|
Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 340 с.
Публикация полезна для активистов и экспертов в их практической работе и представляет интерес для широкого круга читателей всех тех, кому небезразлична проблема взаимоотношений человека с окружающим миром.
Оглавление
Введение. Приоритетность формирования экологической культуры: экология и культура будущее России | 6 |
Формирование экологической культуры | 7 |
Основные направления | 8 |
Культурологический подход к экологическому образованию | 8 |
Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения | 15 |
Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию | 22 |
Экологическая культура и государственная политика | 27 |
Исцеление культурой | 32 |
Ценностно-мировоззренческие основания экологической культуры | 37 |
Проблема развития экологического сознания у молодежи | 44 |
Экологическое образование и экологическая культура | 46 |
Формирование экологической культуры студентов | 57 |
Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития в России | 61 |
Образование для устойчивого развития должно учить действиям | 68 |
Проблемы содержания экологического образования в интересах устойчивого развития | 71 |
Охраняемые природные территории очаги экологической культуры | 76 |
Библиотеки центры экологической информации и культуры в регионах России | 79 |
Участие школьников в охране водных ресурсов: национальный конкурс | 85 |
Региональный опыт | 90 |
Деятельность ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в области экологического образования и просвещения детей и молодежи | 90 |
Экологически значимая деятельность Белгородского госуниверситета | 96 |
Формирование регионального эколого-образовательного пространства: Тульский опыт | 99 |
Стратегия формирования экологической культуры школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» | 112 |
Создание электронных ресурсов по экологии: инициативы и проекты Московского госуниверситета культуры и искусств | 118 |
Опыт экологического образования и воспитания в Республике Северная Осетия - Алания | 122 |
Система непрерывного экологического образования и воспитания в Саратовской области | 124 |
Развитие экологической культуры населения Свердловской области средствами целевых программ и долгосрочных образовательных проектов | 131 |
Состояние экологического образования в Югорском крае | 146 |
Опыт экологического образования и просвещения в Омской области | 151 |
Экология, культура и общественное сознание: направления работы фонда «Алтай-21 век» | 153 |
Экологическое просвещение и пропаганда сохранения биоразнообразия: опыт Алтае-Саянского экорегиона | 157 |
Экологическое образование и просвещение в Томской области | 162 |
Специфика экологического образования: опыт работы факультета иностранных языков Томского госуниверситета | 166 |
Международный эколого-этнический Фестиваль «Чир Чайаан» (Дух Земли): инициатива Республики Хакасия | 170 |
Развитие молодежного движения | 173 |
Постановка проблемы | 174 |
Перспективы экологического направления молодежного движения | 174 |
Кто такие «Друзья заповедных островов» и куда они движутся | 178 |
«Молодежная повестка на 21 век» | 188 |
Общественная организация молодых специалистов-экологов «Гражданин Земли» | 191 |
Молодежное социально-экологическое общество философского факультета МГУ | 193 |
Организационный проект кадровой программы «Свежий взгляд» | 196 |
Студенческий Парламентский Клуб | 201 |
Молодежные программы Ассоциации коренных малочисленных народов | 203 |
Региональный опыт | 206 |
Реализация программы «Школьная экологическая инициатива» в Ленинградской области | 206 |
Научно-исследовательская деятельность учащихся по экологии как путь формирования экологической культуры: опыт Калужской области | 211 |
Калужское научное общество учащихся экологов-краеведов | 217 |
Программа «Чистые озера» (Рязанская область) | 220 |
Проект «Межрегиональная научно-практическая конференция ЭКОС» (Ярославль) | 224 |
Детско-юношеское экологическое движение в Нижегородской области | 230 |
Школа гражданского становления личности: опыт экологического движения Республики Мордовия | 239 |
Проект «Международный студенческий семинар «Ситуационный анализ в экологической этике» (Республика Мордовия) | 251 |
Студенческий экологический клуб Северо-Осетинского госуниверситета | 254 |
Опыт общественного участия в охране окружающей среды в Республике Татарстан | 261 |
Поддержка молодежного экологического движения в Челябинской области | 266 |
Вовлечение молодёжи в охрану окружающей среды: опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | 275 |
Проект «Поселок ремесленников» (Новосибирская область) | 286 |
Проект «Берег мечты» (Новосибирская область) | 295 |
Детско-юношеский парламент: социально-экологическое проектирование (Томск) | 305 |
Школа экологического лидерства в Томске | 309 |
Начни с дома своего: опыт экологических детских программ в Алтайском крае | 315 |
Международные летние школы студентов Алтайского региона | 320 |
Экологический клуб Алтайского госуниверситета | 324 |
Программа детского экологического движения Абакана | 329 |
Эколого-просветительская работа с молодежью в Республике Саха (Якутия) | 336 |
Введение
Приоритетность формирования экологической культуры: экология и культура будущее России
Обеспечение устойчивого развития страны предполагает реализацию политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. Решение экологических проблем принципиально важно и для обеспечения здоровья нации. Экология сейчас определена в качестве одного из приоритетов развития страны.
