XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Российская конференция «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики» (Москва, 2930 июня 2011): материалы и доклады / Зелёный крест, сост. А.В. Фёдоров. М.: Изд-во Зелёного креста, 2011. 338 с., ил.
В сборнике представлены тезисы докладов XVII Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» и Российской конференции «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики», посвящённых актуальным проблемам становления и развития целостной системы образования для устойчивого развития общества, новым технологиям обучения и воспитания школьников и студентов, подготовки педагогических кадров и просвещения населения и тезисы докладов, состоявшейся в её рамках Российской конференции «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики».
Приведены решения, принятые конференцями, список участников и другие материалы.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами экологии, экологического образования и просвещения, сохранения климата, энергосбережения и возобновляемых источников энергии.
Пленарные доклады | 3 |
Интеграционный подход к экологическому образованию в школе. Г.А. Ягодин | 3 |
Формирование экологической политики в сфере образования для модернизации новой России. С.А. Степанов | 6 |
Гуманизация как предпосылка устойчивого развития. Низами Мамедов | 9 |
Пошаговая модель становления образования для устойчивого развития. С.В. Алексеев | 13 |
Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития. Д.С. Ермаков | 15 |
International Social and Medical Care Program(Social and Medical Care and Education Socmed). Maria Vitagliano | 18 |
Международный проект ОМЕП по образованию для устойчивого развития: реализация в дошкольных учреждениях России. Н.А. Рыжова | 21 |
Образование в интересах устойчивого развития и готовность студентов к профессиональной экологической деятельности. Л.В. Попова | 25 |
Переподготовка в Сколково российских топ-менеджеров по водопользованию в контексте устойчивого развития. В.С. Петросян | 27 |
Секция «Прогресс в области образования для устойчивого развития» | 31 |
Методологические аспекты экологического образования | 31 |
Образовательные парадигмы и модели содержания экологического образования для устойчивого развития. Е.Н. Дзятковская | 31 |
Экологическое образование в условиях нарастающей дестабилизации техносферы. С.Н. Голубчиков | 33 |
Деэкологизация общества как следствие его деинтеллектуализации. С.Н. Голубчиков, | 36 |
Проблемы устойчивого развития России в документах территориального планирования. К.В. Кивва | 40 |
Экологическое образование в контексте проектной культуры. Е.А. Когай | 42 |
Экологическое просвещение в интересах устойчивого развития. Н.И. Корякина | 44 |
Нормативно-правовое обеспечение образования в интересах устойчивого развития в России: история становления и современное состояние. Т.Е. Мельник | 48 |
Ориентиры образования в интересах устойчивого развития в современных условиях. А.А. Муратова | 49 |
Сетевое взаимодействие и партнёрство как основа для внедрения инноваций в системы образования стран Центральной Азии. Т.А. Шакирова | 51 |
Дошкольное и школьное экологическое образование | 57 |
Условия повышения эффективности формирования экологической компетентности учащихся. И.А. Аболмасова | 57 |
Роль эколого-образовательной среды в формировании ключевых образовательных компетентностей учащихся. М.В. Аргунова | 59 |
Методики бесприборной оценки качества воды при выполнении школьных проектов. А.Ф. Гордова | 70 |
Экологическое образование через интеграцию физики и экологии путь к здоровью и устойчивому развитию. Т.Д. Горохова, А.Е. Карма, Е.Е. Горохова | 72 |
Предложения к оценке образования для устойчивого развития. Н.В. Груздева | 73 |
Институциональный подход, как условие формирования экологической культуры у учащихся школ северного региона. И.А. Кискаев | 76 |
