Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Библиотека как центр экологической культуры Анализ итогов смотра-конкурса - 97-98 работы библиотек разных уровней и типов
Анализ итогов смотра-конкурса - 97-98 работы библиотек разных уровней и типов

Многие региональные оргкомитеты подводили итоги 1-го тура смотра-конурса по типам библиотек. Каждая из них – национальная, универсальная, республиканская, краевая, областная, научная, юношеская, детская, центральная городская, районная, – их филиалы, школьная, вузовская, среднего специального учреждения – выполняет свои функции в области экологического образования и просвещения. Ими накоплен значительный опыт работы, который требует анализа хотя бы по нескольким основным позициям.


1. Региональные научные универсальные библиотеки.


Основой всей библиотечной системы, обеспечивающей свободный доступ к информации являются научные универсальные библиотеки в республиках, автономных областях и округах, краях, областях России. Они создавались раньше всех других библиотек и имеют, как правило, мощную информационную базу высококвалифицированных специалистов, удобные помещения, оснащены новыми технологиями. Они являются методическими центрами для всех массовых библиотек региона. От работы главной библиотеки территории во многом зависит успех работы всей территориальной библиотечной системы. По количеству их столько же, сколько субъектов Российской Федерации.

Поскольку по их возможностям им нет равных в регионе, очень важно их участие в конкурсах для того, чтобы сопоставить, сравнить деятельность каждой с деятельностью других научных библиотек на уровне 2-го тура смотра-конкурса, где они уже выступают не как ведущие в рамках региона, а как равные среди равных в рамках России.

В двух смотрах-конкурсах участвовало 23 библиотеки этого типа.

Незначительное число научных библиотек, принимающих участие в смотрах-конкурсах иногда объясняют тем, что они берут на себя в регионе организационную и методическую функцию по проведению смотра-конкурса. Так и должно быть. Своим авторитетом и влиянием научные библиотеки в состоянии обобщить лучший опыт, разобраться в работе каждой библиотеки – участнице конкурса, увидеть новое и неиспользованные возможности, а также и свои собственные недоработки как основного методического центра региона.

Однако ограничивать себя лишь руководящими функциями в смотре-конкурсе недостаточно. Работа по экологическому просвещению в регионе, ее координация и научное направление зависит и от работы самой библиотеки. Желание сравнить свой уровень работы с уровнем работы других научных библиотек должно появиться у каждой научной региональной библиотеки. Многие из них так и поступили. Ветеранами и первопроходцами в деле экологического просвещения стали Ставропольская краевая библиотека им М.Ю. Лермонтова, Брянская областная научная библиотека, Астраханская научная библиотека им. Н.К. Крупской, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина, Национальная библиотека им. С.Г. Чайвана Республики Марий-Эл, Камчатская областная научная библиотека им. С.П. Крашенинникова. Все они являются победителями или 1-го 95-96 гг. или 2-го 97-98 гг. смотров конкурсов.

Научные библиотеки более полно и квалифицированно удовлетворяют потребности наиболее подготовленной категории читателей: специалистов промышленности, сельского хозяйства, научных работников. Через систему договоров с потребителями информации обеспечиваются их интересы.

Располагая современными технологиями, сетью Internet, они на более высоком уровне решают информационно-справочные проблемы, которые в экологической проблематике являются основополагающими.

Итоги прошедших смотров-конкурсов показывают, что именно эта сторона деятельности в научных библиотеках требует корректировки. Так, в Брянской научной библиотеке пересмотрели классификацию ББК с целью облегчения поиска литературы экологического содержания, в научной библиотеке Астраханской области создали специализированную электронную базу по экологии.

Одним из победителей смотра-конкурса – 98 стала Вологодская областная научная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина. Здесь разрабатывается и осуществляется целевая программа информационного обеспечения работы в помощь экологическому просвещению (1996-2000 гг.). Она подразумевает пересмотр справочно-библиографического аппарата библиотеки, работы с каталогами и картотеками, совершенствование электронной базы данных, улучшение системы поиска экологической информации в отделах библиотеки и, что не менее важно, работу в этом же блоке с библиотекарями ЦБС. Эти библиотеки добились главного – полного раскрытия фонда многоаспектной экологической литературы.

