Лещинская В.В., Рыбальский Н.Г. Эколого-просветительская деятельность библиотек // Природно-ресурсные ведомости. №10-11 (445-446) . 2017. С. 7.
В.В. ЛЕЩИНСКАЯ,
руководитель информационно-просветительского центра «Экокультура» РГБМ
Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ,
директор НИА-Природа, Первый вице-президент Росэкоакадемии
Становление и развитие экологического просвещения в библиотеках России имеет большую историю. Вот уже около 30 лет российские библиотеки выделили в качестве самостоятельного направления своей работы актуальную экологическую тематику. Процесс развития экологического просвещения в библиотеках развивался постепенно, выстраиваясь в оригинальную систему эколого-просветительской работы.
С середины 90-х годов в библиотеках России начали создаваться Центры экологического просвещения, культуры и информации, выводя экологическую проблематику на место центрального направления своей работы. Организующим фактором для движения библиотек в этом направлении стали Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения (1995-1996 гг.; 1997-1998 гг.; 2000-2001 гг.), организаторами которых выступили Минприроды России (Госкомэкологии России, МПР России), Минкультуры России и Минобразования России, Российская государственная юношеская библиотека (инициатор проведения данных конкурсов) и Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» (первый конкурс с участием Российского экологического федеративного информационного агентства РЭФИА).
Именно тогда в десятку лучших библиотек России вошли библиотеки, которые и по сей день являются неизменными лидерами экологического просвещения. Среди них Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена, Вологодская областная научная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, библиотека «Северная» МИБС г. Томска, Государственная научно-техническая библиотека, Центральная городская детская библиотека им. А.Гайдара (Москва), Детская библиотека им. В.В. Бианки (Москва) и др.
Важную консолидирующую роль в эколого-просветительском направлении сыграл Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры, который был образован в Российской государственной юношеской библиотеке (ныне Российская государственная библиотека для молодёжи). Он был создан в феврале 2002 г. решением коллегии Министерства культуры РФ по итогам Третьего Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения на базе Отдела экологической культуры РГЮБ. Создание Всероссийского центра позволило уже на федеральном уровне объединить деятельность библиотек России всех типов и уровней в этом важном направлении. Перед Центром была поставлена глобальная задача создание федеральной системы экологического просвещения.
Четвертый Всероссийский смотр-конкурс состоялся только через 5 лет в 2005-2006 гг. Из постоянных его учредителей ушло МПР России. В новом Положении о его деятельности уже не значились просветительские и образовательные задачи. Не стало партнёром в проведении смотра и Минобрнауки России. В этих условиях особенно значима была роль Комитета по экологии Государственной думы РФ (Председатель Владимир Грачев), по рекомендации которого Федеральное агентство по культуре и кинематографии приняло решение о проведении в 2005-2006 гг. Четвёртого смотра-конкурса. Во втором туре Четвертого Всероссийского смотра-конкурса участвовали 223 библиотеки из 64-х субъектов Федерации.
Итоги последнего Четвертого смотра-конкурса показали дальнейшее нарастание разнообразных форм экологической работы библиотек с населением вплоть до открытия при ряде из них постоянно действующих центров экологической культуры и работающих на их основе школ и семинаров по экологическому просвещению для самих библиотечных работников. Многие библиотеки страны объединяют свою деятельность по экологическому просвещению населения с деятельностью природоохранных структур, краеведческих музеев, природных заповедников и национальных парков, выставочных комплексов, взаимно усиливая тем самым работу друг другу за счет использования таких ресурсов, которыми порознь они не располагают. Тем самым было положено начало формированию межведомственного структурного уровня в деле экологического просвещения.
Можно с полным основанием сказать, что библиотеки страны стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди населения с целью формирования экологической культуры и обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития. Библиотеки стали ячейками гражданских сообществ, начинающих оказывать все более активное влияние на административные, природоохранные органы с тем, чтобы обеспечить сохранение благоприятной природной среды и здоровья людей.
В 2009 г. Минкультуры России, Российская государственная юношеская библиотека, Российская библиотечная ассоциация и АНО «Институт информационных инициатив» провели Общероссийский конкурс-фестиваль печатных и электронных изданий, интернет-проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек. Цель конкурса-фестиваля обобщение и трансляция опыта библиотек по проектной деятельности в сфере экологической культуры и популяризации современных библиотечных информационных технологий среди российских библиотек, работающих по экологическому просвещению населения. Всего на конкурс-фестиваль поступило 159 работ библиотек из 38 регионов.
