|
Публикации
Линков М.С. Экокраеведение в сфере эколого-просветительской деятельности библиотек России
Экокраеведение в сфере эколого-просветительской деятельности библиотек России
Обзор экокраеведческой деятельности библиотек России 1
М.С. Линков,
заведующий сектором информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь»,
Российская государственная библиотека для молодёжи
Экологическое просвещение населения вот уже на протяжении двух десятилетий прочно заняло свое место среди важных и актуальных направлений в деятельности библиотек России и ближнего зарубежья. Смыслом и содержанием его стало раскрытие значимости экологических проблем, касающихся буквально каждого живущего на планете Земля, предметный показ того, что реально может сделать, в частности подрастающее поколение, кому предстоит ее обустраивать, для сбережения окружающего мира, в чем должна выразиться забота о родной, такой хрупкой и ранимой природе.
Несмотря на кажущуюся «молодость» этого направления библиотечной работы, накоплен уже огромный и до конца неоцененный опыт, существенный не только для дальнейшего осмысления, но и для движения вперед.
Сама идея экологического просвещения специфическими и не столь уж малыми в совокупности средствами библиотеки начала достаточно быстро развиваться с момента создания в Российской государственной библиотеке для молодежи (до августа 2009 г. Российская государственная юношеская библиотека) самостоятельного экологического отдела. Инициатором рождения такого отдела, не привычного в ту пору для библиотечной структуры, была энтузиаст Ольга Владимировна Покровская (1923-2008 гг.). Непросто библиотекарями постигалась «экология», само слово-то им было тогда мало знакомо, его смысловая нагрузка не воспринималась. У зарождающегося направления нашлись свои сторонники. Однако были и те, кто говорил о его утопичности и неактуальности для библиотечной работы. И это было неудивительно, так как литературы по этой тематике не было. Возможный состав литературы по экологии в фонде библиотеки был не вполне ясен, не проводилось никаких исследований читательского спроса по ней. Было понятно одно: это направление напрямую связано с природой, а значит, с краеведением. Но ведь вся литература, в той или иной мере освещающая природные явления, была рассредоточена по разным отделам библиотеки (естествознание, русская литература, история, философия, промышленность и т.п.). Выходило, что надо просмотреть все собрания библиотеки, извлечь издания по интересующему кругу вопросов, сосредоточив в одном месте, и всерьез заниматься новым неизвестным и, как казалось, вряд ли перспективным направлением. Многие библиотекари оказались попросту не готовы ввязываться в такую «авантюру». Между тем нашлись и те, кто стал внимательно прислушиваться к словам первого библиотекаря-эколога и стал с ней «у руля корабля экологических знаний».
Курс был задан, правда, вскоре выяснилось, что экологические знания до массового читателя может донести только подготовленный библиотекарь. Дело в том, что курс «экология» не преподавался (да и сейчас не преподается в полной мере в первом десятилетии XXI в.) ни в рамках школьной программы (только предмет «природоведение», «обществознание»), ни вузовской (лишь в общих курсах). Сам термин «эколо́гия» (от греч. οικος дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος понятие, учение, наука) наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой впервые предложил использовать немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. в книге «Общая морфология организмов». Экология наука многоаспектная и многогранная, в той или иной степени взаимосвязанная с другими научными дисциплинами. Она стыкуется и с математикой, и с физикой, и с химией, и с литературой, и с обществознанием, и с историй, и с архитектурой, и с целым рядом других отраслей знания. Из-за этого «лоскутного покрывала» и возникли трудности постижения науки «экология» в целом. Но постепенно библиотеки стали с интересом изучать новое для них направление, уясняя его органическую привязку к привычному краеведению.
Впередсмотрящие библиотеки включились в активную работу. Свидетельство тому все возрастающее количество библиотек-участниц Всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению населения, которые начали проводиться в стране с 1995 г. И хотя подключались к смотрам библиотеки, обслуживающие разные слои населения, «молодежный» аспект всегда оставался в поле зрения организаторов. С 1995 г. состоялись четыре всероссийских конкурса, выявлявших и лауреатов, и победителей, и креативных новичков на экологическом пространстве библиотек. Образовалось неоценимое «богатство» действительный и впечатляющий опыт работы библиотек Российской Федерации по экологии.
***
В данном обзоре рассматривается становящееся одним из актуальных направлений экологической культуры экокраеведение (сюда может быть включен и экотуризм как непременная составляющая данного направления). Это понятие родилось как результат нового видения традиционных для библиотекарей краеведческих проблем под углом зрения экологии, что означает их увязку с экологической ситуацией в конкретной местности. Многие научные дисциплины предложили экокраеведению что-то своё, какой-то отрезок своего знания, обогатив и переосмыслив свое место в системе наук. Экологические аспекты того или другого региона подразумевают систему взаимосвязанных явлений: от изучения каких-либо природных и рукотворных памятников (например, водопад Кивач в Карелии или Качугский мельничный комплекс в Иркутске) до знакомства и сохранения культуры и быта (дни национальных культур «Самарский Вавилон», Театр книги «Корноватка» г. Иваново) с точки зрения их полезности или опасности для родного края и главное ответственности перед теми, кто придет нам на смену, за сбережение окружающего мира.
