|
Шульженко А.К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах
Экологическое образование. №2. 2005. С.29-33
Во второй половине XX века в европейском регионе уникальная красота ландшафта признается со стороны общественности духовной ценностью, которую следует сохранять так же, как сохраняются произведения искусства. Экологические и эстетические проблемы формирования и охраны ландшафта, будучи тесно связанными с благополучием и здоровьем общества, становятся задачей культуры и образования.
Современная Европа ориентирована на открытую модель экологического образования и воспитания. Ее суть в привлечении широких слоев общества к этому процессу на основе реализации принципа его непрерывности. Этот процесс, именуемый партиципативной учебой, «общинной педагогикой», превращает город, регион в учебный полигон, заставляет государственные органы, предприятия, население принимать действенное участие в жизни учебных заведений. При этом характерно, что в ряде государств, охваченных данным процессом Великобритании, скандинавских странах, Германии и др., инициатива идет не «сверху», а «снизу» от различных социальных слоев населения.
Открытость европейской модели экологического образования выражается в интенсивном развитии и ведущей роли внешкольных учреждений и детских, молодежных организаций. Их сеть очень развита, и в отличие от нашей реальности дополнительность нисколько не означает второсортность. Только в одной Германии более 4,5 тысяч учебных заведений предлагают внешкольные мероприятия, направленные на повышение уровня экологического образования. А данные по скандинавским странам свидетельствуют о том, что более 90% школьников состоят в одной и более общественных организациях. Их деятельность состоит в инициативах, направленных на экономию природных ресурсов, развитие культуры потребления, экологизацию среды. Они ведут экологическую пропаганду среди населения.
Активную роль в экологическом образовании играет семья. Возрастание роли семьи в современной западной модели образования является одной из ведущих тенденций развития европейской экологической педагогики. Различные объединения группы семейного воспитания, ассоциации родителей, женские союзы, учреждения социально-культурной анимации строят свою работу таким образом, чтобы, начиная с дошкольного возраста, окружающая среда благоприятным образом воздействовала на развитие ребенка.
Так, например, Маннергеймская Лига защиты детей в Финляндии объединяет родителей, врачей, педагогов. Она заботится о преобразовании городской среды с учетом интересов детей. Это делается при помощи специалистов-омбудсменов по экологии, которые выступают в качестве адвокатов молодежи в спорных вопросах, где ущемляется право детей на здоровую окружающую среду. Детские омбудсмены ведут скрупулезную работу в отделениях Лиги по воспитанию у подрастающего поколения нового типа экологической культуры. Работа отделений Лиги носит столь действенный характер, что местные власти в проводимой ими экологической политике вынуждены постоянно принимать в расчет интересы детей. Цель Лиги сведение к минимуму неблагоприятных последствий техногенной экономики, их отрицательного влияния на здоровье детей. Местные отделения Лиги (в Финляндии их свыше 470) организуют экологические экспертизы и на их основе ведут переговоры с руководством коммун, убеждая его заниматься тем или иным экологически неблагополучным объектом. В случае необходимости Лига устраивает экологические акции, формируя общественное мнение и оказывая таким образом влияние на правительство.
Анализ европейского опыта показывает, что предметом серьезных научных исследований становится непосредственное общение ребенка с природой. Специалисты Института естественнонаучной педагогики при Кильском университете (ФРГ) в результате специальных исследований пришли к выводу, что лишь долгосрочное практическое участие ребенка в охране природы обеспечивает его сознательные экологические действия, выступает основой экологического развития личности, формирования индивидуальных экологических ценностей. Банальная тематизация угрозы экологического кризиса и связанное с нею нагнетание страха малоэффективны, поскольку непосредственный контакт с природой побуждает к активным действиям гораздо чаще.
На практике эти идеи реализуются в работе целой сети экологических учреждений. В Германии это центры защиты природы, лесные школы, ботанические сады, учебные крестьянские фермы и пр. Они ставят своей целью знакомство молодых людей с растительным и животным миром, организацию их непосредственного общения с природой, формирование бережного отношения к ней. Наглядно демонстрируется взаимосвязь природных комплексов, их красота и ранимость.
Значительный вклад в экологическое образование вносят многочисленные церковные инициативы. В церковных приходах и монастырях ведется разнообразная работа по формированию экологического сознания средствами проповедей, лекций, дискуссий, природоохранных акций и т.д. Широкие дискуссии на темы экологии, организуемые церковью в стенах богословских академий и в СМИ, отличаются исключительно высоким уровнем.