Многие научные библиотеки не смогли в смотре-конкурсе выйти на передовые позиции из-за того, что не решили этой проблемы. Она стала еще более актуальной, когда за последние годы в среде учащейся молодежи стало доминировать деловое чтение, т.е. чтение книг, удовлетворяющих их потребности при подготовке к семинарам, занятиям, написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, состав читателей научных библиотек значительно пополнился представителями этой категории. Учитывая, что более чем в 40 регионах России нет региональных юношеских библиотек, которые могли бы удовлетворить читательские интересы, проблему эту решают научные библиотеки.

Но даже там, где есть региональные юношеские библиотеки, в научных библиотеках значительно вырос контингент молодых читателей. Главная к этому причина – большие фонды, большие информационные возможности научных библиотек.

Научная библиотека не только обеспечивает высокий уровень своей работы. На ней лежит весомый груз работы как научно-методического центра. Вологодская и Брянская областные библиотеки и здесь нашла интересные формы работы, имея научные экспериментальные площадки в ЦБС и их филиалах.

Значимой проблемой, которая решается научной библиотекой – это повышение уровня квалификации библиотекарей в своей собственной библиотеке наравне с библиотекарями всей библиотечной системы региона. Особо острая необходимость в этом проявилась в области экологической проблематики, которая требует от библиотекаря не только библиографических знаний, но и знания хотя бы основы экологических проблем.

Материалы смотра-конкурса показывают, что пока научные библиотеки не выработали еще в этой области системы, которая может включать в себя как работу научной библиотеки с руководителями ЦБС и главными специалистами, так и работу ЦБС с рядовыми библиотекарями. Готовясь к смотру-конкурсу – 2001, целесообразно выделить номинацию «Лучшая научная библиотека по созданию системы экологического просвещения библиотекарей».

В деле создания системы повышения квалификации библиотечных работников по экологической проблематике, важной работой научно-методических служб научных библиотек является разработка методических рекомендаций по проблемам, носящим общий принципиальный характер.

Так, Национальная библиотека Республики Коми подготовила методические рекомендации для разработки целевых творческих программ в библиотеках региона. Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина выпустила пособие в помощь библиотекам области, где публикует анализ работы библиотек региона, положительный опыт и рекомендации о том, над чем еще надо работать в области экологического просвещения, положение о специализированных экологических библиотеках.

В специальном выпуске опубликованы предложения областной универсальной научной библиотеки в областную экологическую программу до 2000 года. Такие материалы целесообразно готовить каждой научной библиотеке. Кроме этого в региональном докладе о состоянии окружающей среды, в разделе «экологическое образование и просвещение» необходим материал о деятельности библиотек, итогах регионального смотра-конкурса.

Такие материалы научных библиотек должны быть в каждой ЦБС.

Опыт работ названных научных библиотек не раз освещался в профессиональном журнале «Библиотека».


2. Городские, районные библиотеки и их филиалы (ЦБС)

Основной базой всей общедоступной библиотечной системы России, способной доходить в своей деятельности до каждого жителя, являются городские районные библиотеки и их филиалы, объединенные в центральные библиотечные системы (ЦБС). Отсюда и их особая миссия в работе по экологическому просвещению. Каждая из этих библиотек должна работать с различными группами населения – и с дошкольниками, и с читателями среднего школьного возраста, и с юношеством, и с молодежью, как учащейся, так и работающей и, конечно, со всем взрослым населением села, поселка или другого региона.

Библиотеки-филиалы, объединенные вокруг центральной городской или районной библиотеки, совмещают в своей деятельности функции разных видов библиотек. Эти системы (ЦБС), каждая единица которой самостоятельно, как правило, один на один встречается с читателями разного возраста, разных интересов и потребностей. Они максимально приближены к экологическим проблемам своей местности и вместе с ее населением переживают кризис окружающей природной среды. Поставленные в такие условия, они изыскивают разнообразные формы работы, проявляя творчество и инициативу, тесно увязывая свою работу с организациями, положительно или отрицательно влияющими на экологическое состояние территории. Новации, как правило, рождаются в ЦБС.

Первая в России библиотечная программа экологического просвещения была разработана и реализуется в районной библиотеке Красного Яра Астраханской области. Это здесь на бумаге и на деле были объединены усилия природоохранных и административных организаций, учреждений культуры, медицины, общественности в борьбе за улучшение окружающей среды в районе.

