувствам, рассудку и гражданской ответственности всех людей. Только так можно спасти человечество от бед, которые приносят биологическая неграмотность, экологическая нечистоплотность людей и излишества общества потребления.
Нам представляются недостаточными попытки введения (либо расширения) экологического образования для небиологов вместо биологического. Конечно, экологическое образование необходимо, однако это лишь часть образования биологического. Его предмет это чаще всего последствия взаимодействия человека с природой. Экологическое образование антропоцентрично, ограниченно, частно по отношению к образованию биологическому.
В социуме до сих пор господствует чисто антропоцентрическое понимание такого термина, как «ресурсы». Почему-то принято считать, что все богатство планеты полезные ископаемые, территория, водоемы, животные, растения, микроорганизмы есть «ресурсы для человека». Между тем «ресурсы планеты» существовали миллиарды лет до появления человека. Эти ресурсы служили сохранению и дальнейшей эволюции живого в целом (биоса). Мысль о «ресурсах для биоса», которые человек вправе использовать только в мере, необходимой для его сохранения как вида, одна из важнейших идей, которые должны быть включены в школьные программы биологического образования.
Еще одна идея, связанная с представлением о «ресурсах для биоса» и весьма важная для подрастающего поколения именно нашей страны, представление об особой миссии России в плане сохранения биоса планеты. Россия самая большая страна мира, страна-заповедник, страна пока еще во многом нетронутой тайги. Именно на бескрайних просторах таких стран, как Россия, обитает огромное количество диких видов, составляющих гигантскую биомассу, и это следует сохранять в первозданности во имя великого Равновесия в биосфере. Первозданная природа как биологический ресурс биоса, а не биологический ресурс для человека, вот основное богатство России.
«Биология и жизнь» таков мог бы быть лейтмотив нового интегрального биологического образования. Сведущие в биологии эксперты продукты обновленной системы биологического образования смогут принимать в XXI веке компетентные решения о мерах по сохранению планетарного биоса и планетарного Равновесия, о разумных пределах удовлетворения человеческих потребностей без ущерба для биоса. Вот почему мы считаем назревшей необходимостью увеличение, а не сокращение учебных программ по биологии в средних школах России.
|