Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Рефераты и аннотации статей по экологии

Развитие эколого-просветительской деятельности библиотек: состояние и перспективы

Автор: Егорова Н.А.

Издание: Библиотековедение, – 2008, – №4, – С.37–40

В статье рассмотрены вопросы значения и развития одного из актуальнейших направлений деятельности библиотек – экологического просвещения, показана роль Российской юношеской библиотеки в организации этой работы.

Начало эколого-просветительской деятельности библиотек

За последние десятилетия в России накоплен огромный опыт в области экологического образования, просвещения и воспитания населения.

Библиотекари были одними из первых, кто осознал актуальность экологических проблем, необходимость своего участия в природоохранной работе и активно в нее включились. Работа с соответствующей литературой началась еще в 1970–1980-е годы. Постепенно осваивая практику работы с книгой и читателем в области экологических проблем, каждая библиотека самостоятельно определяла для себя круг деятельности. Работа в этом направлении велась последовательно, принимая со временем систематический и комплексный характер. Главные усилия были направлены на пополнение библиотечных фондов, активизацию взаимодействия с экологическими организациями и информационными учреждениями, изучение и обобщение опыта работы других библиотек.

Фундамент для массового вовлечения библиотекарей в экологическую проблематику, методического обеспечения этой деятельности был заложен Российской государственной юношеской библиотекой (РГЮБ), выступившей с инициативой разработки эффективных методов популяризации экологических знаний и формирования у населения экологической культуры.

С 1995 года стали проводиться Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, организованные Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, а также Министерством природных ресурсов РФ, Министерством образования и науки РФ. В первых трех смотрах-конкурсах приняли участие около 50 тыс. библиотек из 78 субъектов Российской Федерации, в дальнейшем их количество увеличилось.

Среди победителей смотров-конкурсов – как областные научные, так и сельские библиотеки.

Первостепенное внимание в области экологического просвещения библиотеки уделяли информационно-просветительской работе. С годами сложилась система библиотечного обслуживания, включающая: изучение книжного фонда, подписку на специальные издания, связи с комитетами по экологии, информационное обеспечение специалистов и общественности, содействие экологическому образованию, просветительскую и досуговую деятельность, повышение квалификации библиотечных специалистов. Библиотекари инициировали научные исследования: экскурсии, разработку маршрутов «Экологические тропы», конкурсы рефератов, участвовали в международных экологических кампаниях. Все активнее стали разрабатываться библиотечные программы и концепции экологической направленности, постепенно складывающиеся в целостную систему экологического просвещения. Начала складываться федеральная библиотечная система эколого-просветительской деятельности. Фундамент этой системы сейчас составляют библиотечные эколого-информационные центры. Первые из них созданы в Ставропольском крае, Брянской и Астраханской областях.

Как показали итоги IV Смотра-конкурса (2005–2006 гг.) формы экологической работы библиотек с населением становятся все более разнообразными. При многих библиотеках постоянно действуют центры экологической культуры. В деятельности Центров участвуют представители местных административных и природоохранных органов.

В 2006 г. на базе государственных и муниципальных библиотек работало уже 100 экологических информационных центров, в которых для пользователей создавались электронные базы данных по экологической проблемам регионов.

В последние годы более тесными стали связи библиотек с населением, с их помощью и при участии стали вырабатываться и обсуждаться многие инициативные проекты по совершенствованию экологической политики. Получили развитие новые формы взаимодействия с населением и организациями, заинтересованными в оздоровлении экологической ситуации, такие как: «Трибуна общественного мнения», «Экологический патруль» и др.

Библиотеки России в последние годы все активнее входят в состав организаторов крупных мероприятий экологической направленности. Среди них – межрегиональная конференция «Роль библиотек в решении актуальных задач экологического образования и культуры» (Пермь, 2007), международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы» (Москва, 2007).



Вверх

Поиск