|
Глазачев С. Экологическая культура мира приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. №9-10. 2003. с.17
Минувший век всё еще будоражит сознание современников свершениями, открытиями, итогами. Ретроспективный взгляд создает образ века атомного, космического, века урбанизации и демографического взрыва, информационных технологий и генной инженерии. Развивая естествознание и технику, человек в тысячи раз увеличил мощь своего оружия, скорость передвижения и коммуникации, проник в тайны микро- и макромира. Технический прогресс несомненен. А как же прогресс нравственный? Технически могущественный человек не стал ни счастливее, ни здоровее, ни духовно богаче. Он растерян, не знает, как распорядиться прошлым, и с тревогой смотрит в будущее. «Как быть с тем ужасом, который был бегом времени когда-то наречен?» спрашивала Анна Ахматова. Так дальше жить нельзя суровый вывод ушедших века и тысячелетия
Двигаясь по оси цивилизационного развития (К. Ясперс) с вектором обособления, отчуждения, покорения, конфронтации, человечество создало культуру войны, отрицающую мир и жизнь на Земле. Дальнейшее движение «по тропе войны» тупик в развитии человечества. Стереотипы культуры войны сущностная характеристика уходящей эпохи. Как иначе можно назвать культуру, когда человечество тратит в год на вооружение, на уничтожение жизни свыше 1000000000000 долларов (1 триллиона долларов), а на поддержание жизни, все экологические программы ООН около 10 млрд. долларов, т е. в 100 раз меньше; если в кровопролитных войнах в XX веке погибло свыше 100 млн. наших соплеменников; если ежегодно в наше время полыхает свыше двадцати региональных войн; если бульдозер технической цивилизации уничтожает леса планеты со скоростью 25 га в минуту, и несколько десятков видов живых существ ежегодно навсегда покидают биосферу.
Как повернуть этот разрушительный бег времени, направить человечество по иной оси цивилизационного развития? Как изменить вектор движения с разъединения, противостояния, борьбы, конфликтов и войн на соединение, взаимодействие, сотрудничество, учет взаимных и всеобщих интересов, диалог культур и народов, правительств и представителей разных конфессий? Как направить развитие на коэволюцию единого человечества на единой планете Земля? Как создать культуру мира?!
Кризис одна из характеристик современной эпохи. Кризис цивилизационный. Поиски путей выхода из кризиса это всегда поиски причин, почему мы в нем оказались, а затем покаяние и выбор нового пути. «И война, и торговый обман возможны и неизбежны в обществах, не имеющих общего дела...» пророчески произнес наш соотечественник, предтеча русского космизма Н.Ф. Федоров. На заре нового века в разных уголках планеты, на уровне правительств и международных организаций, среди политиков и бизнесменов, простых обывателей зреет понимание и убежденность сохранение биосферы Земли как экологической ниши человечества, Целостной Системы Жизни вот то общее дело, способное объединить все страны и народы Севера и Юга, Запада и Востока.
Невозможен экологический рай в отдельной стране. В трудах достойнейших представителей человечества А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в России, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Т. Карлейля в Англии, Р. Роллана во Франции, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо, Окакура Какудзо в Японии мы находим неодолимое стремление к внутренней гармонии Человека и единству Человечества, к осознанию целостности мира и «общему делу» в обретении мира и счастья. ТОЛЬКО ВСЕ МЫ ВМЕСТЕ способны обеспечить благодатную и счастливую жизнь на Земле, неслиянное и неразделенное единство, реализовать мечту о единой судьбе человечества.
Предвидение и польза предназначение науки, мудро заметил Д.И. Менделеев. Со всей справедливостью надо заметить, что не физика знамя научно-технического прогресса, и не математика царица на балу наук, и даже не философия с ее любомудрием, а скромная «золушка» экология громко заявила миру о грозящей катастрофе, о необходимости «взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке».
Возникнув в недрах биологической науки как область знаний о «доме для жизни», экология стремительно освоила все сферы науки, культуры, практики, осуществляя «взгляд на мир глазами живого». Ныне это обширный синтез наук о воспроизводстве жизни и о гео-, биосоциальных факторах этого воспроизводства. Действительно, когда возникает экологическая проблема? Как только возникает угроза жизни! Нет жизни нет экологической проблемы. Жизнь благоденствует тоже нет экологической проблемы. Жизнь, ее сохранение и воспроизводство, жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества критерий экологичности.