Уже в материалах первого Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения в 19951996 гг. преобладали материалы, посвященные родному краю. Завершившийся к 2010 г. Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек (более подробно ниже), явившийся логическим продолжением проводимых ВЦЭК смотров-конкурсов, а также отчеты юношеских и детско-юношеских библиотек за 20082010 гг. позволили выявить много нового в работе по экологическому краеведению. Прежде всего, это явный поворот к самому читателю, к его интересам, вовлечение преимущественно молодых людей в социально значимые дела по охране родной природы. В большинстве печатных и электронных изданий, присланных на конкурсы библиотеками, отражается экология места, какая бы тема не освещалась. В них отчетливо звучит мысль о том, что человек должен быть созидателем, а не потребителем, а тем более разрушителем нашей планеты, о том, как важно объединить усилия по её сохранению для будущих поколений.
Данный обзор не претендует на полноту охвата форм и методов экокраеведческой деятельности библиотек России. Он знакомит лишь с этим направлением библиотечной работы, оттеняя новизну и широту подхода, утверждающегося в библиотечной практике. Из обилия используемых форм выделены, на наш взгляд, наиболее перспективные. Представлены материалы из годовых отчетов библиотек и прокомментированы некоторые работы, присланные на Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек.
Материалы из годовых отчетов библиотек
Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, при поддержке трёх министерств (природных ресурсов и экологии, культуры и архивов, образования, по физической культуре, спорту и молодежной политике), Управления по туризму Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, в рамках празднования Дня Байкала, с сентября 2009 г. по 3 июня 2010 г., провела областной конкурс «Семь жемчужин Прибайкалья». Прибайкалье уникальное место, где сходятся различные природные ландшафты степи, горы, тайга, где бок о бок проживают потомки разных народов, где традиции и культуры образуют прочный сплав. Но мало кто знает, что кроме легендарного озера Байкал на обширной территории Иркутской области существует и множество других, не менее удивительных природных и культурных уголков.
Цель конкурса заключалась в воспитании не только чувства патриотизма, любви к родному краю, своей малой родине у молодого населения Иркутской области, но и внимательного отношения к сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов, выявлению новых привлекательных для туризма мест.
Организаторами стали партнерские структуры: Областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина (ОЮБ), Областной детский эколого-биологический центр (ОДЭБЦ), Иркутская областная общественная организация Всероссийского общества охраны природы.
Жюри определило победителей конкурса семь жемчужин Прибайкалья, которыми стали четыре природных объекта и три культурно-исторических в семи районах Иркутской области. При этом дана их общая характеристика и названы привлекательные туристические маршруты.
1. Треугольник силы Приилимья (Усть-Илимский район)
Гора Силяхта (544 м.)
|
Разлом Илимский (длина 1300 м; ш. 100 м.; гл. 110 м.)
|
Оз. Илим (диаметр ок. 300 м; гл. ок. 111 м.)
|
2. Ботовская пещера (Жигаловский район)
|
3. Качугский мельничный комплекс (Качугский район)
|
4. Лебединые озера (Казачинско-Ленский район)
|
|
5. Укский водопад (Нижнеудинский район)
|
6. Черемшанский обелиск (Тайшетский район)
|
7. Пихтинское поселение голендров выходцев из Голландии (Заларинский район)
|
В адрес организаторов было прислано 587 творческих работ из 98 населенных пунктов, 28 районов, 12 городов Иркутской области. Конкурс проводился по номинациям:
- «Жизнь леса и судьбы людей» литературные произведения (стихотворения, поэмы, песни, проза: очерки, рассказы, повести, сказки) о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы.
- «Зеленая планета глазами детей» конкурс рисунков.
Лучшие конкурсные рисунки были выставлены на виртуальной выставке, на сайте библиотеки, а также в одном из залов ОЮБ.
В апреле 2009 г. состоялась встреча с организаторами и волонтерами Межрегиональной молодежной общественной организации «Большая Байкальская тропа». Ребята из движения рассказали о системе экологических троп вокруг озера Байкала. Идея родилась более 30 лет назад, а само строительство системы троп началось в 2003 г. силами добровольцев. Большая Байкальская тропа еще не завершила строительство системы, но уже существуют несколько готовых маршрутов. Ежегодно совершаются работы по созданию новых экологических троп.
В «День Байкала», 13 сентября, была организована работа поэтической площадки «Поэзия Байкала». В организации и проведении мероприятия приняли участие Союз писателей России, Департамент охраны окружающей среды и недропользования Иркутской области, ОГУ «Центр социальных и информационных услуг для молодежи», Центр сохранения и развития бурятского этноса, инициативная группа «Зеленый рассвет», поэты, писатели, студенты Иркутского областного колледжа культуры, ИрГУПС, ИГПУ, представители экологического движения, отдел окружающей среды ДООСиН, оздоровительный Центр счастливого человека, волонтерское движение «Мир фантазии».
