Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Публикации Колоскова Н.Е., Кретинина М.Ю. Лахмокурье и его окрестности
Публикации

Колоскова Н.Е., Кретинина М.Ю. Лахмокурье и его окрестности
Библиотека в школе. – № 15. – 2011.


На Вологодской земле прошла VII межрегиональная творческая лаборатория библиотекарей «Экология. Культура. Образование»

Уже седьмой раз Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина собирает библиотекарей, чтобы поговорить о проблемах, связанных с экологическим воспитанием, просвещением и образованием населения. Тема лаборатории в 2011 г. – «Окружающая среда и здоровье человека». Данная проблема занимает центральное место в просветительской и информационной деятельности библиотек Вологодской области. Участие в работе лаборатории приняли не только библиотекари Вологодской области, но и специалисты из различных библиотек других регионов России: Москвы, Ярославля, Орла.

На этот раз библиотекарей – участников работы лаборатории принимали учреждения культуры Усть-Кубинского района Вологодской области.

На занятиях лаборатории библиотекари познакомились с опытом работы региональных и муниципальных библиотек, поговорили об особенностях эколого-просветительской работы в центральных районных, сельских, детских и школьных библиотеках. Обсудили проблемы пропаганды здорового образа жизни, сотрудничества библиотек с природоохранными организациями и учреждениями, заинтересованными в воспитании экологической культуры населения. Приняли участие в конкурсе информационно-просветительских мероприятий, посвящённых Году леса. Заслушали итоги реализации Концепции непрерывного экологического образования и просвещения Вологодской области 2002–2010 гг., приняли участие в обсуждении основных направлений деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Вологодской области, вошедших в Концепцию, которая будет действовать с 2011 г по 2020 года.

Необходимо отметить, что вся деятельность, связанная с решением проблем экологического воспитания, просвещения и образования детского и взрослого населения Вологодской области проходит в тесном взаимодействии библиотек Вологодской области, Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, других региональных учреждений и организаций.

Делу время…

Основная работа творческой лаборатории прошла в Межпоселенческой центральной районной библиотеке села Устье Централизованной библиотечной системы Усть-Кубинского района, которая является информационно-культурным центром села, руководящим и методическим центром для 13-ти библиотек-филиалов Усть-Кубинского района. Уже в 1896 году в селе Устье была открыта бесплатная народная библиотека-читальня, в которой к началу XX века насчитывалось свыше 1 200 томов книг и выписывалось 13 периодических изданий. В этом году исполняется 115 лет со дня ее открытия.

В настоящее время детский отдел библиотеки решает проблемы, которые имеются у многих библиотек. В частности – кризис детского чтения. Наши коллеги из Устья пишут: «Этот кризис коснулся и нас. Нельзя сказать, что наши современные дети не читают совсем – просто их чтение стало другим: более прагматичным, информационным, поверхностным. Художественную литературу они читают мало: да и круг интересов очень беден: детективы, триллеры, примитивные романы, т. е. литература развлекательного характера. Подобная литература не затрагивает душу ребенка, не развивает его. Проводя множество мероприятий и в библиотеке, и за ее стенами, пропагандируя на них книгу и образ читающего человека, мы отметили, что массовые мероприятия, адресованные всем и сразу, и никому в частности, не достигают своей цели. Дети, прослушав мероприятие, не берут книги, ведь формирование читателя – это индивидуальная и тонкая, штучная работа. Она требует душевного контакта, доверия и времени. Верно, говорят, что заставить читать нельзя, но заразить чтением можно. Период привлечения к чтению длится довольно долго. Для этого мы решили использовать не количественный, а качественный подход, направленный на изучение индивидуального читательского поведения. Изначальной моделью привлечения к чтению является чтение, вслух, облегчающее восприятие написанного. Это важная стадия приобщения к самостоятельному чтению не только ребенка, для которого она вообще является важнейшей и обязательной, но и подростка».

Для решения этой проблемы детским отделом разработан проект «Обрати свое сердце к книгам…», сроки реализации которого 2011–2012 годы.

Цель проекта:

• поднятие престижа чтения среди детей и подростков
• привлечение читателей в библиотеку

Для достижения поставленных целей библиотека тесно сотрудничает с учителями литературы, воспитателями детских садов, социальным центром помощи семье и детям (СЦ ПСиД), с семьями, с детским домом, домом детского творчества.

Осознавая, что отношение человека к книге формируется в дошкольном возрасте, в библиотеке создали клуб для дошкольников (подготовительной группы) «Золотой ключик». Он существует с 2005 года и помогает в решении задач, связанных с приобщением дошкольников к книге и чтению.