Планетарный экологический кризис угроза выживания человечества. Технократическое развитие цивилизации, мощный антропогенный пресс на национальные экосистемы и биосферу в целом создали угрозу механизмам гомеостазиса поддержания динамической устойчивости биосферы. Компенсаторные возможности биосферы нивелировать все антропогенные возмущения, привносимые хозяйственной деятельностью, подорваны. Превышен тот предел допустимого вмешательства в развитие экосистем, за которым неизбежен процесс деградации, неожиданных флюктуации. Культура, возникнув как механизм адаптации в системе общество природа, перестала выполнять свою функцию, оказалась неадекватна природе.
При всем многообразии суждений остро обозначались два полюса: скудна природа на всех не хватит («золотой миллиард»)'; единение или духовно-нравственное возвышение, создание экологической культуры на основе новой системы этических ценностей. Принадлежность к тому или иному полюсу [в полной мере исходит из мировоззрения, взгляда на мир и осознания своего, человеческого места в нем. Представители идей «золотого миллиарда» смотрят на биосферу глазами потребителя как на склад ресурсов, которые предстоит разделить с помощью механизмов рынка. Вывод прост на всех не хватит.
Сущность человека низводится до плотского потребительства на основе «свободной игры экономических сил». «Миллиардеры» уподобились оппонентам Плутарха, утверждавшим, что «человек двуногое животное и без перьев». Известно, что Плутарх принес на дискуссию ощипанного петуха: «Се есть человек...»
Представители другого полюса видят причины кризиса в несовершенстве человека, не способного реализовать свои сущностные силы: нравственный разум, волю, духовный потенциал. «В развращенности века каждый из нас принимает то или иное участие: одни вносят свою долю предательством, другие беспечностью, безбожием, насилием, алчностью, жестокостью; короче говоря, каждый тем, в чем он сильнее всего (!); самые же слабые добавляют к этому глупость, суетность, праздность» (М. Монтень).
Именно людям предстоит менять себя, чтобы вернуть гармонию с миром. Экологическая проблема сохранения жизни на планете, устойчивого развития как способа существования «духовного общества» (B.C. Соловьев) не может быть решена в рамках прежней парадигмы общественного развития. Характер прежнего «общественного договора», определяющего нормы, цели и ценности социальной деятельности, социально замкнут, своемерен, не учитывает включенности социосферы в глобальную экосистему. Этот «договор» действителен лишь внутри закрытой социальной системы, закрепляет ответственность социального перед социальным. Пока социум (общество) развивался, не превышая вмещающего объема ландшафта, угроза жизни не выглядела острой. Но... мы превысили предел допустимого: более 50% поверхности суши испытывает сильное антропогенное воздействие, мы нарушили законы биотической регуляции, возникла угроза Целостной Системе Жизни. Нужен новый общественный договор система этических норм, ценностных ориентации и регулятивов, способных обеспечить устойчивое развитие человечества в пределах возможностей биосферы.
Путь к созданию новых этических оснований развития человечества в гармонии с природой духовно-нравственная коррекция современной культуры, духовное возвышение человечества, единение глубинных ментальных ценностей всех культур в целостном мировоззрении и мироотношении, миропонимании. Коллективный интеллект, нравственный разум человечества это реальные атрибуты эволюции биосферы в ноосферу. Духовное возвышение человека, реализация его подлинных сущностных сил, вписанность в Универсум вселяют в нас оптимизм. Человек бесконечная возможность!
На исходе века в Ватикане состоялось знаменательное социокультурное событие всемирная встреча профессоров, призвавших к объединению духовности и рациональности в целях выработки новых этических оснований развития человечества. Устремления религии, науки и образования к объединению усилий по спасению человечества на основе целостного восприятия мира это способ активизации духовной деятельности на одном из главных направлений в сфере трансляции новых ценностей культуры.
Для России, переживающей острый системный кризис, поиск этических оснований, новой парадигмы общественного развития жизненно необходим. С уверенностью можно сказать: ожидания и надежды мы связываем с экологической парадигмой общественного развития.
