Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий
Книга крупным планом

Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий / Вологодская областная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина. – Вологда, 2010. – 150 c.

Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий

Сборник «Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий», выпущен по итогам шести проведенных межрегиональных творческих лабораторий, последняя из которых проходила в Вологодской области с 5 по 9 июля 2010 года. Издание отражает опыт проведения творческих лабораторий, а также содержит аналитические статьи участников лабораторий за шесть лет.

Эта книга есть в фонде Российской государственной библиотеки для молодежи


Содержание

«Экология. Культура. Образование» межрегиональная творческая лаборатория библиотекарей
Мясникова Н.А., заведующая научно-методическим отделом ВОУНБ

3

О состоянии окружающей среды Вологодской области в 2009 году
Никерова О. А., начальник отдела мониторинга и НИР Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области

9

Общероссийский конкурс-фестиваль по экологической тематике 2009 года как отражение степени развития экологического просвещения в библиотеках России
Лещинская В. В., главный библиотекарь Российской государственной библиотеки для молодежи (г. Москва)

17

Библиотеки и экология: интернет-проект. Экологические страницы сайта ВОУНБ им. И.В.Бабушкина www.booksite.ru
Мясникова Наталия Александровна, заведующая научно-методическим отделом ВОУНБ

21

Экологическое лето библиотекарей
Колоскова Н.Е., зав. сектором методического отдела У ГДЕ им. А. П. Гайдара г. Москвы.
Кретинина М. Ю., зав. Центральной детской библиотекой № 1 УБС «Волгоградская ЮВАО».

24

Из опыта работы центральных районных библиотек

Опыт работы центральной библиотеки Нюксенского района
Малафеевская Н.В., директор МУК «Нюксенская МЦБС»

36

Центр правовой и экологической информации Нюксенской ЦБС.
Информационные экологические ресурсы
КоптяеваА.А., заведующая отделом обслуживания Нюксенской центральной районной библиотеки

39

Культура и экология ,
Дудко Н.А., заведующая отделом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Тарногского муниципального района

42

Наш библиоград
Дердяй В.О., директор МУК «Тарногская МЦБС» Тарнога – столица меда

48

Вологодского края. Участие библиотеки в народном празднике
Ермолина Н.А., главный библиограф МУК «Тарногская МЦБС»

51

Эколого-краеведческая деятельность в муниципальном учреждении культуры «Кирилловская централизованная библиотечная система»
Данилова Т. П. директор МУК «Кирилловская централизованная библиотечная система»

56

Экологическое просвещение библиотек в Устье Кубенском
Калинюк В.В., заместитель директора межпоселенческой центральной районной библиотеки им. К. И. Коничева Усть-Кубинского муниципального района

60

Из опыта работы детских библиотек

«Экологически чистая библиотека»
Самсонова О. А., заведующая филиалом № 10 МУК «Централизованная библиотечная система г. Вологды»

66

Особенности работы по экологическому просвещению детского отдела Нюксенской ЦБС
Бурлова Н. П., заведующая детским отделом МУК «Нюксенская МЦБС»

68

«Добро пожаловать в Экологию». Экологическое воспитание и просвещение детей и подростков-читателей Кадниковской детской библиотеки.
Перцева И.Н., заведующая Кадниковской детской библиотекой МРУ К МЦБС «Дворец книги» Сокольского района.

72

Через искусство – к зеленой планете! Библиотека и детские экологические театры
Пыльникова Н.Ю., библиотекарь Центральной детско-юношеской библиотеки города Череповца

79

«Тайна куклы домоделки»
Бурлова Н.П., заведующая детским отделом МУК «Нюксенская МЦБС»

81

Из опыта работы сельских библиотек

Экологическое просвещение населения. Место и роль сельской библиотеки.
Теребова Т.С, заведуюгцая Городищенским сельским филиалом № 1 МУК «Нюксенская МЦБС»

85

«Жемчужины провинции». Проект туристического маршрута
Новикова Г.А., главный библиотекарь Востровского филиала МУК «Нюксенская межпоселенческая районная библиотечная система»

88

Работа Заборского сельского филиала Тарногской МЦБС по программе «Экологический букварь»
Сажина Н.Н., заведующая Заборским сельским филиалом МУК
«Тарногская МЦБС»

92

Заповедные места Белозерья
Колынина Л.И., заведующая Маэковским сельским филиалом МУК «Белозерская центральная библиотека»

95

Необычный день сельской библиотеки
Белозерцева О.Н., ведущий методист МУК «ЦБС Между реченского района»

