Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Российские нормативно-правовые документы Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении»
Российские нормативно-правовые документы

Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении» от 27 января 2005 года З № 415–III


Президент Республики Саха (Якутия)
В.Штыров
г. Якутск
27 января 2005 года

Целью настоящего закона является создание правовой основы для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, а также условий для ее реализации в Республике Саха (Якутия).

Закон определяет основные принципы государственной политики в данной области с учетом экологических традиций народов, населяющих Республику Саха (Якутия).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека;

2) экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;

3) экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получения специальных знаний и практических умений и навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;

4) экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры;

5) экологическая информация – сведения о состоянии окружающей среды, протекающих в ней обратимых и необратимых процессах, в том числе о загрязнении среды, истощении ресурсов, связанных с антропогенными воздействиями на нее;

6) экологическая картина мира – отражение в сознании человека системы важнейших экологических принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас материального мира;

7) экологизация школьного образования – процесс неуклонного и последовательного проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов во все школьные учебные предметы;

8) управление в области экологической культуры – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования общественного экологического сознания через систему непрерывного экологического образования и просвещения, координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом;

9) система экологического образования и просвещения – совокупность преемственных эколого-образовательных программ, созданных на основе государственных образовательных стандартов в области экологического образования различного уровня и направленности; сети реализующих их организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления экологическим образованием.

Статья 2. Задачи в области экологического образования и просвещения

Основными задачами в области экологического образования и просвещения являются:

разграничение полномочий в области экологического образования и просвещения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления образованием различного уровня, а также некоммерческими организациями и гражданами, ответственными за формирование экологической культуры личности;

создание условий для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, а также условий для ее реализации в Республике Саха (Якутия).

Статья 3. Гарантии в сфере экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия)

В Республике Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством гарантируется право на:

создание системы общего и профессионального экологического образования и просвещения и соответствующих социально-экономических условий для формирования экологической культуры;

обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний, а также специальных курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию в образовательных учреждениях независимо от их типа и вида;

обеспечение экологического просвещения для людей всех возрастов;

обеспечение свободного доступа населения к экологической информации;

экологическую подготовку руководителей министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, иных должностных лиц и специалистов, граждан, связанных с деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека на территории Республики Саха (Якутия);

распространение экологических знаний, природоохранного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации;

участие в реализации государственной политики в области экологического образования и просвещения;

создание организаций и объединений в области экологического образования и просвещения;

обеспечение равноправных прав и свобод в области сохранения и развития национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) в сфере формирования экологической культуры.

Статья 4. Принципы государственной политики в области экологического образования и просвещения

Основными принципами государственной политики в области экологического образования и просвещения определены:

приоритетность экологических знаний в системе образования;

гарантированность и всеобщность приобретения необходимого минимума экологического образования;

открытость и доступность экологической информации;

системность, комплексность, непрерывность экологического образования и просвещения;

гласность в вопросах разработки и реализации государственной политики и программ в области экологического образования и просвещения;

направленность на выработку в процессе обучения четкого понимания гражданами личной ответственности за сохранение и восстановление природной среды, бережного использования ее ресурсов, а также на формирование соответствующих норм поведения;

направленность на стимулирование конкретной деятельности по развитию системы экологического образования и просвещения;

согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, учебных заведений, организаций и учреждений, ведающих вопросами образования, культуры и науки, средств массовой информации, некоммерческих организаций и граждан в области экологического образования и просвещения;

сочетание государственного управления и общественного самоуправления в системе непрерывного экологического образования и просвещения;

преемственность мирового опыта, опыта Российской Федерации, учет международных рекомендаций в области экологического образования и просвещения;

поддержка межрегионального и международного сотрудничества в области экологического образования и просвещения;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за создание условий для получения гражданами экологического образования и просвещения;

использование опыта коренных народов Республики Саха (Якутия) в системе экологического образования и просвещения, а также подготовки кадров в данной области;

признание ценности и необходимости использования эколого-педагогического опыта коренных народов Республики Саха (Якутия).

Статья 5. Законодательство в области экологического образования и просвещения

Законодательство в области экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия), законах и иных нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия).

Статья 6. Сфера действия настоящего закона

Действие настоящего закона распространяется на:

органы государственной власти, а также на органы местного самоуправления в пределах их компетенции;

органы образования вне зависимости от их статуса и принадлежности;

организации всех форм собственности, а также на некоммерческие организации, связанные с производственной природоохранной деятельностью;

каждого человека в целях формирования у него ответственности за сохранение природы и окружающей среды, а также за свое здоровье и здоровье окружающих.

Глава 2. Полномочия в области экологического образования и просвещения

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия)

К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области экологического образования и просвещения, создание условий для их реализации;

2) организация республиканской системы непрерывного экологического образования и просвещения, создание инфраструктуры для ее обеспечения;

3) создание республиканской межведомственной комиссии по вопросам экологического образования и просвещения;

4) утверждение и реализация республиканской целевой программы по экологическому образованию и просвещению, а также иных республиканских программ, отражающих вопросы экологического образования и просвещения;

5) координация деятельности органов государственного управления Республики Саха (Якутия) в области экологического образования и просвещения;

6) участие в федеральных и международных программах в области экологического образования и просвещения;

7) предусмотрение в рамках реализации республиканской целевой программы по охране окружающей среды расходов на экологическое образование и просвещение;

8) установление порядка подготовки и аттестации по вопросам охраны природы государственных служащих и специалистов организаций и предприятий, связанных с деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье населения Республики Саха (Якутия);

9) подготовка и повышение квалификации специалистов-экологов, научных, педагогических кадров и государственных служащих системы экологического образования и просвещения;

10) научное, информационное и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного экологического образования и просвещения;

11) создание соответствующих условий для обеспечения права граждан на получение достоверной экологической информации;

12) информирование населения по вопросам экологии и природопользования, а также о ходе реализации республиканской программы и планов в сфере реализации экологической политики;

13) обеспечение исполнения настоящего закона;

14) иные полномочия в области экологического образования и просвещения в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) вправе:

1) организовывать и обеспечивать систему непрерывного экологического образования и просвещения на муниципальном уровне;

2) создавать муниципальную межведомственную комиссию по вопросам экологического образования и просвещения;

3) участвовать в разработке и реализации республиканских программ в области экологического образования и просвещения;

4) разрабатывать и реализовывать муниципальные программы в области экологического образования и просвещения.

