Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Покровская О.В. Экологические дыры в экологической информации
Публикации

Покровская О.В. Экологические дыры в экологической информации


Сегодня в мировом сообществе, обеспокоенном угрожающим для жизни человека состоянием природы, значимое место принадлежит библиотекарю, как носителю экологических знаний.

Это место было определено и оценено великим учёным, мыслителем Николаем Константиновичем Рерихом. Его слова именно сейчас, в эпоху информатизации, звучат особо актуально. Библиотекарь, – говорил он в обращении к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке в 1930 году, – первый источник красоты и знания... Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам. В этом лабиринте бумажных ледников, далее продолжал он, снежная слепота может поразить неопытного путника. Но библиотекарь знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

Снежная слепота неопытного путника теперь уже мирового информационного океана опасна, особенно в области экологических проблем. Сегодня речь необходимо вести об отборе информации, её влиянии на сознание человека, а значит, и на его жизненное кредо, ценности, которые определяют уровень экологической культуры как отдельного индивида, так и общества в целом.

В волнах Интернет-океана много мутной воды, в которую окунается и молодое поколение.

Библиотеки – единственные из всех учреждений культуры обладатели печатной и электронной информации ныне вынуждены взять на себя миссию отбора той информации, которая необходима каждому человеку для полноценной интеллектуальной жизни и жизни тех, кому принадлежит будущее. Отбор экологически значимой информации – дело непростое, требующее научного подхода. Он характерен уже для многих библиотек и присущ не только главным библиотекам субъекта федерации, но осознан и практикуется значительным числом муниципальных библиотек. В практику работы библиотек уверено входят социологические исследования в области информационных экологических интересов читателей, особенно молодых читателей, которые находятся в стадии формирования жизненных ценностей.

Библиотека-филиал №3 имени И. Шамова Тамбовской городской библиотеки провела микроисследование: «Интересы и потребности 14-летнего подростка в экологической информации». Собранные данные показали, что в этом возрасте очень трудно ориентироваться в потоке информации. Особенно сложно получить ответы, например, на такие вопросы: каковы причины сложившегося конфликта между человеком, обществом и природой или, что составляет содержание термина «экология». Часто употребляемое теперь словосочетание «экологическая культура» не находит должного отражения в информационных блоках новых технологий и картотечных вариантах. На вопрос, что такое экологическая культура, не могут ответить не только рядовые граждане, но и образованные люди.

Между тем, сейчас нам предстоит отвечать читателям и на более сложные вопросы. Это связано с осмыслением мировым сообществом стратегии устойчивого развития, выдвинутой Организацией Объединённых Наций.

Для гуманитариев сферы образования и просвещения необходимо концентрировать своё внимание на новых шагах, которые делают международные организации. Как известно, 29-30 июня 2004 года в Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялось заседание по подготовке государств к открытию Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.).

Образовательная стратегия устойчивого развития, разработанная Европейской экономической комиссией и комитетом по экологической политике, расширяет концепцию экологического просвещения. В образовании речь идёт о смене ориентиров и полном отходе от установки, предусматривающей обеспечение знаний для рассматриваемых проблем и отыскания её возможных решений. Необходимо открыть возможности междисциплинарного рассмотрения ситуации реальной жизни, то есть Стратегия предлагает педагогам отказаться от роли связанной только с передачей знаний, а учащихся от роли их получателя.

В информационной деятельности библиотек, полагаем, также следует сменить ориентиры.

Можно приводить множество фактов, свидетельствующих о том, что в информационном поле экологической направленности библиотеки читатель не находит ответа на волнующие его вопросы. Это обозначает, что выходящая литература и публикации в периодической печати отстают от интересов читателя, а это в свою очередь сигнализирует об отсутствии, во-первых, координации интересов двух взаимосвязанных составляющих – читатель и необходимая ему информация – а, во-вторых, об отсутствии координации в системе читатель – издатель – источник информации. Библиотеки призваны инициировать координацию, побуждать издателей, ученых быть ближе к информационным экологическим запросам читателей, учитывая возрастные, социальные и профессиональные интересы, отвечать на самые острые вопросы, поставленные мировым сообществом проблемы устойчивого развития.

Проблема эта своими корнями уходит глубоко в ещё неосознанную библиотечным сообществом необходимость удовлетворять информационные интересы буквально каждого.

Пока мы ограничиваемся решение задачи довести информацию до человека, что само по себе очень важно. Но какой информации? Ответ подсказывает Проект стратегии ООН в области образования и просвещения для устойчивого развития.

Ценность информации зависит от её содержания, качества и от наличия источников информации, подчёркивается в этом документе.

Полученные итоги даже небольших исследований, проводимых в библиотеках России, заставляют начать процесс упорядочения, систематизации, а главное – осмысления и оценки значимости распространяемой информации.

