|
От составителя
Роль библиотек в экологическом образовании и просвещении всех групп населения определяется тем, что в них сосредоточены книги и периодические издания, которые, несмотря на развитие современных информационных технологий, остаются важнейшим и самым доступным источником знаний об экологических проблемах. Однако следует сказать, что проблемы эти настолько сложны и многоаспектны, что для библиотечных работников представляет определенную трудность поиск информации по некоторым проблемам экологии, ибо в систематическом каталоге, построенном на основе библиотечно-библиографической классификации, не все они находят отражение. Это касается главным образом социально-политических, технических, гуманитарных аспектов экологии. Между тем, запросы читателей все более усложняются, и это требует от библиотекаря умения ориентироваться в экологическом содержании фонда, а также соответствующим образом представлять эту информацию в справочно-библиографическом аппарате библиотеки.
Отдел экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки поставил перед собой задачу оказать помощь библиотекам в раскрытии фонда с точки зрения отражения в нем экологической информации. В 1997 году было издано пособие, в аналитической части которого последовательно рассмотрены все разделы таблиц библиотечно-библиографической классификации (ББК) и выявлены индексы, под которыми можно найти ту или иную информацию по проблемам экологии в систематическом каталоге, в систематической картотеке статей и, соответственно, в книжном фонде. Анализ показал, что литература, освещающая все многообразие аспектов экологической науки и практики, рассредоточена по всем отраслевым отделам книжного фонда.
Предлагаемый вашему вниманию афавитно-предметный указатель результат очередного этапа работы над решением задачи поиска информации по экологии. Здесь в алфавитном порядке даются темы, предметы, понятия экологического содержания с отсылкой к соответствующим индексам таблиц ББК, под которыми литературу можно найти в систематическом каталоге (СК) и систематической картотеке статей (СКС). За основу был взят алфавитно-предметный указатель к таблицам ББК.
Однако составитель не следовала строго за этим последним, а, исходя из задачи выявить все экологические аспекты, которые могут быть отражены в литературе, позволила себе значительно расширить тематику экологических рубрик. Особенно хотелось отразить те вопросы и темы, которых нет в алфавитно-предметном указателе к таблицам ББК. Главным образом это относится к социально-политическим и гуманитарным аспектам экологии. Например: «Глобальные проблемы взаимосвязь с экологическими проблемами»; «Политика и экология взаимосвязь»; «Мировоззрение и экология»; «Экоцид» и т.д. Что касается естественнонаучных аспектов, особенно биологической (классической) экологии, в наш указатель вошли не все, а только основные понятия, так как, по нашему мнению, их поиск не вызывает затруднений, ибо в таблицах ББК и в алфавитно-предметном указателе к ним эти вопросы представлены исчерпывающе.
Вопросы, понятия, темы сформулированы так, как они даются в научной и справочной литературе по экологии. Некоторые рубрики могут показаться повторением одних и тех же понятий, но это не так. Например, рубрики «Глобальная экология»; «Глобальные кризисные явления в экологии»; «Глобальные проблемы взаимосвязь с экологическими проблемами» близки по смыслу, но у каждой из них свои смысловые оттенки, и библиотекарь по опыту знает, что запросы могут быть в трех разных вариантах.
Если проблема имеет как глобальный, так и и более узкий аспект, относящийся к какому-то конкретному направлению хозяйственной или гуманитарной деятельности, указаны два индекса через знак «+», потому что информация может содержаться в обоих разделах фонда. Например: «Демография экологический аспект 20.1+60.7»; «Экологическая культура 20.1+71.04»; «Сырьевая проблема в мировой экономике 65.5+20.1».
Определенную сложность представляет поиск сведений об экологической ситуации в отдельных регионах нашей страны и мира. Такие сведения можно найти как в страноведческой, краеведческой литературе под индексом «26.89»(с соответствующими территориальными типовыми делениями), так и под индексом «65.049», где собирается литература по экономической географии регионов. Эта информация вполне может содержаться и в литературе, собираемой в соответствующих делениях раздела «65.9» (Экономика отдельных стран и регионов). Информацию об экологической ситуации в России в целом можно также найти под индексом «66.2 (2Рос)» (Политика и современное политическое положение Российской Федерации), где собирается литература о безопасности как многоотраслевой проблеме (экологической в том числе).
Указатель имеет несколько уровней. Основные (гнездовые) рубрики выделены жирным шрифтом, рубрики второго, третьего и последующих уровней сдвигаются вправо. Например:
Адаптация
живых организмов к экологическим факторам и средам обитания
животных
растений
человека
к особым условиям.
Кроме индекса таблиц ББК в указателе дана также отсылка к цифровому коду рубрикатора тематической картотеки (ТК) «Экология и современность», под которым информация находится в карточном и электронном ее вариантах.
Тематическую картотеку мы рекомендуем вести тем библиотекам, на базе которых создаются информационные экологические центры или где экология является приоритетным направлением их деятельности. Картотека дает большой простор для полного и оперативного отражения экологической информации, содержащейся как в книгах, так и в периодических изданиях и других источниках, и что особенно важно материалов местного характера. Она дает также возможность широко использовать аналитическую роспись книг, поскольку по некоторым вопросам информацию приходится собирать по крупицам.
