Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Статьи, доклады, лекции Блинников В.И. Подготовка учителя биологии в контексте стратегии устойчивого развития
Публикации

Блинников В.И. Подготовка учителя биологии в контексте стратегии устойчивого развития. // Педагогика. – №9. – 2003. – С.58-64


Один из ведущих ботаников России В.Н.Тихомиров, выступая на научной конференции в г. Орле в 1997г., заявил: «Нише общество в целом ни в чем так вопиюще невежественно, как в ботанике. Отсюда тяжелейшие последствия экологического, экономического и социального характера и трагические ошибки как результат безграмотных решений органов власти всех уровней и рангов» [I. с. 3].

Крупнейший орнитолог нашей страны В.Д.Ильичев пишет: «Согласитесь, что объяснение детям выпускницы факультета домашнего воспитания столичного вуза, что черный ворон – это «муж серой вороны», повергает орнитолога в шоковое состояние. Но еще большую тревогу вызывают результаты опроса столичных жителей, из которых около 80% высказывают аналогичное мнение, 19% – никакого, и только 1% опрошенных выражают свое оригинальное мнение» [2, с. 21]. Один из авторов учебника «Экология» для педвузов Н.М.Чернова сообщает: »...широкая пропаганда экологического просвещения, начиная с Тбилисской конференции 1977 г., по общему признанию, оказывается слабо эффективной как в отношении состояния окружающей среды, так и в степени подготовленности населения. ...Явно вырисовывается острый дефицит компетентных специалистов и недостаточность общего уровня экологической грамотности» [3, с. 7].

Практически все ведущие биологи (ботаники, зоологи, экологи) России отмечают слабое знание населением биологических объектов и низкий уровень экологического образования и культуры.

Материалы Международной конференции по экологическому образованию, проведенной в г. Туле в 1996 г., подтверждают справедливость высказываний ведущих ученых-биологов России. И в целом можно констатировать, что формирование экологической культуры больше декларируется, чем внедряется в практику школы [4, с. 29].

Почему же сложилась такая неблагоприятная ситуация в экологическом образовании россиян? Ведь проводятся сотни конференций, об этом сообщают СМИ, издается большое количество печатной продукции и т.п. Наконец, в ряде областей, в том числе и в Орловской, предмет «Экология» включен в учебные планы средней Школы в качестве регионального компонента.

Чтобы разобраться в создавшейся ситуации. необходимо рассмотреть ряд вопросов: что такое экологический кризис? Почему он возник? Как влияет деятельность Человека на природу? Какими могут быть его последствия? Какие варианты дальнейшего развития природы и общества предлагает современная наука? Почему надо изучать педагогическую экологию? С чего надо начинать формирование нового экоцентрического типа экологического сознания? Кому предназначено выполнить эту задачу?

Экологический кризис – это планетарное (земное) явление, возникшее и развивающееся в процессе усиления воздействия человечества на природу по мере роста численности населения, совершенствования техники и заселения все новых и новых территорий при крайне незначительном учете потребностей биосферы и законов функционирования экологических систем. Он возник не в одночасье, воздействие человека на природу происходило на протяжении всей истории цивилизации. На первом этапе первобытные люди представляли собой биологический вид, который взаимодействовал с природой, не зная ее законов, но постоянно ощущая их силу. Человек занимался добычей продуктов питания, охотой, его воздействие на природу ограничивалось поиском пищи и отправлением биологических потребностей. В этот период он был психологически включен в окружающую его среду.

Когда возникло земледелие, а вместе с ним и скотоводство, воздействие на природу, и в частности на почву, возросло. Распахивались земли, после их истощения община переходила на другую территорию, а оставленные участки восстанавливались естественным путем. Стада домашних животных перегоняли на другие пастбища, но, поскольку свободных площадей было достаточно, а численность населения мала, последствия были локальными и значительных изменений в механизмах функционирования экосистем не происходило. Однако именно в этот момент начал закладываться антропоцентрический тип экологического сознания: человек – хозяин, природа существует для удовлетворения его потребностей, а если где-то что-то разрушилось, то он без особых проблем менял место обитания.