Смотр-конкурс – 98 показал, что центральные городские и районные библиотеки, их филиалы продолжают совершенствовать свою работу, творчески осмысливают ее. Так, в Рыздвяненеской поселковой библиотеке Изобильненской ЦБС Ставропольского края была впервые разработана и реализуется концепция непрерывного экологического образования и воспитания, экологического просвещения населения. Концепция разрабатывалась с учетом экологического состояния окружающей природной среды региона. Отсюда определились и задачи экологического просвещения населения.

Изучение информационных потребностей читателей, реализация социокультурной программы «Экология», разработка новых форм работы, ориентация на формирование экологического сознания, побуждение к практической деятельности и защита и охрана природы – главные позиции концепции. Рыздвяненская поселковая библиотека стала победителем смотра-конкурса – 98.

Стабильно работают в области экологического просвещения ЦБС Брянской области. Новозыбковская городская и Унечская районная библиотеки держат уже не первый год первенство как у себя в области, так и в России.

Конкурс – 98 назвал новые адреса библиотек ЦБС, где приоритетным направлением стала экологическая проблема. Одним из победителей конкурса стал филиал №8 Ярославской городской библиотеки. Здесь создана кафедра экологического просвещения, работает дипломированный эколог. Разработанная программа дает возможность систематически вести продуманную работу, охватывая все слои населения своего микрорайона. Найдены формы работы с молодежью и взрослыми читателями. В Уярском районе Красноярского края сельские библиотеки являются центрами экологического воспитания. Одна из них – Толстихинская. Эта библиотека по итогам регионального смотра-конкурса стала победителем и награждена в номинации « лучший методический центр по экологическому просвещению». Эта библиотека работает в тесном взаимодействии с администрацией села, школой, клубом, специалистами сельского хозяйства. Главной темой, над которой работает библиотека, является « Мир природы и экология края, района, села». Многоаспектное раскрытие фонда, разнообразная библиографическая работа, позволяет ей полностью удовлетворять запросы читателей, а избранные формы работы побуждают читателей к активным действиям в защиту природы своего села.

Библиотека – филиал №17 Печорской ЦБС Республики Коми с целью создания единой системы экологического просвещения и привлечения населения к решению местных экологических проблем выступает с инициативой создания целевой программы «Чистую Печору – потомкам». На базе библиотеки создан информационно—просветительский экологический центр «Природа и человек». К разработке программы и ее реализации привлечены практически все административные, образовательные и общественные организации, все библиотеки-филиалы Печорской ЦБС, а также предприятия района, от которых зависит экологическое состояние природы региона.

Эта программа имеет правовое обоснование. Предусмотрено финансирование программы из городского экологического фонда и муниципального бюджета. Срок работы над программой 1998 – 1999 гг.

На высоком уровне ведет экологическое просвещение центральная библиотека им. А.С. Новикова-Прибоя г. Сасово Рязанской области.

В работе библиотеки по экологическому просвещению есть система. Это направление предусматривается в годовых планах, составляются специальные программы. Одна из их – «Работа библиотек Сасовской ЦБС с природоохранными организациями в помощь экологическому просвещению и информационной поддержке конкретной природоохранительной деятельности на 1997-1998 годы».

В реализации этого проекта участвуют Центральная библиотека, Центральная детская библиотека, несколько филиалов, Комитет по охране природы. Центральная библиотека выполняет координирующую, организационную и методическую роль.

Библиотека сотрудничает с природоохранными организациями, учебными заведениями, с ведомственными библиотеками. Вся работа тесно связана с экологическими проблемами региона и направлена на решение конкретных задач.

Предмет постоянной заботы ЦБ – повышение уровня экологической культуры библиотекарей филиалов и методическая помощь им. При методическом отделе ЦБ действует библиотечная экологическая школа. Издается серия методико-библиографических пособий по экологическому просвещению населения. Выявляются инновационные формы работы библиотек, информация о них публикуется в местной и областной газетах, звучит в выступлениях по областному радио.

Возможно, интересных материалов о работе ЦБС было бы гораздо больше, если бы не ошибка, допущенная самими библиотеками и оргкомитетами, направившими в адрес Всероссийского оргкомитета не опыт работы той или иной библиотеки, а перечень мероприятий, проводимых в каждой из библиотек ЦБС. Ведь был конкурс не библиотечных систем, а работы отдельных библиотек.

Работа городских и районных библиотек, возглавляющих ЦБС, может быть рассмотрена, если она показывает свою работу в соответствии с критериями к этому типу библиотек, если она является организационным методическим центром для всей своей системы. Перечни же мероприятий, альбомы, фотографии, дискеты с записью проходивших мероприятий не дают целостного представления о системе работы.