96

Экологические традиции в сельских библиотеках
Лескова В.Н., заведующая отделом методикоинформационной и краеведческой работы центральной библиотеки МУК «Кирилловская ЦБС»

98

Наши партнеры

Удивительное рядом! (Путешествуйте вместе с нами!)
Цветкова Т.В., начальник отдела экологического просвещения национального парка «Русский Север»

101

Рукотворное никольское чудо
Романов В.В., областная газета «Красный Север»

105

Трибуна мнений

Формирование экологической культуры: опыт библиотек
Буханцева Т.Н., директор ТУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова»

108

Творческая лаборатория – школа библиотечного мастерства
Сухотина Е.А., заведующая отделом экологической информации и сельскохозяйственной литературы Орловской областной публичной библиотеки им. И. А. Бунина

112

Библиотеки-партнеры
Чемоданова Е.А., главный библиотекарь Центра экологической информации и культуры Кировской областной универсальной научной библиотеки им. А.И. Герцена

114

Об экологических лабораториях, организуемых Вологодской областной научной универсальной библиотекой
Тихонова В.Б., директор РМУК «МЦБС Харовского муниципального района»

118

Приложения

Программа творческой лаборатории на базе ВОУНБ «Экологическая культура в интересах устойчивого развития»

120

Программа V творческой лабораторий на базе ВОУНБ «Экология. Культура. Образование»

122

Программа VI творческой лаборатории на базе ВОУНБ «Экология. Культура. Образование»

124

«О, Волга!.. Колыбель моя!» (Игра-путешествие к 1000 летию Ярославля)
Горохова М.С., заведующая филиалом № 8 муниципального учреждения культуры «ЦБС г. Ярославля»

126

Путешествие по «Экоцарству»
Сажина Н.Н., заведующая Заборским сельским филиалом МУК «Тарногская МЦБС»

135

Игра «Поле чудес». Праздник посвященный Дню птиц
Самсонова О.А., заведующая филиалом №10 МУК «ЦБС г. Вологды»

141

«Экология. Культура. Образование» межрегиональная творческая лаборатория библиотекарей

Мясникова Наталия Александровна,
заведующая научно-методическим отделом ВОУНБ

В 2002 году был принят Закон российской Федерации «Об охране окружающей среды». В соответствии с положениями ст. 71, ст. 74 данного Закона в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды общедоступные библиотеки призваны:

– осуществлять экологическое просвещение населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области окружающей среды и законодательстве в области охраны экологической безопасности;

– распространять экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования.

Библиотекари Вологодской области с середины девяностых годов включили экологическое просвещение в число приоритетных направлений своей деятельности. Вологодская областная научная библиотека стала методическим центром экологической деятельности библиотек. В течение последних десяти лет областная библиотека трижды становилась победителем Российских библиотечных конкурсов по организации просветительской деятельности среди населения. На ее базе проводились межрегиональные конференции, Всероссийская школа экологической культуры. Опыт ВОУНБ пропагандировался и внедрялся в работу библиотек регионов страны.

На одном из научно-методических советов Всероссийского библиотечного центра экологической культуры была обсуждена идея необходимости дальнейшего совершенствования повышения квалификации кадров, занимающихся экологическим просвещением населения. Вологодская областная библиотека предложила организовать на своей базе творческую лабораторию. Идея была поддержана как Министерством культуры РФ, Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, экологической общественностью, так и Департаментом культуры, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, межведомственным координационным советом по экологическому образованию и просвещению Вологодской области.

Основная цель проекта – расширение общего кругозора слушателей, обмен опытом информационно-библиографической и просветительской деятельности экологической проблематики.

Творческая лаборатория начала свою деятельность в 2004 г. С тех было проведено 6 семинаров (за исключением 2009 г., в связи с проведением в Вологде Всероссийского библиотечного конгресса Российской библиотечной ассоциации). Ее преподавателями стали академики Э.В. Гирусов и А.А. Крушанов, профессора вологодских вузов Л.А. Коробейникова, Е.А. Скупинова, Е.Ю. Ногтева, сотрудники Всероссийского центра экологической культуры, специалисты информационно-библиографического, краеведческого, естественно-научного, патентно-технического, научно методического отделов ВОУНБ. В течение 6 лет обучилось более 100 библиотекарей из Вологодской области, специалисты из Перми, Петрозаводска, Твери, Орла, Иванова, Москвы, Архангельска, Ярославля, Кирова.