Известно, что на протяжении столетий христианская церковь отмечала особое господствующее положение человека в природе, объявляла ее низменной и греховной, придерживалась антропоцентричной картины мира. Сегодня церковь прилагает немало усилий, чтобы по-новому обозначить место человека в природе, определить свое отношение к ней. Природа все чаще представляется зеркалом божественного, а человек слугой и хранителем мироздания.
Эту тенденцию можно продемонстрировать на примере мюнхенского музыкального проекта под названием «Creazione unsono» (В согласии с мирозданием), организованного церковью и имевшего целью с помощью музыки вступить в диалог с людьми, побудить их к размышлению на столь злободневную тему. Под лозунгом «Послушай-ка» инициаторы проекта предложили всем баварским школам, училищам, гимназиям присылать индивидуальные и групповые песни, тексты, материалы по проблеме «Человек и окружающая среда». Волна откликов оказалась по-настоящему широкой от панк-рока до фольклора, от джаза до классических произведений. Лучшие работы были записаны на компакт-диск и изданы в виде сборника песен.
Характерным моментом для современной европейской экологической педагогики является усиление эмоционально-чувственной составляющей, возрастание значения духовной, эстетической ценности природы и, соответственно, изменение вектора развития модели экологического образования от дидактики катастроф в 80-е годы к «педагогике переживаний (Erlebnispedagogik)» в 90-е годы прошлого столетия.
«Педагогика переживаний» стремится научить современного человека адекватно «видеть» себя в окружающей среде. Чувственное восприятие и понимание природного мира как части своего естества помогает любить его как самого себя и прилагать максимум усилий для охраны и процветания окружающих форм жизни. «Педагогика переживаний» привлекательна использованием веселых интересных игр, и это выгодно отличает ее от методов традиционной школы. Дети, находясь в лесу, выполняют упражнения на внимательность, с завязанными глазами ведут поиск природных объектов и пытаются сделать их природоведческое или мифологическое описание. В игровой форме проводится так называемое медитативное общение с природой, в ходе которого как бы стирается грань между человеком и окружающим его миром. Дети ведут немой разговор с деревьями, насекомыми, цветами, в своем воображении пускают корни в землю, качаются на ветру, как деревья. Затронутые новой формой сенсибилизации, они превращают диалог о природе в непосредственный диалог с природой. В результате такого контакта они начинают воспринимать себя частью природы, что влечет за собой глубокий процесс идентификации и обеспечивает в дальнейшем сознательное экологическое поведение и соответствующие действия.
В русле «педагогики переживаний» работает так называемая «лесная» педагогика (Waldpedagogik). В центре ее внимания находятся зависимости между человеком и окружающей средой, проблемы использования лесных богатств. «Лесные» школы -«природные» или «дикие» (Naturschulen или Wildnisschulen) обеспечивают непосредственное общение с природой разнообразному кругу лиц (детям из крупных городов; работникам детских учреждений, желающим повысить свою квалификацию; членам общества любителей птиц; страдающим от нервных перегрузок менеджерам) самого разного возраста от восьми до восьмидесяти лет. В деятельности этих школ особенно ярко просматривается тенденция к усилению духовных, эстетических ценностей в экологическом образовании.
Необычайной популярностью пользуется в Европе «музейная педагогика». Она направлена на воспитание у молодежи способности эстетически воспринимать окружающую среду, взаимодействовать с ней. Через систематическое приобщение к искусству она пытается воспитывать у молодежи способность эстетически воспринимать мир, понимать сущность природы и человека.
Многочисленные музеи естественнонаучные и технологические помогают каждому ориентироваться в быстро меняющемся мире. Музеи искусства и культуры воздействуют на историческое сознание и самосознание человека. Причем целевая ориентация работы с молодежью включает не только мотивацию детей, но и стимулирует родителей, которые вместе со своими детьми приобщаются к различным видам досуговой деятельности.
Рисование, лепка, работа с природным материалом развивают творческие способности молодежи. Во многих школах западноевропейских стран существуют специальные курсы живописи и рисования, чтобы стимулировать природные задатки детей. Качество приобретенных навыков по рисованию, декоративному искусству, дизайну школьники демонстрируют в ежегодно организуемых городских проектах. В Вене такое мероприятие называется «Цветной город». Ученики, получив необходимый для работы материал, оформляют доступные им объекты, проявляя максимум творческих способностей и умений.