Своими чувствами по отношению к священному озеру поделились со зрителями на поэтической площадке известные и начинающие иркутские поэты: Андрей Румянцев, Светлана Михеева, Александр Журавский, Артем Морс, Андрей Сизых, Игорь Дронов, Анна Асеева, Екатерина Смолева, Константин Корнеев и многие другие. Впервые приняли участие школьники из поселка Пивовариха и студенты ИрГУПСа, представлявшие досуговый центр «Элегия». Лирическое настроение, возникшее в результате чтения стихов, сменилось весельем, вызванным задорными песнями и танцами хореографический ансамбль «Ангара», фольклорный ансамбль «Аянга», а также народный ансамбль «Вечор» Иркутского областного колледжа культуры, свои музыкальные номера подарила слушателям группа «Злаки», которая исполнила несколько песен собственного сочинения. Стоит отметить, что во всех выступлениях явственно проступала экологическая направленность: подчеркивалась непреходящая ценность Байкала, звучал призыв объединить все силы и собрать единомышленников для решения угрожающих озеру проблем.
Активно работает в области развития у населения чувства любви и ответственности за природу родного края Центральная универсальная молодежная библиотека им. В.М. Башунова. Презентация выставки «Прекрасна моя Родина Алтай...» посвящена Дню Алтая, который проводится 21 сентября. Главная цель мероприятия раскрыть достопримечательности родного края, сообщить новое о прошлом, представить настоящее, заглянуть в будущее. Учащиеся школ № 55 и № 13 познакомились с историей и достопримечательностями Алтайского края, краеведческой литературой, представленной на выставке, а также ответили на вопросы викторины: «Знаешь, ли ты свой родной край?». По результатам викторины лучшие знатоки родного края получили призы с достопримечательностями города Барнаула и Алтайского края.
Стоит отметить и фотовыставку «Заповедник. Страницы истории», которая была посвящена истории освоения Телецкого озера, поселка Яйлю и его жителям. Материалами для выставки послужили ретрофотографии поселка Яйлю, чудом сохранившиеся после пожара. Представляли выставку сотрудники Алтайского заповедника.
В целях патриотического воспитания, приобщения к богатейшей культуре и истории края, осознания ответственности за свой «зеленый» дом библиотека проводит различные экокраеведческие мероприятия. К ним можно отнести:
- Видеобеседу «Русская изба»;
- Мастер-класс «Обережная кукла» в Краеведческом музее в рамках акции «Музейная ночь» (16 мая);
- Книжную выставку «Алтай туристический»;
- Выставку «По улицам города Барнаула». В связи с 200-летием со дня рождения Н.В. Гоголя на выставке собрана историческая и современная информация об улице Гоголя.
Содействие гражданско-патриотическому воспитанию, приобщению молодежи к познанию исторических корней своего народа, изучению, пониманию традиций и истоков прошлого, возрождению общенациональной культуры Владимирская областная юношеская библиотека считает своей приоритетной задачей.
Библиотека участвует в государственной программе РФ «О патриотическом воспитании молодежи», стремясь не только развивать интерес юных читателей к изучению истории, традиций и культуры Отечества, но и формировать уважение к ним, видеть в служении Родине высшее проявление патриотизма.
Традиционная неделя краеведения была посвящена Александру Невскому, в рамках ее организуется цикл литературных часов. В рамках Недели Владимирской книги «Литературный Владимир» состоялись встреча с Владимирскими поэтами, с писателями «Писатель и время». К 150-летию со дня рождения великого русского художника И.И. Левитана, неоднократно бывавшего во Владимирской губернии, библиотекой организованы книжно-иллюстративные выставки «Природу постигал любовью», «Левитановская палитра».
Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова с 2008 г. работает над большим, серьезным творческим Интернет-проектом «Интерактивная карта передового опыта в области библиотечного обслуживания юношества «Библиотеки Вологодской области юношеству»:
Проект представляет собой электронную карту Вологодской области, разделенную разными цветами на районы. При нажатии на район открывается страничка, на которой указаны данные библиотеки, её инновационный опыт в области обслуживания юношества.
К основным целям проекта следует отнести:
- повышение эффективности методического информирования.
- развитие сотрудничества библиотек разного уровня.
- систематизация накопленных материалов
Проект создан в целях патриотического воспитания молодежи и развития чувства причастности к судьбе своих земляков, любви к родному краю, своей малой родине, сохранения памяти об их прошлом и настоящем для будущих поколений, систематизации накопленного краеведческого материала по истории поселения.
На вэб-страницах электронной карты можно найти как сведения о самой библиотеке, так и полнотекстовые материалы по уникальному опыту той или иной библиотеки (сценарии, программы, проекты, презентации и т.п.).Почти на каждой страничке материалы по экокраеведению. Это эколого-краеведческие игры-викторины (напр., сценарий «Экскурсионная тропа по Вашкинскому краю», МЦБС Вашкинского муниципального района), проекты («Литературная карта Харовского района», Межпоселенческая ЦБС Харовского муниципального района), часы краеведения («Александр Федорович Можайский», Межпоселенческая центральная библиотека Череповецкого муниципального района).