Этап отчуждения человека от природы относится к средневековью, когда утвердились монотеистические религии, и в первую очередь христианство. В Библии в главе 1 Первой книги Моисея «Бытие» подробно рассказывается о сотворении видимого мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему...» [5, Кн. 1: 26]. В приведенной цитате указывается на то, что обособленность человека от природы определена волей Бога. Толкователи христианской религии, и в частности Аврелий Августин, таким образом воссоздают иерархическую картину мира: «В ряду того, что каким-то образом существует, но не есть Бог, его сотворивший, живое помешается выше неживого, способное рождать и испытывать желания – выше того, что неспособно к этому. А среди живых существ чувствующие стоят выше нечувствующих, как, например, животные стоят выше растений. Среди же чувствующих разумные стоят выше неразумных, как люди – выше животных. А среди разумных бессмертные стоят выше смертных, как ангелы – выше людей. Все это помещается одно выше другого в силу порядка природы» [6, с. 143].

Можно утверждать, что христианство сформировало объектное восприятие мира природы. Оно кардинально изменило и характер взаимодействия с окружающим миром, переведя его в плоскость абсолютного прагматизма, а также освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с ней, сделало ее «сырьем», лишенным какого бы то ни было священного смысла [7]. Таким образом, в средневековый период истории христианство полностью лишило природу какой-либо самоценности; поставило человека выше всего существующего на Земле и санкционировало прагматическое использование окружающего мира: обусловило божественное предопределение биологического и исторического развития.

В эпоху Возрождения (приблизительно – XIV-XVI вв.) отчуждение человека от природы усилилось, переход к городскому образу жизни, развитие промышленности обусловили особую значимость человека, его творческую активность. Поэтому философскими учениями он был поставлен в центр мироздания: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, сам по себе деятелей, творит, в основном, рукотворно, ремесленно. В сознании людей господствует антропоцентризм [8, с. 68-69, 73].

В XVII в. отчуждение человека от природы достигло еще больших масштабов. А.Ф.Лосев утверждает: «Человеческая личность, воспитанная в течение полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела теперь сама стать абсолютом» [9, с. 289]. Вспомним знаменитое картезианское изречение: «Я мыслю, следовательно, существую». Получается: человек – это субъект, а окружающий мир – объект, которым можно манипулировать по своему усмотрению. Конечную цель картезианство видело в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, которые позволили бы это господство обрести. Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса.

Логика исторического генезиса западной цивилизации, развития ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась мысль о человеческой исключительности, которая определяет самые различные аспекты мировоззрения. Для нее характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм. В сфере экологического сознания человеческая исключительность предстает как идея освобожденности личности от объективных экологических закономерностей. Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентристским» [7. с. 6, 7]. Для антропоцентристского типа экологического сознания характерны: 1) осознание человека как высшей ценности и природы в качестве его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Ф.Энгельс предупреждал о том, что не следует обольщаться победами над природой, ибо она мстит человеку, что каждая такая победа помимо тех первоочередных последствий, на которые человек рассчитывает, имеет и «совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [9, с. 496].

В современных условиях обострилось противоречие между потребностями человека в естественных (нормальных, незагрязненных) абиотических, биотических факторах и состоянием в той или иной степени загрязненности воды, воздуха'

Кадры науки, культуры, образования пищи, пашни, лесов и т.п. в результате воздействия антропогенных факторов на природу. Естественно возникает вопрос: почему так получилось?

