Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Книга крупным планом Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура
Книга крупным планом

Лисеев, И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) / И.К. Лисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 315 с.

Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет)

В книгу вошли труды И.К. Лисеева по философскому осмыслению современных наук о жизни, написанные им на протяжении почти полувековой исследовательской деятельности в этом направлении.

В этих работах отражается эволюция взглядов ученого, расширение поля его творческих исканий. Представлен ход мыслей автора и его соавторов на протяжении довольно длительного и значимого периода выдвижения биологической проблематики на одно из первых мест в понимании функционирования современной науки и культуры.

Работа может быть интересна как для специалистов по философии биологии, так и для всех, интересующихся философскими проблемами современной науки.


Содержание

Предисловие3
Методологическая роль эволюционной теории в современной биологии6
Генетика и проблема интеграции знания в современной биологии46
Синтез знания и формирование глобальной экологии67
Эволюционно-экологическое мышление и системный подход в земледелии84
Биология и научно-технический прогресс101
Эволюция стиля мышления в биологии и формирование стратегии познания человека119
Новый образ природы и новые ценности цивилизации сотрудничества и ненасилия128
П.А.Кропоткин: «Попытка выработки новых форм жизни»148
Учение А.А.Богданова о формах организации и современность162
Философские идеи Н.Ф.Реймерса и философия экологии сегодня167
Развитие философских проблем биологии в стенах Института философии177
Системная познавательная модель и современная наука199
Современная биология в формировании новых регулятивов культуры212
Экологическая этика в условиях новой экологической культуры249
Philosophical grounds for the contemporary conception of a human being273
Глобализация и диалог культур280
Экологические императивы в функционировании современного градостроительного комплекса289
Энвайронментальное мышление как способ осознания глобальности мира295
Хронологический список основных публикаций И.К.Лисеева за 1964–2010 гг303

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Богаты мы еще из колыбели ошибками отцов и поздним их умом», писал великий поэт в первой половине XIX в. Сейчас на рубеже XX и XXI вв. с полным правом мы можем повторить это грустное умозаключение. Конечно, дело здесь не только в субъективных ошибках, но и в самом объективном развитии процессов становления, утверждения и упадка техногенной цивилизации. Но от этого не легче. С годами острота проблемы соотношения природы человека, природы общества и Природы как таковой не уменьшается, а, напротив, возрастает. Причем сейчас все более осознается принципиальная невозможность ее продуктивного решения на основе традиционных философских стереотипов, действующих ныне. Для выхода на новые горизонты, для формирования нового взгляда на эту проблему необходимо использовать порождающую функцию философского знания. А для ее плодотворного использования требуется переосмысление действующих философских оснований проблемы.

Весь XX в. прошел под флагом разграничения учений о человек, об обществе и о природе. Реалии XX в. – множество различных конкурирующих сценариев развития человечества. Тенденция же XXI в. – создание некоего синтетического сценария, не отрицающего, а определенным образом объединяющего предшествующие варианты. Но это может быть осуществлено лишь на иных философских основаниях, трансформирующих фундаментальные философские представления о бытии человека, общества и природы.

Философия и вызовы к ней, идущие от наук о жизни

«Философия» в прямом переводе с греческого языка – это любовь к мудрости. Но что такое мудрость? Надо полагать, что это не только умение размышлять о предельных основаниях бытия и познания, что обычно представляется как основная особенность философии. Это и умение оценить эти предельные основания с позиций самосознания культуры конкретного исторического периода. Философское знание всегда исторично и изменяемо, хотя и направлено на познание фундаментальных основ бытия и принципов его познания. Как тут не вспомнить знаменитое Гегелевское высказывание: «Философия – это эпоха, схваченная в мысли». Когда философы забывают об этой историчности философского сознания – философия отрывается от реальной жизни, не получает от нее никаких стимулов и сама ничего не дает ей взамен. Именно об этом писал на рубеже XIX и XX вв. Альберт Швейцер, возлагая на философию основную ответственность в закате культуры того времени.

