|
Стрельникова Л.Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе / Любовь Стрельникова; под редакцией Генриха Эрлиха. М.: Яуза-пресс, 2011. 208 с.
Книга известного научного журналиста, главного редактора научно-популярного журнала «Химия и жизнь» это рассказы о веществе, о его красоте и значении в нашей жизни, это химия без формул и уравнений. Книга адресована маленьким читателям, школьникам, ещё не приступавшим к изучению химии, но она может быть интересной и их родителям, и вообще всем взрослым, которые хотят узнать больше об окружающем нас мире.
Эта книга есть в фонде Российской государственной библиотеки для молодежи
Оглавление
Путешествие в мир вещества. Предисловие, которое юным читателям читать необязательно | 6 |
Глава 1. Из чего всё это сделано? |
Их миллионы! | 9 |
Меньше маленького | 12 |
Химические Святцы | 14 |
Невидимое оставляет следы | 18 |
Глава 2. Откуда взялись вещества? |
Машина времени | 25 |
Спектральные очки | 28 |
Начало всех начал, или Космическая кухня | 31 |
Глава з. Разберём Землю по кусочкам? |
Путешествие к центру Земли | 39 |
Из чего сделана Земля? | 42 |
Право первооткрывателя | 46 |
Глава 4. Красивая жизнь вещества |
Как песок изменил облик цивилизации | 51 |
«Калейдоскоп» и кристаллы Сваровски | 55 |
Самая лучшая сковородка | 58 |
Печём кирпичи | 61 |
Почему цемент надо держать сухим | 64 |
Сияющий камень в метро | 69 |
Что мы топчем? | 73 |
Блюдечко с золотой каёмкой и клятва арканиста | 76 |
Повелеваю открыть тайну фарфора! | 78 |
Малахитовая шкатулка и Хозяйка Медной горы | 80 |
Бабушкины серёжки и углерод 3D | 85 |
Откуда берутся бриллианты? | 87 |
Тысяча и одна ночь | 90 |
Искусственный алмаз | 92 |
Метеорит, который съели | 93 |
Прощай, градусник! | 96 |
Кривое и прямое зеркало | 98 |
Силиконовая долина | 101 |
Миллион за синий свет | 104 |
Глава 5. Зачем же так глубоко копать? Просто протяни руку! |
Самое необыкновенное вещество на Земле | 109 |
Есть ли у воды форма? | 113 |
Почему вода в море солёная? | 115 |
Зачем нам вода? | 116 |
Где взять воду? | 119 |
Летучие невидимки | 122 |
Откуда берётся кислород? | 125 |
А нужен ли нам чистый кислород? | 128 |
Сокровища из полена | 130 |
Не жалко? | 133 |
Из чего сделан запах? | 135 |
Дайте бабушке валерьянку! | 138 |
Мантия римского патриция и протёртые джинсы | 140 |
Глава 6. Хвала синтезу! |
Охота за веществом | 145 |
Играем в шахматы с природой | 149 |
Химия как искусство | 151 |
Инспекция в шкафу | 152 |
Вискоза, или Чем заменить хлопок и шёлк | 156 |
Одуванчик и автомобиль | 159 |
От полимеров некуда скрыться! | 164 |
Мойдодыр | 167 |
Густая пена в жёсткой воде | 170 |
Почему шипит аспирин? | 172 |
То, чего не может быть | 176 |
Почему мир сходит с ума от нефти? | 179 |
Что будет, если нефти не будет? | 182 |
«Зелёная» химия | 186 |
Химиками становятся микробы | 189 |
Нобелевская премия за простое вещество | 194 |
В космос на лифте | 196 |
Глава 7. Заключение. Все мы немного химики | 201 |
Благодарность | 207 |
Путешествие в мир вещества
Предисловие, которое юным читателям читать необязательно
Я частенько захожу в книжные магазины и, среди прочего, всегда внимательно просматриваю новинки научно-популярной литературы. Чего там только нет! Математики пишут обо всём, от занимательной арифметики и математических фокусов до топологии многомерных пространств. Физики о рождении и устройстве Вселенной, о времени и пространстве, о лазерах и электронике. Биологи о зарождении жизни, об эволюции, о генах и наследственности. Пишут о разных языках, о еде, о новых методах лечения, о компьютерных технологиях, пишут обо всём, кроме химии. А если и пишут о химии, то всё больше о вреде, которая она наносит окружающей среде и нашему здоровью. Просто заговор молчания какой-то!
Когда кто-то из детей говорит мне, что терпеть не может химию, я всегда отвечаю: «Как так? Разве ты не любишь мир, в котором живёшь?» В ответ на удивлённый взгляд маленького человека приходится объяснять, что весь мир, включая нас самих, соткан из вещества. А изучением вещества и занимается химия. Что же может быть интереснее?
Вообще, интерес это главная движущая сила науки, залог успеха любого дела. Очень важно пробудить интерес к чему-то как можно раньше, ведь жизнь такая короткая. Вот я и решила попробовать пробудить интерес к химии у школьников младших и средних классов, которым еще только предстоят уроки химии. Тогда учиться им будет гораздо легче, и появится вероятность, что кто-то из них станет настоящим химиком, возможно Нобелевским лауреатом.
Правда, химия очень сложна для популяризации. С физикой гораздо проще, она описывает явления и выстраивает безупречную вертикальную логику. А химия занимается веществом, ее логика горизонтальная и зачастую сомнительная, потому что в химии исключений едва ли не больше, чем правил. Но моя задача не введение в основы химии, а пробуждение интереса к этой области знания.