В 2012 г. Российская государственная библиотека для молодежи совместно с кафедрой менеджмента качества Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства с целью популяризации экологически сознательного поведения и формирования навыков рационального природопользования у молодежи провели конкурс «Экологические буклеты». На конкурс было принято 154 буклета по пяти номинациям (и 9 буклетов вне конкурса) из 43 субъектов Российской Федерации. И хотя в данном конкурсе участвовали и библиотеки, его все же нельзя назвать библиотечным.
В 2013 г., в Год охраны окружающей среды, Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Минкультуры России и Российской библиотечной ассоциации провели Всероссийский конкурс экологических интернет-ресурсов публичных библиотек по двум номинациям «Интернет-проекты экологической тематики» и «Экологические сайты библиотек, экологические разделы библиотечных сайтов». В конкурсе приняли участие 59 библиотек из 32 субъектов Федерации. По итогам Всероссийского конкурса экологических интернет-ресурсов публичных библиотек 1 место по праву заняла «Муниципальная информационная библиотечная система» города Томска» (http://www.ecology.tomsk.ru). Эколого-просветительская деятельность в этой библиотеке является приоритетной с 2001 года.
И наконец, в Год экологии (2017 г.) Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) и Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России при поддержке Минкультуры России и Минприроды России провели Всероссийскую библиотечную акцию в формате единого дня действий «День экологических знаний», приуроченную к Международному дню экологических знаний 15 апреля.
К участию в Акции приглашались все библиотеки России, готовые отметить этот день проведением публичных экопросветительских мероприятий. Разные форматы и возможности, аудитория и творческая энергия библиотекарей были призваны в Год экологии продемонстрировать весь огромный потенциал библиотек России в экологическом просвещении. В рамках Акции также проводился Всероссийский конкурс на лучшее мероприятие.
Цель Акции состояла в содействии развитию экологического просвещения и образования в стране, формирование у населения экологического сознания на основе консолидации информационных и просветительских ресурсов библиотек России.
Всероссийская библиотечная акция единого дня действий «День экологических знаний» и Всероссийский конкурс на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек позволил получить уникальный информационно-методический ресурс для дальнейшего развития эколого-просветительской деятельности, а также сформировать актуальную ресурсную базу для аналитической и научно-практической деятельности, содействующей повышению уровня экологического просвещения и экологической грамотности населения России.
Благодаря Акции и Всероссийскому конкурсу удалось также выявить актуальный информационный интерес граждан к определённой экологической тематике (в региональном аспекте), оценить наличие современных форм эколого-просветительской работы в библиотеках России.
Для участия в Акции зарегистрировались более 1520 библиотек из 74 регионов России. Они привлекли детей, молодежь и взрослых жителей своих регионов к участию в различных просветительских мероприятиях: от лекций до мастер-классов, от выставок до интеллектуальных игр. География библиотек-участниц обширна: от Калининградской области до Хабаровского края.
Центральное событие Акции прошло в самой РГБМ. Главная молодежная библиотека страны выбрала для проведения «Дня экологических знаний» очень необычный формат. Там был организован научный стендап молодых специалистов-экологов «Расскажи свою идею Министру».
Научный стендап относительно новый формат для России, но имеющий большой потенциал в системе интерактивных методик. Стендап это формат, предполагающий короткий, увлекательный рассказ о научной идее в прямом контакте с аудиторией. На сегодняшний момент в России успешно развиваются проекты, развивающие этот формат в молодёжной аудитории (Science Slam, Stand Up Science и др.)
В научном стендапе в РГБМ «Расскажи свою идею Министру» приняли участие:
- Проект «Велоточка на солнечных батареях» автор Егор Лебедев, мл. научный сотрудник Национального исследовательского университета «МИЭТ»;
- Проект «Молодежная кампания «Посланники климата» автор Дарья Мытарева, координатор компании «Посланник климата» Российского социально-экологического союза;
- Проект «Модернизация автотранспортной инфраструктуры как один из ключевых аспектов процесса перехода к устойчивому развитию городов» автор Александра Белова, студентка 6 курса кафедры экологии и наук о Земле факультета естественных и инженерных наук государственного университета «Дубна»;
- Проект «Экодело» автор Михаил Гунькин, координатор проекта «Экодело»;
- Проект «Исследование, моделирование и использование устьевых областей рек Российской Арктики» группа авторов: Серафима Лебедева, аспирант МГУ, ГОИН РАН; Евгения Панченко, МГУ; Артем Попрядухин, МГУ; Павел Терский, МГУ; Татьяна Фёдорова, аспирант МГУ, ИВП РАН.