Разработана в библиотеке и Летняя программа чтения «Острова в книжном океане». По мнению разработчиков программы, побывaв на книжных островах и прочитав предложенные книги, «…ребята откроют для себя огромную и удивительную страну, населенную поэтами, сказочниками, фантазёрами, веселыми и добрыми людьми». Ребят ждут острова: о. Сказочный, о. Авторских сказок, о. Детства и Дружбы, о. Зеленый, о. Мужества, о. Первой любви и многие другие. Итоги программы летнего чтения предполагается подвести в новом учебном году на первом уроке внеклассного чтения. Приветствуется и будет поощряться специальными призами самостоятельное творчество ребят: написание отзывов, создание художественных работ. Чтобы читатели не заблудились, для них разработаны «Карты путешествия по книжному океану».

В 2007 году в библиотеке создан детский правовой центр и разработана Программа по гражданскому и правовому воспитанию детей и подростков «Я в современном обществе». Программа была рассчитана на 3 года (2008–2010 гг.) и включала два направления: « Юный гражданин» (младший школьный возраст) и «Человек и общество» (средний и старший возраст). В правовой центр также обращаются учителя, воспитатели детских садов и детского дома, социальные работники.

Привлекает внимание проект «Два окна», посвящёный писателю-земляку устьян Константину Ивановичу Коничеву. В библиотеке создана мемориально-музейная экспозиция и выставка книг, написанных К. И. Коничевым. Библиотекари любят рассказывать о своем знаменитом земляке не только своим читателям, но и гостям библиотеки. Нам тоже показали музейную экспозицию, прочитали отрывки из произведений К. И. Коничева и показали сценку, поставленную по одному из его рассказов.

В детском отделе библиотеки создан эколого-краеведческий информационный центр. Основная цель его деятельности – поддержка библиотечными средствами экологических акций и инициатив, направленных на конкретные природоохранные мероприятия, сохранение природного и культурного наследия родного края. Так, в 2010 году была подготовлена и проведена эколого-краеведческая конференция «Малая родина ждёт своих исследователей», прошла экологическая театрализованная конференция «Чудесный мир – ПРИРОДА». Деятельность центра направлена и на конкретные природоохранные дела. Юные читатели библиотеки не сидят без дела: и местных муравьев нужно пересчитать и земляных червей взвесить, а еще – изучить состав стада зубров и обойти местные родники (а их здесь немало и каждый имеет свою историю).

Справедливости ради надо отметить, что здесь умеют не только работать и проводить мероприятия серьезные, но и отдыхать. Правда, отдых получается творческим и интерактивным. Например, участие в конкурсе экологических плакатов. Или – в экологической игре «Я хочу дружить с природой». В ходе игры ребята побывали на нескольких станциях. На станции «Зеленый мяч» проходили «зоологические забеги». Это очень забавно, – представить что ты, участвуешь в забеге не просто как мальчик или девочка, а, например, как медведь: «…наклонитесь вперёд, подушку положите на спину – это жир. Нужно медленно двигаясь, пройти дистанцию, и передать эстафету следующему, при этом, не потеряв жир. Приготовились, марш!». А еще были команды пингвинов, зайцев, гусениц и червей. На станции «Зеленый карандаш» рисовали прямо на асфальте и все рисунки были посвящены красоте родной природы и её охране. На стации «Профессор Зелёнкин» разгадывали загадки о природе, кроссворды и ребусы, отвечали на вопросы викторины.

…потехе час

«Поцелованный Богом край», – так говорят о родном Усть-Кубинском районе, расположенном в самом центре Вологодской области, его жители. Участники лаборатории смогли в этом убедиться уже в ходе первой же экскурсии по селу Устье, которое является административным центром района, и уже в 1735 году считалось селом знатным, славилось торговлей, а жители села имели славу людей весьма предприимчивых. История и современность здесь гармонично сосуществуют: старинные купеческие дома и храмы соседствуют с цифровой школой и прекрасным домом культуры. Да и с самой культурой здесь все в порядке: реставрируется здание для местного краеведческого музея (в старом – тесновато), работает детская школа искусств, созданы творческие песенные коллективы и два народных театра. Есть в Устье даже музей подводного флота.

