Итоги Смотра-конкурса 97-98 свидетельствовали о важных переменах, происшедших в период между Смотрами.
Важной особенностью смотра-конкурса 98 стало понимание самими библиотеками, их коллективами своей роли в экологическом просвещении, осознание того, что возможности уникального средства информации книги как источника экологических знаний еще далеко не исчерпаны.
Это выразилось прежде всего в осознании главного условия в деятельности библиотек, обеспечивающим им эффективность работы в области экологического просвещения, в перемене характера взаимоотношений библиотек с комитетами по охране окружающей среды, местными административными органами и общественными организациями. Периодические контакты переросли в целенаправленную совместную работу, направленную на конкретные действия по улучшению экологической ситуации в конкретной местности.
На этот путь встали далеко не все библиотеки, поскольку переход на партнерские отношения требует от библиотек отлаженной системы в распространении экологических знаний, отработки новых форм и методов работы, в которых были бы заинтересованы экологические службы как практического, так и образовательно-просветительского характера, включение равного потенциала в одно общее дело.
Продолжение развития этой тенденции важная задача для библиотек всех уровней.
Отличительной чертой смотра-конкурса 98 явилось продолжение работы по созданию системы в экологическом просвещении на научной основе через разработки перспективных программ, которые позволяют вести целенаправленную продуманную систематическую работу.
Если в период смотра-конкурса 95-96 они только появились, то теперь, как отмечается в информационных материалах региональных оргкомитетов, по таким перспективным комплексными программам работают многие библиотеки.
«Системной, комплексной работе, отмечает Нижегородский оргкомитет, способствует создание в большинстве библиотек программ по экологическому просвещению населения». Необходимо подчеркнуть, что в период смотра-конкурса 98 по таким перспективным комплексным программам стало работать гораздо большее количество библиотек, по сравнению с прошлым конкурсом. Эти программы значительно усовершенствовались, стали носить действительно комплексный характер, как по масштабам организационной работы (взаимосвязь с природоохранными организациями и администрацией города (района)), так и по ее содержанию (охватывают все направления работы самой библиотеки, начиная с формирования книжных фондов и кончая участием в природоохранных акциях).
Разработка программ дело сложное, и не всегда название документа «Программа» свидетельствует о наличии таковой. Чаще всего это план мероприятий. А иногда так и называют «Программа мероприятий». Все приходит с практикой.
Конечно, любая программа должна определять цели и пути ее реализации, основываться на научно-исследовательской работе, социологических исследованиях. В программах указываются конкретные лица: разработчики, исполнители и организации. Пока наиболее отработанной остается программа «Ключи к экологии Брянской области», разработанная Брянской областной научной библиотекой.
В материалах смотра-конкурса 98 есть программы научной библиотеки Оренбургской области «Природоохранительное просвещение в библиотеках Оренбуржья», «Программа информационного обеспечения работы в помощь экологическому просвещению населения 1996-2000 гг.» Вологодской областной научной библиотеки, Программа «Информационное обеспечение специалистов по проблемам экологии и безопасности жизнедеятельности» Мурманской универсальной научной библиотеки. Много программ районных и городских библиотек и филиалов.
Некоторые программы отражают принципы совместной деятельности и называются, например, так: «Экология. Программа сотрудничества ЦГБ им. Горького, экологической группы городской администрации, природоохранных организаций по работе в помощь экологическому просвещению, воспитанию, образованию и информационной поддержке конкретной природоохранной деятельности на 1998-2000 гг.»
Все это говорит о творческом подходе в создании системы экологического просвещения в библиотеках и понимании ими необходимости быть партнерами со всеми, кто заинтересован в активном распространении экологических знаний.
Новым в работе библиотек в период проведения смотра-конкурса 97-98 явилась разработка не только программ, но и концепций. Конечно, по Ожегову, программа это план деятельности, а концепция это система взглядов на что-то, основная мысль. Концепция, как и программа, это научно обоснованный документ.
Первые библиотечные концепции появились в ЦБС №1 Южного административного округа г. Москвы и в Рыздвяненской поселковой библиотеке Изобильненской ЦБС Ставропольского края, в Иркутской юношеской областной библиотеке, где концепция и программа слились воедино. Они разные по объему и содержанию, но каждая их них определила цели и задачи библиотеки как центра экологических знаний, формы и направление деятельности.
Смотры-конкурсы вызвали к жизни появление новых типов библиотек. Например, библиотека «Экоцентр» филиал городской библиотеки г. Кузнецка, «Зеленая библиотека» (Ижевск, Каменск-Уральский), «Общественный центр экокультуры» в сельской библиотеке Тостихинского района Красноярского края.
Их уже много этих новых библиотек, взявших на себя трудную миссию экологических просветителей. Например, библиотека филиал №9 г. Кузнецка Пензеской области работает как экоцентр. Здесь есть «Положение о библиотеке экоцентре», целевая программа «Библиотека и экология». Работа ведется также по проектам «Организация медиотеки как городского экологического информационного образовательного центра». Финансирует библиотеку городской бюджет и спонсоры. Здесь систематизируется вся информация по экологической обстановке в городе, районе. Материал предоставляют Кузнецкий межрайонный комитет по охране природы и Государственный заповедник «Приволжская лесостепь». Ведется большая научная и справочно-библиографическая работа, библиотека участвует в природоохранных акциях.
Новым явлением в библиотечной практике стало и наличие в структуре библиотеки отделов экологической культуры.
Такие отделы уже функционируют в научной областной Брянской библиотеке, юношеской библиотеке Республики Татарстан. Думаю, что эти данные не полные. Наверняка есть такие отделы и в других библиотеках.
Жизнь продиктовала и еще одну существенно новую сторону библиотечной деятельности. На работу в библиотеки стали приходить дипломированные экологи и постигать библиотечное дело.
Начало этому положила Новозыбковская городская библиотека Брянской области, где уже не первый год экологический информационный центр возглавляет эколог. Она прошла стажировку в Отделе экологической культуры РГЮБ и успешно осваивает библиотечное дело.
Пришел работать эколог и в 8-ой филиал Ярославской ЦБС Ярославской области. Зав. отделом экологической культуры в юношеской библиотеке Республики Татарстан тоже эколог.
Все эти явления требуют осмысления в процессе накопления опыта. Явление библиотекарь-эколог и эколог-библиотекарь не только российское. Такой опыт есть, например, в библиотеках Швеции.
Однако этот процесс не решает проблему сегодняшнего дня. Речь идет о грамотности любого библиотекаря в области работы с экологической литературой. Как дипломированный эколог без библиотечной практики не помощник читателю, так и библиотекарь без знания основных проблем экологии будет беспомощен в контакте с ним. Должна быть отлажена система повышения квалификации библиотекаря с экологическим образованием или без него. Дело совершенно неотложное. И во многих регионах такая система уже складывается. В Иркутске, Воронеже, Унечской ЦБС Брянской области разработаны программы повышения квалификации библиотечных работников в области углубления их экологических знаний. Действуют постоянные семинары «Формы и методы работы библиотек в области экологического просвещения». А Самарская областная юношеская библиотека провела конкурс профессионального мастерства «Экология 98».
Возможно, не все новые тенденции в работе библиотек по экологическому просвещению населения попали в поле зрения научно-методического центра конкурса. Необходима информационная обеспеченность этих новаций. Средства массовой информации и, в первую очередь, профессиональный журнал «Библиотека» может в этом помочь при понимании этой необходимости библиотекарями.
|