Использование активных форм работы в ЭОУР. М.В. Миронычева | 78 |
Окружная экологическая научно-практическая конференции для школьников «Экологическая безопасность и окружающая среда»: из опыта работы. Е.Н. Наумова | 81 |
Экологическая подготовка учителей начальных классов с использованием региональных особенностей юга Украины. Т.Д. Олексенко, В.В. Молодиченко | 82 |
Пути совершенствования экологического образования. О.Ф. Панфилова, Н.В. Пильщикова | 85 |
Какая экологическая практика нужна основной школе? В.И. Пахомов | 86 |
Учебная исследовательская деятельность в интересах устойчивого развития. Н.В. Пильщикова, О.Ф. Панфилова | 89 |
Эксперимент в детском саду: век XXI. Т.В. Потапова | 91 |
Проведение занятий на природе в отечественной и зарубежной практике как необходимый элемент подготовки специалистов-экологов. М.В. Почитаева | 94 |
Организация системы экологического образования. Т.В. Уткина | 97 |
Реализация идей образования для устойчивого развития в детских садах Волгоградской области. Л.Б. Черезова | 101 |
Подготовка преподавателей и высшая школа | 104 |
Возможности использования Интернет в экологическом образовании для устойчивого развития в ВУЗах. А.А. Авраменко | 104 |
Новые учебные дисциплины для образования в интересах устойчивого развития в высшей школе. Е.Н. Анашкина | 106 |
Формирование эколого-педагогической компетентности будущего учителя в интересах устойчивого развития. Л.Д. Бобылёва, О.В. Бобылёва | 109 |
Пришло время термина «экология планет». Л.Л. Будаева, Е.И. Хабарова | 111 |
Соотнесение экологических дефиниций с иерархически структурированными экосистемами вне биосферы. Е.А. Дёмчева, Е.И. Хабарова | 112 |
Роль дистанционного курса методиста в формировании сетевого профессионального сообщества учителей биологии и экологии Зеленоградского округа г. Москвы. М.Т. Дмитриева | 114 |
Интернет-ресурс учебно-методического комплекса подготовки специалистов по программе "Экологическая безопасность». В.М. Колодкин, Е.В. Максимова | 116 |
Экологическое образование в технических вузах. Е.В. Крайнюк, Ю.В. Буц | 118 |
Инновационные подходы в подготовке специалистов по экологической безопасности. В.В. Меньшиков | 119 |
«Терминологическое поле» в образовании для устойчивого развития (к проблеме определения понятия «педагогические технологии»). О.Н. Пономарёва | 121 |
Виртуальное погружение в профессиональную среду как элемент инновационной стратегии в образовании для устойчивого развития. М.М. Редина, А.П. Хаустов | 124 |
Оптимизация социально-экологической подготовки преподавателей (на примере МНЭПУ). И.А. Сосунова | 127 |
Некоторые аспекты развития языка экологии. Е.И. Хабарова | 128 |
Экологическое образование проблемы и пути их решения. В.Ю. Цветков, А.А. Гайдаш | 129 |
Учёт региональных особенностей при переходе на двухуровневое образование по направлению «техносферная безопасность». О.А. Шевченко | 133 |
Дополнительное экологическое образование | 135 |
Комплексный подход в организации экологической деятельности подростков. Е.И. Абатуров | 135 |
Учебно-методическое обеспечение учреждений дополнительного экологического образования детей. А.А. Багомаев, Н.З. Гасанов | 138 |
Формы и методы, используемые Уссурийским заповедником для экологического образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения в интересах устойчивого развития. В.Н. Бисикалова | 140 |
Коллективная компетентность инновационной деятельности. Е.Г. Брындин | 142 |
Механизм построения внешкольного экологического образования Украины в контексте устойчивого развития общества. В.В. Вербицкий | 144 |
Возможности содружества общественной организации, центра дополнительного образования детей, центральной библиотечной сети, музеев и СМИ г.Балаково в экологическом образовании молодёжи в интересах устойчивого развития. А.М. Виноградова | 146 |