От красоты местной природы буквально дух захватывает. Река Кубена с ее живописными берегами. Кубенское озеро, поражающее своими размерами (54 км длиной и 12 км шириной) и числом впадающих в него рек – их 30.. Надо сказать, что усть-кубинские места являются весьма притягательными. Вот, например, история с зубрами, которые были завезены в Кирилловский район области, но жить там по неизвестным причинам не стали, а самостоятельно переместились, обогнув озеро, в усть-кубинские леса.

Вообще-то разделить деловую и культурную часть лаборатории достаточно сложно. Надо отдать должное её организаторам – они сделали всё возможное, чтобы культурные мероприятия также работали на повышение общего и профессионального уровня библиотекарей, принявших участие в работе лаборатории. Может быть, именно поэтому она называется творческой?

Ну вот, например, экскурсия в крупнейший на Вологодчине памятник садово-паркового искусства – усадебный парк дворянского рода Межаковых в селе Никольском. Парк внесён в список особо охраняемых памятников садово-паркового искусства Вологодской области и имеет республиканское значение.

В свое время усадьба была настоящим культурным оазисом в этих глухих местах. Она славилась не только дворцом и парком, но и богатейшей в губернии библиотекой (часть книг сохранилась в областной библиотеке имени И. А. Бабушкина и до наших дней), картинной галереей с полотнами Рембрандта, Рейсдаля, Гвидо Рени, Джорджа Доу и других художников, оркестром и крепостным театром.

В середине XVIII века при усадьбе был разбит роскошный обширный парк. На 16 гектарах было высажено большое количество берёз, лип, дубов, лиственниц. Здесь были разбиты многочисленные клумбы, аллеи, сооружены каменные гроты, построены оранжереи. Из речки Макаровки, что протекает по середине парка, создаётся система затейливых прудов с дамбами, островками, горками, валунами. Крепостными крестьянами в парке был сооружён большой насыпной холм высотой семь метров. Для ухода за насаждениями парка из Петербурга специально был привезён садовник Ренненсберг. Нарочные из дворовых ездили за семенами и цветами в Ярославль, Москву, Астрахань...

Сын владельца имения Павла Александровича Межакова Александр Павлович Межаков начинает здесь свои работы по акклиматизации дуба, ясеня, кедров. Выпускник Петербургского университета, член Русского географического общества четверть века занимается в Никольском научной работой. Результаты своих изысканий он публикует в «Записках комитета акклиматизации», создает «Каталог семяносных и высших тайнобрачных растений Кадниковского уезда». Гербарий растений, собранный им, до сих пор хранится в Академии наук. Известно, что в тот период в парке Межаковых выращивалось около ста различных видов деревьев и кустарников. Под их сенью росли розы, гвоздики, мальвы, дельфиниум, аквилегия и множество других цветов. Имение славилось ананасной и виноградной теплицами...

События, произошедшие в России, внесли коррективы в жизнь тихого села и его барской усадьбы. Дом был разграблен, а в 1933 году он полностью сгорел. В годы советской власти насаждения хоть и бережно охранялись от произвольных рубок и вмешательства, но постепенно старели, поскольку настоящего ухода за парком не было. Сократилась и территория парка, не осталось прекрасных цветников. Он постепенно зарастал ивой и крапивой.

Лишь в 80-е годы ХХ века по инициативе учителя местной школы Вениамина Михайловича Голубева в парке стали проводиться работы по восстановлению. Он с местной ребятнёй провел систематизацию деревьев и кустарников, наметил рубки ухода. Занимались они и лечением деревьев-патриархов: спиливали сухие ветви, заделывали дупла в стволах, очищали пруды, косили сорную траву, протаптывали дорожки. И старый парк стал оживать. Сейчас он выглядит довольно чистым и ухоженным.

В последнее десятилетие парком интересуются и ученые. Неоднократно оценивали состояние парковых насаждений сотрудники кафедры ботаники педагогического университета, Главного ботанического сада, специалисты-экологи. Создано учреждение культуры «Никольский парк». Проводится экологический мониторинг парка, выявляются и сохраняются редкие растения. Предпринята попытка восстановить первоначальное расположение деревьев с тем, чтобы более полно представить ландшафтное устройство парка.

Мы с удовольствием выслушали удивительную и местами загадочную историю рода Межаковых. Подивились на знаменитые старинные лиственницы – их число равняется количеству дочерей семейства, и каждая лиственница носит имя одной из них. Полюбовались на гордость парка телекию прекрасную, родиной которой являются предгорья Кавказа и на территории Вологодской области она нигде больше не растёт. Взобрались на знаменитую Каменную горку, где каждый загадал свои желания у Камня желаний. А потом был чай из самовара, местные девчата в усыпанных горохами сарафанах, спели для нас «Космические частушки», посвященные 50-летию первого полёта человека в космос, а заодно и своему земляку летчику-космонавту Павлу Ивановичу Беляеву. Участие в исполнении частушек принял милейший местный пес. И даже кот Баюн, обитатель Никольского парка, соизволил выйти, чтобы попозировать перед объективами многочисленных фотокамер.