Среди проблем, которые предстоит решить центральным городским и районным библиотекам в ходе подготовки к смотру-конкурсу – 2001 – это проблема повышения грамотности библиотекарей отделов обслуживания в освоении ими знаний об окружающей среде и ее проблемах, умением их ориентироваться в фонде, удовлетворяя информационные потребности читателей по экологической проблематике. Уже сделано немало, однако это не стало массовым явлением, что отрицательно влияет на обслуживание читателей. Задачей для центральных библиотек и их филиалов остается дальнейшее совершенствование форм и методов совместной работы с организациями, заинтересованными как в практическом решении улучшения окружающей среды, так и тех, кто занимается делом экологического просвещения, и, прежде всего, с местными комитетами по охране окружающей среды.

Необходимо сделать решительный шаг в работе с молодежью и взрослым населением, находящимся в пределах сферы деятельности библиотеки. Дело идет в заторможенном темпе.

Руководителям ЦБС необходимо осознание своей особой роли в реализации задачи экологического просвещения населения.


3. Региональные юношеские библиотеки

Среди множества проблем, которые возникают в процессе становления библиотек как экологических информационных центров, выделяется одна очень важная. Она хорошо просматривается на фоне итогов смотров конкурсов – 95-96 гг. и 97-98 гг. Это привлечение к экологической проблеме внимания молодежи, юношества, т.е. той категории читателей, которая, пройдя доверчивый детский возраст, вступает в жизнь, определяя себя в обществе. Общество же живет в окружающей природной среде и строит свои отношения к ней в соответствии со сложившимися принципами нравственности и морали.

Вступая в жизнь, молодой человек обеспокоен тем, какую профессию получить, как материально себя обеспечить. Ему надо решить и многие другие проблемы. Но никогда, или почти никогда он не задумывается над проблемой своего отношения к природной среде.

Обширные естественнонаучные знания, получаемые им в учебных заведениях, как бы отодвигаются в сторону, заслоняя собой насущные жизненные интересы. Уйдя из-под влияния учителя, молодой человек определяет отношения с природой по своему усмотрению, не всегда правильному. Помочь ему сориентироваться в этом помогает сама жизнь, средства массовой информации, в том числе книга и библиотека. Если библиотека сумеет привлечь его к проблемам природы своего места жительства, быть может, он построит свои отношения с ней более рационально.

Работа с этой возрастной категорией очень важна, поскольку от того, как сформируется экологическое сознание молодежи, зависит дальнейшая судьба природы. И именно на молодых людей ложится ответственность исправлять экологические ошибки старших и заботиться о том, в какой природной среде будут жить они сами и те, кто придет после них.

Их экологическая подготовка после школы, как правило, осуществляется через систему повышения квалификации специалистов, которая охватывает лишь небольшую часть населения.

Переоценить роль библиотек, в частности, юношеских, которые в России функционируют практически в 54-х субъектах Российской Федерации, невозможно. Во многих из них, как например, в Липецкой областной юношеской библиотеке совместно с природоохранными организациями создан центр «Экология и информация», функционирует лекторий «Экологические Четверги», создается кабинет экологической культуры, разработана программа непрерывного экологического образования библиотечных кадров области по проблемам экологического просвещения.

Воронежская областная юношеская библиотека имеет долгосрочный план работы. На базе методического отдела создан информационный экологический центр, для библиотек области готовятся рекомендательные указатели литературы, ведется компьютерное тестирование и анкетный опрос по теме «Экология и библиотека», идет подготовка библиотекарей.

Много интересного в работе Республиканской юношеской библиотеки Республики Татарстан, библиотек Псковской и Костромской областей.

Смотр-конкурс-98 выявил опыт, который может быть опробован в работе всех юношеских библиотек России в области пропаганды экологических знаний библиотечными средствами с учетом местных условий.

Иркутская областная юношеская библиотека им. И.И. Уткина совместно с региональным комитетом по охране окружающей среды, комитетом по культуре, администрацией области разработала « Концепцию экологического просвещения населения и ее реализации в практике работы областной юношеской библиотеки на период с 1997 по 2002 годы». Это опытно-экспериментальная работа коллектива библиотеки в рамках системы «Библиотека – Школа – Вуз – Общественные экологические организации и объединения – Родители».