Ответ на него представляется следующим. Во-первых, наиболее важные законы и правила, объясняющие функционирование и устойчивое состояние биологических систем, открыты и поняты в период с конца XIX до середины XX столетий, т.е. совсем недавно. Во-вторых, развитие производительных сил, техники и технологии влияли на природу до конца XIX в. преимущественно постепенно, без резких негативных последствий. Имевшие же место в системе «природа-общество» экологические катастрофы должным образом не были оценены и осознаны последующими поколениями из-за незнания основных законов. В-третьих, перечисленные объективные обстоятельства обеспечивали развитие только антропоцентристского типа сознания. При этом далеко не всегда учитывались закономерности развития природы, а для реализации своих целей человек использовал лишь отдельные из них, т.е. сохранялись прежний образ мыслей, сознание и мировоззрение.

Что ожидает человечество? Происходит ухудшение условий жизни, которое ощущают на себе жители всей планеты (увеличились частота и сила наводнений, засухи, тайфуны и т.д.), с начала 1980-х гг. все чаще наблюдаются отклонения в погоде от среднегодовых характеристик лета и зимы. Они становятся все более контрастными.

Анализ истории взаимодействия человека с природой говорит о разнообразии вариантов оптимизации этого процесса. Назовем здесь учение «инвайронментального консерватизма» (Пауэлл, Пиншоо, Фернау и др.); т.е. философско-религиозное течете, определяемое в настоящее время как русский космизм (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Н.В. Федоров. П.А. Флоренский и др.); учение В.И. Вернадского о ноосфере, экологизм (Дж.П. Марш, О. Леопольд, Ф. Клементе и др.), взгляды Л.Н. Толстого. А. Швейцера. М. Ганди и др., которые были объединены под общим названием «универсальная этика», а также биоцентризм (Эмерсон, Кетлин, Лоу и др.), послуживший базой для формирования экоцентрического типа экологического сознания.

В настоящее время сложилась система представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [7, с. 13].

Экстраполируя научные изыскания в область образования, И.Н.Пономарева полагает: «В современной экологии, как научной основе рациональной деятельности человека в природе, антропоцентризм сменяется биоцентризмом. С такими идеями... экология и должна быть представлена в современной высшей школе» [10, с. 158].

Дальнейшее развитие экоцентристски ориентированного экологического образования обусловлено рядом взаимосвязанных предпосылок, прежде всего, наличием на Земле глобального экологического кризиса, сущность которого заключается в изменении климата и погоды, в загрязнении воды и воздуха вследствие неразумной деятельности человека. В результате появляются инородные для естественной природы вещества, изменяется концом рация имеющихся в ней элементов и ч.д. Это приводит к включению их через цепи питания в естественные процессы биогеохимических циклов, загрязнению растений и животных, меняются условия жизни для большинства аэробных организмов, в том числе и людей. Следовательно, пол угрозой находится само «существование человечества как вида.

Полагаем, что при анализе взаимодействия человека и природы и содержания экологического образования следует использовать системный подход. Необходимо учитывать обеспокоенность общества уничтожением природных объектов и деградации «души» человека, необходимость выбора дальнейшей стратегии взаимоотношений между людьми и биосферой. С этой целью можно использовать разнообразные материалы, накопленные в результате деятельности общественных экологических движений на протяжении всего XX столетия, имеющиеся государственные юридические нормы.

Сегодня экоцентристское экологическое образование развенчивает антропоцентристскую идеологию преобладания приоритетов человека над всем остальным миром и утверждает равенство во взаимоотношениях единой биосферы Земли и человечества. Оно нацеливает на организацию деятельности, в основе которой лежат экологические знания, законы и закономерности, а также экофильно формируемые чувства.

Н.М.Чернова, В.М. Галушин и В.М. Константинов предлагают в рамках «Основ экологии» целостно изучать: биологическую экологию, социальную экологию и охрану природы [11]. Но при этом возникает сомнение в возможности решения проблемы в рамках антропоцентризма. Ведь пока еще курс охраны природы основывается на системе запретов и на идее рационального использования природных ресурсов. Все вроде бы правильно, но человеком движет потребность жить лучше, иметь все необходимое для достойной жизни. В связи с этим зачастую он игнорирует эти запреты и предписываемые нормы, чтобы сделать «лучше» для себя. Ведь существующая система образования и государственные институты не способствуют пониманию и предвидению отдаленных последствий результатов неэкологичных действий в единой системе биосферы или ее отдельных частей – экосистем, в мире живых организмов и т.п.