Еще была поездка на остров Спас-Каменный, который по уверению тех, кто там побывал, имеет какую-то особую притягательную силу. Многие мечтают увидеть потрясающий вид возвышающейся над озером колокольни Успенской церкви. Организаторы лаборатории предоставили библиотекарям возможность побывать на острове, где по преданию в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру, был основан монастырь. В XV–XVII вв. он использовался для заточения знатных особ. Упразднён в 1774 г. и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 г. под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892 г. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1983 году, впервые после долгих лет запустения, встал вопрос о восстановлении уникального памятника. Был разработан проект реставрации, а руководство производственными работами взял на себя по личной инициативе, безвозмездно вологжанин Александр Плигин, а после его смерти работы по дальнейшему восстановлению монастыря взяли на себя семья Александра Николаевича, областные и муниципальные власти, благотворители. Хранителем острова и монастыря по праву называют жену Александра Плигина Надежду Александровну. Именно она встречала библиотекарей и рассказывала им об истории монастыря и о его восстановлении.

Камни острова постепенно размываются водой и каждый, кто сюда приезжает, старается привезти с собой камушек, чтобы положить его у основания острова. Здесь течёт своя жизнь, удалённая от суеты. Обитатели острова восстанавливают храмы и другие постройки монастыря, ведут нехитрое хозяйство, топят баню по-чёрному, принимают гостей. Удивительное зрелище – колокольня Успенского храма на крошечном острове посреди безбрежного лазурного озера… Это ли не главная награда библиотекарям за их подвижнический труд.

Были в жизни участников лаборатории и не столь масштабные мероприятия, но ничуть не менее приятные и полезные. Например, просмотр спектаклей народных театров в устьянском доме культуры. Нам показали экологический спектакль «Я хочу, чтоб жили лебеди…». По сути это – музыкально-поэтическая композиция с использованием мотивов романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В спектакле есть интересные режиссерские находки. Например, эффект живых лебедей: он достигается тем, что голова и шея лебедя надевается на руку артиста. Это был спектакль детского театра «Лучик», непременного участника и призёра областных фестивалей экологических театров. Второй спектакль «Колобок или летний сон Деда Мороза» поставлен народным театром «Шутиха». Ведь Дед Мороз находится совсем рядом – в Великом Устюге. Сон, который ему приснился среди жаркого лета, это веселая и поучительная история о том, как важно понимать друг друга людям и лесным обитателям.

А еще было знакомство с программой развития экологического туризма, которую разработали совместно библиотека и дом культуры Заднесельского поселения. Собственно, все, что мы увидели в Заднесельском – это и есть программа, подготовленная для туристов. Нас встретили лоточницы с товаром в местных народных костюмах. Нам очень понравился их товар. Особенно сушки, повешенные на яркие разноцветные ленточки. Мы сразу нашли им применение – ну, чем ни бусы! Программа включает знакомство с великолепной экспозицией «Чердака недавнего прошлого». Она находится действительно на чердаке. Чердак – со всем ему положенным антуражем: загадочным полумраком, тёмными углами, огромным количеством старых, часто совсем незнакомых современному ребёнку предметов. Ну и, конечно, у всех этих чердачных сокровищ есть хранитель – Скопидом. Он не только оберегает сокровища «Чердака недавнего прошлого», но и рассказывает о них ребятам и взрослым. Еще в Заднесельском есть Музей хлеба, расположенный в старой пекарне. Его устроители надеются, что здесь в недалеком будущем снова запахнет хлебом – есть идея возродить пекарню.

Библиотекари с удовольствием приняли участие в мастер-классах: одни предпочли освоить изготовление цветов из бересты, другие – рисовать ярких бабочек, третьи отдали предпочтение созданию «узелка желаний»: узелок увязывается из яркой ситцевой тряпицы и скрывает в себе связанный крючком кружочек, в процессе создания которого все желания и связываются. Храниться узелок должен в потаенном месте до полного исполнения желаний. Не остается никаких сомнений в том, что разработанная заднесельчанами программа сельского экологического туризма будет пользоваться популярностью.