Стендап с участием главы Минприроды России Сергея Донского стал запоминающимся моментом для участников мероприятия, а также успешным примером применения методики в экопросветительских целях.
Всероссийский конкурс на лучшее эколого-просветительское мероприятие стал логичным продолжением Акции единого дня действий и проводился на основе материалов библиотек-участниц Акции, присланных по итогам проведённых публичных мероприятий.
На конкурс пришло 965 заявок из 68 регионов России.
Число участников экологической акции в некоторых библиотеках достигало тысячи человек, праздник экологических знаний благодаря насыщенной разнообразной программе длился целый день, охватив различные площадки.
В шорт-лист вошла 81 библиотека. Компетентное жюри выделило 10 лауреатов конкурса, а также присудило победу в отдельных номинациях 14 библиотекам.
Масштабный проект, включающий Всероссийскую акцию единого дня действий и Конкурс на лучшее публичное мероприятие, завершился, оставив после себя колоссальный банк лучших методических идей и проектов, демонстрирующих высокий уровень библиотек в экологическом просвещении. Знание целевой аудитории, ее информационных запросов, умение организовывать и проводить мотивирующие публичные мероприятия по актуальной социальной тематике, глубокий научный подход, знание современных тенденций в образовании, а также использование информационно-коммуникационных технологий все это отличает современную библиотеку, идущую в ногу со временем и общественным развитием.
Официальный Год экологии-2017 стал прекрасным поводом для оценки многолетнего опыта работы библиотек России по экологическому просвещению и степени их встроенности в общий информационно-коммуникационный процесс, который играет одну из ключевых ролей в формировании экологической культуры и экологической грамотности.
В 2017 г. в Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» после длительного многолетнего перерыва удалось не только вернуть подраздел «Экологическое просвещение и формирование экологической культуры», но и значительно его расширить за счет введения новой главы «Эколого-просветительская деятельность библиотек». Это важное событие в эколого-просветительской деятельности библиотек в Год экологии произошло благодаря пониманию актуальности данного вида эколого-просветительской работы со стороны Национального информационного агентства «Природные ресурсы» (НИА-Природа), которое с 2016 г. стало отвечать в рамках госконтракта по заданию Минприроды России за подготовку и издание ежегодного Госдоклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» (а до этого уже более 15 лет госдокладов «О состоянии и использовании водных ресурсов РФ»).
Оценивая библиотечную деятельность в экологическом направлении, можно выделить четыре основные функциональные позиции, взаимосвязанные друг с другом, выполнение которых становится залогом грамотного подхода к формированию экологического сознания. Экологическая культура, экологическое мировоззрение и сознание являются конечной целью экологического просвещения.
Первая функция информационная. Эта функция связана с основными, исторически-сложившимися задачами библиотеки, как учреждения, осуществляющего сбор, хранение и предоставление информации. эпоху новых технологий каналы распространения актуальной, социально-значимой информации значительно расширяются. Экологическая информация относится к особому типу информации, от которой напрямую зависит экологическая безопасность и здоровье граждан, устойчивое развитие страны. Библиотеки создают тематические базы данных, раскрывающие не только свои информационные ресурсы, но и предоставляющие доступ к ресурсам организаций, ответственных за производство экологической информации. Многие библиотеки, системно занимающиеся экологическим информированием и просвещением граждан, создают тематические интернет-ресурсы, на которых используют для информирования и коммуницирования с гражданами различные интерактивные методики (электронные справки, информационные экоправовые клиники, электронные референдумы, интерактивные народные карты и т.д.).
В качестве примера активно развивающихся ресурсов библиотек по экологической тематике можно назвать сайт ГПНТБ России (http://ecology.gpntb.ru/), Томскую экологическую страницу (http://www.ecology.tomsk.ru/), сайт Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена (http://www.herzenlib.ru/ecology/news_ecology/), сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Каневского района Краснодарского края (https://ekovestnik.wordpress.com/), сайт Центральной городской библиотеки им. А.И. Харизовой (г. Югорск) (http://bibl-ugorsk.ru/history_page/year-of-protection/) и другие.
Вторая функция библиотеки в эколого-просветительском направлении культурно-просветительская, нацеленная на формирование экологического сознания и мировоззрения.
В этой функции современная библиотека предстает как уникальная площадка для интеллектуального досуга и развития.
