Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга», от 7 февраля 2006 года № 122
В целях формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга, разработки практических мер по ее эффективной поддержке и дальнейшему развитию Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Одобрить Концепцию формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга (далее Концепция), представленную Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, согласно приложению.
Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при разработке нормативных правовых документов, регулирующих вопросы формирования экологической культуры, экологического просвещения и образования руководствоваться положениями Концепции.
Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.
Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 07.02.2006 N 122
Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга
Введение
Концепция формирования экологической культуры (далее Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) средах и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентации.
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей и гостей Санкт-Петербурга всех возрастов личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Уставе Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ней учтены результаты научных исследований, а также опыт экологического просвещения и образования.
Концепция является содержательной и организационной основой региональной политики в области формирования экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологической культуры населения, ее эффективной поддержке и дальнейшему развитию.
1. Цель и задачи формирования экологической культуры
Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе объединение усилий Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан в целях формирования экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
непрерывная и целеустремленная работа на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
распространение среди всех слоев населения Санкт-Петербурга экологических знаний;
привлечение средств массовой информации к консолидации жителей Санкт-Петербурга вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.
Формирование экологической культуры должно содействовать:
улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений благодаря бережному отношению к окружающей среде;
спокойствию, уверенности в улучшении состояния здоровья детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду;
консолидации усилий жителей Санкт-Петербурга для решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
повышению чувства личной ответственности лиц, принимающих решения, за воздействие на окружающую среду;
формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
экономии природных ресурсов, их рациональному использованию.
2. Основные принципы формирования экологической культуры
При формировании экологической культуры население рассматривается и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов и качеству жизни, видам производственной деятельности, а в конечном счете по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
Формирование экологической культуры базируется на принципах: учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики Санкт-Петербурга;
учета региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
использования основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
соблюдения демократических норм и требований, приоритета прав и свобод человека и гражданина;
связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
культивирования гуманистического отношения к природе;
открытости и доступности экологической информации для населения Санкт-Петербурга;
вовлечения предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
использования исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;
соблюдения экологического законодательства и неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.
Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации региональной политики в области экологического развития.
3. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.
Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.
Экологическое просвещение
В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей Санкт-Петербурга о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.
Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы, искусства и телевидения и практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Санкт-Петербурге в этом отношении положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий (Дни защиты от экологической опасности, Неделя окружающей среды, День Балтийского моря, международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд»). Накопленный опыт проведения общегородских экологических мероприятий показал необходимость ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы, самые широкие слои населения.
Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью контроля и координации этой деятельности исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:
вовлечение органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предпринимателей, общественных объединений, профсоюзов, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;
информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;
формирование экологически ориентированного общественного мнения. В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо: привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;
пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
проводить акции и мероприятия, побуждающие жителей Санкт-Петербурга к консолидации вокруг решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
повышать квалификацию специалистов в области экологического образования; воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
проводить специальные экологические информационные кампании на основе социальных заказов;
создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;
изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.
В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:
совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;
организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;
привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.
Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование
Экологическое образование направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В Санкт-Петербурге созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:
наличие квалифицированных педагогических кадров;
разработка предметной области «Экология» в рамках образовательного стандарта;
издание учебно-методического комплекса по предметной области «Экология»;
включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей;
формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых высшие учебные заведения готовят специалистов-экологов;
проведение международной экологической олимпиады и других международных конкурсов по экологии.
Приоритетными для Санкт-Петербурга являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:
разработка городского стандарта на квалификацию педагога-эколога на основе государственного образовательного стандарта;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования; .
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования;
распространение в учебных и социальных заведениях Санкт-Петербурга экологической литературы и выпуск городского периодического экологического издания для населения;
объединение школьных и студенческих коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города;
совершенствование системы и качества экологического образования;
организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой тематике;
создание информационного банка по экологическому образованию, включающего авторские программы по экологии, учебно-методическую литературу, нормативные документы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, требует координации со стороны исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. В целях повышения эффективности этой работы необходимо:
активизировать внимание населения к принимаемым руководителями и соответствующими специалистами решений, связанных с воздействием на окружающую среду;
ужесточить меры ответственности руководителей и специалистов за действия или бездействие, следствием которых явилось загрязнение окружающей среды;
формировать общественное мнение по поводу необходимости и престижности переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
повышать информированность деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и устойчивого развития;
издавать специальную литературу для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды;
создать единый банк данных, доступный для жителей Санкт-Петербурга, о руководителях и специалистах, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Разработка экономического механизма и нормативно-правовой базы
Экономический механизм в области формирования экологической культуры направлен на стимулирование экологически ответственного поведения в процессах производственной деятельности, в местах проживания и отдыха населения.
В процессе производственной деятельности стимулирование экологически ответственного поведения включает:
льготное налогообложение при выпуске экологически сертифицированной продукции;
льготное налогообложение при внедрении малоотходных технологий и соблюдении экологической культуры производства;
организацию городских конкурсов с вручением денежных премий за внедрение малоотходных технологий и соблюдение экологической культуры производства;
льготное налогообложение и другие формы стимулирования для предприятий и организаций, занимающихся спонсорской деятельностью, а также финансирующих работы по улучшению природной среды.
