Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Библиотека как центр экологической культуры Роль библиотек в экологическом просвещении населения. Значение смотров-конкурсов в становлении библиотек как информационных экологических центров.
I. Роль библиотек в экологическом просвещении населения

Значение смотров-конкурсов в становлении библиотек как информационно-экологических центров.


По мере обострения экологической ситуации в мире и в России, в частности, все больше возникает необходимость формирования экологического сознания у каждого гражданина планеты. Экологическое образование и просвещение становятся неотложным делом человечества, желающего выжить в негативно экстремальной окружающей природной среде и обеспечить идущим вслед поколениям условия, благоприятные для продолжения жизни. Вся сфера образования уже много лет совершенствует и ищет наиболее эффективные формы и методы усвоения экологических знаний учащимися учебных заведений разного уровня и профиля.

Однако, образование среднее, среднее специальное и высшее, являясь начальной стадией в понимании основ гармонизации отношений в системе «Человек. Общество. Природа», не решает до конца проблемы формирования экологического сознания человека. Самый длительный и самый активный период его жизни наступает после окончания учебного заведения. И вопрос дальнейшего совершенствования полученных в учебных заведениях экологических знаний не только не перестает быть актуальным, а напротив, приобретает качественно новый, сугубо практический смысл.

Реализуя свои личные и деловые интересы, взрослый человек непосредственно сталкивается с решением конкретных экологических проблем, которые активно влияют не только на его здоровье, но и ограничивают возможности развития им экономической сферы деятельности. Потребность в экологической информации, в новых путях решения экологических проблем окружающей природной среды резко возрастает. Стройная система экологического образования должна быть продолжена не менее организованной системой просвещения, способной удовлетворять эколого-информационные потребности различных групп населения, специалистов, тех, кто сегодня решает судьбу промышленного и сельскохозяйственного производства.

Это особенно важно в настоящий период, когда формируются новые производственные отношения.

Информационная поддержка идет по многим каналам. В том числе через учреждения культуры, где особое место занимает мощная разветвленная библиотечная сеть, способная стать базой, опорным пунктом для всех, кто связан с проблемами экологии и нуждается в информации по проблеме.

Выполняя образовательные функции, способствуя расширению экологических знаний учащейся молодежи, библиотеки способны влиять и на все слои населения.

Практически библиотекам с их обширными возможностями нет альтернативы в деле экологического просвещения: библиотеки имеют организованный фонд тиражированных документов по различным областям знаний, в том числе экологических, они демократичны, способны обеспечивать свободный доступ населения к экологической информации и, наконец, располагают образованными кадрами – библиотекарями – носителями этой информации.

В настоящее время «в России насчитывается порядка 150 тысяч библиотек. Крупнейшими в стране являются две имеющие равный статус национальные библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, относящиеся к числу мировых библиотечных гигантов.

В системе высшего и среднего специального образования имеется более трех тысяч библиотек университетов, академий, институтов, колледжей, техникумов и училищ.

В системе общего образования действует 65200 школьных библиотек. Крупная сеть из 375 исследовательских библиотек создана Российской Академией наук.

В сфере промышленности, транспорта и связи действуют свыше 9 тысяч научно-технических библиотек. В области сельского хозяйства – около 800 специальных библиотек при высших и средних специальных образовательных учреждениях, научно-исследовательских институтах, лабораториях и опытных станциях.

В области медицины и здравоохранения создано более 3 тысяч библиотек, возглавляемых Государственной центральной научной медицинской библиотекой Министерства здравоохранения и медицинской промышленности. Разветвленной сетью библиотек в воинских частях располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства. Собственные библиотеки имеют также церковные учреждения всех конфессий.

