Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Рефераты и аннотации статей по экологии

Глобализация и устойчивое развитие в системе экологического образования

Автор: А.Н. Чумаков

Издание: Вестник экологического образования, – 2008, – №3, – С. 9.

Современное экологическое образование было бы неполным, если бы не включало в себя темы, затрагивающие актуальные проблемы взаимодействия природы и общества в условиях глобализации. Вместе с тем имеет место широкий разброс мнений в отношении понятий «глобализация» и «устойчивое развитие». … отметим, что и глобализация, и устойчивое развития не могут рассматриваться друг без друга, если говорить о динамике и перспективе развития тех процессов, которые они отражают. Заметим также, что оба термина вовсе не случайно появились практически в одно и то же время – в конце 80-х годов прошлого столетия – и уже в 90-е годы достаточно быстро получили широкое распространение, пополнив лексикон практически всех языков мира. К сожалению, нужно констатировать, что должная ясность в этих вопросах и сегодня даже в среде специалистов отсутствует, а потому все никак не стихают дискуссии вокруг глобализации и концепции устойчивого развития. Именно поэтому методологически было бы правильно изначально более подробно остановиться на понимании как обозначенных выше терминов, так и явлений, которые они отражают.

Понятие «глобализация» появилось в западной литературе на волне рассуждений о новом мироустройстве после того, как свершилась первая глобальная революция и стало очевидно, что окончание холодной войны еще не означает начало столбовой дороги к процветающему будущему человечества.

В итоге, на уровне мирового общественного сознания завязался тугой узел подчас диаметрально противоположных диаметрально противоположных позиций, мнений, интересов, касающихся глобализации. Отсюда, если за основание деления принять культурно-цивилизационные особенности различных стран, то можно выделить такие подходы к пониманию современных мировых процессов, как западный, восточный, евразийский, исламский и др. Каждый имеет свою специфику и характерное отличие…

Так, например. Западный подход имеет ту отличительную особенность, что глобализация воспринимается здесь в значительной степени как положительное явление. Страны Востока, в особенности наиболее преуспевающие из них, также в немалой степени выигрывают от глобализации и потому против нее практически не выступают. Несколько отличным является подход евразийский, где рыночные отношения еще недостаточно укрепились, а потому глобализация представляет здесь много возможностей для нелегального ведения бизнеса, утечки капитала и т.п. Исламский же мир, испытывающий серьезное давление со стороны массовой культуры …в глобализации видит, прежде всего, источник угрозы своим ценностям и даже независимости.

В итоге, сегодня имеет место широкий разброс мнений по поводу содержания данного термина, и разные авторы определяют его по-разному. Одни – как процесс, другие – как состояние, третьи – как явление, четвертые отождествляют глобализацию с модернизацией, а иные и вовсе считают ее мифом. …хотелось бы обратить внимание на синтетические подходы, где глобализация рассматривается многоаспектно, что представляется наиболее соответствующим действительности, ибо глобализация – это все те процессы, посредством которых народы мира вовлекаются в общие связи и отношения, образующие единую мировую систему. Другими словами, глобализация – это результат многовековых количественных и качественных трансформаций как в общественном развитии, так и в системе «общество-природа».

В итоге. Социальное пространство и время «сжались», «спрессовались», «сократились», что концепция устойчивого развития, предложенная в свое время Комиссией Брунтланд и утвержденная в 1992 г. Всемирной конференцией ООН в качестве всеобщего принципа, оказывается теперь категорическим императивом, велением времени.

Говоря о практической стороне дела, обратимся к национальным программам, направленным на реализацию данной идеи, имея в виду в том числе и принятую 1996 году в России «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Не выдаем ли мы желаемое за действительное и не забегаем ли вперед без достаточного понимания сути тех процессов, которые намереваемся регулировать? Поэтому так важно подчеркнуть, что понятие «устойчивое развитие» пока еще не достаточно определено, чтобы быть положенным в основу долгосрочных практических действий даже в масштабах отдельно взятых стран.

Следует заметить в этой связи, что концепция устойчивого развития, если принять во внимание ее более чем полуторадесятилетнюю историю … оказалось малоэффективной и не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Как признавал еще в свое время Генеральный секретарь ООН К. Аннан, само слово «устойчивость» превратилось скорее в заклинание, чем в призыв к действию, тогда как узконациональные интересы , как и прежде, ставятся выше общечеловеческих. В этой связи уместно отметить, что разные ученые по-разному оценивают данную концепцию, в частности, в отечественной литературе ее реализацию нередко увязывают с идеей становления ноосферы.

Многие согласятся с тем, что идея устойчивого развития, равно как и концепция ноосферы, – это интересные, гуманистически ориентированные идеи, направленные на конструирование сбалансированных отношений и в самом обществе, и во взаимодействии общества с природой.

Другими словами, не абсолютизировать идею устойчивого развития, не боготворить концепцию ноосферы, а понимать, что это все-таки теоретические конструкции … легко могут завести в новые лабиринты, теперь уже социо-природного эксперимента.



Вверх

Поиск