Опыт работы показал, что успех реализации любого экологического проекта, в первую очередь, определяется экологической культурой, как частью общей культуры населения. Формирование экологической культуры предполагает обеспечение основ экологических знаний в системе образования и широкую эколого-просветительскую работу для разных категорий населения. Успех решения этой задачи определяет активная позиция гражданского общества, заинтересованность и личное участие представителей широких слоев населения. Это предполагает развитие широкого экологического движения, охватывающего не только экологов, но и представителей всех секторов гражданского общества. Особое значение приобретает развитие экологического направления молодежного движения.
В определении направлений формирования экологической культуры, представлении накопленного практического опыта и первых шагов на пути формирования молодежного движения за экологию и культуру и состоит назначение публикации.
Мы надеемся, что эта публикация будет полезна для активистов и экспертов в их практической работе и представит интерес для широкого круга читателей всех тех, кому небезразлична проблема взаимоотношений человека с окружающим миром.
Перспективы экологического направления молодежного движения
Соколов А.В.
Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодежных и детских объединений России» (г. Москва)
В настоящее время созрела необходимость развивать совместное сотрудничество экологического и молодежного движения. И такая возможность реально существует. Ресурсы этих двух секторов гражданского общества могут значительно дополнять друг друга. Сейчас в России существует широкий спектр молодёжных организаций. Но, по большому счёту, в их работе отсутствует серьёзная экологическая составляющая. Конечно, есть региональные, местные организации, которые занимаются проблемами охраны окружающей среды. Но, я считаю, что, в целом, говорить о существовании в России мощного молодёжного экологического движения преждевременно. Оно еще не сформировалось.
Вместе с тем, потенциал молодёжных организаций позволяет активно заниматься этой темой. Важно это не только для решения проблем сегодняшнего дня. Необходимость сотрудничества экологического движения с молодёжными структурами, с моей точки зрения, очевидна и потому что они основной кадровый резерв любого общественного движения, который сегодня есть в России.
В этой связи необходимо озвучить несколько конкретных предложений коллегам, которые занимаются экологической работой. Сегодня много говориться о большой роли экологического образования. Я тоже считаю, что роль формального образования в формировании экологического сознания очень велика. Но вместе с тем образование является таким институтом, который довольно устойчив и консервативен, в хорошем смысле этого слова. Он очень долго меняется, адаптируется для решения новых насущных проблем, которые ставит время. В этой связи, нет смысла ждать, когда будут приняты законодательные инициативы по введению новых образовательных стандартов. Есть и другие формы, которые в молодёжной среде являются чаще гораздо более эффективными. Это методы неформального или гражданского образования. Практика показывает, что через гражданское образование можно в кратчайшие сроки вовлечь большое количество людей и в том числе молодежи для решения злободневных проблем.
Мне кажется, лидирующим экологическим организациям необходимо встретиться с лидерами молодёжных организаций, для того, чтобы дать ответ на несколько ключевых вопросов. Вопрос первый в чём заключается содержание экологического образования, если не сводить его только к проблемам разработки образовательных стандартов? Второй вопрос, какие методы наиболее приемлемы для проведения неформального образования в молодёжной среде? В этой связи наметить конкретный план действий и формы его осуществления. В конечном итоге молодые лидеры или же представители молодёжных организаций, могут выступать в качестве мультипликаторов, тренеров по экологическому образованию. Сначала они сами должны будут ознакомиться с этим содержанием, а потом вовлекать в процесс обучения как можно больше других людей из молодежных организаций. Волна такого эколого-образовательного движения проходила бы по конкретным молодежным организациям, а от них, нарастая, далее по регионам, вовлекая в процесс пропаганды идей, которые актуальны в экологическом движении, все новых и новых участников.
Я думаю, что это можно сделать в кратчайшие сроки. Например, комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества проводит общественные слушания по вопросу развития молодёжного движения. В их работе могли бы принять участие члены комиссии по экологической политике и охране окружающей среды, эксперты неправительственных экологических НПО. На этих слушаниях может проходить рабочее обсуждение нашего совместного перспективного плана работы. Важно, что у моих коллег по экологическому движению, как я смог убедиться, нет иллюзий по поводу необходимости создания каких-то новых организаций. Мы это уже неоднократно проходили. Приблизительно раз в 2 года кто-нибудь, пытается создавать новые общероссийские молодёжные структуры. Такие эфемеры существуют до тех пор, пока существует финансирование, есть заказчик. Надеюсь, что мы пойдём правильной дорогой, используя, те ресурсы, которые уже существуют и доказали свою жизнеспособность. В этом процессе надо отказаться от порочной практики использования молодёжных организаций. Наша задача сделать их своими союзниками.