Наиболее обширна и разветвлена сеть библиотек Министерства культуры РФ, в которую входят 9 библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Государственная публичная историческая библиотека России, Государственная общественно-политическая библиотека, Российская библиотека по искусству, Российская государственная юношеская библиотека, Российская государственная детская библиотека, Российская государственная библиотека для слепых), библиотек, подчиненных министерству учреждений, 217 центральных библиотек всех субъектов РФ (универсальных научных, детских, юношеских, специальных библиотек для слепых), 49.7 тысяч публичных (городских и муниципальных) библиотек, из которых 39.4 тыс. библиотек находятся в сельских населенных пунктах и 10.3 тыс. в городах. В 70-е годы они были объединены в централизованные библиотечные системы (ЦБС), возглавляемые центральными библиотеками городов, городских и сельских районов» [1].

«Только в общедоступных библиотеках Российской Федерации работает более 120 тысяч библиотечных работников. Из них более 77 тысяч в городах и более 51 тыс. в сельской местности.» [2]

Возможности библиотек были приняты во внимание тремя государственными ведомствами: Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Министерством культуры РФ и Министерством образования РФ при решении создать на базе библиотек общедоступные эколого-информационные центры.

С этой целью в 1995 году вышеуказанными ведомствами был объявлен Всероссийский смотр-конкурс библиотек по экологическому просвещению населения (01.10.95 – 05.05.96).

Это решение существенно повысило социальную значимость библиотек, позволило им осознать свою роль и место в эколого-просветительском процессе.

Смотры-конкурсы изменили саму практику библиотечной работы в области распространения экологических знаний, позволили пересмотреть справочно-информационную систему, максимально приблизив ее к запросам потребителя. Они привлекли к активной деятельности в области охраны окружающей среды большое количество библиотек, положили начало движению библиотек за распространение экологических знаний.

В ходе Смотров-конкурсов начала складываться библиотечная система экологического просвещения, совершенствовались формы и методы работы. Изменилась суть библиотечной практики в этой области – работа библиотеки стала тесно увязываться с конкретной экологической ситуацией большого и малого региона.

По-новому возможности библиотек были оценены региональными органами управления, комитетами по охране окружающей среды, общественными организациями.

Основной задачей Смотра-конкурса – 95-96 была активизация работы библиотек по реализации постановления Правительства РФ от 03.11.94 №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения», Предусматривался глубокий анализ деятельности библиотек и распространение лучшего опыта работы. Эта задача была выполнена. Подробный анализ итогов этого смотра-конкурса был проведен и опубликован (Покровская О.В., Игнатович И.В. и др. Всероссийский смотр-конкурс библиотек по экологическому просвещению населения. Материалы, итоги. – М.: РЭФИА, 1996. – 80 с.).

Однако итоги его показали, что в организации и содержании работы по экологическому просвещению библиотечными средствами многое недоработано: в деятельности большинства библиотек отсутствовала система, многие библиотечные коллективы не поняли своей роли в деле распространения экологических знаний.

Итоги смотра-конкурса – 95-96 библиотеки научно обобщили, проанализировали накопленный в ходе конкурса опыт и провели научно-практические конференции. Межрегиональные конференции прошли в Брянской области на базе областной научной библиотеки, где была обсуждена тема «Человек: жизнь в окружающей среде», в Астраханской областной библиотеке по теме «Экология и современность. Библиотека как эколого-информационный центр». В Ярославской области на научно-практической конференции, которая была проведена на базе областной библиотеки, обсудили тему «Библиотека и экология: настоящее и будущее». Научно-практические конференции прошли и во многих других регионах.

Решением Всероссийского Оргкомитета Смотр-конкурс был объявлен постоянным, а его итоги должны подводиться один раз в два года.

В соответствии с этим решением, в 1997 году в целях дальнейшего совершенствования дела экологического просвещения библиотечными средствами, тремя ведомствами-учредителями Смотра-конкурса – 95-96 был вновь объявлен смотр-конкурс, который завершился в июне 1998 года.


Примечания:


[1] – Большие и малые библиотеки России: Справочник. / Сост. Н.В. Шахова, Е.И. Кузьмин. – М.: Либерия, 1996. – С. 12-13.

[2] – Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 1997 г. // Мин-во культуры РФ, Главный инф.-вычислительный центр. – М., 1998. – С. 28.

Поиск