Необходимо другое экологическое сознание. На наш взгляд, эксцентризм наиболее отвечает потребностям жизни и воспитанию экофильного взаимодействия с природой. Как показала жизнь, ни одна из существующих учебных дисциплин или отраслей науки в отдельности не может обеспечить формирование «экоцентристского» липа экологического сознания – только е комплексе они смогут решить эту проблему. Но, поскольку речь идет о сфере. Образования, то ведущее место в этом процессе должно отводиться педагогике, которая объединит и трансформирует материалы соответствующих дисциплин в самостоятельную дисциплину – педагогическую экологию.

Именно она призвана: 1) представить в обобщенном виде законы экологии и показать базовые механизмы взаимодействия в экологических системах; 2) рассмотреть, как развитие общества изменяет природу, разрушает естественные механизмы; 3) обосновать и показать наиболее общие направления воспитания человека, способного эффективно и экофильно взаимодействовать с природой; 4) разработать и сформулировать алгоритмы обучения по перечисленным выше пунктам; 5) определить педагогические условия их реализации в рамках локальной, региональной и федеральной систем образования.

Педагогическая экология объединяет три блока человеческого знания: экологию, науки об обществе и педагогику. Именно последняя интегрирует их и использует в учебно-воспитательном процессе для формирования «эксцентрического» мировоззрения и навыков экофильного взаимодействия с природой.

Педагогическая экология призвана обосновать необходимость формирования эко-центристского типа экологического сознания; выявить условия эффективного преподавания педагогической экологии; подготовить учителя к организации образовательного процесса таким образом, чтобы сформировать у учащихся способы взаимодействия, которые обеспечат возможность преобразования биосферы в ноосферу.

В содержании педагогической экологии в соответствии с основными положениями системного подхода целесообразно выделить ряд блоков, способствующих рассмотрению системы с разных позиций: материально-энергетический, обеспечивающий физическое существование человека; психолого-философский, обосновывающий формирование определенной идеологической позиции по отношению к природе: состояние природоохранного и экологического образования в нашей стране: государство и природа (законодательные акты и реальная хозяйственная деятельность); отношение творческой интеллигенции к проблемам охраны природы, природоохранные организации; экологические проблемы при использовании различных альтернативных вариантой природопользования.

В первом блоке необходимо раскрыть материально-энергетические связи, обосновать их необходимость для физического существования индивида и человечества, рассмотреть влияние сельскохозяйственного производства и промышленности на природу и возникающие при этом локальные экологические кризисы.

Существенное внимание необходимо уделить анализу психолого-философских материалов, показывающих становление и развитие духовных, внутренних черт личности, которые обеспечивают формирование определенного типа экологического сознания и мировоззренческой позиции по отношению к природе. При раскрытии этих вопросов следует опираться на исторические факты, иллюстрирующие процесс осознания человеком собственной исключительности в окружающем мире. В этот же раздел органично вписываются сведения о том, как в недрах господствовавшего антропоцентризма зарождались философские взгляды и учения, которые, в конечном счете, позволили сформулировать основные позиции инвайронментализма, а затем и эксцентризма.

История взаимоотношений человека и природы позволяет далее рассмотреть блок вопросов, связанных с его позитивным, хотя и достаточно ограниченным, воздействием на окружающий мир, т.е. с охраной природы. Этот вид деятельности носил запретительные формы и был направлен, в основном, на регулирование поведения людей по отношению к тем или иным объектам биосферы, которые при выполнении определенных требований могли быть сохранены, а при их игнорировании – уничтожены. Другими словами, проводилось природоохранное и связанное с ним юридическое просвещение населения. Уместно здесь выделить направления, по которым велась комплексная природоохранно-просветительская деятельность, Делать обзор законодательных актов государства, направленных на сохранение отдельных объектов природы, регулирование охоты и рыболовства, создание охраняемых территорий и т.д. Существенное внимание следует уделить природоохранным сюжетам в произведениях литературы и искусства, а также деятельности различных природоохранных организаций и обществ. Важно осветить и современные взгляды на охрану природы, показать альтернативные варианты природопользования, получения энергии, раскрыть последствия реализации экологических проблем.