Многое сделал в глубоком философском осмыслении и развитии идей этого выдающегося мыслителя А.А. Гусейнов. В Послесловии подготовленного им труда А. Швейцера «Благоговение перед жизнью» А.А. Гусейнов пишет:

«Феномен Швейцера состоит не в том, что он в одну эпоху жил по законам другой... Безумию и сложности века он противопоставил ясность и простоту этически осмысленного существования. Он показал, что человек может жить ответственной и достойной жизнью. Надо лишь восстановить утраченную связь культуры с этикой, осознать, что только элементарная нравственность задает вектор, противостоящий хаосу бытия»1.

Но не напрашивается ли здесь некоторая аналогия с нашим временем? Вновь мы живем в условиях глубинного, системного цивилизационного кризиса. Вновь рушатся все привычные цивилизационные тренды и коды, длительное время определявшие но мы цивилизационного развития. И вновь философия очень вяло инертно реагирует на эти вызовы времени, не модифицируется связи с ними, не отвечает на них.

В огромном перечне проблем, вызванных к жизни наши временем видное место занимают проблемы, возникшие н основе развития научного знания и прежде всего знания, по лученного в развитии наук о жизни. Примечательно, что еще в 1978 г. на Всемирном философском Конгрессе в Дюссельдорфе первая секция Конгресса обсудила тему «Биология и вызов, который она бросает философии». С тех пор прошло 30 лет Вызовы, идущие от всего комплекса наук о живом, неизмеримо возросли. Сейчас не только научная литература, но и все средства массовых коммуникаций полны рассуждениями о клонировании и эфтаназии, о трансгенных и генномодифицированных продуктах, о манипуляциях со стволовыми клетками, о реалиях разворачивающегося экологического кризиса и т. д. Но в философском знании практически нет, или почти нет ответов на все эти вызовы. Ответы эти, естественно, должны быть не сугубо прагматическими, а глубинно-философскими, намечающими как в связи с подобными вызовами могли бы измениться действующие онтологические, познавательные и ценностные философские установки. Ф. Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее», характеризуя происходящую ныне биотехнологическую революцию, отмечает, что это революция не просто нарушение или ускорение размеренного хода событий. Она приводит к тому, что будущее человечества оказывается открытым, непредзаданным и в решающей степени зависит от наших нынешних решений и действий. А эти решения и действия очень трудно предпринимать на основе нынешних архетипов философского знания, традиционно отражающих пройденный путь цивилизационного развития и не готовых к освоению (или обсуждению) новых инновационных инвектив.

Поэтому одной из первоочередных задач философского осмысления мира живого представляется задача создания целостного образа биологии и экологии во всех их воздействиях и применениях. Философия при этом не может быть до- и вне- науки заготовленным комплексом методологических проблем, либо методологических средств исследования. Она формируется как конкретное историческое образование, зависимое от токов как сверху (от определенного уровня современной методологической культуры) так и снизу (от уровня и характера научно-теоретических исследований в науке). Ибо современное философское познание не существует над научным. Оно непосредственно выводится из него, вычленяется как элемент, сторона реальности, создающейся в ходе научного исследования. Ныне философия в отличие от натурфилософии рассматривает свой объект не изолированно от конкретных форм познания, но как его результат, итог взаимодействия субъекта и предмета природы. Философия имеет дело со «второй реальностью», созданной наукой, т. е. в случае познания закономерностей живых систем – с биологической реальностью, которая изменяется по мере развития наук о жизни.

Осознавая всю многогранность, многоплановость и нелинейность поставленной задачи, наметим лишь основные направления в её решении. Ответы философии на вызовы биологии и экологии, с нашей точки зрения, должны быть отражены в трансформации действующих ныне онтологических, методологических и аксиологических установок.

В онтологическом аспекте особое внимание должно быть привлечено к исследованию онтологических схем, представленных как в различных науках, так и в разных направлениях одной науки. Естествознание наших дней имеет дело с множеством картин природы, онтологических объяснительных схем, зачастую альтернативных друг другу или не связанных между собой. Это ведет к непониманию, несовпадению картин мира, предлагаемых различными областями научного знания. В частности в биологии из-за этого так и не преодолен разрыв эволюционного, организационного и функционального подходов к исследованию живого. Биология и экология ориентируются на разные картины мира.