Во Франции тенденция к усилению духовно-эстетического, культурологического компонентов в экологическом образовании выражена в движении «Народ и культура». Оно заключается в создании культурных обществ, новых театров, музеев, реставрации памятников архитектуры, сохранении чистоты и развитии национального языка -все это в контексте экологической культуры. В стране популярны Центры каникул и досуга под патронатом Педагогического движения, практикующие активные методы обучения и воспитания. Они охватывают своим вниманием детей от 4 до 18 лет, обеспечивают культурное, нравственное и физическое развитие молодежи. Разнообразный спектр досуговых мероприятий туризм, маршруты с ночевками под открытым небом вводят детей в мир природы, помогают почувствовать свою сопричастность всему естественному, живому, обеспечивают сенсорное соприкосновение с ним. Опытные аниматоры приобщают школьников к исследовательской работе, современной агрокультуре, дизайну, труду, включают детей в благоустройство окружающего пространства и тем самым формируют у них практические навыки природосообразного поведения. Посещение исторических и памятных мест, художественно-эстетическая и научно-техническая деятельность направлены на воспитание вкуса, сенсибилизацию, умение эстетически воспринимать окружающий мир.
В Европе в ходе ценностной переориентации вырабатывается новое восприятие действительности, происходит переход от механистического к «целостному», или экологическому, видению реальности. В научном знании, в педагогической науке прокладывает себе дорогу идея интеграции различных способов освоения мира, взаимодействия «двух культур» гуманитарной и естественнонаучной, идет поиск целостности научного знания и научной картины мира не только на традиционной количественной, механистической, основе, но и на качественной, свойственной культуре.
Утилитаристской парадигме труда и жизни, которая была ориентированна на потребление и рост благосостояния, противопоставляется новая парадигма. Она нацелена на разумное удовлетворение индивидуальных, гуманных потребностей человека, на эстетизацию окружающей среды. Практической задачей эколого-эстетической педагогики в этих условиях становится воспитание чувств, умения понимать место и роль эстетических объектов в целостном эстетическом пространстве. На учебных предметах «окружающей среды» «нарабатывается» чувственно-социальный опыт и опосредуется исторический. Связь чувственного и культурного опыта воспринимается европейской школой как одна из важнейших педагогических стратегий, которые способны изменить сознание как каждого человека в отдельности, так и целых общественных слоев.
Интеграционный, междисциплинарный подходы в экологическом образовании ведут к системности экологического знания, что позволяет учащемуся видеть взаимосвязь локальных (краеведческих), национальных и глобальных экологических проблем, открывает горизонт перспективного исследования состояния окружающей среды, стимулирует вовлечение в доступные формы научного прогнозирования, а значит экологически целесообразных ограничений в личном поведении.
Западные государства активно проводят политику созидания «общеевропейского дома». Для них характерно стремление к воспитанию гражданина Европейского Союза, готового к участию в общеевропейском диалоге, общекультурной, интеллектуальной и эстетической личности. Все больший темп здесь набирает осознание необходимости изучения истории, литературы, искусства, культуры, социальных и прочих проблем сопредельных государств прежде всего европейского континента.
В Европе складывается особый «наднациональный» механизм, функцией которого является сотрудничество с целью «гармонизации» систем образования стран ЕС. Постоянно (с 1976 г.) действует Комитет образования государств-членов ЕС. Европейский институт воспитания и социальной политики (Париж), Бюро сотрудничества в области воспитания (Брюссель) и многие другие учреждения разрабатывают конкретные программы межгосударственной координации. В ряде крупных европейских исследовательских центров (Германии, Великобритании, Франции) анализируется широкий круг вопросов международного образования и сравнительной педагогики, в том числе экологического образования. Среди организаций, уделяющих особое внимание проблемам экологического образования, отличается Британское Экологическое Общество, сотрудничающее с экологическими организациями стран мира.
Страны Европейского Сообщества пытаются выработать единую стратегию как при создании внутреннего рынка или координации валютно-финансовой политики, так и при определении политики в области охраны окружающей среды и экологического образования. Молодежь стран-участниц ЕС может получать образование в других странах, расширяя при этом свои представления о жизни в Европе в различных ее параметрах, в том числе и о состоянии окружающей среды. Это создает предпосылки для консолидации сил при решении экологических задач, выходящих за национальные и государственные рамки.
|