|
Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография / Общая редакция и предисловие М.Ч. Залиханова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. 286 c.
В монографии рассматриваются возникновение и эволюция концепции устойчивого развития и первые шаги перестройки образования как ответ на вызовы и риски, связанные с мировыми процессами глобализации. Впервые делается анализ исторической и цивилизационной специфики России в социально-экономических, эколого-политологических и культурологических аспектах глобализации с позиций универсального эволюционизма и с учетом необходимых изменений в содержании и методах современного образования, адекватных быстро меняющимся мировым процессам.
Настоящая работа адресована студентам, аспирантам, всем тем, кто интересуется проблемами глобализации и современного образования.
Оглавление
Предисловие М.Ч. Залиханова | 8 |
Введение | 10 |
Глава 1. Процессы глобализации: предыстория, вызовы, риски | 15 |
1.1. Глобализация как мировой процесс и следствие развития цивилизации | 15 |
1.2. Идеи устойчивого развития как ответ на вызовы и риски глобализации | 22 |
1.3. Философские и естественнонаучные обоснования устойчивого развития | 30 |
1.4. «Экологический императив» Н.Н. Моисеева как базовая категория философии экологической безопасности и устойчивого развития | 38 |
1.5. Эколого-экономические аспекты устойчивого развития в глобализирующемся мире | 41 |
Глава 2. Образование как один из вызовов глобализации и социальная парадигма устойчивого развития | 50 |
2.1. Философские и педагогические обоснования изменений в современном образовании | 50 |
2.2. Основные цели и задачи образования для устойчивого развития | 65 |
2.3. Нравственные и культурно-этические предпосылки стратегии образования для устойчивого развития | 78 |
Глава 3. Концептуальные основы перестройки образования в современном гуманитарном вузе | 83 |
3.1. Структурная основа содержания гуманитарного и естественнонаучного образования для устойчивого развития | 83 |
3.2. Основные экологические, природоохранные и природоресурсные проблемы содержания в образовании для устойчивого развития | 85 |
3.3. Правовые, эколого-политологические и гуманитарно-культурологические проблемы содержания образования для устойчивого развития | 91 |
3.4. Культура мира и охраны окружающей среды | 114 |
3.5. Социально-экономические проблемы содержания образования для устойчивого развития | 119 |
3.6. Особенности российского содержания в образовании для устойчивого развития | 138 |
Глава 4. Эволюция экологического образования и образования в интересах устойчивого развития: концептуальные подходы МНЭПУ | 146 |
4.1. Методологические основы экологического образования в МНЭПУ | 146 |
4.2. Некоторые особенности экологической подготовки специалистов | 154 |
4.3. МНЭПУ - центр социально-экологических научных исследований и активного приобщения студентов к НИР | 161 |
Заключение | 172 |
Литература | 178 |
Приложения | 188 |
Приложение 1. Н.Н. Моисеев. Энвайроментальная этика: фундаментальные основы | 188 |
Приложение 2. Индикаторы образования в интересах устойчивого развития | 190 |
Приложение 3. Проект национальной стратегии образования для устойчивого развития в России | 215 |
Приложение 4. Основные международные конвенции и российские законы, принятые в период с 1991 по 2005 гг., с которыми было связано развитие экологического законодательства в России | 235 |
Приложение 5. Рейтинги экологических издержек по отраслям и ведущим российским компаниям | 239 |
Приложение 6. Концепция Международного независимого эколого-политологического университета (вторая редакция, 2007 г.) | 240 |
Приложение 7. Данные эмпирического исследования экологического сознания студентов | 251 |
Именной указатель | 267 |
Предметный указатель | 270 |
Summary | 281 |
Введение
Когда мир перешагнул рубеж XXI века, в нем обнаружилось столько изменений, происшедших в прошлом, XX веке, что еще много поколений людей будут изучать и обсуждать феномен этого времени. Современную цивилизацию нередко называют сообществом риска в условиях неопределенности, когда средства, обеспечивающие жизнедеятельность людей, трансформируются в средства ее разрушения.