Кроме инновационных интерактивных форм работы Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова активно использует и традиционные. Можно назвать выставки «Край наш Вологодский» (знакомит с изделиями народного прикладного искусства: вологодское кружево, изделия с мезенской росписью, шкатулки из бересты и с росписью, льняное полотенце Красавинского льнокомбината); «Вологодский лен», Памятные места Русского Севера», «Стоят дворцов ряды немые над зеркалом уснувших вод» (рассказывается о парках и садах Санкт-Петербурга), По заветным тропинкам истории», «Сударыня Масленица», «Путешествуя по России: Ярославль и Ярославская область (1000 лет со времени основания города Ярославля)» и др.
За последнее время деятельность библиотек в области краеведения и экокраеведения приобретает порой неожиданные и оттого не менее интересные формы. Так, в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества организован Театр книги «Корноватка». Образовавшийся в 1996 г. как фольклорный дуэт, театр книги получил свое название от слова «Корневатка [корноватка]». Этимология слова переносит нас в XVIIIначало XX вв., когда так именовалась круглая, глубокая, плетенная из тонких корней сосны или черемухи корзина, например для выдержки теста (определение приводится по: Беловинский, Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIIIначала XX в. / Леонид Васильевич Беловинский. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 912 с.: ил. ISBN 5-224-04008-6.)
В пёстром репертуаре театра почетное место отводится темам краеведения («У стола посидим, у беседного…» из истории города Иванова, «Слово толковое стоит целкового» Владимир Даль на Ивановской земле и др.), фольклору («Ах ты, Лето Красное» старинные летние праздники, «У нас на Кузьминках» осенние приметы и игры, «Жаворонки, прилетите!» весенние русские обряды и др.) и русской культуре (Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» пушкинский факультатив и др.). Все это позволяет не только прикоснуться к уникальному русскому народному фольклору и к русским обычаям в целом, но и приобщится к истории родного края и более бережно относиться к его природе и культуре. Кроме этого есть и такие тематические спектакли, как «Культура разных стран», «Сказочный калейдоскоп», «Краеведение», «В гостях у муз…(театр, поэзия, музыка, кино)»).
Кемеровской областной библиотекой для детей и юношества ведётся работа по созданию тематической базы данных «Экология Кузбасса». В результате пользователь получит возможность познакомиться с куммулированной в одном месте краеведческой информацией экологической тематики, с развернутым рефератом необходимого ему издания.
Среди мероприятий, посвященных знакомству с красотами края, стоит упомянуть такие, как «Природы звук прелестный»: музыкальная композиция-представление заповедных мест области (к 20-летию со дня образования государственного заповедника «Кузнецкий Алатау»); экологическое путешествие по родному краю «Исчезающая красота».
Коми республиканская юношеская библиотека уделяет постоянное внимание краеведческому просвещению молодого поколения. Используя всё многообразие форм библиотечной работы, информирует своих читателей о новых краеведческих изданиях, о юбилейных датах в истории республики, о судьбах земляков, о творчестве коми писателей и поэтов.
К 230-летию основания Сыктывкара были организованы: книжные выставки «Города побратимы Сыктывкара», «Путешествие во времени. Уездный город Усть-Сысольск», беседа-экскурс «Начало… Страницы истории Усть-Сысольска», поэтическая страничка «Сыктывкар любовь моя!»
Ставропольская краевая юношеская библиотека проводит различные мероприятия по пропаганде краеведения. Это Дни информации ко Дню города «Ставрополь город Креста»; книжные выставки, знакомящие читателей с известными и малоизвестными страницами истории города; интерактивная игра «Узнай историю своего города»; видеоэкскурсия «Ставрополь исторический».
Приведенные выше примеры отражают в основном традиционные формы работы библиотек в области экокраеведения и экотуризма, но и в них заметно усиливается акцент на необходимости не просто как можно больше знать родной край, но и активно действовать в его защиту и сохранение неповторимого облика, т.е. подчеркивается ответственность живущих за его состояние.
Материалы Общероссийского конкурса-фестиваля печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек
Дипломом Международной академии информатизации «За оригинальное электронное издание в области охраны окружающей среды на примере отдельно взятого региона России» отмечена работа Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина (МУК «ЦБС» Балахнинского муниципального района Нижегородской области) «Экология в цифровом формате: создание электронной продукции для совершенствования информационной деятельности в библиотеке». Библиотекой разработан большой электронный путеводитель по уникальной природе Балахны и Балахнинского района. Его удачно характеризуют сами составители: «Второе издание мультимедийного диска «Балахна заповедная» объединяет три самостоятельных электронных продукта, связанных эколого-краеведческой темой: 1. Электронный справочник «Красная книга Балахнинского района. Животные», 2. Электронный справочник «Красная книга Балахнинского района. Растения», 3. Виртуальный путеводитель «Памятники природы Балахнинского района». Справочники представляют собой перечень охраняемых видов животных и растений с иллюстрацией и кратким описанием. К каждому справочнику прилагается электронная презентация, сопровождаемая видео и звуковыми фрагментами. Путеводитель виртуальная экскурсия по охраняемым территориям Балахнинского района с широкими возможностями знакомства с аудиовизуальной и текстовой информацией. Диск «Балахна Заповедная может быть полезен преподавателям биологии, экологии, географии, краеведения, библиотекарям, учащимся и краеведам».