За последние 5 лет наметились определенные тенденции, демонстрирующие активизацию общественного интереса к проблематике, в том числе можно говорить и о значительном росте молодежного экологического движения. Молодежь объединяется для защиты природы, их деятельность набирает обороты, завоевывает своим энтузиазмом все новые регионы России.
В первую очередь, это может говорить о положительной динамике во взаимоотношениях общества и природы в целом и о начале формирования активной жизненной позиции молодежи. Любое общественное движение это реакция общества на те или иные кризисные состояния современной жизни, оно является отражением состояния общественного сознания. Можно сказать, что современная молодежь и молодежные веяния являются лакмусовой бумажкой готовности общества к самостоятельному решению актуальных проблем экологии.
Экологические движения, громко заявляющие о себе в последнее время это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы инициативные группы. Результаты их деятельности подтверждают, что низовые инициативы молодых оказывают определенное влияние на изменение общественного климата. Социальный аспект экологической проблемы очевиден.
Взаимосвязанность экологической проблематики с другими социальными явлениями является основной причиной объединения различных социальных, добровольческих практик. Появилась новая форма общественного молодежного подвижничества социальная деятельность, призванная находить решения социальных проблем в комплексе. Именно поэтому расширение тематического горизонта экологической деятельности библиотеки за счет включение краеведческих, патриотических, благотворительных тем идет на пользу развитию экологического мировоззрения и сознания.
Формы работы библиотек поражают разнообразием публичных мероприятий: циклы лекций, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, просмотры экологических фильмов, посадки, уборки, квесты, игры, театрализованные представления, фестивали, эко-вечеринки, флеш-мобы и т.д.
Во многих библиотеках в настоящий момент на постоянной основе работают экологические клубы, создаются тематические базы данных, ежегодно проводятся публичные мероприятия по проблематике, рассчитанные на различные возрастные категории, налаживаются деловые связи. Есть примеры выделения особых эко-зон, зеленых зон в библиотеках и т.д. Просветительская, информационная и практико-ориентированная работа с населением ведется большая. Многолетний опыт развития экологического просвещения в России, проходя тернистую дорогу от активного неприятия темы, незнания принципов экологического информирования до нахождения своей устойчивой ниши, безусловно, принес свои положительные результаты. Это заслуга многих библиотек самых разных уровней, от сельских библиотек до научных библиотек.
На сегодняшний день на базе библиотек России действует 25 библиотечных экологических центра на базе: Белгородской универсальной научной библиотеки; Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова; Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева; Орловской областной публичной библиотеки им. И.А. Бунина; Пермской государственной областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького; Карагайской центральной районной библиотеки ЦБС Карагайского района Пермского края; Центральной районной библиотеки ЦБС Кизлярского района Республики Дагестан; Унечской центральной районной библиотеки Брянской области; Центральной библиотеки Лениногорской ЦБС Республики Татарстан; Боградской центральной библиотеки им. С.А. Пестунова Боградской ЦБС Республики Хакасия; Центральной городской библиотеки им. В.В. Маяковского г. Чебоксары Чувашской Республики; Центральной городской библиотеки города-курорта Кисловодска Ставропольского края; Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя МБС г. Северодвинска Архангельской области; Государственной республиканской юношеской библиотеки Республики Бурятия им. Д. Батожабая; Томской областной детско-юношеской библиотеки; Юношеской библиотеки филиал № 1 ЦБС г. Тольятти Самарской области; Смоленской областной детской библиотеки им. И.С. Соколова-Микитова; Детской экологической библиотеки филиал № 5 ЦБС г. Соликамска Пермского края; Библиотеки филиала № 17 Печорской ЦБС Республики Коми; Библиотеки № 9 ЦБС г. Березники Пермского края; Библиотеки филиал № 4 ЦБС г. Рязани; Библиотеки филиал № 7 ЦБС г. Ульяновска; Вислодубравской сельской библиотеки-филиала № 8 ЦБС Губкинского района Белгородской области; Сосновецкой сельской библиотеки филиала № 9 Беломорской ЦБС Республики Карелия; Больше-Шигаевской сельской модельной библиотеки-филиала Мариинско-Посадской ЦБС Чувашской Республики. Из них 5 созданные на базе научных, универсальных библиотек, 5 на базе центральных районных библиотек, 3 центральных городских библиотек, 2 центральных детских и детских городских, 4 библиотек-филиалов районных и городских библиотек и 3 на базе сельских библиотек.