Мировое сообщество совместно с международными организациями ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. пришло к пониманию необходимости новой философии общежития на планете Земля, новой педагогики общения, новой психологии для понимания людей, общностей, государств, нового уровня образования, соответствующего современным информационно-коммуникационным технологиям и уровню производительных сил; наконец, нового правового режима разрешения споров и устранения конфликтов. Все эти инновации не самоцель. Во главе всех преобразований человек: его право на жизнь, достойное существование, уважение к его религиозным, этническим и культурным традициям.
Но людей на земле стало так много, а использование благ нашей планеты так нерационально и несправедливо, что продолжаются конфликты за существование, обладание лучшими землями и условиями окружающей среды. Все это породило взаимозависимость людей, регионов, государств, цивилизаций, что нашло отражение в процессах глобализации в экономике, финансах, политике, экологии и использовании природных ресурсов.
Однако глобализация, давая преимущества одним, создает трудности и риски для других и, в конечном счете, приводит к глобальным кризисам, в которых нарушаются права одних, обогащаются другие, а расплачивается своим благополучием большинство.
Глобализации как процессу универсализации, становления единых для всей планеты структур, связей и отношений в различных сферах жизни людей, формирующему замкнутое глобальное пространство с единым мировым хозяйством, всеобщей экологической и природоресурсной взаимозависимостью и коммуникациями, в последнее время посвящено много публикаций, монографий, исследований, конференций.
Концепции устойчивого развития и образования в интересах устойчивого развития, так упорно и настойчиво пропагандируемые в последние три десятилетия, это фактически новое мировоззрение, новая философия бытия, новое образование и экополитология, действия по предотвращению отрицательных последствий глобализации и кризисных катаклизмов.
Основное внимание в данной работе уделено как предыстории глобализации и возникновению идей устойчивого развития, получивших потом развитие в концепциях и международных декларациях и соглашениях, так и направлениям реформирования образования, которые адекватны быстрым изменениям в мире, вызванным процессами глобализации и необходимостью соответствующего реагирования на вызовы и риски этой глобализации.
Наряду с содержательными аспектами реформируемого образования в этой работе рассматриваются специфические российские аспекты политики, экономики, экологии и, конечно, образования. Эта ключевая тема проходит через все разделы. Мы предлагаем читателям критически отнестись к оценке качества образования в России и направлениям его коренного улучшения.
В работе подчеркивается триада идей международной стратегии образования в интересах устойчивого развития: права человека, критическое осмысление всего происходящего и конкретные действия на благо региона, места проживания. Для российских общества и системы образования она непривычна и на первый взгляд малоприемлема.
С 1948 г., когда ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в СССР этот документ замалчивался, а его основополагающие идеи преподносились советской идеологией как подрывная буржуазная пропаганда, направленная против идей социализма и социалистической демократии. И если достаточно либеральная и прогрессивная по основным положениям Конституция СССР 1936 г. по понятным причинам (прогрессирующего тоталитаризма усиливавшейся диктатуры одной партии и одного лица) была предана забвению, то трудно объяснить незнанием и непониманием Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и государственными структурами и руководителями страны, призванными гарантировать исполнение Основного российского закона, проведение мероприятий типа «Имя России» или принятие подзаконных актов, ущемляющих права граждан на конфиденциальность их переписки, а также принятие законов, противоречащих Конституции РФ и нарушающих социальную сущность государства: приравнивающих социальную сферу жизни общества культуру, здравоохранение и образование сфере коммерческих услуг и устанавливающих соответствующие налоги.
Специфика российской действительности, кроме цивилизационного фактора отставания, выражается еще и в том, что Россия, пытаясь сократить это отставание, включается во все международные структуры, стремится занимать там лидирующее положение, инициирует и подписывает множество международных документов и принимает в связи с этим на себя множество дополнительных обязательств, но при этом активно их не выполняет, саботирует. Международные соглашения в экологической, экономической и образовательной сферах также не выполняются или нарушаются.