Среди главных каналов духовных проявлений (наряду с религией, искусством, литературой и т.п.) целостное постижение мира на основе синтеза рационального и иррационального, на основе современного рационализма (Н.Н. Моисеев). Понимание ограниченности естественно-научного мировоззрения, сциентизма науки в объяснении и преобразовании мира привело к формированию новой экологической картины мира как отражения в сознании целостности Универсума и личностного самоопределения в нем. Экологическая культура мера и способ реализации сущностных сил человека в экосоциаль-ное бытие, отражение целостного Уни-версумального самоопределения личности, осознание того, что «человек свое иное природы...».
Приближение к сущности природы и человека сродни трансцеденному, духовному постижению мира, это настойчивая попытка осознать «Кто есть человек, овладевающий силами природы? И каковы его права и обязанности по отношению к природе и самому себе? И есть ли предел этих прав? А если есть, то каков он» (В. Конрад). Понимание человека как неслиянного и неразделенного единства духа, души и плоти путь к возвышению человеческой сущности в самопознании и познании мира, взращиванию вселенской ответственности за судьбу всего сущего Универсума, Космоса, своего ближайшего окружения.
В России давняя традиция духовных исканий. Еще в начале XX века в трудах B.C. Соловьева, С.Л. Франка выдвинуты идеи спасения и утверждения жизни как духовный императив социального прогресса. Русские космисты возвысили святое чувство почитания Матери-Земли, воплотив ее в божественно-космический принцип единения «Софию», вечную душу, Божественную Премудрость. Эта «единящая сила мира» находит отражение в философии всеединства народов мира ради «общего дела» взращивания «розы мира» (Даниил Андреев) как путь совершенствования человечества и одухотворения природы. Просветление науки философским духом, понимание «духовности материи» (К.Э. Циолковский) приближает человечество к осознанию ноосферы как мыслящей материи, где нравственный, одухотворенный разум определяет бытие (В.И. Вернадский).
К сожалению, описанные духовные искания не стали еще нормой бытия. Разрыв между темпами деградации природы и духовно-нравственным просветлением культуры все возрастает. Мы (человечество) можем просто не успеть воспользоваться плодами духовного роста и возвышения. Необходим прорыв в сознании Человека: мир един, и только единое, одухотворенное человечество способно жить в гармонии с миром. Это новое мировоззрение и отношение, осознание себя частью целостного мира и есть экологическая культура, культура мира. Соотнесение любого своего поступка, мысли и действия с судьбой ИНОГО, всего человечества, мира высочайшая миссия Человека, которую ему предстоит выполнить.
Предстоит научиться «жить своими мыслями, но чужими чувствами» (Л.Н. Толстой). Подготовить личность к жизни в новых этических ценностях социума, обеспечивающих гармонию мира и человека, цель и смысл современного образования и просвещения, становящейся культуры мира. Известно, что демократизация это облечение общества властью посредством образования. Будущее мира зависит от образованности и культуры его граждан. И не от образованности элиты, лиц, принимающих решения, а от экологической культуры среднего жителя планеты (А. Печчеи). Вот почему необходима широкая планетарная (!) дискуссия, пробудившая и возвысившая бы сознание народов как части того единства, которое хотело бы жить в мире и гармонии с собой и со всем миром.
Экологическая культура все более утверждается в общественном сознании как имманентный компонент устойчивого развития, как приоритет безопасности страны. Экологическая культура не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения. В экологической культуре картина мира предстает во всем многообразии как рационального, так и духовного воплощения; в отображении мира участвуют не только наука, но все без исключения языки культуры: миф и религия, наука и искусство, опыт практического освоения мира, эзотерические и иные нетрадиционные способы познания и, конечно, опыт духовных исканий и откровений.
Вероятностный характер социоестественной истории, синергизм в развитии процессов и явлений, позволяет избежать крайнего детерминизма, рассматривать истину прежде всего как цель и путь на пути к цели. Нас объединяет воплощение теории, социокультурных, философских, нравственных поисков в реальный опыт, в практику духовно-нравственной коррекции культуры, осмысления путей становления экологической культуры. И стержнем такого единения становится целостное мировоззрение и стремление к духовно-нравственному возвышению человека. <...> Потому что (Рио-92): «Никогда в истории оттого, что вы делаете или не делаете, так много не зависело для вас самих, для других, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм». «Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить Человека, систему его качеств и ценностей», писал А. Печчеи.
|