Концепция экологического просвещения основывается на научно-просветительской работе и разработанной модели, целью и задачей которых является научное обоснование системы работы областной юношеской библиотеки как образовательного центра по формированию экологического сознания читателей-старшеклассников. Определены методологические основы и методы исследования, эксперименты по этапам и количественные результаты.

К реализации намеченных программ подключены отделы: методический, психологии и социологии, библиографический и все другие структуры библиотеки.

Коллектив шел к этой экспериментальной работе с 1994 года, из года в год накапливая потенциал.

Опыт Иркутской и других юношеских библиотек еще раз позволил увидеть возможности, которыми они располагают в области экологического просвещения молодежи.

Однако региональные юношеские библиотеки есть не во всех регионах, и внимание к этой категории читателей ложится на научные и детские библиотеки. Целевую программу экологического просвещения молодежи, юношества посредством книги, библиотеки, конечно же, необходимо иметь в каждой территории – субъекте федерации.

Эту миссию может выполнить научная библиотека-координатор всей библиотечной работы в регионе, тем более, что за последние годы, в научной библиотеке резко возросло количество молодых читателей – студентов.

Однако не все научные библиотеки обслуживают старшеклассников. Они читатели областных детских библиотек. Целевая программа экологического просвещения молодежи в этом случае может разрабатываться совместно: научной и детской региональными библиотеками.

Сейчас идет процесс объединения, слияния юношеских библиотек с региональными детскими, реже научными, и образование детско-юношеских центров.

В каждом отдельном случае необходимо учитывать сложившуюся ситуацию и, исходя из нее, отрабатывать систему экологического просвещения молодежи.

К сожалению, юношеские региональные библиотеки не проявили большой активности в смотре-конкурсе. Из 54-х библиотек этого типа в двух конкурсах приняло участие лишь 11 библиотек. Между тем именно в этих библиотеках должны создаваться программы, разрабатываться концепции экологического просвещения молодежи.

Юношеским библиотекам готовясь к смотру-конкурсу – 2001 предстоит накопить опыт работы с читателями различных возрастных групп и интересов, найти новые формы работы и подходы, развивающие интерес к экологической проблеме. На основе этого опыта необходимо методически ориентировать все библиотеки региона, т.е. они должны стать подлинным методическим центром для всех его библиотек, учитывая, что каждая из них обслуживает читателя молодежного возраста. Библиотека должна стать законодателем в подготовке библиотекарей региона в области экологического просвещения. Только став региональным методическим центром, юношеская библиотека может выполнить свое предназначение.


4. Региональные и муниципальные детские библиотеки

Региональные детские библиотеки имеют свою специфику. Они являются методическими центрами по работе с детьми в регионах, они и несут на себе груз работы с детьми разного возраста – совсем маленькими и почти взрослыми.

В смотре-конкурсе – 98 региональные детские библиотеки проявили большую активность и показали достаточно высокий уровень работы.

Победителем стала областная Нижегородская детская библиотека, где уже не первый год функционирует информационно-справочный центр «Гея», который имеет свою программу. Ее целью является формирование экологического сознания детей и подростков, развитие гуманитарного типа мировоззрения о единении человека с природой.

В рамках выполнения функций методического центра работы с детьми в библиотеках регионов ею подготовлен информационно-аналитический сборник «Детская библиотека: традиции, новации, перспективы развития» по итогам работы библиотек области с читателями-детьми в 1997 году и определены задачи на перспективу». Изданы методико-библиографические материалы: «Природа Нижегородского края», «Экология Нижегородской области», «Не опоздай спасти Землю». Имеется электронная база данных по экологии, подключение к сети Internet.

Много интересного в работе Курской областной детской библиотеки. Здесь создана инновационная программа «Детская библиотека – центр экологических знаний». Разработано положение о специализированной библиотеке, даны основные направления ее работы: формирование фонда экологической литературы, особенности справочно-библиографического аппарата, примерная оценка затрат, определены источники финансирования.

Специализированные библиотеки появились также в Глушковском (Краснооктябрьский сельский филиал), Золотухинском (Дерловский сельский филиал) районах Курской области. Библиотечные новации заявлены на участие в Федеральной подпрограмме «Сохранение и развитие культуры».

Волгоградская областная детская библиотека является учебно-консультативным центром для детских библиотек области, имеет электронную базу данных по экологии, работает совместно с экологическим Парламентом Волжского бассейна.

