Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Библиотека как центр экологической культуры V. Организационный и научно-методический центр смотра-конкурса – 98
V. Организационный и научно-методический центр смотра-конкурса – 98

По решению Всероссийского оргкомитета организационным и научно-методическим центром смотров-конкурсов стал отдел экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки.

Отдел экологической культуры уже много лет ведет научную работу с целью создания единой федеральной библиотечной системы информационной поддержки экологического образования и просвещения, распространения экологических знаний, формирования экологического сознания населения, обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития общества.

В период подготовки и проведения смотров-конкурсов центр строил свою работу таким образом, чтобы максимально удовлетворить запросы его участников.

Подготовлены проекты документов для министерств и ведомств, организаторов смотра-конкурса, разработаны критерии оценок работы для библиотек различного типа, изданы два выпуска методических рекомендаций, где на основе уже имеющегося опыта в регионах была дана методика составления библиотечной региональной программы, положение об эколого-информационном центре и другие методические материалы.

При реализации своих научных планов отделом было подготовлено и издано фундаментальное, принципиально новое пособие «Экология и библиография», решившее, наконец, задачу поиска многоаспектной экологической литературы в фондах библиотек, работающих по системе ББК.

Опубликован в №2 за 1998 год в журнале «Мир библиографии» полный рубрикатор картотеки «Экология и современность», где показано, как экологическая проблема может быть раскрыта более чем по тремстам позициям.

Накоплена компьютерная база данных литературы и материалов из периодических изданий, обеспечивающая информационные потребности читателей.

Увидел свет 1-й выпуск сборника опыта работы библиотек в области экологического просвещения.

Учитывая острую необходимость в повышении квалификации библиотекарей, Центр постоянно ведет недельные стажировки библиотекарей, обеспечивающие им знания как в области методической, так и в области библиографической работы с литературой экологической направленности.

Систематизированы материалы опыта библиотек в результате смотров-конкурсов, с которыми знакомят стажирующихся. Сотрудники отдела по просьбе регионов выезжают в командировки для проведения семинаров, участия в научно-практических конференциях, посвященных работе библиотек в области экологического просвещения.

В средствах массовой информации постоянно публикуются материалы, анализирующие работу библиотек.

Ведется изучение запросов читателей в целях отработки практических рекомендаций библиотекам России по комплектованию ядра экологической литературы, обеспечивающего потребности читателей, поддерживаются тесные связи с Академией образования, Госкомэкологии, научными учреждениями, занимающимися проблемами экологического образования, специалистами и разработчиками его основ.

Контакты с издательствами и редакциями экологических журналов способствуют ориентации в публикациях, необходимых для читателей.

Отделом проведена аналитическая работа по рассмотрению всех материалов библиотек, пришедших на второй тур смотра-конкурса.

Извлечена вся ценная информация, которая требует научного осмысления и рекомендации всем библиотекам с учетом их особенностей и возможностей.

Материалы смотра-конкурса – 96 были обобщены и опубликованы в Государственном докладе «О состоянии природной среды Российской Федерации в 1996 г.» [1].

В период подготовки в смотру-конкурсу – 2001 научно-методический центр продолжает функционировать, способствуя его подготовке и проведению.

Будет продолжена работа по повышению квалификации библиотекарей в области экологических знаний, обобщению опыта работы библиотек, выпуску сборников, подготовке документов по проблеме «Книга. Библиотека. Экология».

В научных планах отдела экологической культуры предполагается глубокое изучение инновационных процессов, идущих в библиотеках России, подготовка публикаций с широким обсуждением их.

Будут разработаны также предложения по внесению в учебные программы Университетов культуры РФ специальных учебных курсов, дающих библиотекарям экологические знания.


Примечания:


[1] – О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году: Гос.доклад. // Гос. комитет РФ по охране окружающей среды. – М.: Центр международных проектов, 1997. – 510 с.

Поиск