Библиотекари непрерывно учатся. Педагогика утверждает, что целью образования является всесторонне развитая личность. Это означает, что самое главное не просто вложить в человека знания, а раскрыть в нем его индивидуальность – то, что делает человека не похожим на других, делает его личностью. Особенно важно, чтобы такой неординарной личностью был человек, отвечающий в библиотеке за определенное направление: краеведение, экологию, патриотическое и нравственное воспитание и т.д.

Для этого при разработке программ повышения квалификации библиотечных работников необходимо применять новые методики, новые формы проведения занятий, которые способствовали бы формированию у слушателей творческого подхода к рассматриваемым проблемам и развитию у них способностей самостоятельно мыслить.

Поскольку областные научные библиотеки являются не только информационными, но и методическими центрами, у нас сложилась определенная система методического руководства работой библиотек области по экологическому просвещению. Безусловно, координирующую роль в этом играет методический отдел, который, анализируя деятельность библиотек, разрабатывая методические рекомендации, изучает опыт работы, внедряет инновационные формы и методы работы. Самым сложным в разработке проекта творческой лаборатории, было создание программы, интересной библиотекарям всех категорий библиотек: областных, районных сельских, детских, школьных и т.д.

Именно это и определило структуру занятий, которая не меняется в принципе уже пять лет. Первый день работы школы посвящен теоретическим проблемам экологической науки. Обычно первое слово предоставляется ученым, экологам-специалистам, представителям департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ведь и вологодским библиотекарям и гостям интересно узнать как о глобальных проблемах современности, так и об экологической обстановке в Вологодской области. Кроме того, мы всегда слышим о том, на какую помощь со стороны библиотек рассчитывают наши партнеры-экологи. Второй день обычно посвящается работе областных библиотек, следующий – день районной библиотеки, дальше – дни сельской, детской и школьной библиотек.

Особенность творческой лаборатории в том, что каждый год мы берем для обсуждения новую тему. Мы обсуждали проблемы создания системы экологического просвещения, проблемы формирования экологической культуры населения, создания руководства деятельностью библиотек по экологическому просвещению, партнерские взаимоотношения с учреждениями, заинтересованными в организации экологического просвещения, участие библиотек в экологических акциях, в частности, Днях зашиты от экологической опасности.

Организаторы лаборатории стремятся познакомить слушателей с опытом лучших библиотек области. В библиотеках Харовского, Сокольского, Вологодского, Усть-Кубинского, Междуреченского, Кирилловского, Нюксенского, Тарногского районов слушатели не только знакомились с опытом представляемой библиотеки, но активно его обсуждали, рассказывали о своих достижениях. Ежедневно участвовали в «круглых столах», фокус-семинарах, ресурсном круге, творческих играх. Непременное условие каждой лаборатории – небольшой творческий конкурс. Это и конкурс экологических сайтов, и ЭКО-КВН, конкурс на лучший сценарий мероприятия, проведенного в Дни защиты от экологической опасности, на лучшую экологическую игру. Не только победители конкурса, но и все участники получают призы – подборки экологической литературы.

Прошло шесть лет со дня открытия первой творческой лаборатории. Невозможно рассказать о каждой из них. Но кое-что не хотелось бы оставлять без внимания. В 2007 г. собралась небольшая, 17 человек, но очень творческая группа. Вероятно, поэтому так активно обсуждались темы, предложенные слушателям. В своем выступлении кандидат педагогических наук Елена Ювенальевна Ногтева затронула очень острую проблему – влияют ли знания, получаемые школьниками, на уровень их экологической культуры. Это выступление дало возможность начать разговор о двойном стандарте, складывающемся у детей из-за противоречий между знаниями и практикой, об особенностях просветительской работы в библиотеках, которые имеют возможность работать одновременно с детьми и взрослыми, закрепляя знания практикой природоохранной деятельности.

Интерес слушателей лаборатории вызвал и фокус-семинар «Экология и чтение», проведенный с участием экологов, учителей, журналистов. Необходимость «нормализующего психику» чтения, тема воспитания на основе чтения, взаимопонимания и толерантности, роль интеллигентности и культуры библиотекаря в возрождении интереса населения к чтению – эти темы вызвали оживленную дискуссию.