В детской областной библиотеке Калининградской области ведутся занятия с учащимися 8-9 классов по теме «Экология и цивилизация», читатели знакомятся с экологической проблемой из книг на иностранных языках.

Очень важную роль в экологическом просвещении дают в общей библиотечной системе городские и районные детские библиотеки. Они входят в ЦБС и работу свою строят совместно с другими библиотеками системы. Немало детских библиотек семейного чтения. У них тоже есть долгосрочные программы, их основное направление в работе – эстетическое восприятие природы детьми, эмоциональный характер всех проводимых с детьми мероприятий.

Победителем смотра-конкурса стала детская Липецкая городская библиотека. Здесь разработана комплексная программа детских библиотек города «Сохраним поля и реки». Она включает в себя социологические исследования по теме «Ребенок. Книга. Экология». Разработаны также авторские программы, ориентированные на разные группы читателей.

Библиотека ведет семинар для заведующих детскими библиотеками по методике и организации экологического просвещения.

Центральная городская детская библиотека г. Нижний Тагил Свердловской области работает по программе «Сохрани мир, в котором ты живешь», комплексной для всех библиотек. Программа удостоена гранта Института устойчивых сообществ США. Используется информация на CD-ROM.

Позаимствовать опыт можно в районной детской библиотеке г. Благовещенска Республики Башкортостан, центральной детской библиотеке г. Канска Красноярского края, окружной детской библиотеке г. Анадырь Чукотского автономного округа и многих других.

Но и у детских, как региональных, так и местных, есть свои проблемы, над которыми стоило бы поработать, вступая в смотр-конкурс – 2001.

В детской или любой библиотеке можно найти богатый опыт работы с читателями дошкольного и младшего школьного возраста. Это важный возраст для понимания окружающей природной Среды, с него начинается непрерывное экологическое образование, Этот опыт надо закрепить и приумножить.

Однако не все детские библиотеки такое же внимание уделяют подростковому возрасту. Как правило, опыт работы с этой категорией или очень незначителен, или совсем отсутствует. Это большая проблема, требующая новых усилий библиотекарей детских библиотек в выработке активных форм и методов работы с читателями старшего школьного возраста, которые обеспечат не только интересы делового чтения, но и понимание своей ответственности за судьбу природы, своих обязанностей по отношению к ней.

В оценках Смотра-конкурса работы детских библиотек уместно была бы номинация «За лучшую детскую библиотеку по работе с читателями старшего школьного возраста».


5. Научные библиотеки вузов и средних специальных учебных заведений

Библиотеки вузов выполняют очень важную функцию, обеспечивая информационно-библиографическое обслуживание не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав и научных работников. Им нужна эта поддержка, позволяющая расширить сферу экологических знаний не только по специальности, профилю вуза, но осветить всю многогранность экологической проблемы.

Смотр-конкурс – 98 позволил увидеть те инновационные процессы, которые идут в библиотеках вузов и опыт работы которых может стать необходимым тем библиотекам высших и средних специальных учебных заведений, которые еще не нашли путей эффективного удовлетворения потребностей читателей в экологической информации.

Опыт Центральной научной библиотеки им. Н.И. Железнова Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Научной библиотеки Дагестанского государственного университета и многих других показывает, что создание мощной информационной базы позволяет разнообразить формы информирования читателей. Особенно полезным здесь оказывается использование следующих форм работы: избирательное распространение информации (ИРИ), день кафедры – проведение по заданной тематике книжной выставки, информационных материалов, обзоры, тематическое и дифференцированной обслуживание, использование тематических ретроспективных библиографических справок. Проводятся Дни специалиста, дается сигнальная информация и т.д.

В Научной библиотеке Тимирязевской сельскохозяйственной академии формируются фонды не только для обеспечения учебного процесса по преподаваемым дисциплинам. В целях понимания читателями многоаспектного характера экологической проблемы созданы программа библиотеки и специальный читальный зал «Экология: наука и мировоззрение». Читальный зал разделен на две зоны: рабочую и зону отдыха с экзотическими растениями и постоянно действующей выставкой пейзажных акварелей.

Библиотека ведет постоянные консультации для читателей по методике поиска, оформлению библиографических списков к научным и курсовым работам. Поиск данных идет в автоматизированном режиме с использованием внутренних и внешних данных: ВИНИТИ, Российский сводный каталог, через систему Internet.