Центральная библиотека им. И.А. Новикова ЦБС. г. Мценск.
Фильм, созданный историко-краеведческой секцией «Росток» гимназического научного общества учащихся «Горизонт», рассказывает об источниках Мценского края Святого Иоанна Кукши, Святого Николая Амченского, Синем колодце, Гремячем колодезе. Каждый из них имеет свою удивительную легенду, повествующую о происхождении названия, о чудесном обретении и о целительных свойствах источников, вода из которых отличается удивительными полезными качествами.
МУК Неклиновского района Межпоселенческая центральная библиотека. с. Покровское.
Презентация «Услышьте зов реки!» яркий пример деятельности библиотеки, направленной на повышение интересов читателей к своему краю, нацеленной на развитие чувств сопричастности и заботы о своем маленьком (в масштабах планеты Земля), но таким важном по значимости зеленом доме.
Презентация посвящена реке Миус (Миюс) важной водной артерии Приазовья. Река, берущая своё начало на склонах Донецкого кряжа (расположен на границе двух государств Украины и России), имеет общую протяженность в 258 метров, площадь бассейна 6680 км2 и имеет разное соотношения глубин от 0,5 м. (на перекатах) до 6 м (в плёсах). В презентации уделено большое внимание историческим, географическим и экологическим аспектам реки. Рассказано о пятидневной экспедиции сплаве на катамаранах по реке Миус, проведенной в 2004 г. объединением «Эколог». Был сделан забор воды для дальнейших исследований в лаборатории. Заключения по результатам экспедиции касались не только химического состава воды, но и общего состояния реки и причинах её загрязнения, даны рекомендации по её защите. Центральная библиотека совместно с объединение «Эколог» проводит ежегодные акции с местным населением по очистке берегов реки от мусора.
Центральная городская детская библиотека им. А.В. Ганзен МУК «ЦБ им. Л.А. Малюгина». г. Касимов.
Электронное издание «Мещерский край в подарок поколеньям» посвящена не только краеведению родного края, но и деятельности библиотеки в области экологического просвещения и воспитания. Проект можно условно разделить на два раздела: «Мой любимый город» и «Библиотеки + экология».
Первый раздел рассказывает о возникновении старинного города Касимова исторического центра Мещерского края, о его историко-культурных памятниках. Особое внимание уделяется окрестностям Касимова: многочисленным речушкам и небольшим водоемам, богатому животному и растительному миру Оки главной водной артерии края. Красоты города Касимова и Мещерского края запечатлены на многочисленных фотографиях, дополняющих текст первого раздела.
Не обойдены и экологические проблемы города Касимова. Прежде всего, вызывают наибольшее опасение выбросы в атмосферу и в водную среду отходов промышленных предприятий. Неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на ситуации в крае.
Раздел второй раскрывает большой опыт Центральной городской библиотекой им. А.В. Ганзен по развитию экологической культуры и ее воспитанию у детей. Первоначальные отдельные мероприятия перешли в циклы мероприятий. Программа «Живая планета» с 2003 г. действует и по сей день. Она рассчитана на детей, учителей, воспитателей, родителей и ставит целью способствовать формированию у подрастающего поколения комплексной системы знаний об основах экологии. В библиотеке более 15 лет действует клуб «Юный эколог». Он охватывает детей младшего школьного возраста средних общеобразовательных школ города. К услугам ребят фонд библиотеки, состоящий из книг, периодических изданий, а также аудио-, видеоматериалов по экологии. Клуб участвует в городских экологических акциях, проводит викторины, выставки детских рисунков, конкурсы по экологии и природе родного края
Работа по экологическому просвещению ведут многие отделы библиотеки. Они организуют общегородские смотры-конкурсы: фотографий, рисунков, поделок, а также «круглые столы», конференции, игры-викторины, экологические аукционы, используют и многие другие формы работы с юными читателями. Все это наглядно отражают фотографии, зафиксировавшие несколько подобных мероприятия. Здесь же даны сценарии к ряду мероприятий по экологии: игре-эстафете «В паутинном царстве», познавательной игре «В царстве диких кошек», экологической пресс-конференции «Мы дети земли» и других.
Библиотекой выполнена интересная творческая и исследовательская работа. Она, несомненно, вызовет интерес у экологов-краеведов, у библиотекарей, занимающихся экологической проблематикой.
МУК «ЦБС». г. Таганрог.
Творческий проект «Таганрог. Мой город капелька России» раскрывает многогранность и широту деятельности библиотек по экологическому воспитанию и просвещению населения в отдельно взятом городе России. Материал на диске имеет шесть больших разделов.