От пещерного комплекса Сикияз-Тамак до родника «Волшебный». А.И. Второва | 149 |
Вклад «Армянского проекта посадки деревьев» в развитие экологического образования Республики Армении. М.С. Геворгян | 151 |
Триада образовательного проекта «Экология Уральской долины: из века в век». В.Н. Домбровский | 153 |
Использование спортивных карт в практике экологического образования для устойчивого развития. Д.К. Дракова | 156 |
Болота Национального парка «Мещера» как объект экологического образования, просвещения и воспитания. З.Н. Дроздова | 157 |
Инновационное применение городских экологических троп в образовании и воспитании учащихся. П.И. Караневский, Е.А. Рябинина | 160 |
Устойчивое развитие в проектах внешкольного образования. О.А. Климанова | 163 |
Программа «Зелёные классы: Вода источник жизни». Л.Н. Колотилина, Е.Б. Книжникова | 166 |
Пути реализации экологического образования в интересах устойчивого развития. А.Н. Пересунько | 167 |
«Друзья заповедных островов» эффективная форма развития и координации детского экологического движения в интересах сохранения дикой природы и образования для устойчивого развития. Е.В. Печерица | 169 |
Игровые технологии в экологическом образовании и воспитании. Н.А. Подгузов | 171 |
Формирование экологической компетентности личности через массовые акции и конкурсы. Л.А. Пятко | 174 |
Исследование как универсальный способ познания. Из опыта Полевого учебного центра «Стриж». Г.А. Соколова | 176 |
Одно занятие по водной экологии в летнем лагере. И.П. Таранец | 178 |
Опыт взаимодействия общественных организаций с законодательными и государственными организациями для решения задач устойчивого развития. Р.Д. Хабибуллин, Л.А. Хабибуллина | 180 |
Туристская деятельность путь к экологической компетентности учащихся. М.О. Шамалова, П.И. Караневский, Е.А. Рябинина, А.И Аксиньина | 182 |
Экологическое просвещение | 184 |
Роль экологического онлайн образования в России и странах СНГ. Проблемы и перспективы. А.Б. Анарбаев, Р.И. Хаиров | 184 |
Формы и методы взаимодействияв области экологического образования, воспитания и просвещения. Т.Я. Ашихмина | 185 |
Экологическая неграмотность населения как одна из причин сокращения биологического разнообразия. И.В. Гордеева | 193 |
Экологическое просвещение: взгляд из провинции. Е.А. Ким | 195 |
Коммуникативные функции средств массовой информации в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды и эффективность их реализации. Е.Н. Латушкина | 198 |
Воспитание приоритетных ценностей у современной молодёжи. В.Д. Мелаш, Е.В. Гнатив, А. Мелаш | 201 |
Дом экологического просвещения, как региональная модель экологического образования. В.В. Морозов, З.И. Курбатова, К.В. Калинина | 202 |
Сохранение и развитие традиций научно-образовательной и эколого-просветительской деятельности в Музее землеведения МГУ. М.М. Пикуленко | 205 |
Секция «Экологическое земледелие: наука, практика и образование» | 207 |
Образовательная и просветительская деятельность НПО «Грин-ПИКъ» в области экологического земледелия России. Е.А. Воробьёва | 207 |
Школа бизнеса: экопромпарки зелёные точки роста новой экономики. С.С. Конин | 211 |
Специалисты-экопатологи новые кадры в экологическом земледелии. А.С. Керженцев | 214 |
Реализация активных методов обучения студентов при изучении экологических дисциплин в интересах устойчивого развития. Е.В. Плешакова | 217 |
Экологическое нормирование в экологическом земледелии обязательная составляющая УМК вузов России. М.Г. Жариков | 219 |
Обучение применению международных стандартов исследований и биобезопасности в агробиотехнологии. Г.А. Жариков | 221 |
Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам центр экологического земледелия в Республике. С.Л. Максимова | 223 |
Опыт экологического земледелия на приусадебном участке. Г.А. Плескачевская | 225 |