Тема экология и молодежь звучит сейчас все чаще. Есть взаимный интерес этих секторов друг к другу. В самой молодежной среде действительно много говорится об экологии. Это связано с тем, что, когда ушла политическая составляющая, явно освободилась ниша, в которой есть чем заниматься. Кроме того, эта тема имеет мощное международное звучание, о ней, без преувеличения, говорит весь мир. В Совете Европы, Европейском Союзе она значится в числе первых трех приоритетов во всех крупных программах и хартиях. Например, в Хартии об участии молодежи в жизни региональных муниципальных образований, в которой отражено то, чем и на каком уровне могут и должны заниматься общественные молодежные объединения.
В общероссийский конкурс национальной молодежной премии «Будущее России», при участии комиссии Общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды, была введена номинация «экология». И меньше всего заявок было подано именно по этой теме всего 5 заявок. Примерно раз в 20 меньше, чем по другим номинациям. И это легко объяснимо. Говорить то можно о чем угодно, но нужно еще и понимать, как это делать. Очевидно, что опыта проектной культуры в экологической сфере у молодежных организаций в России просто нет. Нельзя же все сводить к организации маршей протестов против, например дымящей трубы. Это не является проектной деятельностью. Чтобы заниматься осмысленной деятельностью, должно быть встречное движения профессионалов-экологов и молодежи, которая хочет чем-то заниматься. Это движение должно быть как-то формализовано. Должен быть клуб экспертов экологов, которые знают, что делать и движение молодых людей, которые желают что-то сделать. Когда эти встречные движения встречаются, тогда рождается продукт и результат в виде проектов. Дополнительно, и это тоже важно, рождается форма экологического гражданского образования молодежи. Не обязательно, что эти люди всю свою жизнь будут заниматься экологией. Важно, что останется у них в душах. Кто-то пополнит ряды профессиональных экологов, кто-то просто будет экологически культурным человеком. А экологическое воспитание очень важная часть современного воспитания, неотъемлемая часть общей культуры человека.
Несколько слов о том, что касается создания молодежного движения. Ежедневная практика показывает, что создание чего-либо сверху не имеет перспектив, такие организации не жизнеспособны, особенно в молодежной среде. Подобная искусственная социальная конструкция может прожить год-два максимум пять лет. Но вместе с тем, процесс формирования молодежного движения снизу в экологической сфере уже идет.
Многие уже знают про организацию «Новые люди», которую сейчас возглавляет Владимир Васин, член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества. Как она появилась? Проводили семинар в Саратове на очередную экологическую тему. И в процессе работы молодые люди пришли к выводу, что эта тема для них является одной из самых актуальных и сами попросили помочь им содержательно, организационно. Ребятам подсказали тематику, как чем заниматься, какие есть методики работы. Сейчас в Саратове организация насчитывает около 150 увлеченных ребят. Они сами генерируют идеи, инициируют, придумывают экологические проекты и им это интересно. Всем очевидно, что это движение зарождается снизу. В то же время, она имеет возможность попасть в сетевую структуру. И таким образом, опыт ее работы может распространяться дальше. Форсировать этот процесс, искусственно «подогревать» его, ни в коем случае нельзя. Как только появится «могучий» спонсор и скажет, что нужно создавать Оргкомитет, чтобы через месяц была общероссийская организация, это будет завершением процесса, ничего не получится. Главное, чтобы был искренний, живой интерес у молодежи в регионах, заинтересованность на федеральном уровне. Об инициативе саратовской молодежи можно сказать, что, если в течение полугода-года она будет также позитивно развиваться в других регионах, то будет совершенно логичным, если молодые люди решат объединяться для создания общероссийского движения. Именно движения, в котором не будет жесткого фиксированного членства, в которое никого не заставляют вступать, без введения членских билетов, оплаты взносов и т.п. Причем, в движении могут участвовать как физические лица, так и целые организации. Вот такое объединение будет жизнеспособным. И если какая-то политическая организация сейчас начинает заниматься экологией, у нее появляются экологические проекты, в реализацию которых может принять участие молодежное движение, то эту активность можно только приветствовать. Это поможет молодежи заниматься осмысленной деятельностью, получить квалифицированную экспертную помощь, а не маршировать под барабанный бой с призывами против кого-нибудь выступить.
Недавно создано Министерство по делам молодежи, спорту и туризму, в структуре которого находится Федеральное агентство по молодежи, курирующее соответствующее направление работы. Сейчас в Агентстве прорабатывается вопрос о развитии перспективной молодежной политики в связи с идеей создания соответствующей федеральной целевой программы. Она, в частности, будет опираться на богатый опыт создания подобных программ в Европе, и очевидно, что в ней будет отражена экологическая тематика. Смысл этой программы, не в том, чтобы раздать деньги. Это сигнал регионам, где также будут создаваться подобные программы. И если на федеральном уровне в программе появится тема «экология», то появиться он и в региональных программах. Сообщество экологов и заинтересованной молодежи могло бы сформулировать идеи, предложения, каким образом Министерству поучаствовать в поддержке и реализации экологических молодежных программ и проектов. Мне кажется это еще один мощный повод для сотрудничества молодежного движения и экологов.
|