1. «Экообразование» содержит рекомендательные списки литературы по экологии для детей и юношества «Экология планеты», «Экологический университет», «С любовью к природе», «Сохраним навечно. Природа Ростовской области и ее охрана» и др.)
2. «Экологический календарь» рассказывает об основных экологических датах. Каждая дата подкрепляется кратким описанием с музыкальным сопровождением. Можно узнать о том, когда впервые стал отмечаться тот или иной праздник, каковы предпосылки для включения его в экокалендарь. К некоторым датам приложена мини-презентация, например, творческая работа «Леса украшение земли» рассказывает о многообразии лесов России, их большом значении для планеты в целом, о методах их изучения и охраны, о роли человека в жизни леса.
3. «Экокраеведение» повествует о презентации-экскурсии «Памятники живой природы Таганрога». Экскурсия начинается с рассказа о Ботаническом национальном парке Ростова-на-Дону, признанном уникальным памятником природы, в котором собрана коллекция из шести с половиной тысяч видов флоры из разных концов света. Центральное место в презентации отведено реликтовым деревьям и кустарникам. Самое реликтовое дерево, произрастающее на территории города Таганрога это, безусловно, гинкго, оно появилось в те далекие времена, когда на Земле властвовали динозавры. Можно узнать и о других реликтовых деревьях живых памятниках природы, таких, как Дуб черешчатый, шелковица, которой уже больше 270 лет, и роще «Дубки», посаженной более 40 лет назад и получившей статус природного заказника.
Здесь можно найти интересные сведения еще об одном памятнике природы Азовском море. Его происхождению, биоразнообразию, значению в жизни человека, а также экологическим проблемам и способам их решения посвящена отдельная презентация.В заключение приведена электронная версия Красной Книги Ростовской области, которая объединяет на своих страницах животных и растения, нуждающихся в защите человека, иначе они исчезнут навсегда.
4. Раздел «Наш Таганрог» посвящен городу Таганрогу городу с богатой 300-летней историей, давшему мировой культуре немало выдающихся имен (среди них А.П. Чехов, Ф.Г Раневская, А.К. Куинджи, К.Г. Паустовский, А.А. Дурова, Е.В. Образцова и другие).
5. Раздел «Экология + дети + библиотека» раскрывает работу библиотек ЦБС г. Таганрога по экологическому воспитанию и просвещению детей и юношества. Средняя общеобразовательная школа № 24 («В экологию через книгу и творчество»), приобщая школьников младших классов к экологическим знаниям, разъясняет основные экологические термины, организует вместе с библиотекой в школе экологические мероприятия (например, конкурс поделок из природного материала «ФАНТАЗИЯ И ПРИРОДА»; конкурс сочинений «Мой домашний любимец. Я забочусь о нем»; библиотечный актив «BOOKовая роща», экологический десант и викторина «Крылатые вопросы» по теме «Цветущая Земля процветающая Россия!», экологическая акция «Сиреневый сад» и др.).
6. Раздел «Фотогаллерея» завершает знакомство с данным электронным изданием, представляя природу Таганрога в красочных фотографиях.
Материал диска, безусловно, будет интересен студентам вузов при подготовке рефератов и курсовых работ по экологической тематике, учителям начальных классов, библиотекарям, занимающихся работой по развитию экологической культуры и экологическому воспитанию населения.
Городская библиотека МУК «Вышневолоцкой центральной библиотеки»
Презентация с мультимедиа-контентом «Вышневолоцкое водохранилище голубая книга» в увлекательной и познавательной форме повествует о важнейшем гидротехническом сооружении Вышневолоцкого района Тверской области. Шириной 12 км. и общей площадью 108 км2 водохранилище было создано выдающимся гидротехником-самоучкой М.И. Сердюковым в 1791 г. для поддержания судоходного уровня в Вышневолоцкой водной системе, соединившей два моря по идее императора Петра I. На его берегах расположены Вышний Волочёк, Кашарово, Ермаково, Рвеница, Язвиха и др. В акватории водохранилища расположено множество островов: Алёхина Релка, Большой Вал, Дергуны, Жерновка, Лисий, Сосновый Рог, Стерженец. Обо всем этом и многом другом повествует данная презентация. Здесь можно почерпнуть сведения и о разнообразной орнитофауне водохранилища, о населяющих его берега млекопитающих, о богатстве ихтиофауны. Представлены некоторые страницы из гербария, собранного из растений, произрастающих по берегам водохранилища. Актуальным экологическим проблемам Вышневолоцкого водохранилища посвящены отдельные слайды презентации. Названы не только причины и основные факторы загрязнения главного водного комплекса Тверской области, но и проводимые природоохранные акции.