Задача трансформации онтологического направления в ответах на вызовы науки видится в выявлении онтологических моделей, лежащих в основаниях различных подразделений современной науки о жизни, рефлексивной работе по осмыслению их сути, взаимоотношений друг с другом, их рационализации и упорядочению.

Проведенная работа в конечном итоге должна вести к новому пониманию природы, освобожденному от натурфилософских представлений о природе как существующей вне и независимо от человека. Фундаментальными абстракциями, консолидирующими новую концепцию философии природы становятся идеи глобального эволюционизма, коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций.

Философия природы из некой мировой схематики, характерной для натурфилософии, становится философскими размышлениями человека, существующего в природной среде, вовлеченного в сложную сеть взаимоотношений с природой. Природа втянута в горнило человеческой деятельности и не может быть осмыслена вне этих отношений, вне исторического мира культуры.

В методологическом плане трансформация философского знания под давлением реалий научного познания должна способствовать осознанию того, как новые методологические конструкты ведут к инновационному выходу за пределы существующих стандартов. Осознание и формулировка в науке новых методологических принципов, имеющих порождающий характер, как правило вела к становлению новой картины реальности. Это ярко проявилось в процессе утверждения новых познавательных установок целостности, организации, эволюции, системности. Сейчас на повестке дня – утверждение нового познавательного конструкта – коэволюции, отражающего механизм сопряжения организации и эволюции материальных систем. Идея коэволюции может стать новой парадигмальной установкой культуры XXI в., может задать новые перспективы для синтеза естественных и социальных наук, преодолеть ограниченности натурализма, социологизма и историцизма, объединить альтернативные стратегии элементаризма и системности, эволюционизма и структурализма.

Весьма важные изменения, как представляется, должны произойти и в сфере аксиологии. Ведь все цивилизационные установки техногенного общества, ориентированного на идею прогресса, принимают фактор конкуренции, соревновательности, взаимной борьбы в качестве ведущего фактора прогресса, ссылаясь при этом на Дарвиновское положение о борьбе за существование. Однако 8 биологии уже давно показана альтернативность этой позиции. Так, одним из первых российский ученый К.Ф. Кесслер, за ним П.А. Кропоткин и др. обратили внимание на то, что наиболее приспособленными часто оказываются не те, кто физически сильнее и агрессивнее, а те, кто лучше объединяется, кооперируется, помогает друг другу. Это привело к созданию концепции, согласно которой взаимная помощь выступает как ведущий фактор эволюции и двигатель прогресса. Эта позиция получает поддержку и в современной литературе (Б.Л. Астауров, В.П. Эфроимсон, Л.В. Крушинский и др.). Современный физиолог бактерий академик Г.А. Заварзин, критикуя рыночную концепцию конкуренции утверждает: главный тезис анти-рыночной концепции – функциональное положение организма в трофической системе предполагает в первую очередь кооперацию, а не конкуренцию (Природа. 1995. №3). Трудно переоценить значение этих идей, перенесенных из сферы биологии в сферу социума и закрепленных отреф-лексированной философской мыслью. Подобные вызовы, идущие к философии от науки требуют глубинной трансформации действующих в философии принципов, создание новых направлений исследования, отвечающих веяниям времени. Становление экологической этики – яркий пример развития таких процессов.

Человеческая цивилизация находится ныне как бы на распутье. Традиционно сложившиеся в культуре ориентации и установки, исследовательские программы, познавательные модели, ценностные приоритеты и деятельностные регулятивы уже не отвечают потребностям сегодняшнего дня. Новые же установки, вызванные веяниями современности, только начинают вырисовываться. Их поиск отягощен ситуацией глубокого, глобального кризиса в культуре, катастрофическим состоянием отношений общества и природы, кризисом норм и идеалов в науке, искусстве, политике, праве, педагогике, мировоззрении в целом.

Поиск новых регулятивов культуры, которые бы определили стратегию дальнейшего развития человечества, носит в наши дни не только теоретический, но и острейший смысложизненный практический характер. Вклад в этот процесс вносит, вполне естественно, вся совокупная общественная мысль нашего времени. Однако при этом весьма большое, можно сказать даже, неожиданно слишком большое место занимает в нем современная теоретическая и практическая педагогика.