Не менее интересной была и культурная программа: достопримечательности Вологды, знакомство с садово-парковыми комплексами старинных усадеб. Слушателям лаборатории повезло и еще в одном. Они присутствовали на так называемом показательном мероприятии. Им стал финал областного библиотечного конкурса «ЭКО КВН – 2007». Высоко оцененный как зрителями, так и слушателями лаборатории, КВН выявил неплохое знание библиотекарями экологических проблем своих регионов, умение творчески, талантливо и остроумно поговорить об экологической культуре. Невозможно было удержаться от смеха, когда спасать от загрязнения озеро Воже явился отряд африканцев из племени манго-манго во главе с вождем (учитель физики) и шаманом (врач местной больницы). Тонкая пародия на известную песенку «Все хорошо, прекрасная маркиза» команды библиотек Никольского района, весело и задиристо прошлась по всем природоохранным, включая и библиотеки, организациям района. Приз зрительских симпатий завоевала очаровательная курочка Ряба из команды библиотекарей Вологодского района, ратующая за производство и потребление экологически чистых продуктов. Борьба между командами была жаркой. Но как же было ошеломлено жюри, когда при подведении итогов все команды получили равное количество очков. Победила дружба! Команды получили денежные призы и подборки экологической литературы.

Слушатели лаборатории сделали вывод: такие нетрадиционные мероприятия бывают много действеннее увещеваний и призывов сохранять природу, особенно, если среди зрителей много молодежи.

В 2008 году мы внесли небольшое изменение в проведение занятий. Первый, теоретический день, состоялся в Вологде. Вечером же все вместе выехали в Кириллов. Нашими партнерами по проведению лаборатории стали Кирилловская ЦБС и национальный парк «Русский Север».

Почему был выбран именно Кирилловский район? Кирилловская центральная районная библиотека была одним из зачинателей эколого-просветительской деятельности библиотек Вологодской области. Не раз участвовала в экологических конкурсах на областном и российском уровнях. Многие в стране знакомы с опытом работы кирилловских библиотекарей по программе «Родословие».

Национальный парк «Русский Север» – давний партнер и единомышленник областной научной библиотеки. Мы гордимся тем, что в нашей области есть такая уникальная территория. Сотрудники областной библиотеки собирают документы, рассказывающие о парке, составляют базу данных с адресами сайтов, российских и зарубежных, где имеются упоминания о парке. Не раз встречались мы с сотрудниками Национального парка за «круглым столом», проводили совместные конференции. Большим успехом у вологжан пользовалась фотовыставка, посвященная 15-летию парка.

Безусловно, всех участников творческой лаборатории привлекала и возможность познакомиться с Кирилло-Белозерским монастырем, фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Все это и определило программу нашей лаборатории. Кирилловские встречи начались с выступления директора национального парка «Русский Север» Алексея Леонидовича Кузнецова. Благодаря великолепному видеоряду, мы побывали на виртуальной экскурсии по самым любопытным уголкам парка, даже там, где нежелательно присутствие посторонних. Из его выступления слушатели узнали об особенностях работы в национальном парке, об изучении и сохранении реликтовых растений, о взаимоотношениях национального парка и жителей прилегающих территорий.

Не менее интересный рассказ мы услышали от Татьяны Владимировны Цветковой, начальника отдела экологического просвещения национального парка. Она рассказала нам о партнерских отношениях отдела с библиотеками Кирилловского района, особенно с детской библиотекой. Слушатели лаборатории заинтересовались формами работы, которые используют специалисты национального парка в работе с детьми и подростками. Большое количество разнообразных конкурсов помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе. Фотоконкурсы развивают наблюдательность. Очень трогательно прозвучал рассказ о конкурсе рисунков «Орхидеи для мамы».

Приобщение старшеклассников к вопросам охраны природы, расширение кругозора подростков с помощью использования компьютерных технологий происходит во время обучения школьников в «Экологической школе «Русского Севера». Исследовательская программа «Учебная экспедиция по памятникам природы» раскрывает методику формирования навыков наблюдения за объектами природы. Все это, разумеется, пополнило методическую копилку наших библиотекарей. Особенно привлекла их внимание экологическая игра «В гостях у национального парка «Русский Север». Участники лаборатории увлеклись игрой не меньше, чем школьники, на которых она рассчитана. Участниками лаборатории была высказана мысль, что эту игру неплохо бы издать в печатном и электронном вариантах. Вероятно, нашлись бы желающие ее приобрести.

Особенную атмосферу создали экскурсии, организованные национальным парком для слушателей лаборатории. Сокольский бор, горы Маура и Сандырева оставили незабываемое впечатление. Неяркое северное разнотравье, великолепный воздух, солнце – все радовало глаз.

Мы очень благодарны сотрудникам национального парка «Русский Север» за участие в творческой лаборатории, за придание нашему учебному мероприятию поистине творческого колорита.

Знакомство с работой библиотек Кирилловского района, прекрасные экскурсии по Национальному парку, яркое представление материалов на конкурсе экологических сценариев – все это, надеемся, послужит основанием для дальнейшего развития творческих идей.

