|
Наука в гуманитарном университете
Автор: Глазачев С.Н.
Издание: Вестник экологического образования. 2008. №4(50). с. 49
Инновационные процессы, происходящие в гуманитарном образовании, послужили поводом для переосмысления сущности понятия «гуманитарный», наполнение содержания и объема которого прослеживается на протяжении нескольких веков развития мировой философской и педагогической мысли. Особого внимания заслуживает тот факт, что лучшими умами Отечества при изучении целостности человеческого духа всегда поддерживался первоначальный смысл термина «humanitas» «свойственный духовной природе человека». Здесь следует непременно отметить, что духовность в современном светском понимании включает в себя нравственную позицию, моральные идеалы, профессиональную компетентность, ответственность и социальную активность, направленную на недопущение нанесения вреда, несоответствия предельной онтологичности как идеалу.
Специфика инноваций требует пересмотра и специфики научной деятельности, осуществляемой в университете.
Традиционно отечественная университетская система подразумевала синтез двух сторон образовательной деятельности учебной и научной. Сегодня мы являемся свидетелями нового витка в эволюции взглядов на место, методы и использование результатов научных исследований. В сложившейся педагогической реальности необходимо обратиться к детерминантам, находящимся в предмете современной гуманитарной науки, которые позволят, на наш взгляд, высветить актуальные аспекты трансформаций в области образования. Эмпирическая модель образования, представляемая в течение трех столетий классической педагогикой (педагог транслятор культуры, обучаемый пассивный реципиент), способна только отражать определенный исторический менталитет эпохи, но не порождать его. На этапе неклассического развития науки основной характеристикой мышления ученого является его внимание к самому процессу «становящегося». С этих позиций гуманистическая практика, изменяя профессионально-педагогическое мышление, позволяет обратиться к проблемам формирования ментального пространства личности (Клочко В.Е.) Постклассическая наука характеризуется возникновением такого типа научной рациональности, который:
- объединяет науки о природе и науки о духе: в современной научной картине мира прежние типы рациональности не отрицают друг друга, а распределяют между собой сферы влияния;
- в зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и может выступить предметом освоения посредством разных типов рациональности;
- в этих условиях решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность (В.В. Знаков).
Исходя из этого, именно установка на создание условий становления «многомерного мира человека» является главной характеристикой постнеклассики, вершиной гуманитарных наук, позволяющей определить саму науку как открытую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. За пределами социально-нравственного использования научное знание теряет культурно-гуманистическое измерение и ведет к цинизму. Становится необходимым «соединение добродетели и учености» (К. Салютати) преодоление рамок узкого гносеологизма, осознание несводимости человеческого сознания к познанию. Исходя из этого, приоритетным в жизнедеятельности гуманитарной системы становится не целесообразность, а ценностносообразность. Именно ценностная картина мира личности детерминирует ее поведение, набор конкретных целей, способов и средств деятельности. Подобный концептуальный подход базируется на методологическом своеобразии гуманитарного знания с его установкой на познание человека и мира не как объекта, а как субъекта деятельности.
В контексте философии познания, социокультурного развития возникла новая ценность, которую и предстоит пестовать, транслировать в образовании, экологическая культура как мера и способ реализации сущностных сил человека в социоприродном бытии. В нашем понимании экологическая культура это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. По сути, совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической и одновременно своеобразной экзамен на «одухотворенную разумность» (Э.В. Гирусов, И.К. Лисеев). Становление экологической культуры это путь духовного возрождения человечества, восхождения к Духу как порождающему началу мира, общества, человека. Выстраивается иерархически подчиненная цепочка понятий: человеческая цивилизация экологическая культура экологическая педагогика экологическое образование.
Конечно, проблема гуманитаризации высшего образования это проблема, по сути, не новая. Но сегодня мы видим, что само по себе увеличение объема гуманитарных и гуманитарно-природных ориентиров в образовании не снимает проблемы готовности к адекватному бытию.
Вслед за изменениями в теории познания, признания особой роли познающего субъекта в поисках истины, изменяется определение и самого объекта педагогического исследования. Ставшее привычным представление об объекте педагогического исследования как педагогическом процессе, обуславливающем развитие человека, активно замещается, корректируется. Учеными из Санкт-Петербурга сегодня убедительно обосновано, что объектом педагогики является не абстрактный педагогический процесс, а сам человек. (В.С. Безрукова).
Становится очевидным, что в рамках научной парадигмы проблема современного «кризиса понимания» может быть рассмотрена лишь при условии понимания самой науки как категории культуры, в которой структурирована цельное знание.
При этом схема прихода к высшим индивидуально-личностным культурно-образовательным достижениям человека представлена следующим образом: грамотность образованность профессиональная компетентность культура менталитет (Б.С. Гершунский). В постиндустриальную эпоху меняется сама базовая концепция человека, еще полнее обнаруживая его непосредственную включенность в социально-экологическую среду (С.Н. Глазачев, О.Е. Перфилова). Усиление роли самостоятельности и субъективности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образвоания, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Целью межкафедральных исследований в этой связи становится изучение множественных аспектов овладения студентами различными сторонами знания, функциональными умениями на основе понимания обучаемыми сущности и последствий использования их образовательного потенциала в реальной жизни.
Цели можно достичь, если усилия ученых, как непосредственно исследователей, так и организаторов университетской науки, направить на решение одной из главных задач вуза повышение качества образования через его интеграцию с наукой.
Подготовка по–новому мыслящих людей посредством разработки и трансляции гуманитарного пласта знаний требует концентрации усилий всего интеллектуального созвездия, включающего естественников и гуманитариев, ученых и педагогов-практиков, философов и управленцев.
Подводя итоги, следует отметить, что экогуманитарная парадигма в мышлении и образовании позволяет видеть перспективы в развитии общества, предвидеть будущее, изменить алгоритм современного мышления с «здесь и сейчас» на «всегда и везде». Предстоит перейти на новую модель развития части в целом, изменить, выстроить новый общественный договор, основанный на системе ценностей, в центре которой осознание человечеством себя как коллективного субъекта биосферы, призванного выполнить высокую миссию сохранения жизни на планете Земля.
В этой связи современной университетской науки выпадает особая роль: обеспечить фундаментальное научно-методологическое сопровождение духовно-нравственной коррекции современной культуры, сделать образование опережающим, онтологичным, реализующим в бытии человека его сущностные силы в пределах возможностях природы.
|