Интернет-ресурсы на уроках географии
Автор: Д.В. Заяц
Издание: География, – 2008, – №24, – С. 27–33
Последняя из 8 лекций опубликованных на страницах издания в рубрике «Курсы повышения квалификации». Лекции дают возможность шире использовать возможности Всемирной сети на уроках географии, делая изучение предмета не только более информативным, но и наглядным. Последняя лекция посвящена отображению в сети Интернет глобальных проблем человечества. Статья-лекция будет полезна и интересна не только преподавателям-географам, но и учащимся, студентам, содержит развернутое описание многих сайтов, освещающих глобальные проблемы человечества.
Лекция 8.
О глобальных проблемах человечества можно рассказывать чуть ли не на каждом уроке географии. Какой бы ни была тема урока, в классе обязательно сплывут острые вопросы сохранения окружающей среды, преодоления бедности и другие подобные сюжеты. Поэтому материалы этой лекции можно использовать во всех школьных курсах географии, с 6-го по 10-й класс.
Наиглавнейшей глобальной проблемой следует признать поддержание в мире безопасности и стабильности. То, как в пространстве пролегают
Соловые линии противоречий между человеческими популяциями, вам покажет карта конфликтов. Ее можно найти на страницах газеты «География», карта опубликована в №23 за 2007 год. Красноречивы и наглядны и некоторые другие материалы по этой животрепещущей теме. Загрузим сайт карт-анаморфоз, созданных коллективом исследователей Шеффилдского университета, его адрес www.worldmapper.org.
Где можно добыть сведения о глобальных проблемах, связанных с экономическим и социальным неравенством на Земле?
В число проблем, связанных с неравенством жителей Земли из-за различий в доходах и материальном достатке, входят, прежде сего, глобальные продовольственная, демографическая и экологические проблемы. Именно поэтому пространства Африки, Азии, Латинской Америки и Океании зоны самого тревожного, а порой и катастрофического состояния стразу всех глобальных проблем. Для наглядного показа диспаритета между развитыми и развивающимися странами снова обратимся за помощью к анаморфозам сайта www.worldmapper.org. Тенденции в развитии загрязнения за последние 8 лет изменились мало и почти не отразились на карте. В разделе сайта Pollution вам и вашим школьникам наверняка будет интересно ознакомиться с анаморфозами, показывающими геграфию распределения выбросов парниковых газов, ядерных отходов и неочищенных сточных вод. Плохое санитарное состояние источников воды и пищи вкупе с недостаточностью профилактических и информационно-просветительских мероприятий приводят к вспышкам опаснейших инфекционных заболеваний. Что можно увидеть на карте.
Неравество стран мира ярко проявляется еще в одной проблеме современности продовольственной. Обратимся к сайту ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО) www.fao.org.
Как наглядно представить проблемы зон экологического бедствия? В мире уже довольно много районов, где природная среда изменена воздействием человека настолько радикально, что их впору называть зонами экологического бедствия. Именно в пределах развивающихся стран расположены такие зоны экологического кризиса, как Сахель (антропогенное опустынивание), Амазония (антропогенное обезлесение), Средняя Азия и Казахстан (антропогенное опустынивание и засоление), Персидский залив (нефтяное загрязнение)
Карты зон экологических катастроф уже стали приводится в учебных атласах. Однако, для того, чтобы воспринять весь трагизм ситуации, нужно воспользоваться иными средствами. Очаги обострения глобальной экологической проблемы хорошо заметны из космоса, собственно, в этом и проявляется их глобальность. Воспользуемся в очередной раз Интернет-ресурсом www.wikimapia.org.
Где можно ознакомиться с прогнозами развития человеческой цивилизации?
На уроках географии важно не только знакомиться с глобальными проблемами, но и предлагать пути их решения. В Интенете нет недостатка в разнообразных прогнозах развития человечества. Настоящая удача попасть на сайт, созданный и поддерживаемый реалистами, на котором строгий расчет и анализ преобладают над эмоциями. Среди таких можно назвать www.climatechange.ru.
Интересно и доступно о глобальном потеплении повествуется на сайте www.priroda.su.
По мнению ряда исследователей, существенно уменьшить деструктивный потенциал глобальных проблем поможет реализация концепции устойчивого развития. Об этой программе можно узнать на страничке русскоязычной версии ООН www.un.org/russian/esa/sustainable.
|