Возросшая востребованность актуальной экологической информации, а она налицо, стимулирует модернизационные процессы в библиотеках, в частности, внедрение в их повседневную практику новых информационных и социальных технологий. Последние в соединении с научно-методической работой должны сфокусировать внимание библиотекарей на содержательной функции информации, которая формирует приоритеты человеческого бытия. В этом и заключается социальная роль библиотеки. Всё ярче она проявляется в связи с реализацией библиотеками программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которая прямо обращена к общественному сектору информации, в частности, к архивам и библиотекам.

Новые способы доступа, обработки и защиты информации создают проблемы этического и нравственного характера. Такими проблемами (и это отмечается в программе ЮНЕСКО) являются качество, надёжность и разнообразие информации. Программа предупреждает о возникновении этических, правовых и общественных последствий в ходе развития информационных технологий. Этой стороной экологической информации мы не занимаемся или занимаемся очень плохо.

Становление библиотек как центров экологической информации и культуры имеет уже свою историю, богатую практику и научную основу. Но чем глубже мы вникаем в проблемы экологического просвещения, сравнительно нового направления для библиотек, тем больше обнаруживается нерешённых проблем. И связаны они с тенденцией ухода государственных, правительственных структур от восприятия экологии, как социальной проблемы и непониманием рядовым гражданином своего «Я» в природе.

Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры вошёл в программу ЮНЕСКО «Информация для всех», в рамках которой был открыт сайт «Экокультура». В его рамках и практической деятельности мы пытаемся раскрыть роль библиотек в международном информационном сообществе, которое пожизненно вынуждено решать экологические проблемы, и привлечь внимание к острым и перспективным задачам повышения экологической грамотности населения, создания цельной системы экологического просвещения.

Успешное продвижение вперёд в деле информатизации экологической информации возможно лишь при одном условии – высоком современном профессиональном уровне подготовки библиотекаря. В этом плане большую плодотворную работу ведет Академия переподготовки работников искусств, культуры и туризма РФ. И хотя в ее структуре функционирует Школа экологической направленности при непосредственном участии ВЦЭК этого уже недостаточно. Чтобы грамотно отслеживать значимую экологическую информацию, нужно знать хотя бы основные экологические проблемы. На одном из занятий Школы-семинара «Библиотека как центр экологической информации и культуры» было высказано предложение готовить специалистов библиотекарей-экологов. Проект стратегии образования и просвещения в интересах устойчивого развития отводит значительное место повышению квалификации работников, в частности, гуманитарного профиля.

Видимо, мы подошли к такому периоду библиотечной деятельности, когда наши связи с природоохранными органами не могут ограничиваться оказанием с их стороны нам некоторой материальной помощи и совместным проведением просветительских природоохранных акций. И то и другое, конечно, чрезвычайно важно. Однако нам вместе надо подумать и принять конкретные меры к тому, чтобы библиотекарь успешнее осваивал громадный пласт информационной экологической проблематики.

В структуре Министерства природных ресурсов Российской Федерации есть подразделение, занимающееся повышением квалификации специалистов-экологов и лиц, принимающих экологические решения. Быть может, нам целесообразно объединить усилия. Нельзя делить чисто практическую и гуманитарную стороны экологической проблемы. Если, конечно, мы признаем, что экология – это проблема социальная.

Осуществляемый ВЦЭК постоянный мониторинг деятельности библиотек разных типов по экологическому просвещению населения научное, организационное и методическое обеспечение развития данного направления помогло многим библиотекам России по-настоящему стать информационными и культурными экологическими центрами. Среди них центральные библиотеки субъектов федерации: Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина, Кировская ордена Почёта государственная областная научная библиотека им. А.И. Герцена, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, Республиканская юношеская библиотека Республики Бурятия, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, Тверская областная центральная библиотека детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина, Научная библиотека Тульского государственного университета, Библиотека средней школы №3 п. Саракташ Оренбургской области, Центральная библиотека-филиал «Северная» ЦРБ г. Томска и многие другие.

При Центре создан Научный совет, председателем которого является энтузиаст развития экологического просвещения библиотеками, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии РАН Э.В. Гирусов. Он – постоянный участник всех библиотечных научно-практических конференций, школ, семинаров, различных акций, посвящённых библиотечной экологии.

В 2003 году Научный совет рассмотрел актуальные вопросы, определяющие перспективное направление деятельности библиотек в области экологического просвещения: цели и задачи предстоящих международных и всероссийских конференций, программы повышения квалификации, школ и семинаров, проводимых ВЦЭК совместно с АПРИКТ.

Библиотеки России, используя информационный потенциал, способствуют формированию экологической культуры человека, а культурный мир – это единственный космос, в котором слиты человек и окружающая его природа. Этим определен путь, по которому, по нашему мнению, должны идти библиотеки.

Поиск