В местах проживания и отдыха населения для стимулирования экологически ответственного поведения целесообразно осуществлять:
организацию городских конкурсов с вручением денежных премий для лучших микрорайонов и муниципальных образований;
материальное стимулирование инициативной деятельности горожан, которые в свободное время занимаются благоустройством территорий;
материальное стимулирование деятельности, направленной на пропаганду экологических знаний.
В целях разработки и совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с положениями главы 1 Конституции Российской Федерации (статьи 2, 7, 9, 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на региональном уровне могут быть приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, усиление ответственности за экологические правонарушения.
Распространение экологических знаний
По инициативе исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, в настоящее время организовано:
издание ежегодного аналитического обзора по экологической обстановке в Санкт-Петербурге, сборников нормативно-правовых документов и информационных материалов;
функционирование видеотеки экологических фильмов (более 400) из разных стран мира;
представление на сайте Правительства Санкт-Петербурга тематической страницы с информацией о состоянии окружающей среды города, экологическом законодательстве, о проводимых в Санкт-Петербурге мероприятиях в области экологического просвещения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
проведение совещаний, семинаров и круглых столов по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основными направлениями распространения экологических знаний, поддерживаемых Правительством Санкт-Петербурга, являются:
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;
обеспечение доступа граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;
разработка информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт Санкт-Петербурга», тематических карт с текущей экологической обстановкой на территории Санкт-Петербурга;
увеличение объемов издаваемой экологической литературы, включая выпуск обзоров по экологической обстановке в районах Санкт-Петербурга, массовых изданий по вопросам
охраны окружающей среды для населения города, сборников нормативно-правовых документов и информационных материалов;
развитие видеотеки экологических фильмов и тематической экологической страницы на сайте Правительства Санкт-Петербурга;
информационная поддержка всех средств массовой информации;
стремление обсуждать публично актуальные вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
4. Пути и средства реализации политики в области формирования экологической культуры
В сфере государственного управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить:
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
создание координационного общественного совета по вопросам формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения;
разработку и внедрение системы показателей количественных критериев эффективности проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга политики;
привлечение руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, рядовых сотрудников к мероприятиям по формированию экологической культуры.
В области нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры необходимо создать соответствующий эффективный правовой механизм, а именно:
обеспечить учет основных положений настоящей Концепции при разработке проектов законов Санкт-Петербурга;
разработать проект закона Санкт-Петербурга «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге»;
предусмотреть внесение изменений в законодательство Санкт-Петербурга в части, касающейся ужесточения ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды.
В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры надо привлекать бюджетные и внебюджетные средства. Для этого необходимо:
обеспечить адекватное бюджетное финансирование мероприятий по формированию экологической культуры;
разработать, принять и реализовать долгосрочную региональную программу «Формирование и развитие экологической культуры в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы и в перспективе до 2020 года» с учетом особенностей различных групп населения и территориальных особенностей Санкт-Петербурга;
создать условия для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры;
активно привлекать к сотрудничеству бизнес-структуры, поддерживать предпринимательскую деятельность, направленную на формирование экологической культуры, развитие экологического образования путем установления налоговых и иных льгот.
В идейно-нравственной сфере целесообразно:
пропагандировать принципы устойчивого развития как основу стратегии коэволюционного развития общества в гармонии с окружающей средой;
создавать образ жителя Санкт-Петербурга как человека с высоким уровнем экологической культуры;
формировать экологически ответственное поведение населения Санкт-Петербурга как нравственную норму жизнедеятельности.
В системе экологического образования целесообразно:
включить в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до последипломного образования) модульные программы экологической направленности;
ввести в учебный план общеобразовательной школы (9-11 классы) обязательный предмет «Экология» за счет регионального компонента;
использовать эколого-образовательные и социально-экологические проекты и программы в системе формального и неформального образования для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей;
создать эколого-образовательные и просветительные центры на базе ведущих высших учебных заведений, Домов творчества юных, школ, лицеев, гимназий экологического профиля, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, крупных промышленных предприятий;
организовывать выезды различных категорий населения на природу путем организации программы «Экологический автобус» (при каждом координационном эколого-просветительном центре).
Воспитательный потенциал экологического просвещения может быть реализован посредством:
создания в образовательных учреждениях уголков природы, «живых уголков», ботанических садов;
проведения общегородских конкурсов на лучший двор, лучшую улицу, лучшее муниципальное образование;
воспитания у населения культуры обращения с бытовыми отходами;
проведения городских конкурсов экологического рисунка и плаката (среди детей, студентов, художников), фотографий, литературных произведений (сочинений школьников, публикаций студентов и литераторов по экологической тематике, видеофильмов, поделок из природных материалов, показов экологической моды и дизайна);
создания телевизионных программ на региональном канале, раскрывающих взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния природы и человека; организации встреч с учеными-экологами, специалистами природоохранных служб, лидерами общественных организаций;
проведения городских мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения под лозунгом «Экологическая безопасность залог национальной безопасности России»;
популяризации экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями и Правительством Санкт-Петербурга;
издания региональных журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространение среди населения Санкт-Петербурга.
|