Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Сосина А. Экологическому образованию и просвещению – зелёную дорогу
Публикации

Сосина А. Экологическому образованию и просвещению – зелёную дорогу. // Природно-ресурсные ведомости. – №17-18 (264-265) май. – 2005


С января 2005 г. на территории Республики Саха (Якутия) действует Закон «Об экологическом образовании и просвещении». Теперь можно заявить, что создана правовая основа для осуществления государственной политики в данной области. Сегодня необходима чётко налаженная дальнейшая согласованная работа всех заинтересованных структур, а также создание новых подзаконных актов для исполнения разделов данного закона. Закон определяет основные принципы государственной политики в данной области с учётом экологических традиций народов, населяющих Республики Саха (Якутия).

Путей решения экологических проблем немало, но среди них есть один важный и непростой – развитие экологического образования и просвещения населения. Как показывают последние события, происходящие в стране в области законотворческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, с каждым днём возрастает необходимость приоритетного развития формирования эколого-ориентированных производственных отношений, достижение которых возможно только в результате качественно нового подхода к процессу взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. Возникает задача воспитания поколения людей с экологическим мировоззрением, с развитой экологической культурой. По своей идейной направленности эта задача достойна восхищения, но в своей практической части она требует огромных совместных усилий, как государственных органов, так и общественных формирований. Эта задача требует много времени и финансовых затрат, поскольку очень сложно в умах и душах современного человека-потребителя менять устоявшийся десятилетиями лозунг: «Человек – покоритель и хозяин природы». Особенно актуальна эта тема там, где наиболее развито природопользование. Примером тому является наша республика, в которой существует угроза эйфории покорения природы любой ценой, создаётся миф о беспредельности природных ресурсов. Проводимая политика промышленного освоения природных богатств республики сформировала у «покорителей» мировоззрение временщика. Поэтому одной из важнейших задач настоящего времени и одним из приоритетных условий сохранения и преумножения природных богатств является формирование цивилизованного экологического мировоззрения и экологической культуры, развитие экологического сознания через развитие республиканской системы экологического образования и просвещения. Но вся эта работа должна основываться на этно-экологических традициях народов Якутии, поскольку северный человек обладает ценными, богатыми традициями и обычаями взаимоотношения с окружающей природной средой, которые передавались из поколения в поколение. Сегодня часть этих традиций считаются полузабытыми или утратили свою ценность. Мы должны, опираясь на принципах возрождения духовной культуры северян, взять применительно к нашей современной жизни положительные стороны народной системы северного природопользования, выдержавшие испытания временем приоритетного этнического взаимоотношения с окружающей природной средой. Только тогда можно грамотно решить экологические проблемы выживания нынешнего и будущих поколений якутян.

Как показывает анализ происходящих в республике экологических негативных явлений (браконьерство, нарушение правил природоохранного законодательства предприятиями и т.д.), происходят они осознанно или неосознанно, причинами их являются отсутствие самодисциплины, низкие экологические знания, неумение анализировать последствия нарушений или отсутствие экологической культуры. Речь идёт о дефиците нравственной духовной культуры и полной экологической безответственности, как руководителей, так и простых граждан республики.

Вот поэтому сегодня как никогда необходим кардинальный поворот в формировании экологической этики, морали, нравственности, формировании сознания во всех сферах трудовой и общественной жизни.

Закон разработан специалистами разных профилей: государственных образовательных и природоохранных структур, научной среды и общественных организаций. Первый вариант данного Закона был составлен ещё в 1998 году. С того времени содержание статей закона не раз уточнялось и дорабатывалось. По инициативе Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), в октябре 2003 года, снова создаётся творческий коллектив в составе которого работали специалисты в области экологического образования из Якутского госуниверситета (проф., д.п.н. О.М. Кривошапкина, к.п.н., А. Г. Захарова), из Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (к.с.-х.н. А.П. Исаев) и другие. Основными организаторами работы выступили специалисты из Министерства охраны природы РС (Я). Общепринятые научные понятия, использованные в составлении статей закона, включают региональные и национальные особенности мировосприятия с тем, чтобы они были понятны каждому из нас, и мы стремились бы в повседневной деятельности и быту придерживаться их. В отличие от предыдущих вариантов Закона, основу последнего варианта составляет система комплексного и непрерывного экологического образования, как способ соединения всех частей и звеньев, служащий для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, также создания условий для её реализации. Что даёт данный закон для экообразователей республики?

Во-первых, создана правовая основа для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, а также для создания условий для ее реализации в республике.

Во-вторых, определены полномочия в области экологического образования и просвещения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления образованием различного уровня,

также некоммерческими организациями и гражданами, ответственными за формирование экологической культуры личности.

В третьих, раскрывается понятие системы экологического образования и просвещения и определены общие требования к её содержанию. Законодательно созданы условия для эффективного функционирования республиканской системы экологического образования и просвещения. В данной системе определены роли дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования, экологического образования в начальной и средней профессиональной школе, высших учебных заведениях, а также подготовки руководящих работников и специалистов предприятий-природопользователей.

Таким образом, система является комплексной и непрерывной, охватывающей все возрастные категории населения республики. Примечательным является то, что при проведении профессиональной аттестации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, должна учитываться их экологическая подготовка.

В-четвертых, указаны реальные пути механизма реализации государственной политики в области экологическо-го образования и просвещения, в том числе составление конкретных целевых не только республиканских, но и муниципальных целевых программ с учётом их природно-климатических условий и различных способов природопользования. В исполнении разделов данного закона должны принять участие как государственные, так и общественные организации. Для координации их деятельности создаются республиканские и муниципальные межведомственные комиссии.

Республика Саха (Якутия) является десятым субъектом Российской Федерации, имеющим законодательную базу успешного развития экологического образования и просвещения. К сожалению, на федеральном уровне аналогичный закон ещё не принят, но многим людям уже понятно, что экологическая безопасность страны и каждого её гражданина будет обеспечена только при одном условии – при принятии экологически грамотных решений. Поэтому есть надежда, что в стране со временем будут приняты превентивные меры в области обеспечения экологической безопасности, одной из которых является формирование в обществе экологической культуры.

Итак, для формирования экологической культуры граждан нашей республики создана законодательная основа, определены приоритеты для её дальнейшего развития, будет ли следующий шаг и будет ли движение вперед, целиком зависит не только от нас, государственных природоохранных органов исполнительной власти, но и от всех жителей, общественных и коммерческих организаций, научных и образовательных учреждений. Только вместе мы сможем сохранить нашу удивительно красивую хрупкую природу для будущих поколений!

Поиск