Пусть вас не смущает фрагментарности книги такова сама химия. И не ищите в книге исчерпывающего изложения это невозможно хотя бы потому, что наше знание ограниченно, да и объём книги тоже, и потому, что современная химия слишком сложна, чтобы всё можно было объяснить на пальцах ребёнку или непосвящённому. Вещество, его история, свойства и превращения, его польза и вред для людей, его ключевая роль в жизни каждого из нас, в культуре в целом главный герой книги. И разумеется, перечень этих веществ ограничен моим выбором. Причём выбором, который, надеюсь, заинтересует юного читателя.
По сути, книга представляет собой собрание рассказов о веществе, выстроенных в некой логической последовательности. Наше путешествие начинается с самого начала с того момента, когда вещество родилось во Вселенной. От Большого взрыва к Земле, к химическим богатствам в её недрах, на её поверхности, в её атмосфере, а затем от природных веществ к синтетическим, созданным химиками.
Каждый маленький рассказ приоткрывает завесу тайны над тем или иным веществом, которое хорошо знакомо юному читателю. Каждая такая история обращена к повседневности, к тому, что окружает нас, к будущему, а не к абстракциям. И конечно же в книге не раз будет звучать приглашение стать исследователем, «поработать с веществом». Более того, вместе с автором и родителями юные читатели смогут провести свои первые химические опыты, попробовать себя в роли исследователя.
Я постаралась свести занудность изложения к нулю, а количество терминов к минимуму. Никаких химических формул, кроме аш-два-о, и никаких уравнений химических реакций. Тем не менее в книге могут встретиться слова, требующие пояснения. Например, очень может быть, что юный читатель прекрасно осведомлён о чипах и лазерных пистолетах, но не знает, что такое четырнадцатый век. Хорошо бы ему объяснить. Вот почему крайне важно, чтобы эту книгу дети читали вместе с родителями. Не говоря уже о экспериментах, которые мы предлагаем выполнить юным читателям вместе со взрослыми.
Желаю вам приятного семейного путешествия в мир вещества, то есть в мир, в котором мы живём.
Л. Стрельникова
«Зелёная» химия
Вы когда-нибудь видели настоящий химический завод? Если не живьём, то на картинке? Ну как же, скажете вы. Это такие огромные монстры, которые плюются вонючим воздухом и грязной, ядовитой водой. Да, первые заводы, которые строили ещё в начале и середине прошлого века, были похожи на то, что вы сказали. Но теперь они выглядят гораздо более симпатично.
Современные химические предприятия нового поколения компактнее и чище. От них не разносятся шум и пыль, из их труб не вырываются тёмные клубы ядовитых газов, а вся вода крутится внутри завода в так называемом оборотном цикле: её постоянно очищают и используют вновь и вновь. Они даже по-своему красивы с их блестящими колоннами, обвитыми разными трубками, с реакторами идеальной формы и пультами управления со множеством экранов и кнопок. С этих пультов технологи управляют на расстоянии всеми процессами, так что на современном заводе людей вовсе и не видно.
Как вы думаете, а как должен выглядеть идеальный химический завод будущего? Сорвите цветок у себя в саду и присмотритесь к нему. Вот это и есть идеальный химический завод. Не в том смысле, что у него должны быть яркие лепестки, пестик, тычинки и изумрудные листочки. Не по форме, а по сути!
В каждой клеточке живого цветка или травинки каждую секунду происходят миллионы химических реакций. Растение само синтезирует внутри себя все вещества, нужные для роста и красоты. В том числе и полимер целлюлозу, которая позволяет растению расправить плечи и не ломаться под тяжестью своего веса, и удивительные красители, и ароматные вещества, из которых складывается запах растения, и крахмал, и сахара... И между прочим, прекрасно обходится без всякой нефти.
Из какого сырья оно всё это синтезирует? А сырьё очень простое вода и диоксид углерода плюс солнечный свет в качестве источник энергии. Эта троица попадает в цепкие лапы хлорофилла вещества, которое содержится в клетках растений. Оно-то и командует, как взаимодействовать членам этой троицы. А в результате растение, поглощая воду и диоксид углерода, производит все те вещества, которые ему нужны. Впрочем, об этом процессе, называемом фотосинтезом, я уже рассказывала в пятой главе, но тогда нас интересовал другой образующийся при этом продукт кислород, которым мы дышим,
Какая всё-таки потрясающая идея из столь простых и доступных веществ как вода и диоксид углерода, делать сложные вещества! В сущности, это и есть главная задача химика. Но пока природа остаётся непревзойдённой в этом деле. Фотосинтез изучают уже более двухсот лет. Многие учёные полагают, что он хорошо известен во всех деталях. Но вот незадача: всё как будто бы известно, а воспроизвести никто не может, ни в пробирке, ни в реакторе. Значит, что-то очень важное ускользает от внимания исследователей.
Хотите получить Нобелевскую премию? Тогда займитесь этим. Придумайте, как запихнуть фотосинтез в обычный промышленный реактор. И тогда мы сможем легко получать вещества, столь необходимые как сырьё химической промышленности. И про нефть можно будет забыть. Бесконечную благодарность человечества гарантирую.
Однако это дело будущего. Но уже сегодня природа готова выполнять свои обязательства по контракту, заключённому с человечеством.
|