В системе традиционной культуры педагогика столь же традиционно занимала устойчивое почетно-консервативное место. Подрастающему поколению давались в знании уже апробированные, принятые человеческим сообществом в качестве парадигмальных нормы, идеалы, принципы, мировоззренческие ориентиры.

Наше неклассическое время все перевернуло в этом неспешном, устоявшемся процессе. Речь ныне идет не просто о том или ином качестве жизни. Речь идет о выживании человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой. У человечества сейчас нет времени на ожидание того, когда новые нормы и идеалы культуры станут общепризнанными. Оно просто не доживет до этих дней, если не начнет менять ситуацию прямо сейчас, сегодня или никогда.

Скорейшим и наиболее коротким путем для решения этой задачи является формирование новых мировоззренческих ориентации через действующую систему воспитания и образования молодежи. Для этого надо кардинальным образом изменить установки и принципы этой системы воспитания и образования. Можно сказать, что на современную начальную, среднюю и высшую школу, всю систему воспитания и образования наших современников ложится ныне задача принципиальной и фундаментальной важности: не только отражать в системе воспитания и образования сложившиеся нормы и стереотипы общественного развития, но и возглавить инновационный процесс формирования новой парадигматики современной культуры, осуществить становление системы опережающего образования.

Это сложнейшая и очень трудно решаемая задача, учитывая стереотипы общественного сознания, коренные закономерности соотношения бытия и мышления. Однако без ее решения человечеству не выжить. Поэтому так важно сейчас улавливать и поддерживать любые начинания, предпринимаемые в этом направлении.

В современных условиях коренного изменения бытия людей, обусловленного катастрофическим нарастанием негативных последствий непродуманного развития технической, техногенной Цивилизации человечество оказывается перед альтернативой: глобальный экологический коллапс или поиск нового мировоззрения и установок деятельности людей. Многообразные кризисные явления в обществе свидетельствуют об исчерпании возможностей тех принципов, на основе которых сформировалась современная цивилизация. Глобальный экологический кризис наших дней это не результат единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. Этот процесс требует постепенного перехода от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, перехода от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования.

Все эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и образования. Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природо-разрушительные мотивы в мировоззрении значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии экологического воспитания и образования, основанного на принципиально новом целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека. Подобное воспитание и образование должно дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.

Если в школах и вузах в настоящее время достаточно апробировано и выверено преподавание знаний о законах природы и о законах общества, то преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэволюирующей системы фактически отсутствует.

Освоение и присвоение всего комплекса подобных знаний должно вести к формированию нового экологически ориентированного мировоззрения.

При этом слушатели должны получить знания об основных этапах развития представлений о взаимоотношении природы и общества в истории человеческой цивилизации, об особенностях современного этапа этого взаимодействия и о перспективах будущего экоразвития человечества.

Должны быть проанализированы все имеющиеся ныне сценарии экоразвития: антропоцентристский, социоцентриский, биоцентристский, техноцентристский, космоцентриский, теоцентристский и прочие; показано, что видимость их альтернативности и взаимоисключительности объясняется тем, что все они формировались в лоне традиционного, ныне изживающего себя мышления.

Необходимо широкое формирование у граждан и прежде всего у молодежи, установок нового экологически ориентированного мышления, без всяких центризмов, основывающегося на принципах коэволюционной стратегии, т.е. совместного, взаимосогласованного, гармоничного соразвития человека, общества и природы.

Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности, формировать экологическую культуру. В свете экологической проблематики новый смысл и значение приобретает проблема гуманизма. Ныне вместо антропо- и социоцентристских ценностей нарождается новая система ценностей, учитывающая неразрывную связь человека с природой. Если сущностью культуры в широком смысле слова всегда было отличие социального от природного, то сущностью экологической культуры является, наоборот, совмещение социального с природным, их единство. Своеобразное отражение эта проблематика получала в различных религиозных установках и принципах.

1 Гусейнов А.А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М, 1992. С. 522.

Поиск