Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Бобылев, С.Н. Экономика и экология в университетском образовании
Публикации

Бобылев, С.Н. Экономика и экология в университетском образовании. // На пути к устойчивому развитию России. Региональная экологическая политика гражданского общества. – № 33. – 2006. – С. 11-13


Дискуссия по развитию университетского образования и учета в нем экологического фактора, начатая в Бюллетене Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию», может послужить хорошей основой для консолидации университетских сил в экологическом секторе высших учебных заведений, создания и совершенствования образовательных курсов, лоббирования экологических интересов в Министерстве науки и образования РФ.

За прошедшие годы в стране предприняты огромные усилия по обновлению содержания и структуры экономического образования. Возникли десятки новых экономических дисциплин, отражающих современные реалии, связанные, прежде всего, с изменением типа экономического развития и переходом к рыночной экономике. Издано и переведено огромное количество новых книг, в том числе лучших западных учебников. Присоединение страны к Болонскому процессу сделало неизбежным формирование новой двухступенчатой структуры образования «бакалавр-магистр».

Все это создало абсолютно новую среду в университетском образовании. К сожалению, эта новая среда оказалась не благосклонна к экологическим проблемам, экономике природопользования в целом, включающей в свой круг рассмотрение экономических вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Под натиском «прагматичных» экономических дисциплин, связанных с финансами, банками, предпринимательством и т.д., экономика природопользования перешла в глазах студентов в дисциплину «второго ряда». В рамках ограниченной статьи сложно обсуждать изменение менталитета российского студенчества, однако следует отметить общие черты современной молодежи, выявленные многочисленными социологическими исследованиями. К ним относятся потеря ценности образования и знаний самих по себе, что отражается в резком снижении престижа профессии ученых и преподавателей в стране, и в то же время четкая ориентация молодежи на получение хорошего образования как средства обеспечения успешной карьеры и достижения жизненного успеха, базирующегося на материальных благах.

В определенной степени игнорирование экологических дисциплин наблюдается и в Министерстве науки и образования РФ, что можно видеть по состоянию стандартов специальностей и образования в целом. Курс «Экономики природопользования» и подобные ему экономические курсы находятся на заднем плане в большинстве университетских программ или вообще отсутствуют.

Наличие множества экономических дисциплин с хорошо развитой теорией, нередко обширным и продвинутым математическим аппаратом создает иллюзии понимания и возможности управления экономическими процессами. К сожалению, это не соответствует реалиям российской и общепланетарной жизни. Глобальная экономика привела к критическим проблемам в существовании самого человечества, и экономическая теория оказалась бессильна предотвратить и решить их. Здесь можно назвать только глобальные экологические проблемы, каждая из которых порождена в значительной степени неуправляемым экономическим воздействием человека. Упомяну только проблему глобального изменения климата, привлекшую пристальное международное внимание и огромное количество публикаций. Таким образом, развитие нашей цивилизации неустойчиво, и будущее может принести глобальные кризисы в самых различных сферах – экологической, экономической, социальной.

С теоретической точки зрения многие эколого-экономические проблемы порождены известными в науке т.н. «провалами рынка» и «неэффективностью государственной политики». Можно выделить, на мой взгляд, три критические проблемы, нерешенные традиционной рыночной экономикой:

Недооценка или отсутствие цены на многие природные ресурсы и услуги. Печальное правило рыночной экономики: «То, что не имеет цены, не существует, не учитывается в процессе хозяйственных решений».
Нерешенность проблемы экстерналий (внешних эффектов) – некомпенсируемых воздействий одной стороны на другую.
Сложность учета долгосрочных последствий принимаемых решений, близорукость рынка по отношению к учету фактора времени.

Нерешенность этих проблем делают неустойчивым экономический процесс в мире.

С учетом сказанного я хочу поделиться проблемами и их возможными решениями на основе опыта преподавания эколого-экономических дисциплин на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Сейчас на факультете читается три экологоориентированных курса: «Экономика природопользования» для бакалавров, «Устойчивое развитие» для магистров и «Экологический анализ проектов» для бакалавров и магистров. В настоящее время основным учебником курса является книга С.Н. Бобылева, А.Ш. Ходжаева «Экономика природопользования» (М.: ИНФРА-М, 2004). Вышло также учебное пособие С.Н. Бобылева, Э.В. Гирусова, Р.А. Перелета «Устойчивое развитие» (2004). Среди последних публикаций можно назвать учебное пособие С.Н. Бобылева и И.Г. Грицевич «Глобальное изменение климата и экономическое развитие» (2005), первая публикация в стране в этой области эколого-экономического образования.

Важной задачей курса «Экономика природопользования», что отражено в его структуре, является представление экономики природопользования с макроэкономических позиций, что отличает его от многих западных и отечественных курсов по экономике природопользования, базирующихся на микроэкономике. Для переходных и трансформирующихся экономик принципиально важно изменение традиционной парадигмы природопользования и охраны окружающей среды и осознание невозможности решения экологических проблем без экологосбалансированной реструктуризации всей экономики. Тем самым речь должна идти о своеобразной «макроэкономике природопользования».

