Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Рефераты и аннотации статей по экологии

«Наш город – наш дом!»

Автор: Бажутина Г.

Издание: Библиотека. – 2009 – №5 – С. 83-86.

Уже сегодня работа библиотек (ЦБС г. Ижевска) по экологическому просвещению строится совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды, Управлением образования администрации г. Ижевска, Ижевским городским общественным движением «Наш город – наш дом!», общественной организацией «Зеленый крест», высшими учебными заведениями, средствами массовой информации.

Ежегодно более 108 тысяч горожан становятся пользователями этих учреждений культуры, фонд которых насчитывает более 570 тысяч экземпляров книг, периодических изданий, материалов на нетрадиционных носителях информации. При этом имеющий непосредственной отношение к рассматриваемой проблеме фонд по естествознанию составил уже 10 процентов. Ежегодно горожанам выдается более 2 млн. документов. Сравнительный анализ книговыдачи по отраслям знаний показал значительное увеличение спроса на документы по экологии.

В то же время, стремясь придать экологическому просвещению не только массовость, но и должную глубину, новое качество, мы решили, что в этом деле не обойтись и без определенной специализации. Поэтому библиотеки-филиалы имени Ф. Кедрова и № 18 стали работать как профильные информационные по приоритетному направлению «Природа и человек».

По итогам акции «Дни защиты от экологической опасности – 2008» проекты муниципальных библиотек заняли призовые места и получили дополнительную финансовую поддержку.

Центральной муниципальной библиотекой имени Н.А. Некрасова был разработан и успешно реализован проект «Экологические чтения», включающий в себя систему мероприятий, направленных на экологическое информирование население г. Ижевска посредством организации и проведения публичных лекции. Первая публичная лекция была посвящена теме «Зеленое строительство и охрана растительного мира города Ижевска». Ежегодно проводится городской конкурс «Ижевск – цветущий город». Библиотекари оформили выставку «Ижевск – цветущий город», в экспозиции которой были представлены книги и периодические издания, а также сделанные сотрудниками ЦБС фотографии, посвященные ландшафтному дизайну, красоте наших улиц, площадей, скверов и парков. На 2009 г. запланированы новые выступления специалистов-экологов, посвященные актуальным проблемам сохранения природной среды в городе.

Одним из направлений в работе Центральной муниципальной детской библиотеки имени М. Горького по воспитанию экологичекой культуры является детское движение «Экологический БУМ-БА-РАЖ».

В нем используются различные формы проведения мероприятий: уроки доброты, экологические мини-сочинения и их театрализация, рекламные проспекты, занятия в студии детского творчества «Фантазия» по теме «Краски прочитанной книги».

Сама же веселая аббревиатура «БУМ-БА-РАЖ» указывает на три блока, из которых состоит это движение. Первый блок, звучно названный «БУМ», прочитывается как «Больше Узнать Мир». На практике же «БУМ» – это своеобразная «шумовая» реклама экологических книг посредством наглядных акций и «уроков доброты». В деталях это выглядит так.

Часть №1 – наглядная реклама книг. Часть №2 – плакат-экоигра «Береги природу». Правила игры: на плакате даны рисунки, характеризующие неграмотное отношение человека к окружающей среде, природе в форме запрещающих знаков. Игрок должен выразить свое отношение к действиям человека и стрелками указать на те изображения запрещающих знаков, с которыми он согласен.

Часть №3 – театрализованные «Уроки доброты». Урок 1.Прослушав сказку А.Н. Толстого «Топор», дети пытаются ответить на вопрос «Что значит быть добрым». Так проходит весь урок – в сопровождении сказочных предметов, мудрых притч, задушевных стихов, музыки... В конце сказочного путешествия юные читатели находят доброту в книжках и журналах.

Урок 2. «Экология + Я = твои лучшие друзья». В этом сказочном путешествии дошколята пытаются найти Цветочек аленький. На пути встречают Старичка Лесовичка, который объясняет детям значение слова «экология» и задает вопросы. За правильные ответы путешественники получают «Волшебную книгу природы».

Второй блок, обозначенный аббревиатурой «БА», – «Бери Акварель». Он включает в себя занятия в творческой студии «Фантазия» по теме «Краски прочитанной книги»

Третий блок «РАЖ» – «Рискни Активно Жить» – предполагает формирование и проявление активной позиции читателей. После прочтения экологических сказок, научно-популярных книг ребята писали мини-сочинения, сочиняли стихи по теме «Как помочь животным, растениям и себе».

Еще один интересный экологический литературно-краеведческий проект «Люблю тебя, Удмуртская земля!», посвященный 450-летию добровольно вхождения Удмуртии в состав Российского государства, был успешно реализован в прошлом году библиотекой-филиалом № 18.

Март был наполнен беседами о птицах «Кто весну приносит». Для дошкольников проведена театрализованная игра «Птичьи разговоры», посвященная дню птиц, и беседа-интервью «О чем поет тюрагай». Мероприятие открывалось чтением стихотворений удмуртских поэтов.

Апрель был посвящен родникам, а цикл тематических встреч в библиотеке так и назывался – «Родниковый рай». Всех взволновала предложенная для обсуждения проблема сохранения источников ключевой «живой воды». Учащиеся школы № 70 изготовили макеты родников и предложили свои программы их охраны.

В мае прошла акция «Берегите италмасы!», включающая цикл бесед для младших школьников, игру-беседу с элементами театрализации для дошкольников, выставку-откровение «Италмасы – мои дорогие цветы!». Кроме того, каждому участнику была вручена подготовленная библиотекой красочная листовка «Берегите италмасы!».



Вверх

Поиск