Есть на устьянщине одна общая страсть – уха. Что вполне объяснимо, поскольку и река Кубена, и Кубенское озеро славятся богатым видовым разнообразием рыбы: лещ, щука, судак, окунь, плотва и др. Главной достопримечательностью озера является рыбка нельмушка, которая больше нигде в мире не водится. К ухе у Устьян отношение трепетное. Это не просто суп из рыбы, даже если он приготовлен на костре, а рыба только что поймана. Здесь существует множество рецептов приготовления ухи. Их даже удалось собрать в сборник «Устьянская уха», который устьяне охотно раздаривают всем, кто к нему проявит интерес. Многообразие рецептов поражает: уха по старинным рецептам северной кухни с дольками лимона, укропом и хреном; уха с добавлением перца, лаврового листа и водки – уха «Рыбацкая»; или с помидорами – уха «Модная». Есть у ухи и другие секреты. Например, чтобы приготовить уху уфтюжскую, надо иметь отличное настроение, быть веселым и доброжелательным, а иначе и нечего за это дело браться. А ещё есть уха с шампиньонами, с паюсной или зернистой икрой. Уха «По-царски» варится на курином бульоне с добавлением моркови и зелени. В двойную уху добавляется ложка пшена, а в уху по-корневски – сельдерей. Самая экзотическая уха – уха-шабра. Шабра варится в чёрном от копоти котелке из самой свежей рыбы, еще не потерявшей запах реки. В шарбе вместе с рыбой кипит молодая картошечка, зелёный щавель, который придает ей пикантную кислинку, а лук и перец обжигают как пламя. Важно, чтобы янтарный жир кипящей ухи был тронут дымком от костра. И, обязательно, всё это рыбное великолепие надо поместить в глубокую миску и вооружиться деревянной ложкой. Вот такая она – уха-шабра. А чтобы рыбка лучше ловилась, есть у местных рыбаков свои слова-приманки: «Один ершок, и тот в горшок», «Так-так, сейчас мы поймаем: на лягушонка – налима, чтоб не проплыл мимо, на сверчка – язька, водяного князька, на зелёную муху – плотвицу-толстуху».

Не знаю, по какому рецепту была приготовлена уха, которую ели мы, но она кроме традиционных компонентов содержала ещё виды реки Кубены, запах костра, жаркое солнце, пронзительно голубое небо и была приправлена гостеприимством коллег. Да и рыбаки её сотворившие, находились неподалёку, ревностно наблюдая за едоками и с удовлетворением слушая возгласы восторга и одобрения. А когда к столу подали огромных закопчено-чумазых и невероятно благоухающих лещей, чувства словами было уже не передать. Завершило «праздник плоти» чаепитие с не менее знаменитыми устьянскими пирогами: капустниками (это когда с капустой), уризниками (это, когда начинка делается из сырого картофеля и лука), тоболками (это – с вареньем).

Надо отдать должное всем, кто принимал библиотекарей. Они старались дать пищу не только уму, но и душе: пелись песни, читались стихи, представлялись интереснейшие материалы. Например, Авксентьевские библиотекари обошли самых хороших хозяек своего поселения, собрали у них рецепты домашних заготовок и сами сделали книжку «Чудеса в консервной банке». А еще наши Авксентьевские коллеги поделилась с нами «Утренней мантрой», которую они придумали сами и убедились в её эффективности. Вот немного сокращённый вариант:

«Я – бесконечно доброе,

Феноменально умное,

Чертовски привлекательное,

Божественно красивое,

Необычайно работоспособное,

Беспредельно ответственное,

Исключительно порядочное,

К;ристально честное,

Сказочно щедрое,

Непостижимо оптимистичное,

Крайне интеллектуальное,

Суперактивное,

Архинадежное,

Фантастически скромное

Ч Е Л О В Е Ч И Щ Е!»

Шутка? Не знаем. Кажется, и этих качеств мало, чтобы работать в библиотеке, зачастую, в единственном числе, делать все и сразу, имея за это весьма скромное вознаграждение, да еще и получать удовольствие от процесса. Не оставляет чувство глубокого уважения, восхищения и благодарности коллегам, работающим в российской глубинке.

 

P.S. Вы так и не поняли, что такое Лахмакурье и причем оно здесь? Все просто: Лахмокурье – это название одной из деревень, которые вошли в состав села Устье. Толкуется название как «залив, где водятся лещи». Нельзя не отметить, что Вологодский край очень богат на совершенно замечательные названия.

Поиск