Учебник, ориентированный в будущее
Автор: С.В. Кирнарская, В.А. Самкова, Е.В. Колесова
Издание: Вестник экологического образования. – 2008. – №4 (50). – С. 17–20
Вышло в свет третье переработанное издание учебника «Экология» для 10(11) классов Н.М. Мамедова и И.Т. Суравегиной. В этом учебнике, впервые опубликованном в 1996 г., был реализован новый для того времени интегративно-футуристический подход к трактовке экологии, которая предстала как комплексное научное направление, включающее в себя биологическую экологию, экологию биосферы (глобальную экологию), экологию человека и социальную экологию.
Разрыв между наукой (ее переднем краем) и образованием с каждым годом уменьшается, связь между ними становится все более интенсивной. Сейчас считается, что освоенные человеком знания в процессе образования нуждаются в обновлении через каждые пять лет. Авторы рецензируемого учебника в методологическом плане исходят из того, что отставание экологического образования от развития экологии должно быть минимальным. Другими словами, новое в экологии без промедления должно учитываться в многогранной преобразующей деятельности человека. Иначе экологическое познание теряет смысл. Неслучайно развитие экологии в XX веке сопровождалось появлением таких прикладных наук как экологическое право, экологическая экономика, инженерная экология и т.д.
Надвигающийся глобальный экологический кризис заставил людей обратить пристальное внимание на среду своего существования. Время на обдумывание, исследование, разработку теоретических положений диктовалась состоянием биосферных процессов. Соответственно, стало очевидной беспрецедентная актуальность экологических знаний, отражающих закономерности биосферы, динамику социо-природных процессов, особый смысл и особое значение приобрели их мировоззренческая, методологическая , особенно, аксиологическая, нормативная функции.
Можно сказать, что экология привносит новые моменты в понимание прошлого, современного состояния общества и в формирование эколого-безопасной стратегии развития цивилизации. Следует отметить, что именно экологическая проблематика содействовала становлению идеи опережающего образования в общеобразовательной школе приобретает чрезвычайную актуальность.
Однако вопрос о введении (вернее о возвращении) экологии в федеральный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России остается открытым. В ряде городов и областей экология изучается в рамках региональной составляющей образования. Сегодня учитель, преподающий или только приступивший к преподаванию экологии в старших классах, имеет значительный выбор учебно-методических комплектов по данному предмету.
Рецензируемый учебник выделяется из общего массива экологической учебной литературы не только методологической основой, но и содержанием, оригинальным педагогическим, дидактическим подходом. Структура учебника, последовательность изложения отличаются от общепринятых. Учебник начинается с рассмотрения глобальной экосистемы биосферы, что сразу задает то. Центральное место в учебнике занимают вопросы экологии человека и социальной экологии. Существенная научная новизна учебника определяется также тем, что в нем впервые на уровне школьного образования обстоятельно рассмотрены вопросы экологической глобализации и устойчивого развития.
Сохраняя содержательную преемственность, новое издание отличается более совершенной формой дидактической организации учебного материала. Как и в предыдущих изданиях, учебник основан на понимании экологии как комплексного научного направления, включающего как естественно-научные, так и социально-гуманитарные знания.
Учебник имеет четкую, продуманную структуру, которая представлена введением, пятью главами, состоящими в общей сложности из 60-ти параграфов, а также словарем основных терминов и списком рекомендуемой литературы.
Авторы придерживаются точки зрения, что фундаментальным условием и предпосылкой усвоения учебного материала является понимание жизни как особого явления на планете, в первую очередь через исследование интегрального понятия «живое вещество» (В.И. Вернадский). Этому посвящена первая глава «Биосфера глобальная экосистема».
Концепция экосистем занимает в учебнике центральное место, что особенно ярко передано в содержании второй главы «Экосистемы биосферы», в которой они представлены как самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы. Концепции экосистемы, биосферы, живого вещества и биологического разнообразия приобщают учащихся к интегративному и глобальному мышлению, способствуют воспитанию нормативно-ценностного отношения к экологическим знаниям. В заключительную, пятую главу «На пути к новой цивилизации», включены элементы прогнозирования возможных путей развития биосферы и человека с целью воспитания у школьников заботы о будущем.
Единство формы и содержания учебника проявляется в языке, которым он написан. Стиль изложения авторов узнаваем: он сочетает в себе научную четкость и художественную образность. Каждый параграф предваряет литературный эпиграф, что тоже стало своеобразной «визитной карточкой» авторов убежденных сторонников подхода к процессу обучения, в котором гармонично сочетаются рациональная и эмоционально-образная формы познания действительности. Интересен подбор иллюстративного ряда.
Методическая система учебника четко продумана. Учебник имеет удобный аппарат ориентировки. Аппарат усвоения учебного материала представлен необходимой системой разнообразных вопросов, заданий, упражнений, задач (рубрики «Проверьте себя», « Что будет, если …», « Как вы думаете?», « Обсуждаем проблему» и т.д.). Содержание учебника соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся 10-11 классов.
Содержание учебника имеет большой воспитательный потенциал и социально-гуманитарную направленность, что дает возможность использовать его в процессе формирования у старшеклассников ценностей гражданского общества, для их успешной социализации и т.п.
К сожалению, учебник в обновленной версии издан ограниченным тиражом. Учебник Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, несомненно, может составить основу школьного экологического образования в России. Особенно в условиях видоизменения экологического образования в интересах устойчивого развития он становится весьма востребованным.
Комментарий методиста
В рецензии на обновленный учебник «Экология» для 10-11 классов Н.М. Мамедова и И.Т. Суравегиной дано подробное описание содержания каждого параграфа учебника, описана научная, методологическая, дидактическая новизна издания. В рецензии раскрываются большие возможности учебника для использования его не только в качестве учебного материала, но и для ведения воспитательной и просветительской работы среди старшеклассников. Книга может быть использована библиотекарями в подготовке к часам и дням информации для педагогов, иллюстративный материал и занимательные дидактические задания из учебника могут быть полезными для работы с читателями и проведения различных эколого-просветительских мероприятий.
|