Это, кстати, дает как нельзя более питательную среду для критического отношения к действительности и критического осмысления того, что вкладывается в умы молодежи в повседневной жизни, через СМИ и в процессе образования. Но чтобы молодежь овладела этим методом, а не занималась критиканством всего и вся, образование следует перестроить на основе принципов проблемно-проектного обучения, когда учебная задача (группа задач) сопровождается разработкой своего проекта решения (видения) проблемы в рамках региона, города, района, где живет учащийся.
Образование для устойчивого развития это не доктрина (тем более что подписанный Россией международный документ по этому вопросу до сих пор не легитимизирован в системе образования), а скорее философия нового видения образования и его перестройки с учетом происходящих в мире изменений. И этой философией должны овладеть все: от ученика, студента и преподавателя до бизнесмена, гендиректора и президента страны, чтобы Россия в очередной раз не застряла в беспощадном марафоне цивилизаций на этапе догоняющего развития. В связи с этим заслуживают пристального внимания и дальнейших научных дискуссий особенности российского содержания образования в интересах устойчивого развития. Нельзя сбрасывать со счетов и традиции правового нигилизма, низкую политическую культуру, неразработанность отечественной истории XX в. и отсутствие экологических приоритетов в социально-экономической жизни общества.
Заметное место в аргументации основных положений работы занимают мысли, идеи, утверждения и советы академика Н.Н. Моисеева, чья гражданская позиция, научный вклад в понимание современного мира и его проблем, активное участие в образовательной и общественной экологической деятельности признаны в России и во всем мире. Все работы, написанные им в последние 30 лет его жизни, пронизаны тревогой и заботой о благе Отечества. В связи с этим очень важно для понимания последствий и проблем глобализации для нашей страны его утверждение о том, что «интеллектуальное и экономическое могущество планеты перемещается в Западную Европу и Тихоокеанский регион. Самый короткий и самый дешевый путь, связывающий эти центры, формирующие облик будущих десятилетий Россия. И это обстоятельство мы обязаны использовать подобно тому, как наши предки использовали «путь из Варяг в Греки». Он даст не только экономический эффект, но и позволит использовать все те технологические и культурные достижения, которые рождаются на обоих концах этого евразийского моста» [Моисеев, С мыслями, 2006].
Его фундаментальные философские, социально-экологические и политологические работы «Человек, среда, общество», «Человек и ноосфера», «Восхождение к разуму», «Современный рационализм», «Судьба цивилизации. Путь разума», «Универсум. Информация. Общество», «Быть или не быть человечеству?», «С мыслями о будущем человечества», «Цивилизация на переломе. Пути России», «Размышления о современной политологии», знаменитая трилогия «Как далеко до завтрашнего дня», «Мировое сообщество и судьба России», «Время определять национальные цели», наконец, небольшие, но емкие по смыслу и прогностике работы «Система «Учитель» и современная экологическая обстановка», «Историческое развитие и экологическое образование» дают мощный научно-теоретический и методологический заряд для критического осмысления современных проблем мира и России, которого хватит для научных дискуссий на много десятилетий вперед, и прогнозов содержания образования и направлений развития экологической науки. Ряд статей и работ Н.Н. Моисеева, помещенных им в различные тематические сборники, автор вывел в список литературы, чтобы обратить внимание читателей, особенно студентов и аспирантов, на актуальность постановки вопросов и проблем, затронутых в них, и подвигнуть их к активной дальнейшей научной разработке актуальных проблем с опорой на научное наследие Н.Н. Моисеева.
Не случайно в связи с этим автор счел необходимым в качестве важного приложения к данной работе опубликовать тезисы доклада Н.Н. Моисеева на «круглом столе» в рамках Всемирного дня окружающей среды в Сеуле в 1997 г. под названием «Энвайроментальная этика. Фундаментальные основы» своеобразного манифеста российских экологических организаций, выстраданного, сформулированного и озвученного академиком Н.Н. Моисеевым, который остается весьма актуальным и сегодня, по прошествии 10 лет.
Данная монография включает: введение, четыре главы, разделенные на параграфы, заключение и приложения.
В первой главе раскрываются историко-теоретические проблемы современной цивилизации и проблемы глобализации.