Не менее интересный проект, получивший диплом Оргкомитета конкурса-фестиваля «За лучшее издание в области экокраеведения и развития патриотического воспитания» «Памятники природы Вышневолоцкого края: электронный путеводитель. Он выполнен Центром детского и семейного чтения Вышневолоцкой центральной библиотеки. Диск создан в рамках программы «Папа, мама, я и экология», по которой библиотека работает с 2006 г. Среди уникальных памятников природы озера и реки (река Белая, древняя долина реки Мсты, озеро Боровно и др.), парки («Рудневка», «Афимьино», «Березки» и др.), деревья (Лещиники Войбутские, Сосновый бор «Серебряники» и др.), родники (Мартусский, Глубоковский и Войтбутские), болота (Афимьино, Быстрое, Лонница, Ревенка и др.), валуны и горы (валун Глубоковский, Орхидная горка и др.) Каждый природный памятник подробно описан и сфотографирован.
Диск позволяет составить разностороннее представление о природном разнообразии Тверской области, её географических и топографических особенностях. В конце дается библиографический список литературы (38 назв.), охватывающий литературу по основам экологии, экосистемам, геологии, геодезии, экотуризму.
Данный диск представляет большую ценность при работе с младшими и старшими школьниками по воспитанию у них любви к природе родного края и развитию у них экологической культуры. Он будет полезен при подготовке экоэкскурсий и выездов на природу, поможет организовать экологический маршрут по какому-либо городу или целому региону с остановками у наиболее примечательных природных памятников. По примеру диска легче оформить выставку, ознакомить с различными экосистемами.
Детская библиотека им. М.М. Пришвина. г. Переславль-Залесский
Мультимедийный диск, рассказывающий о русском советском писателе Михаиле Михайловиче Пришвине (23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния 16 января 1954, Москва) одном из великих певцов родной природы. Основной раздел диска посвящен жизни и творчеству писателя. Его произведения это симфония Русского Леса, в которой слышатся звучание каждого музыкального инструмента и хруст снега под ногами охотника, и предвечерний стрекот цикад, и шорох падающей листвы, и весенняя капель, и тетеревиный ток в глухой чаще, и необыкновенная, необъяснимая красота заходящего солнца. Эту симфонию можно слушать много раз, и каждый раз будет как первый.
На диске можно найти информацию о жизни Михаила Михайловича, библиографию его произведений из фонда Детской библиотеки. Тут же можно познакомиться с материалом «Пришвин и Переславский край». Писатель здесь жил 20 лет, любовно называя его Берендеевым царством. Тут были написаны многие его произведения (очерки «Календарь природы» и «Торф», сказка-быль «Кладовая солнца» [1945] и её продолжение «Корабельная роща» [195253], и др.)
Отдельный раздел диска посвящен игротеке. Тут можно не только закрепить свои знания, сыграв в викторину по произведениям М.М. Пришвина «По страницам книг» и разгадав загадки «Отгадай», но и проверить себя в знании животного и растительного мира Переславского края «Кто тут лишний?» (викторина).
Интересна большая творческая работа «Янтарный край России. Экология». Электронная презентация комплексной работы содействия реализации конституционных прав граждан, особенно молодежи, на свободный доступ к экологической информации, являющейся общественным достоянием» выполненная Информационным Центром МУК Балтийского городского округа «ЦБС». Данная презентация отмечена дипломом Межрегионального библиотечного центра сотрудничества «За лучшее электронное представление комплекса работ по реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к экологической информации».
Презентация освещает деятельность Централизованной библиотечной системы, все отделы которой участвуют в формировании экологической культуры. Проводятся разнообразные мероприятия от конференций («Экология города Балтийска и Калининградской области») и тематических выставок («Рябинкины именины») до экологических праздников («День Воды») и театральных постановок (Экотеатр).
Большое внимание в Информационном центре уделяется предоставлению широкого доступа к экологической информации. Показатели запросов свидетельствуют о заинтересованности населения в такого рода знаниях. Центром издаются рекомендательные библиографические пособия по экологии, экологические календари. Помимо традиционных форм предоставления доступа населения к ресурсам экологической проблематики, в Центре используются и становятся уже привычными такие сравнительно новые формы, как Интернет, правовые базы данных по экологии («Гарант», «КонсультантПлюс», «Эталон», «Законодательство России» и др.). Проводятся всевозможные тренинги по справочно-правовым системам среди молодежи. Обеспечено тесное взаимодействие со школами (тематические выставки, «круглые столы», фотовыставки, беседы со школьниками, Дни информации и т.п.), а также с органами местного самоуправления, общественными организациями, домами детского творчества. Для учеников начальных классов разработаны такие оригинальные формы работы: выставка-витрина, выставка-совет, выставка-вернисаж, выставка-портрет, беседы-практикумы и ряд других.
Многообразные экологические акции и большая эколого-краеведческая работа проводятся совместно с учащимися всеми сотрудниками ЦБС (пешие прогулки, поездки на Куршскую Косу). На Куршской Косе школьники посещают Биологическую станцию, где вместе с орнитологами ведут наблюдения за учетом численности перелетных птиц.
