|
Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 511 классы / авт.-сост. Т.Н. Андреева. Волгоград: Учитель, 2009. 169 с.
Формирование умения работать с различными источниками информации способствует развитию познавательной компетенции учащихся.
Взаимоотношение человека и природы одна из самых важных проблем современности, в решении которой школе отведено особое место. Предложенные в пособии беседы, конкурсы, викторины, ролевые игры («Консилиум врачей», «Экологический суд», «Телемост»), библиотечные уроки ориентированы на тесное сотрудничество учителя и учащихся с библиотекой, в частности в области изучения биологических дисциплин и научно-исследовательской деятельности.
Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.
Содержание
Введение | 3 |
Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой | 5 |
1. Экология души | 13 |
Диалог о сострадании. По рассказу Л. Андреева «Кусака» | 13 |
Диалог о доброте. По рассказу Юрия Казакова «На еловом ручье» | 14 |
Диалог о безвозвратно утерянном. По рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром» | 15 |
2. Человек и биосфера | 17 |
Планета Земля в опасности. Ролевая игра «Консилиум врачей». 911 классы | 17 |
Экологические «крестики нолики». Конкурс знатоков. 911 классы | 32 |
Вовлеченные в войну. Экологическая экспертиза. 78 классы | 35 |
Проблемы Мирового океана. Игра «Экологический суд». 1011 классы | 42 |
Да будет свет! Энергетика будущего. Телемост. 1011 классы | 52 |
3. Природа вечный источник красоты | 58 |
Путешествие по стране Легумия. Игра-путешествие. 6 класс | 58 |
Лесные тайны. Разгадывание кроссворда с элементами беседы. 56 классы | 70 |
Легенды о цветах. Заочная викторина. 58 классы | 77 |
Гимн природе. Выставка-викторина с элементами беседы. 68 классы | 82 |
Голоса Земли. Познавательно-театрализованное представление. 25 классы | 87 |
Красота, гармония и целесообразность в природе. Беседа. 11 класс | 95 |
Природа как универсальная ценность. Семинар. 11 класс | 99 |
4. Здоровый образ жизни | 104 |
Наше здоровье и от чего оно зависит. Беседа. 68 классы | 104 |
Сколько лет жить человеку? Диалог о долгой и счастливой жизни. 1011 классы | 110 |
5. Милая родина моя | 114 |
Летающие цветы. Галерея Красной книги. 57 классы | 114 |
Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды. Семинар. 89 классы | 120 |
А знаем ли мы птиц? Игра-соревнование. 67 классы | 123 |
Люби и знай свой край. Путешествие по книге. 67 классы | 132 |
6. Человек и природа: этика взаимоотношений | 137 |
День природы. Игра «Что? Где? Когда?». 911 классы | 137 |
Мир прекрасный, мир живой. Игра «Умницы и умники». 9 класс | 140 |
Приложения | 147 | |
Приложение 1. Анкета «Как я отношусь к своему здоровью» | 147 |
Приложение 2. Организация выставки «Боль Земли» (выставка книг, статей, рефератов учащихся) | 147 |
Приложение 3. Организация выставки «Перекрёсток беды» (выставка книг, брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа) | 148 |
Приложение 4. Исследовательский проект «Роль заказника в сохранении биоразнообразия» | 150 |
Литература | 165 |
Введение
Природа это книга, которую надо прочитать и правильно понять...
М. Налбандян
Сложившееся в обществе понимание того, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это забота о человеке и его будущем, приводит к необходимости воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение биоразнообразия на планете, разумного отношения к природным богатствам и бережного отношения к природе.
Комплекс мероприятий, организованный учителем биологии совместно с библиотекой, поможет развитию информационно-познавательной компетентности учащихся, умению работать с различными источниками информации, разовьет навыки независимого библиотечного пользователя.
Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведет к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.
Предложенные в пособии различные формы работы: беседы, ролевые игры, библиотечные уроки будут полезны при организации внеклассной работы по биологии, помогут развить интерес учащихся к изучению предмета, вовлекут в научно-исследовательскую деятельность.
Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр: «Консилиум врачей», «Экологический суд», игра-соревнование «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Телемост» в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.
Библиотечные выставки, сопровождающиеся беседами, викторинами, конкурсами, привлекут внимание читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира.