Совместно с отделом научно-технической информации библиотека в целях расширения знаний преподавательского состава и научных сотрудников в области экологического образования издает бюллетень «Экология в образовании». В нем подробная аннотация книг или статей, в том числе и зарубежных, освещающих экологообразовательные проблемы, сообщения о проходящих конференциях и симпозиумах, совещаниях с раскрытием сути проходящих акций.

В Дагестанском государственном университете открыта постоянная экологическая гостиная для преподавателей всех вузов республики, работников министерств и ведомств, общественных организаций. Здесь проводятся круглые столы, диспуты, идет обмен мнений по вопросам экологического образования и просвещения.

В Тульском государственном университете научная библиотека предоставляет возможность пользоваться ее фондами населению города и области. Университет является региональным центром Международной Академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, налажен книгообмен как внутри страны, так и за рубежом.

Научная библиотека Международного независимого эколого-политологического университета имеет страничку в Internet «Библиотека МНЭПУ», поддерживает связи с зарубежными партнерами, в том числе и книготорговыми фирмами. Библиотека активно работает с общеобразовательными учебными заведениями, филиалами Университета.

Смотр-конкурс на втором этапе не располагал опытом работы библиотек средних учебных заведений. Несколько материалов не дают основания судить об их работе в области экологического просвещения учащихся.

Однако по трем материалам, присланным на второй тур смотра: библиотеки ПТУ №5 Тверской области, Паланского педагогического училища Корякского автономного округа и Шарьинского совхоза-техникума Костромской области, можно говорить об их заинтересованности в работе по экологической проблематике.

Многие библиотеки высших и средних учебных заведений являются активными участниками природоохранных акций.

В вузовских библиотеках, как и во многих других, главной проблемой остается справочно-информационная работа по многоаспектному раскрытию фонда экологической литературы. Как правило, внимание сосредоточено лишь на проблематике, связанной с профессиональным направлением данного вуза. Вот почему так важен опыт научной библиотеки Тимирязевской академии.

Некоторые материалы cмотра-конкурса – 97-98 говорят о замкнутости вузовских библиотек. Далеко не все из них располагают информацией о состоянии окружающей Среды в стране и своем регионе. Нет методических материалов для преподавателей о проблемах экологического образования, опыта работы вузов в этой области.

Не все библиотеки ведут активную массовую работу среди населения.


6. Школьные библиотеки

В общей системе экологического просвещения значительное место занимают школьные библиотеки. Они, как и все библиотеки учебных заведений, работают, прежде всего, на образование. Не подменяя учителя, подбором литературы библиотекарь помогает учащемуся раскрыть рамки программы и учебников, затрагивающих экологические проблемы. В школах библиотеки ищут свое место и в эколого-просветительском процессе и многие из них накопили уже немалый опыт.

Школьные библиотеки приняли активное участие в cмотре-конкурсе – 97-98. На второй тур Всероссийский оргкомитет получил от них 33 материала.

Среди победителей – муниципальная Монинская общеобразовательная школа №3 им. Красовского (Ассоциированная школа ЮНЕСКО). Библиотека работает вместе с медиатекой, сотрудничает с музеем «Землеведение» при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Книжный фонд формируется здесь в соответствии с читательским спросом, который систематически изучается.

Работа строится в тесном деловом сотрудничестве с педагогическим коллективом школы, администрацией поселка Монино Щелковского района Московской области, Педагогическим информационным центром и с поселковой библиотекой. Созданный справочно-библиографический аппарат по экологической проблеме помогает совершенствовать работу с читателями.

Творчески работают библиотекари школы-гимназии №7 г. Томска. Знакомясь с учебными программами всех учебных дисциплин, а не только естественнонаучного цикла, в библиотеке подбирают литературу для каждого предмета.

Многоаспектно раскрывается книжный фонд, в справочном аппарате, кроме рубрик биологического содержания, выделены рубрики: Экологическая этика, Экологическая политика, Экологическое право, Экологическое воспитание школьников. Ведется тематическая картотека «Экология и цивилизация», включающая в себя как книги, так и статьи из периодических изданий. Сейчас ставится задача расписать аналитически имеющиеся в библиотеке сборники.

Создана продуманная система обучения читателей самостоятельному поиску литературы, воспитание культуры работы с ней. Проводятся библиотечные уроки, где знакомят со справочными изданиями. В 5-6 классе библиографические уроки усложняются, и, как итоговое занятие, проводится библиографическая игра. Участие в этой игре предусматривает знание фонда справочной литературы по экологии, умение пользоваться справочным аппаратом, каталогами и картотеками. На городских семинарах отмечается активность и библиографическая грамотность учащихся школы-гимназии №7.

