Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Рефераты и аннотации статей по экологии

Профессиональные компетенции библиотекаря-эколога и пути их формирования

Автор: Т.Я. Кузнецова

Издание: Библиотечное дело, – 2008, – №1(15), – С.185–187

Активизация деятельности публичных библиотек страны в области экологического просвещения и культуры, начавшаяся в середине 1990-х гг. при поддержке трех ведомств – Министерства культуры РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства общества и профессионального образования РФ, позволила библиотекам не только стать частью системы экологического образования и просвещения, но и включиться в профессиональную природоохранную сферу в качестве ее информационной составляющей. С годами работа библиотек по экологическому просвещению стала приобретать все более системный, комплексный характер. Она начинает использовать инструментарий бизнеса – менеджмент и маркетинг, и все больше основывается на концептуальных разработках, долгосрочном программировании.

Работа с литературой экологического содержания получает организационное оформление: в структуре центральных библиотек создаются отделы и сектора экологической культуры, в структуре ЦБС – филиалы экологического профиля. Однако деятельность библиотек различных систем и ведомств в области создания и использования информационных ресурсов по экологии и устойчивому развитию напрямую зависит от профессиональной компетенции кадров, занимающихся формированием соответствующего контента.

Получение же необходимых знаний, умений, и навыков сегодня, к сожалению, не предусмотрено государственными стандартами высшего и среднего профессионального библиотечно-информационного образования. В сложившейся ситуации основная нагрузка адаптации библиотекарей к новому направлению их содержательной и функциональной деятельности ложится на систему дополнительного профессионального библиотечного образования.

Поэтому в учебные программы, на наш взгляд, следует включать темы, составляющие основу профессиональной деятельности библиотекаря-эколога, такие как:

–экологическая политика Российской Федерации и проблемы устойчивого развития;
–природоохранное законодательство Российской Федерации;
–экономические аспекты природоохранной деятельности;
–экологическая культура и образование в современном мире;
–социальная экология, экотуризм, общественное экологическое движение;
–международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

Всероссийская библиотечная школа-семинар по экологической культуре и информации, вот уже 10 лет проводимая Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) и Российской государственной юношеской библиотекой (РГЮБ), безусловно заложила основы экологического образования библиотечных кадров. Однако она не в состоянии решить все проблемы кадрового обеспечения деятельности библиотек в области экологии.

Все это необходимо учесть в разрабатываемом сегодня новом государственном стандарте по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». К сожалению, экологические знания пока вообще не обозначены в требованиях обязательного минимума содержания основной образовательной программы по данной специальности. В системе дополнительного профессионального образования библиотекарей необходимо ввести переподготовку по программе «Библиотекарь-эколог», которая, безусловно, будет востребована.

АПРИКТ считает необходимым развивать межведомственное сотрудничество в области переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.

Решить задачу кадрового обеспечения библиотек в такой жизненно важной сфере деятельности, как экология, можно только на корпоративной основе.



Вверх

Поиск