Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Публикации Лещинская В.В. Экология в электронном формате: по результатам Всероссийского конкурса экологических интернет-ресурсов публичных библиотек
Публикации

Лещинская В.В. Экология в электронном формате: по результатам Всероссийского конкурса экологических интернет-ресурсов публичных библиотек


Вероника Владимировна Лещинская,
руководитель проекта «Экокультура»
Российской государственной библиотеки для молодёжи,
председатель оргкомитета Всероссийского конкурса экологических интернет-ресурсов публичных библиотек

Год окружающей среды прошел. Подведены итоги, завершены мероприятия, приуроченные к «зеленому году». Все творческие силы и устремления направлены уже на год 2014 – Год культуры. Наступило время спокойного и рассудительного анализа всего того, что было сделано в просветительской сфере, время ответа на вопрос – насколько прошедший год помог нам продвинуться по пути формирования общества устойчивого развития, разделяющего экологические ценности. Что мы успели сделать, что получилось, а что возможно так и осталось в планах?

Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ), для которой экологическое просвещение является приоритетным направлением уже более 25 лет, отметила Год охраны окружающей среды проведением Всероссийского конкурса экологических интернет-ресурсов публичных библиотек. Библиотеки России давно и прочно заняли свою особую нишу в экологическом просвещении, являясь зачастую безальтернативными информационными и просветительскими каналами. Современная публичная библиотека не может оставаться без представительства в сети Интернет. Сайт – это виртуальное лицо библиотеки, формирование отдельного эколого-просветительского ресурса – это требование времени и вместе с тем признак востребованной библиотеки, оперативно реагирующей на вызовы времени. Всероссийский конкурс экологических интернет-ресурсов публичных библиотек в 2013 году был задуман для мониторинга, оценки и анализа опыта эколого-просветительской работы библиотек России, отраженной в виртуальном пространстве.

Одна из главных задач библиотечного экологического интернет-проекта – максимально полное отражение просветительских и информационных ресурсов, дополненных возможностями открытой коммуникационной площадки, которой является сеть Интернет.

Оценка конкурсных ресурсов библиотек касалась, в первую очередь, содержания, полноценного раскрытия сложной экологической проблематики. Во-вторых, фокус внимания жюри конкурса был направлен на форму подачи и представления библиотечных материалов (дизайн), а также на его технологичность.

В авторитетное жюри конкурса под председательством директора РГБМ И.Б. Михновой входили: Е.Н. Гусева – заместитель директора, начальник отдела библиотек и архивов Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, М.П. Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе РГБМ, Е.В. Линдеман, заместитель генерального директора по библиотечно-информационному обслуживанию ГПНТБ России, А.С. Карауш, директор МИБС г. Томска и Т.Н. Буханцева, директор Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В.Бабушкина.

Остановимся подробнее на содержании конкурсных работ – экологических интернет-ресурсов. Поскольку формирование экологической культуры предполагает комплексный, системный подход, то и методы библиотечной работы в этом направлении должны носить характер программной деятельности, имеющей в свою очередь системное отражение. Экологическая проблематика многоаспектна: это и социальные вопросы, и правовые, экономические, философские, биологические, краеведческие и т.д. Задача библиотеки в виртуальном формате не только представить свои информационные возможности, базы данных, но и раскрыть многозначность экологии как науки, ее многоликость, междисциплинарность. На многих представленных на конкурс ресурсах приятно было увидеть широкий спектр рассматриваемых экологических тем. Но, к сожалению, это удалось не всем участникам конкурса.

Расстановка содержательных акцентов напрямую зависит от той цели, которую ставит перед собой библиотека в просветительской деятельности. Это может быть концентрация на широком информационном освещении экологических вопросов, на новостном поле в сфере экологии, на культурно-просветительских и досуговых мероприятиях, организуемых библиотекой, на виртуальном раскрытии фонда экологической литературы и т.д.

В ходе конкурса мы сознательно не разделяли библиотек-участниц конкурса по типам, представляя им равные возможности, но вместе с тем понимали разницу целей, задач и ресурсных возможностей различных библиотек. По своим приоритетам, к примеру, научная библиотека, на наш взгляд, выступает в первую очередь как методический и координационный центр для низовых региональных библиотек. В таком ключе вектор развития интернет-ресурса научной библиотеки видится как удаленная методическая служба для библиотек региона. На ресурсах научных библиотек, представленных на конкурс, весь методический опыт объединяется в отдельную рубрику. Благодаря чему появляются «методическая копилка», «библиотечная экологическая карта», «опыт библиотек региона» и т.д.