Неделя, проведенная слушателями творческой лаборатории жарким летом 2010 г. на востоке Вологодчины, в Нюксенском и Тарногском районах, надолго останется в их памяти. Как всегда, первый день прошел на базе ВОУНБ. Перед слушателями выступили начальник отдела мониторинга и НИР Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области Ольга Алексеевна Никерова, председатель Вологодского отделения Общероссийской общественной организации «ВООП» Тамара Алексксандровна Онищенко. Свою книгу «Основы мониторинга экологической культуры учащихся» (Вологда, 2009) представила кандидат педагогических наук Елена Ювенальевна Ногтева. Гостей Вологодчины особенно заинтересовали презентации «Чудеса земли вологодской» и «Север в искусстве вологжан», представленные библиотекарями областной юношеской библиотеки и городской ЦБС.

Вечером библиотекарям-экологам предстоял далекий, более чем пятичасовой, путь в Нюксенский район. Им предстояло познакомиться с удивительно красивым краем, уникальной природой, талантливыми людьми и энтузиастами-библиотекарями.

Основными темами, которые обсуждались во время занятий, были: экологические аспекты патриотического воспитания; партнерские взаимоотношения с учреждениями и организациями, заинтересованными в сохранении природного наследия (в т.ч. деятельность КС-15 ОАО «1азпром») и традиционной народной культуры (Этнокультурный центр «Национальная деревня русского Севера» в д. Пожарище). Знакомство с практикой работы сельских библиотек сел Вострое, Бобровское, Городищенское с целью воспитания экологической культуры молодежи и взрослого населения прошло в третий день работы лаборатории.

Огромное впечатление на участников произвело путешествие по экологической тропе к уникальным карстовым образованиям и экскурсия по достопримечательностям села Вострое.

Тема генеалогии людей и деревень, сохранение народных традиции, обрядов и семейного уклада ярче всего прозвучала в национальной деревне русского Севера – Пожарище. Создателей этого этнокультурного центра хочется назвать подвижниками. На протяжении многих лет они занимаются сбором, сохранением и пропагандой народного творчества и быта. Ансамбль «Уфтюжаночка», созданный жителями этой деревни, завоевал наши сердца своим искусством. Фольклорные праздники, ежегодно проводимые в Пожарище, собирают гостей со всей России.

Всеми участниками лаборатории был отмечен день библиотек Тарногского района. Вологодская столица меда представила очень насыщенную программу. За один день мы познакомились и с работой тарногских библиотек, посмотрели спектакль экологического театра школы искусств, посетили краеведческий музей. Выступления библиотекарей были хороши, но самое большое впечатление произвел анализ совместной деятельности по экологическому просвещению и образованию библиотек и других учреждений, сделанный районным экологом Натальей Алексеевной Дудко.

День тарногских библиотек завершился экологической игрой в сосновом бору, которая была представлена на конкурс игровых экологических программ, проводимый в рамках лаборатории. Это был настоящий мастер класс. Такой же, представивший методику проведения экологического лото, был показан в Нюксенице заведующей филиалом № 10 ЦБС г. Вологды Ольгой Алексанровной Самсоновой.

Организаторов лаборатории порадовали отзывы слушателей. Один из них хочется привести в заключение: «Зарядились идеями, хочется «свернуть горы».

Экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы стало систематической, постоянной работой в библиотеках нашей области. Творческая лаборатория – краткосрочная, но очень емкая форма повышения квалификации. Благодаря дискуссионным методам работы, знакомству с различными видами библиотек, массе знании и впечатлений, которые за неделю получают слушатели, она пользуется большой популярностью не только в нашей области, но всего библиотечного сообщества.

Организаторы творческой лаборатории накопили большой опыт работы в данном направлении. На Общероссийском конкурсе-фестивале печатных и электронных изданий, интернет проектов и мероприятий по экологической тематике среди публичных библиотек этот проект вошел в десятку лучших и получил диплом АПРИКТ «За лучшую методическую работу среди библиотек». Работа творческой лаборатории освещена в статьях, опубликованных в журнале «Библиотечное дело» (Мясникова Н.А. Вожди, шаманы и ...курочка Ряба: о создании системы экологического просвещения. // Библиотечное дело. 2009.– № 8.– С.21–22) и в «Вестнике национального парка «Русский север» (Мясникова Н.А. Педагогика утверждает //Вестник национального парка «Русский Север». – 2009.– № 6. – С. 26–27).

Поиск