Библиотека не имеет возможности выписывать достаточное количество журналов, поэтому составляются аналитические обзоры периодических изданий с краткими аннотациями, которые помогают педагогам сориентироваться в поисках нужной информации и найти нужное издание в других библиотеках.

В помощь преподавателям, работающим по авторским программам по экологии, составлен информационный бюллетень.

Не менее интересна работа библиотеки средней школы г. Северска также Томской области. Она является экспериментальной площадкой по теме «Валеоэкологические аспекты образования и воспитания школьников».

Библиотека включена в эксперимент и ведет поурочный подбор литературы. Квалификация библиотекаря позволяет ей принимать участие совместно с преподавателями школы и учеными Томских университетов в разработке школьных учебных программ и пособий для учителей средних школ.

С помощью читательского актива выпускается «Экологический листок», содержащий последние сведения по экологической обстановке в городе.

Из года в год совершенствует свою работу библиотека средней школы №5 поселка Сибирцево Черниговского района Приморского края.

Ее работа отмечена тем, что она ведется по разработанной программе с 1993 года. В ее основе лежит формирование фонда экологической литературы, создание справочного аппарата.

Продумана работа с читателями старших возрастов. Так для 10-11 классов проводятся познавательные дискуссии, размышления над страницами экологического журнала «Стон Земли», литературные гостиные, пресс-конференции по произведениям российских писателей-публицистов «В судьбе природы – наша судьба», съемки видеофильма «Экология поселка Сибирцево вчера, сегодня и будет ли завтра?» с показом по местному телевидению.

Тесная увязка работы с конкретными экологическими проблемами села формируется непосредственным участием читателей в природоохранной деятельности. Ведется совместная работа по просвещению населения поселка, создание материальной базы библиотеки с ИСАР – Дальний Восток.

В сфере деятельности библиотеки Грядской муниципальной общеобразовательной средней школы Маловишерского района Нижегородской области – связи со всеми организациями, привлечение которых помогало бы воспитанию экологической культуры читателей. Среди них – администрация поселка, комитет по охране природы, лесхоз и лесничество, учителя школы, поселковая библиотека.

Библиотекарь Кочневской средней школы №1 Новосибирской области вместе с учащимися составил экологическую карту (план-схема) районного поселка там, где находится школа. В соответствии с экологической ситуацией в нем строится вся информационная и методическая работа с читателями.

Интересная выставочная работа ведется в библиотеке муниципального многоуровневого общеобразовательного комплекса №1 г. Воронежа. Постоянно действующая книжная иллюстративная выставка обновляется раз в неделю. Ее название «Человек и природа – союзники или враги?» (Заветы предков). Разделы выставки («Экологическая катастрофа внутри нас (жизнь в окружающей среде)», «Россия – районы экологических бедствий», телефоны экологических организаций, карта плакат, где можно познакомиться с экологической обстановкой города, а также узнать, куда можно обратиться в случае экологических неполадок) дают возможность вести вокруг нее активное экологическое просвещение читателей.

Здесь же на выставке можно познакомиться с памятными экологическими международными акциями, календарем дат, связанных с жизнью природы.

Библиотека ведет экологическое просвещение родителей, знакомит их с литературой, которая может быть им интересной, а читатели выступают перед родителями с экологическими беседами.

Школьные библиотеки, раскрывшие рамки своей деятельности, как показал смотр-конкурс – 98, становятся центрами экологической информации, охватывающими широкий круг населения.

Вместе с тем у школьных библиотек, как и у всех других, есть свои нерешенные проблемы. Главная из них – это незначительные фонды, особенно они бедны в области экологической проблематики. Большинство учащихся школ вынуждены удовлетворять запросы в массовых библиотеках.

Некоторые материалы работы школьных библиотек свидетельствовали о слабой подготовке самого библиотекаря в области экологических знаний и об уже ушедшем в прошлое подходе к выбору форм и методов работы. Во многих библиотеках отсутствовал аналитический научный анализ потребностей читателей разных возрастных групп. Пока еще не создаются авторские целевые библиотечные программы, концепции. Все это необходимо учесть, готовясь к смотру конкурсу – 2001.

Поиск