Проведение библиотечных уроков поможет в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях, изменит мировоззрение школьников, создаст условия для формирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта, нетерпимость к насилию.
Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.
Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой
Так повелось, что в омуте беды
Сплотить должны сильнее нас навек:
Охрана окружающей среды,
Библиотека, книга, человек!
В. Ковалёв
Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.
Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.
Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);
- развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);
- развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).
Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:
- становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;
- творческому общению детей с природой;
- осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;
- формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;
- развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;
- воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.
Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.
Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.
№ п/п | Вид деятельности | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Изучение книжного фонда школьной библиотеки | 1, 2, 4-й кварталы | Зав. библиотекой |
2 | Создание тематической картотеки: «Экология путь к пониманию природы» | 1, 2, 4-й кварталы | Зав. библиотекой |
3 | Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе» | 1, 2, 4-й кварталы | Зав. библиотекой |
4 | «В помощь учителю экологии» папка по материалам СМИ | 1, 2, 4-й кварталы | Зав. библиотекой |
5 | Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта | 1, 2, 4-й кварталы
| Зав. библиотекой |
Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов
1. Экология души.
В идеале душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | Диалог о сострадании.
По рассказу Л. Андреева «Кусака» | Дискуссия | 56 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
2 | Диалог о доброте. По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье» | Дискуссия | 56 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
3 | Диалог о безвозвратно утерянном. По рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром» | Дискуссия | 911 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
2. Человек и биосфера.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный
| 1 | Планета Земля в опасности | Ролевая игра «Экологический консилиум» | 9 класс | Учитель биологии, библиотекарь |
2 | Экологические «крестики-нолики» | Конкурс знатоков | 911 классы | Учитель биологии |
3 | Вовлечённые в войну | Экологическая экспертиза | 78 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
4 | Проблемы Мирового океана | Экологический суд | 1011 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
5 | Да будет свет | Телемост «Энергетика будущего» | 1011 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
6 | Боль Земли | Выставка книг, статей, рефератов учащихся | 811 классы | Библиотекарь, учитель биологии |
3.Природа вечный источник красоты.
Главные задачи этого раздела с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» вот главная идея мероприятий этого раздела.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | Путешествия по стране Легумия | Игра-путешествие | 56 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
2 | Лесные тайны | Разгадывание кроссворда с элементами беседы | 56 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
3 | Легенды о цветах | Заочная викторина | 811 классы | Библиотекарь |
4 | Гимн природе | Выставка-викторина с элементами беседы | 68 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
5 | Голоса Земли | Познавательно-театрализованное представление | 5 класс | Учитель биологии, библиотекарь |
6 | Красота, гармония и целесообразность в природе | Беседа | 911 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
7 | Природа как универсальная ценность | Семинар | 911 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
4. Здоровый образ жизни.
Человек высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | Как я отношусь к моему здоровью? | Анкетирование | 68 классы | Библиотекарь |
2 | Наше здоровье и от чего оно зависит? | Беседа | 68 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
3 | Сколько лет жить человеку? | Диалог о долгой и счастливой жизни | 1011 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
4 | Перекрёсток беды | Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа | 511 классы | Библиотекарь |
5. Милая Родина моя.
Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | Летающие цветы.
Галерея Красной книги | Экскурсия по страницам Красной книги | 57 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
2 | Виды особо охраняемых территорий | Семинар | 89 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
3 | А знаем ли мы птиц? | Игра-соревнование | 67 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
4 | Люби и знай свой край | Путешествие по книге | 67 классы | Библиотекарь |
5 | Наведи порядок в своём доме, дворе, улице | Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе | 511 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
6. Человек и природа: этика взаимоотношений.
Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.
С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Категория учащихся | Ответственный |
1 | Почему экологию должны изучать все? | Сочинение-рассуждение | 59 классы | Учитель биологии |
2 | Как красива родина моя | Фотовыставка творческих работ учащихся | 511 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
3 | День природы | Игра «Что? Где? Когда?» | 911 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
4 | Мир прекрасный, мир живой | Игра «Умники и умницы» | 89 классы | Учитель биологии, библиотекарь |
5 | Я познаю малую родину свою | Исследовательские проекты | | Учитель биологии, библиотекарь |
|