Информация для потребителя: контроль продукции в процессе производства путь к продуктам исключительного качества. Е.А. Воробьёва | 227 |
Памятка для фермера: биологические препараты в защите растений важная составляющая экологического земледелия. Л.В. Коломбет | 230 |
Перспективные биотехнологические средства защиты растений в экологическом земледелии. А.В. Шаланда | 231 |
На заметку агроному: новый биологический фитоактиватор и перспективы его практического применения в экологизированном растениеводстве. Т.А. Рябчинская, Г.Л. Харченко, И.Ю. Бобрешова, Н.А. Саранцева | 235 |
Просвещение населения по вопросам экологического земледелия. В.С. Федюкин | 237 |
Роль местных СМИ в распространении идей экологического земледелия. Т.Б. Петухова | 239 |
Интернет-журнал «Коммерческая биотехнология» популяризатор идей экологического земледелия в России. А.С. Григорян | 241 |
Экоземледельческий просветительский цикл: «Мастерство плодородия», «Защита вместо борьбы», «Мир вместо защиты». Н.И. Курдюмов | 243 |
Просветительская деятельность А.М.Игонина в области экологического земледелия. А.В. Шаланда | 245 |
Роль органов местного самоуправления в развитии агропромышленного комплекса и экологизации земледелия. И.В. Малышев | 249 |
Путешествия как способ самопросвещения в области экологического земледелия. Н.А. Шаланда | 250 |
Секция «Социальные проекты в интересах детей: здоровье и образование» | 252 |
Система здоровьесберегающей среды в СОШ № 1353 г. Москвы. Ю.И. Дмитриев | 252 |
Основные направления работы Зелёного креста по экологическому образованию и воспитанию населения в Почепском районе Брянской области. В.И. Корзанов | 254 |
Духовные ценности основа сохранения самого человека и государства в целом. В.М.Назаренко | 255 |
Экологическое образование для устойчивого развития важный фактор в сфере взаимосвязи экономики, общества и окружающей среды для создания новых идей и технологий. Ю.С. Сапига | 257 |
Конкретные шаги на пути к устойчивому развитию. М.Я. Соболь | 260 |
О здоровье, Чернобыле и гуманитарных программах. В.С. Шевцов | 263 |
Программа «экологическое воспитание и образование» в эколого-оздоровительном лагере «Десна». К.М. Корзанова | 267 |
Российская конференция «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики» | 270 |
Состояние, проблемы и перспективы развития возобновляемой энергетики. П.П. Безруких | 270 |
Программа SPARE/ШПИРЭ помогает реализации Федерального закона № 261 и сохранению климата. Л.С. Жирина, А.С. Шутенко, И.Н. Шешин, М.А. Шелкунова, Е.С. Жукова | 274 |
Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в образовательных учреждениях. А.А. Ильющенко | 276 |
Проект «Энeргоэффективный квартал» в г. Апатиты. Е.Н. Кругликова | 278 |
Вертикально-интегрированные фирмы в АПК площадка для обучения учащихся и студентов. М.А. Махотенко | 282 |
Использование органического вещества сельскохозяйственного происхождения для повышения биологической активности почв. И.П. Пантелейчук | 283 |
Зелёная энергетика против изменения климата национальные приоритеты и местные действия. О.Н. Сенова | 287 |
Водорослевая энергетика и проблема замыкания углеродного цикла. А.А. Соловьёв | 290 |
Потенциал сельскохозяйственных отходов и экологическая, энергетическая, продовольственная и климатическая безопасность. А.Н. Чумаков | 293 |
Хомобиотический оборот и проблемы энергосбережения. В.А. Шапиро | 297 |
«Вектор роста» как одна из возможных моделей энергоэкологического образования и просвещения. В.В. Шинкаренко, П.Б. Шелищ, В.В. Васекин | 299 |
Открытые информационные технологии путь экобразования. А.Е. Шкребец | 309 |
Альтернативная энергетика и инновационные подходы в подготовке специалистов. Е.Б. Яковлева | 311 |
Итоги XVII Международной конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития | 313 |
Итоги Российской конференции «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики» | 323 |
Список участников конференций | 327 |