Эти мероприятия помогают подрастающему поколению овладевать экологической культурой. Школьники начинают лучше понимать и правильно оценивать значимость проблем экологии: что такое экология, почему важно оберегать ее, как могут они сами помочь в ее сохранении? Найти ответы на эти и многие другие вопросы позволяют, с одной стороны, теоретические сведения, полученные в библиотеке (конференции, выставки, театрализованные представления и т.д.), и практические знания (возможность поиска экологической информации, экологические акции, экологический туризм и т.д.) с другой.
Презентация, пожалуй, несколько перегружена теоретическими и фактографическими данными, из-за чего, возможно, будет немного трудна для восприятия. Материал стоило бы разделить на две презентации, но в целом проделанная очень большая и многоаспектная работа по праву занимает достойное место среди других работ конкурса. Она будет полезна как школьникам начальных классов, так и студентам вузов.
Вместо заключения
За последнее время экокраеведческая деятельность приобретает в работе любой библиотеки особое место. Это обусловливается рядом факторов. Во-первых, наблюдается повышение спроса читателей на краеведческую информацию (например, по данным исследований Централизованной библиотечной системы г. Липецка, число записей в электронную базу Данных «Краеведение» возросло с 1569 записей в 2005 г. до 2966 в 2008 г)2. Рост произошел в связи с усилившимся интересом населения к истории своего родного места, его географии, природным ресурсам, памятникам природы, которые встречаются в крае, а также, что не менее важно, заботой о его экологии. Библиотеки расширяют свою информационно-образовательную функцию, становясь проводниками человека не только в мир информации, но и в мир природы, раскрывая перед читателем его красоты и побуждая думать, сопереживать и действовать. Знакомя своего читателя с природой территории, его историей, культурой, воспитывая в читателях чувство ответственности перед окружающим миром, обращая внимание на экологические проблемы регионов, предлагая и воплощая в жизнь возможные пути их решения, библиотекари становятся хранителями и ценностей глобальных, необходимых каждому человеку. Во-вторых, для более тесного и многогранного знакомства читателей с краеведением библиотеки сотрудничают с различными учебными, общественными, неправительственными организациями (школы, музеи, заповедники, фонды); организуют фото- и видео- экспозиции, проводят литературные, музыкальные и театральные вечера с участием известных поэтов, писателей, художников; организуют различные акции (например, «Марш парков», пешие прогулки с посещением памятных мест, экскурсии в заповедники): разрабатывают различные программы, проводят конференции и «круглые столы» по охране окружающей природной среды и защиты от экологической опасности и т.д.
Стремительный рост компьютерных и интернет-технологий благоприятно сказался на развитии краеведческой и экокраеведческой деятельности библиотек. Они получили в свое распоряжение не только огромную площадку для творчества в этой области, но и открытую трибуну для обмена опытом с коллегами. Библиотеки стали активно внедрять новые, неиспользуемые ранее формы работы с пользователем: электронные базы данных, мультимедийные издания на CD и DVD дисках, презентации краеведческих проектов, виртуальный обмен мнениями и т.п. Новые формы работы, которые постепенно осваивают библиотеки, дают возможность наладить более тесный контакт с молодым пользователем, сделав знакомство с краеведческой и экокраеведческой деятельностью более наглядным, познавательным и заставить не только задуматься о бережном отношении к окружающему миру, но и лично участвовать в конкретных акциях по его сохранению.
Главная страница интернет-проекта Вологодской областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова «Библиотеки Вологодской области юношеству»
|
Электронный путеводитель «Балахна заповедная». Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина МУК «ЦБС» Балахнинского муниципального района Нижегородской области
|
Фильм историко-краеведческой секции «Росток» г. Мценска
|
Презентация «Услышьте зов реки!» Межпоселенческой центральной библиотеки МУК Неклиновского района
|
Электронное издание «Мещерский край в подарок поколеньям». Центральная городская детская библиотека им. А.В. Ганзен МУК «ЦБ им. Л.А. Малюгина». г. Касимов
|
Творческий проект «Таганрог. Мой город капелька России». МУК «ЦБС» г. Таганрога
|
Презентация с мультимедиа-контентом «Вышневолоцкое водохранилище голубая книга». Городская библиотека МУК «Вышневолоцкой центральной библиотеки»
|
Электронный путеводитель «Памятники природы Вышневолоцкого края». Вышневолоцкая центральная библиотека
|
Мультимедийный диск, посвященный творчеству М.М. Пришвина. Детская библиотека им. М.М. Пришвина. г. Переславль-Залесский
|
Основной раздел диска
|
Раздел диска с игротекой
|
«Янтарный край России. Экология» электронная презентация выполненная Информационным Центром МУК Балтийского городского округа «ЦБС».
|
- Этот материал опубликован также в журналах «Библиотека» (2011, № 5, с. 56-60, № 6, с. 61-63) и «Библиопанорама» (2011, № 1, с. 76-81)
- Источник: портал Липецких муниципальных публичных библиотек: http://www.liplib.ru/page.php?48 материал: Синельщикова Е.Г. Краеведение в муниципальных библиотеках Липецка: вчера, сегодня и всегда. // Краеведческий альманах. 2009. № 2. С. 62
|