Во второй главе рассматриваются философские основания, социально-экологические и педагогические вопросы направлений реформирования современного образования и его гуманитарной составляющей в контексте концепции устойчивого развития.
В третьей главе раскрываются концептуальные основы необходимых изменений и дополнения содержания государственных образовательных программ по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам с учетом российской специфики в области экологической политики, экономики, образования и культуры.
В четвертой главе прослеживается эволюция экологического образования и концептуальные подходы в образовании для устойчивого развития на примере Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ).
В заключении делается вывод о том, что концепции УР и ОУР еще не стали обязательными для всех стран, и прежде всего России, но, несомненно, нашей стране они крайне необходимы, учитывая ее положение в современной цивилизации, уровень демократических преобразований, состояние технологических и научно-технических аспектов развития.
В приложениях приводятся документа, схемы, статистические данные, которые в той или иной мере дополняют содержание работы. Самостоятельное научное значение имеют: индикаторы образования для устойчивого развития; проекты Национальной стратегии образования для устойчивого развития в России, Плана действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в России; основные международные конвенции и российские законы, принятые в период с 1991 по 2005гг., с которыми было связано развитие экологического законодательства в России; Концепция Международного независимого эколого-политологического университета. Дополненные новыми элементами, они могут стать основой для последующих научных исследований различных аспектов феномена образования в интересах устойчивого развития.
В процессе работы над монографией активную помощь автору оказали известные в России и за рубежом специалисты в области экологического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской академии государственной службы, Российского университета дружбы народов и др.
Автор выражает искреннюю признательность: профессору Геннадию Алексеевичу Ягодину, профессору Данило Жоржу Марковичу (Белградский университет, Сербия), профессору Михаилу Чоккаевичу Залиханову, профессору Питеру Геру (Бернский университет, Швейцария) профессору Джону Кларку и доктору Пенке Мариновой (Университет г. Букингема, Великобритания), профессору Николаю Сергеевичу Касимову, профессору Алле Викторовне Цыбань, профессору Владимиру Александровичу Грачеву, профессору Евгению Викторовичу Аметистову, профессору Виктору Ивановичу Данилову-Данильяну за плодотворные дискуссии, в том числе с участием моего учителя Н.Н. Моисеева, по судьбоносным проблемам развития России, отечественного образования и важным вопросам деятельности молодого вуза МНЭПУ.
В ходе разработки концепции МНЭПУ и подготовки настоящей монографии автору оказали неоценимую помощь сотрудники и профессоры вуза: Н.Н. Марфенин, А.Т. Никитин, И.А. Сосунова, А.В. Иващенко, А.В. Гагарин, В.В. Дёжкин, М.М. Судо, С.Ф. Черняховский, Г. И. Загорский, а также коллеги из других университетов и научных центров: профессора В.И. Коваленко, А.И. Костин, С.Н. Глазачев, Ю.Ю. Галкин, Д.Н. Кавторадзе, В.А. Золотарев, Н.М. Мамедов, Р.Г. Мелконян. Автор также признателен М.Н. Лазутовой, В.И. Алкснису, В.Ф. Парфенову, В.В. Игрунову, М.Н. Филимошину, Л.В. Поповой, Е.В. Колесовой, В.Ф. Граковичу, В.Б. Руденко за поддержку и помощь в подготовке данной работы.
Большой вклад в техническую и редакционно-издательскую подготовку рукописи внесли Н.В. Бирюков, Е.Ф. Маркова, Т.К. Орлова, И.В. Пушкина, Ю.С. Шеламова, за что я им весьма признателен.
Прекрасно сознавая, что данная работа представляет собой очередную попытку комплексного рассмотрения проблем образования в интересах устойчивого развития в рамках гуманитарного вуза, автор надеется, что она может содействовать дальнейшим активным исследованиям этой проблематики, в том числе через призму теоретического наследия Н.Н. Моисеева, с участием не только экологов, педагогов, политологов, философов и экономистов, но и психологов, демографов, географов и представителей других научных направлений.
|