Обоснованность такого подхода в курсе демонстрируется при анализе формирования в мире техногенного типа развития и исследования его ограничений, связанных с исчерпанием и деградацией природных ресурсов и ассимиляционными лимитами среды. В связи с этим принципиальным моментом является введение концепции устойчивого развития как основы, сквозной доминанты курса, в рамках которой обосновывается необходимость изменения современных экономических моделей отдельных стран и всего человечества.

В экономических курсах важное значение имеет «инструментальность», введение измеряемых показателей эффективности, числовых индикаторов и пр. В связи с этим, впервые в отечественной теории экономики природопользования подробно рассматриваются индикаторы устойчивого развития, их использование при измерении устойчивости или «антиустойчивости» развития. Показываются недостатки ВВП, рост которого для стран с большим природным капиталом обычно базируется на деградации природы; анализируются индикаторы устойчивости ООН и Всемирного Банка.

В учебных курсах дается расширенная трактовка понятия природного капитала, анализа его ресурсной и экосистемной компонент. В традиционной экономической теории рассматривается фактически только одна функция природного капитала – обеспечение экономики природными ресурсами. Между тем очевидно, что все более важное значение приобретают три другие функции: экосистемные услуги, обеспечивающие регулирующие и ассимиляционные функции природы; «духовные» функции, связанные эстетическими, этическими, моральными, культурными, историческими и другими аспектами; обеспечение здоровья людей, все более подвергающееся влиянию загрязнения окружающей среды.

Пионерной особенностью курса для России и учебников многих стран является использование методологии природно-продуктовых вертикалей (цепочек), объединяющих первичные природные ресурсы и конечные результаты программно-целевого подхода. Пионерным является также использование секторального подхода (АПК, ТЭК, лесной сектор и др.) в отличие от традиционных подходов, рассматривающих экономику отдельных природных ресурсов.

Важной целью авторов была «монетаризация» курсов, широкое использование понятий цен и экономических оценок, анализа затраты-выгоды, инструментария проектного анализа для обоснования теоретических положений и выводов. Это принципиально важно для экономических курсов, обоснования эффективности экологизации экономики и перехода к устойчивому развитию, доказательства конкурентоспособности «природных» проектов. Это отражается в тезисе «что экологично, то экономично». Особое значение уделяется рассмотрению методик определения экономической ценности природных ресурсов и услуг, в частности, концепции общей экономической ценности (стоимости).

Среди принципиальных особенностей курса надо отметить сквозное рассмотрение тем государства и рынка, их «провалов» и необходимости соответствующих мер коррекции. В связи с этим тема экстерналий (внешних эффектов) стала приоритетной.

Важной особенностью курсов является широкое использование фактического и статистического материала, конкретных ситуаций, позволяющих студентам лучше понять основные теоретические положения экономики природопользования, активнее заниматься самостоятельной работой, участвовать в семинарах и общаться с преподавателем. Для этого, в частности, применяются вставки (boxes) с описанием конкретных ситуаций и примерами. Многие из этих вставок носят сквозной характер для ряда тем курса. Здесь следует отметить вставки о влиянии глобальных экологических проблем на здоровье человека, индикаторах устойчивого развития, озере Байкал и др. На примере конкретной ситуации кризиса Аральского моря обобщаются теоретические подходы в курсе (макроподход, игнорирование экологического фактора при экономическом развитии, природно-продуктовые вертикали, влияние экономических оценок природных ресурсов на принятие решений).

В процессе разработки и чтения курсов был учтен передовой опыт в области университетского преподавания эколого-экономических дисциплин в мире. Большую помощь в ходе подготовки курсов оказала европейская программа «Темпус», в которой участвовал экономический факультет МГУ (1994-1995 гг.). Особенно эффективными оказались контакты с Тилбургским университетом, где курс экономики природопользования (environmental economics) являлся основным. Для дальнейшей разработки курсов очень полезным оказался проект в рамках Договора субзайма между Национальным фондом подготовки кадров и МГУ им. М.В. Ломоносова (2002-2003 гг.), реализованный в рамках займа Всемирного Банка для развития российского образования. Были осуществлены поездки и проведены консультации в Лондонской школе экономики (Лондон), Тилбургском университете (Тилбург), университете Сорбонна (Париж). В ходе поездок удалось посетить многие английские, голландские и французские университеты и проконсультироваться у ведущих профессоров. В частности, плодотворными оказались встречи с профессором Д. Пирсом (Великобритания), который является ведущим европейским специалистом в области разработки и преподавания университетских курсов экономики природопользования, автором всемирно признанных учебников, изданных во многих странах. Для авторов курсов явилось ценным одобрение и поддержка ведущими европейскими специалистами основной концепции, содержания и структуры российского курса. Поездки, консультации, работа в библиотеках позволили авторам отразить в курсах, читаемых на экономическом факультете МГУ, последние теоретические разработки, методологические особенности и новшества в преподавании экономики природопользования (environmental and natural resources economics) в ведущих европейских университетах.

Дискуссия по развитию университетского образования и учета в нем экологического фактора, начатая в Бюллетене Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию», может послужить хорошей основой для консолидации университетских сил в экологическом секторе высших учебных заведений, создания и совершенствования образовательных курсов, лоббирования экологических интересов в Министерстве науки и образования РФ.

Поиск