В картотеку можно включать сведения о материалах, имеющихся в фондах не только вашей, но и других библиотек города или поселка с указанием на карточке места хранения данного документа. Целесообразно также проанализировать всю периодику, получаемую библиотеками вашего региона, и определить круг изданий, где встречается экологическая информация.
Рубрикатор тематической картотеки представлен в данном издании с изменениями и дополнениями. Ранее он был опубликован в упоминавшемся выше сборнике методико-библиографических материалов «Экология и библиография» и в журнале «Мир библиографии» (1998, № 3).
Следует сказать, что при составлении рубрикатора мы ориентировались главным образом на интересы и запросы читателей юношеских библиотек, старшеклассников и студентов высших и средних специальных учебных заведений, преподавателей, руководителей юношеского чтения. В 1994 году он был значительно переработан на основе проекта Российского государственного стандарта школьного экологического образования под редакцией И.Т. Суравегиной и Н.М. Черновой. В этом стандарте очерчен круг необходимых выпускникам средней школы знаний, которые помогут юношам и девушкам осознать всю сложность и остроту современных экологических проблем, а также свою личную ответственность за сохранение живой природы, окружающей человека среды, и за разумное использование природных ресурсов.
Наш рубрикатор носит просветительский характер: мы ставили перед собой задачу помочь включить в картотеку такую литературу, которая даст понимание той или иной проблемы, общее представление о ее сути и связи с другими проблемами. Предполагается, что библиотекари, которые захотят использовать его, подойдут к делу творчески и решая вопрос о том, какие рубрики включить в свою картотеку, будут ориентироваться на интересы и запросы читателей библиотеки, учитывать актуальность тех или вопросов в связи с конкретной экологической ситуацией в регионе.
Одно из преимуществ рубрикатора в том, что он позволяет внутри картотеки собрать в одном месте информацию по многим из тех вопросов, которые в библиотечно-библиографической классификации рассредоточены по разделам. Примером может служить вопрос об экологической ситуации в регионах нашей страны и мира, о чем мы говорили выше. Еще один пример: вопрос о международном сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды в таблицах ББК даже не упоминается. В рубрикаторе этой проблеме посвящен специальный раздел 10, где детально расписаны все аспекты такого сотрудничества. Далее. В каталоге информация по таким вопросам, как «Нефтегазовый комплекс. Экологические аспекты добычи, переработки и использования природного газа и нефти», «Источники и виды загрязнений окружающей среды» и некоторым другим разбросана по разным подразделениям. В картотеке же она представлена компактно. Поэтому в указателе в подобных случаях дан не индекс ББК, а лишь код рубрикатора. То же относится и к предметно-тематическим рубрикам, содержание которых совсем не нашло отражения в таблицах ББК, так что трудно определить, под каким индексом находится искомая информация. Примером может служить рубрика «Искусственные биосферы (научный эксперимент)». И наоборот: к некоторым предметно-тематическим рубрикам указан только индекс ББК, так как информация по этому вопросу отсутствует в картотеке. Для примера: «Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ) войска», «Гигиена труда» и другие.
К некоторым предметно-тематическим рубрикам дается два, а иногда и более, цифровых кода. Это происходит в тех случаях, когда вопрос или тема имеют другие аспекты или отражены в литературе более общего характера. Например: «Разливы нефти при авариях судов 3.10.3.1+6.14». Первый код отсылает к специальной рубрике, посвященной экологическим последствиям разливов нефти при авариях судов, а второй к рубрике, собирающей информацию о техногенных авариях и катастрофах вообще. Другой пример: «Общество и природа взаимодействие 1+8+11+12». Здесь указаны разделы рубрикатора: «1 Экология как комплекс наук о взаимодействии человека, общества и природы»; «8 Социально-политические аспекты экологии. Социальная экология»; «11 Взаимодействие природы и человека как философская проблема»; «12 Экология и культура». В каждом из этих разделов можно найти информацию об общих вопросах взаимодействия общества и природы.
В начале картотеки предлагается представить информацию о литературе комплексного содержания, в которой освещаются все или многие аспекты экологической науки и практики, расположив ее по видам литературы и степени доступности определенным категориям читателей: справочная литература; библиография; учебная литература; научная литература; популярная литература для юношества; литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В каждом тематическом разделе также предлагается вынести в начало справочную литературу, библиографию и учебную литературу.
Составитель считает, что полный рубрикатор сам по себе даст возможность библиотекарю составить представление обо всем комплексе вопросов, тем и проблем, которые охватывают современное понятие «экология».
Надеемся, что данное пособие станет для вас необходимым в повседневной работе. Хотелось бы, чтобы библиографы и библиотекари, занимающиеся практической работой с читателями, высказали свои замечания и предложения по совершенствованию алфавитно-предметного указателя, предназначенного помочь в поиске экологической информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки.
|