Муниципальные библиотеки, безусловно, ближе к реальному читателю, поэтому хотелось бы, чтобы виртуальное «окно» в библиотеку содержало больше информации о публичных мероприятиях, о природных памятниках региона, общественных организациях. Такой ресурс мог бы стать своеобразным экологическим путеводителем по книгам, периодике, экологической ситуации, просветительским акциям в регионе и т.д.

Выходя в большое плавание по просторам интернета, библиотека не может замыкаться в границах своего собственного библиотечного опыта. Библиотечный ресурс выглядит современным информационным каналом в том случае, если содержит информацию об экологической ситуации в регионе, об организациях, занимающихся экологическими проблемами, просветительских организациях и т.д. Библиотекам стоит предлагать пользователю различные источники информации: делать обзоры тематических интернет-порталов, ресурсов сторонних организаций, находиться в отношениях информационного обмена с другими эколого-просветительскими организациями региона, государственными учреждениями, общественными объединениями и т.д. Подобную полноценную стратегию своего информационного развития и его отражение в сети Интернет продемонстрировали далеко не все участники конкурса.

Немаловажным фактором в виртуальном представлении деятельности библиотеки является отражение ее социально-культурных, досуговых мероприятий (выставки, информационные часы, клубы, праздники, выпуски печатной продукции, методические мероприятия, конкурсы и т.д.). Важно не только анонсировать то или иное мероприятие, проходящее в библиотеке, но и отражать итоги мероприятия, сопровождая их фотографиями, расширенными комментариями. В таком ракурсе библиотечно-экологический сайт или портал предстает уже как отдельный просветительский ресурс, где пользователь может не только получить комплексное информационное обслуживание по различным вопросам экологии, но и понять, где и как он может проявить свою гражданскую позицию, в каких мероприятиях участвовать и т.д. Системность подхода и широта освещения проблематики выгодно отличает, к счастью, многие представленные на конкурс библиотечные ресурсы от других эколого-ориентированных сайтов в сети Интернет.

Насколько библиотека оперативно реагирует на информационные запросы читателей, предоставляет им всю необходимую информацию по тематике, предлагает досуговые, информационно-просветительские мероприятия, формирует базы данных, грамотно структурирует контент, настолько ресурс, на наш взгляд, и будет актуальным и востребованным.

Сочетание традиционных форм библиотечной работы и раскрытие просветительских возможностей современной информационной сети способно сделать экологический интернет-ресурс полноценным самостоятельным интернет-проектом библиотеки, ее визитной карточкой. Традиционные формы библиотечной работы не теряют своей актуальности, а в виртуальном формате смотрятся очень ярко и выигрышно. Как продемонстрировали конкурсные работы, обзоры новинок литературы, сопровождающиеся визуальным рядом, отслеживание новинок периодической печати по тематике, составление виртуальных рекомендательных списков, буклетов и т.д. существенно обогащают интернет-ресурс, делают его более привлекательным.

Практически все библиотеки, чьи ресурсы вошли в шорт-лист конкурса, смогли использовать интерактивные возможности сети Интернет. Виртуальное общение, применение инструментов социальных сетей (комментарии, «лайки», клубы друзей, подписчиков, мини-опросы) делает информационный интернет-ресурс демократичным, актуальным, «живым». Это оперативная реакция библиотек на желание пользователей активно взаимодействовать, быть информационным соавтором библиотеки.

В оценке библиотечных ресурсов большое внимание уделялось удобству навигации, структурированию информации, рубрицированию и т.д. Очень приятное впечатление на пользователя, как правило, оказывает наличие запоминающихся креативных названий рубрик («Экомозаика», «Внимание! Тревожная статья!», «Экоправовед», «Наш твиттер-эковестник» и т.д.). Акцентирование внимания пользователя на актуальной, новой информации возможно благодаря использованию мультимедийных форм: мигающих значков, анимационных героев, звуковых сигналов и т.д. Запоминающейся изюминкой, например, интернет-ресурса Курской областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева, является соловей на главной странице, при открытии которой мы видим пернатого певца и слышим манящие звуки соловьиного пения. Творчески подошли библиотекари Межпоселенческой центральной библиотеки Каневского района Краснодарского края (http://ekovestnik.wordpress.com), дав имя своему сайту «Видеть, Слышать, Чувствовать природу».

Привлекательность сайта, его качественное дизайнерское оформление играет такую же важную роль, как и яркая обертка и представление любого товара в магазине. К сожалению, многие еще библиотеки по причине недостаточного финансирования, обращаются к бесплатным хостингам, которые предлагают свои услуги в обмен на рекламу весьма сомнительного содержания, порой недопустимого для любого из ресурсов просветительского и образовательного характера, а тем более ресурса государственного учреждения. Одним из главных отличий библиотечного сайта от других ресурсов является, на наш взгляд, информационная безопасность его содержания. Именно поэтому даже качественный информационный материал, по мнению жюри, не может быть подан в сомнительной оболочке, бросающей тень на имидж библиотеки, как просветительского учреждения. С этой точки зрения жюри было вынуждено, к сожалению, отсеять несколько участников.