Природоохранная деятельность теснейшим образом связана первоначально с природоохранительным, а затем и с экологическим образованием. Поэтому логичным представляется далее перейти к характеристике этих понятий. Сначала необходимо проанализировать имеющиеся трактовки, определить их смысл и содержание, а затем рассмотреть экологическое образование как систему и показать ее место и роль в структуре современного общего и профессионального образования. Затем ознакомить студентов с различными вариантами целей природоохранительного и экологического образования, их иерархией и соподчиненностью.

Завершить курс «Педагогической экологии» целесообразно изучением алгоритмов поведения человека или группы людей при выборе и планировании тех или иных действий в экосистеме или с ее отдельными объектами:

• выделить объект взаимодействия в системе «человек – биосфера»;
• определить цель взаимодействия человека по отношению к объекту природы;
• выявить потребности объекта природы, обеспечивающие его естественное состояние;
• рассмотреть варианты достижения цели взаимодействия с объектом и его ответную реакцию на тот или иной вариант взаимодействия;
• предусмотреть и оценить возможные изменения в системе при условии того или иного варианта воздействия;
• предложить варианты компенсации изменений, которые могут произойти с объектом при взаимодействии с ним;
• оценить экономические (финансовые и материальные) затраты на компенсационные действия по сохранению объекта со всеми его функциональными связями в стабильном состоянии, а также экономические и моральные результаты, которые предполагается получить при взаимодействии человека с объектом природы:
• сравнить расходы на компенсации с результатами взаимодействия с объектом и принять оптимальное решение. При этом неизменными ценностями (ориентирами) должно быть обеспечение оптимальных условий жизни человека и стабильного функционирования природного объекта.

Итак, научное понимание выхода из экологического кризиса просматривается достаточно определенно – это формирование экоцентристского типа экологического сознания, экофилизация всей деятельности человека и превращение ее во взаимодействие с природой. Но здесь снова встает вопрос: «Кто сможет выполнить эту работу?»

Лучше всего на него ответил Н.Н. Моисеев: «Сегодня от учителя в первую очередь... зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете. <...>

Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества. Природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии и грозит бедами... Это и неизбежное изменение климата, и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т.д. И, наконец, может быть, самое грозное – неизбежное исчерпание ресурсов, ибо Земля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами, весьма ограничены, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.

Все развитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое вещество. Человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того, чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустроить. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме.

В этих условиях системе «Учитель» предстоит сыграть особую и определяющую роль! ...Сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании – обо всей системе «Учитель», основанной на новой этике и новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности» [12, с. 3].

Литература

1. Тихомиров В.И.. Ближайшие задачи и перспективы в исследовании среднерусской флоры // Фауна и растительность Средней России: Сб. Орел. 1997.

2. Ильичев В.Д. Орнитологическое общество в экологическом воспитании и образовании молодежи // Педагогическое образование. М., 1993. Вып. 7.

3. Чернова II.М. Экологическое образование // Педагогическое образование. М.. 1993. Вып. 7.

4. Глазачев С.Н., Виненко В.Г. Синергетизм в экогуманитарной парадигме педагогического образования // Экологическое образование на пути к культуре мира. М, 1999.

5. Моисей. «Бытие». Св. Библия.

6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д., 1996.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1

9. Канке А.В. Философия. М., 1997.

10. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М-1978.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

12. Небел Б. Наука об окружающей среде Т. 1. М.. 1993.

13. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинова В.М. Основы экологии. М., 1997.

14. Моисеев Н.Н. О системе «Учитель» Экология и жизнь. 2000. № 3.

Поиск