Вожди, шаманы и курочка Ряба
Автор: Мясникова Н.
Издание: Библиотечное дело. 2009. №8(98) С.21-22
О создании системы экологического просвещения.
При разработке библиотечных программ повышения квалификации библиотечных работников необходимо применять те методики и формы проведения занятий, которые способствуют формированию у слушателей творческого подхода к рассматриваемым проблемам, развивают способность самостоятельно мыслить.
Поскольку областные научные библиотеки являются не только информационными, но и методическими центрами, у нас сложилась определенная система методического руководства работой библиотек области по экологическому просвещению.
С 2001 года совместно с Департаментом природных ресурсов было положено начало ежегодным семинарам-практикумам «Инновационные формы и методы информационной и досугово-просветительской деятельности библиотек по формированию экологической культуры населения. В 2004 г. этот семинар превратился в межрегиональную творческую лабораторию библиотекарей Северо-Западного региона «Экология. Культура. Образование». Идея создания такой лаборатории была выдвинута библиотеками Вологды и Иркутска, обсуждена на заседании научно-методического совета Всероссийского центра экологической культуры и одобрена Министерством культуры Российской Федерации.
Первый день работы школы посвящен теоретическим проблемам экологической науки. Обычно первое слово предоставляется ученым, экологам-специалистам, представителям департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ведь и библиотекарям Вологодской области, и гостям интересно узнать как о глобальных проблемах современности, так и об экологической обстановке в Вологодской области. Второй день обычно посвящается работе областных библиотек, а последующие дни работе районных, сельских, детских и школьных библиотек.
Каждый год обсуждается новая проблема.
Организаторы лаборатории стремятся ознакомить слушателей с опытом лучших библиотек области. Слушатели не только знакомятся с опытом представляемой библиотеки, но и активно его обсуждают, рассказывают о своих достижениях, участвуют в круглых-столах, фокус-семинарах, ресурсном круге, творческих играх. Непременное условие каждой лаборатории небольшой творческий конкурс. Это и конкурс экологических сайтов, и ЭКО-КВН, конкурс на лучший сценарий, проведенный в Дни защиты от экологической опасности.
Прошло пять лет со дня открытия первой творческой лаборатории. В творческих лабораториях обучилось более 60 слушателей, в том числе из Перми, Петрозаводска, Твери, Орла, Иванова, Москвы, Архангельска, Ярославля. Слушатели получают свидетельства АПРИКТ.
Хотелось бы рассказать хоть об одной из них. В 2007 году состоялось четвертое занятие лаборатории.
В своем выступлении кандидат педагогических наук Елена Ювенальевна Ногтева затронула очень острую проблему: она говорила о том, влияют ли знания, получаемые школьниками на уровень их экологической культуры.
Интерес слушателей лаборатории вызвал и фокус-семинар «Экология и чтение», проведенный с участием экологов, учителей, журналистов. Необходимость «нормализующего психику» чтения, тема воспитания на основе чтения взаимопонимания и толерантности, роль интеллигентности и культуры библиотекаря в возрождении интереса населения к чтению эти темы вызвали оживленную дискуссию.
Не менее интересной была и культурная программа. Слушателям лаборатории повезло: они присутствовали на финале областного библиотечного конкурса «ЭКО-КВН-2007». КВН выявил неплохое знание библиотекарями экологических проблем своих регионов, умение творчески, талантливо и остроумно поговорить о состоянии экологических проблем своих регионов, умение творчески, талантливо и остроумно поговорить о состоянии экологической культуры.
Слушатели лаборатории сделали вывод: такие нетрадиционные мероприятия много действеннее увещеваний и призывов сохранять природу, особенно если среди зрителей много молодежи.
|