Одним из критериев оценки экологического интернет-ресурса публичной библиотеки была оценка скорости доступа к ресурсам сайта и корректность его отображения в различных браузерах. Насколько бы ни был содержателен сайт, все теряет смысл, если приходится ждать загрузки файла длительное время. Ведь ни для кого не секрет, что современный пользователь активен, нетерпелив и мобилен. Он скорее воспользуется другим ресурсом, нежели предпочтет ждать. Обеспечение хорошей работы сайта и быстрой загрузки документов – это демонстрация конкурентоспособности современной библиотеки в общем информационном поле. Некоторые библиотечные ресурсы, к сожалению, проигрывали конкурентам именно из-за небольшой скорости загрузки документов, иллюстраций и т.д.

Количественные итоги конкурса таковы: всего приняли участие 59 библиотек из 32 субъектов Российской Федерации. Отрадно, что наибольшее количество заявок поступило от муниципальных библиотек. Многие из них впервые вывели экологическую тематику на свои виртуальные страницы. Радует также и постоянство высокого профессионального уровня тех библиотек, которые занимаются экологическим просвещением не один десяток лет. Среди них: Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Донская государственная публичная библиотека, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена, «Муниципальная информационная библиотечная система» города Томска. Библиотека «Северная», Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева.

По итогам Всероссийского конкурса экологических Интернет-ресурсов публичных библиотек 1 место по праву заняла «Муниципальная информационная библиотечная система» города Томска» (http://www.ecology.tomsk.ru). Эколого-просветительская деятельность в этой библиотеке является приоритетной с 2001 года. Интернет-ресурс этой библиотеки имеет расширенную рубрикацию с актуальным наполнением.

На 2 месте Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева (http://www.aseev.kursk.ru), покорившая жюри и оригинальностью дизайна сайта и глубоким раскрытием экологической тематики, а также методической поддержкой библиотек области.

3 место заняла Межпоселенческая центральная библиотека Красносулинского района Ростовской области (http://www.sulinlib.ru/ecology), являющая собой яркий пример полноценного раскрытия небольшой библиотекой своих информационных возможностей при грамотном подходе к наполнению, структурированию и оформлению ресурса.

Жюри учредило также четыре специальных диплома. Дипломы «За абсолютное лидерство» получили Государственная публичная научно-техническая библиотека России (http://ecology.gpntb.ru) и Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена (http://www.herzenlib.ru/ecology/news_ecology).

Это безусловные «ветераны» эколого-просветительской деятельности. Это библиотеки, работа которых давно приобрела всероссийский масштаб.

Специальный диплом «За успешный старт» жюри присудило Центральной городской библиотеке Централизованной библиотечной системы г. Югорска» ХМАО-Югра (http://biblio.ugorsk.ru/history_page/year-of-protection/the-plan/ekonovosti-news.php) и Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина (http://eco.vrnlib.ru/).

Интернет-ресурсы этих библиотек молодые, содержательно не до конца выстроенные, но яркие, сумевшие найти свою «изюминку», свой стиль. Запоминающейся особенностью Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина, например, является взлетающая с травинки божья коровка на главной странице, раздел «Календарь доброты», составляющий альтернативу типовым экологическим календарям. В отличие от экологического календаря, «Календарь доброты» предлагает малоизвестные даты, порой весьма оригинальные. Сайт ЦБС г. Югорска выделяет использование позитивных цветов в оформлении, что делает его заметным в общей интернет-массе.

Официальное подведение итогов конкурса и награждение победителей состоялось на IV Форуме публичных библиотек в г. Санкт-Петербурге 3–5 декабря 2013 г. Победители были награждены красочным юбилейным изданием, любезно предоставленным Фондом им. В.И. Вернадского и дипломом.

Несмотря на то, что официальный Год охраны окружающей среды прошел и его сменил Год культуры, работа по экологическому просвещению продолжается. Хочется верить, что следствием активизации библиотек в Год охраны окружающей среды, эколого-просветительская работа библиотек будет развиваться, достигать новых высот, находить новые форматы своей работы, в том числе и в сети Интернет.

Выделение экологической информации в самостоятельный ресурс определяется сегодня вектором социального развития российского общества, желанием граждан обеспечить экологическую безопасность своей жизни, изменить экологическую ситуацию к лучшему. Всероссийский конкурс экологических интернет-ресурсов–2013 продемонстрировал готовность библиотек дать достойный ответ на этот общественный вызов.

Поиск