Библиотека благодаря своим информационным ресурсам и просветительскому опыту может стать платформой для формирования глубокого понимания экологической проблематики и строящегося на этом понимании истинного подвижничества. Современная библиотека должна отслеживать молодежные подвижнические идеи, поддерживать их и оказывать теоретическую, методическую и организационную поддержку. Желания молодых действовать самостоятельно требует опытного куратора, способного подвести надежную научно-теоретическую и методическую базу под усилия молодежи. В этом смысле опора на современную молодежь является началом перспективного направления в развитии экологического просвещения, дать новый виток во взаимодействии библиотеки и молодежи.
Перспективной формой массовой работы библиотеки с читателем является обеспечение интеллектуального досуга. Примером подобного рода клубной деятельности может служить молодежный дискуссионный клуб «Пространство», существующий с 2010 г. в РГБМ http://www.ecoculture.ru/club.php. Клубные встречи проходят ежемесячно по одной из актуальных тем экологии. Клуб неизменно собирает заинтересованную молодежь, а анонсирование встреч происходит в открытых источниках, что делает мероприятия максимально доступными и демократичными.
Подобные клубные объединения существует и во многих муниципальных библиотеках города, преимущественно в детских библиотеках и библиотеках семейного чтения.
Коммуникационные площадки позволяют библиотеке не только использовать большой арсенал просветительских практик для транслирования социально важной информации, но и являются необходимостью в выстраивании тесных взаимоотношений с молодежью, позволяет им быть «у руля» общественной жизни.
Третья функциональная особенность современной библиотеки социообразующая, непосредственно влияющая на позитивную динамику российского общества, его консолидацию и поиск совместных решений экологических проблем. Общественные тенденции говорят о росте гражданского самосознания и готовности к сотрудничеству с различными организациями. Библиотека может стать демократичной, перспективной площадкой для создания оптимистичного общественного климата и принятия практических решений экологических проблем. Подобного рода площадки для обмена мнениями, информацией и практическим опытом могут быть как в виде различных клубных формирований в библиотечной среде, так и в виде циклов лекций, практических занятий, проектной деятельности, объединяющих людей экологической проблематикой. Клубы экологической направленности создаются сегодня во многих библиотеках России, эта деятельность не нова, однако важно заметить, что молодежная возрастная категория часто уходит из поля зрения библиотекарей. Хотя возраст 14-35 лет является на наш взгляд наиболее гибким, восприимчивым, социально активным возрастом, а эколого-просветительская деятельность дает быстрый положительный эффект. Этот факт доказывает и деятельность экоклуба «Пространство» http://www.ecoculture.ru/club.php, созданного в РГБМ 7 лет назад, благодаря которому были апробированы многие современные интерактивные методы и формы работы (стендап, экологические деловые игры, исторические реконструкции, экологические батлы, мозговые штурмы, кейс-стади, эвристические беседы, ресурсные круги и т.д.). Вовлечение молодёжи в самостоятельный поиск актуальной проблемы экологии родного края, информации о ней, а затем и выход на ее практическое решение задает хороший тон для развития молодежного экологического движения и формирования самой библиотеки как эколого-просветительской площадки нового формата, развивающейся вместе с интересом молодёжи.
Методическая функция современной библиотеки также немаловажна, поскольку именно благодаря методическому обмену, профессиональному общению происходит развитие эко-просветительского направления. Современные технологии позволяют сегодня проводить не только очные встречи, но и виртуальные семинары, круглые столы, конференции и т.д. РГБМ в полной мере использует потенциал формата виртуальных профессиональных встреч, начиная с 2015 г., когда начали работу Межбиблиотечный методический вебинариум (http://www.rgub.ru/professional/center/webinarium.php) и Открытая авторская онлайн-школа, позволяющие во много раз увеличить аудиторию методических мероприятий. В 2015 г. прошел вебинар по экологической проблематике «Клубный формат как способ стимулирования эколого-практической деятельности молодежи» http://www.rgub.ru/professional/item.php?new_id=2907.
Успехи последних десятилетий демонстрирует, что библиотеки России по праву заняли свою самостоятельную нишу в экологическом просвещении и информировании населения.
Хотелось бы верить, что библиотечное экологическое направление будет и дальше держать высокую планку своей просветительской деятельности, обретет новых участников, будет способствовать сближению образовательных и просветительских сфер, системному пониманию экологической культуры как нового этапа развития человечества в гармонии с природой.