Статья 9. Участие некоммерческих организаций и граждан в реализации государственной политики в области экологического образования и просвещения

1. Некоммерческие организации и граждане имеют право:

1) вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в области экологического образования и просвещения;

2) участвовать в разработке проектов республиканской и муниципальных целевых программ в области экологического образования и просвещения;

3) осуществлять общественный контроль в области экологического образования и просвещения;

4) принимать участие в подготовке федеральных программ и программ международного сотрудничества в области экологического образования и просвещения;

5) запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности в области экологического образования и просвещения;

6) вести деятельность в области экологического просвещения.

2. Некоммерческие организации и граждане осуществляют деятельность по экологическому образованию на основании государственной лицензии, получаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Система экологического образования и просвещения Республики Саха (Якутия)

Статья 10. Понятие системы экологического образования

Система комплексного и непрерывного экологического образования охватывает весь процесс дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях.

Система экологического образования в Республике Саха (Якутия) представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных эколого-образовательных программ и государственных образовательных стандартов в области экологического образования различного уровня и направленности;

сети реализующих их организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления экологическим образованием.

Статья 11. Общие требования к содержанию экологического образования и просвещения

1. Содержание экологического образования и просвещения является одним из факторов устойчивого развития природы и общества в Республике Саха (Якутия) и должно быть ориентировано на формирование экологической культуры личности.

2. Содержание экологического образования и просвещения должно обеспечивать:

1) выполнение федеральных требований к экологическому образованию с учетом региональных экологических, социальных и экономических особенностей территории;

2) формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и ступени обучения экологической картины мира;

3) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на оптимизацию окружающей среды.

3. Содержание профессионального образования любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися соответствующих специальности, базовых знаний и умений в области экологии.

4. Содержание педагогического образования любого уровня, обеспечивая усвоение фундаментальных экологических знаний, должно также включать профессиональную эколого-педагогическую подготовку, результатом которой является готовность педагогов к формированию экологической культуры учащихся.

5. В содержании экологического образования и просвещения учитывается эколого-педагогический опыт коренных народов Республики Саха (Якутия).

Статья 12. Государственные образовательные стандарты в области экологического образования

1. В Республике Саха (Якутия) в области экологического образования действуют государственные образовательные стандарты, которые являются основой для разработки учебных программ и мониторинга его качества для всех видов, форм и уровней образования.

2. Государственные образовательные стандарты экологического образования включают национально-региональные компоненты, отражающие региональные особенности природы, населения, истории, культуры, экономики и экологического состояния Республики Саха (Якутия).

3. Порядок разработки, утверждения и введения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов экологического образования устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 13. Дошкольное экологическое воспитание

1. Родители (законные представители) обязаны формировать у детей нормы и правила поведения в окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе.

2. При аттестации дошкольных образовательных учреждений обязательно учитывается наличие программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей.

Статья 14. Школьное и внешкольное экологическое образование

1. Экологизация школьного образования производится путем включения экологических аспектов во все предметы, введения учебного предмета экологического содержания на завершающем этапе основного общего образования и является обязательной.

В образовательных программах учреждений различных типов и видов независимо от профиля и форм собственности предусматривается преподавание основ экологических знаний. Эколого-образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными и должны включать региональный компонент.

2. В Республике Саха (Якутия) осуществляется всесторонняя поддержка:

образовательных учреждений дополнительного образования детей экологической направленности: станций юных натуралистов, экологических центров, очно-заочных экологических школ, детских природных экологических парков, детских домов творчества;

детских общественных экологических организаций;

экологических лагерей и экспедиций для детей и подростков;

внешкольных форм экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях, клубах, музеях, библиотеках, других учреждениях, экологических кружках, а также на базе особо охраняемых природных территорий;

школьного экологического мониторинга.

Статья 15. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

В соответствии с профилем образовательного учреждения начальной и средней профессиональной школы обеспечивается преподавание дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 16. Экологическое образование в высших учебных заведениях

В высших учебных заведениях Республики Саха (Якутия) ввести:

1) подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов в области природопользования и охраны окружающей среды;

2) подготовку и переподготовку педагогических кадров (работников дошкольных учреждений, учителей школ, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений) для обеспечения в Республике Саха (Якутия) непрерывного экологического образования;

3) преподавание дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию на всех факультетах вне зависимости от специализации.

Статья 17. Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством и должна учитываться при проведении профессиональной аттестации.

Статья 18. Экологическое самообразование

В целях обеспечения условий для экологического самообразования граждан органами местного самоуправления в установленном порядке может осуществляться поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (открытых народных университетов, дистанционного экологического образования, постоянно действующих лекториев, музеев, кружков, клубов по интересам, выставок, семинаров, конференций и тому подобного).

Статья 19. Экологическое просвещение

1. Экологическое просвещение является неотъемлемой частью системы экологического образования и просвещения.

2. В целях обеспечения конституционных прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Республике Саха (Якутия) экологическое просвещение населения осуществляется через деятельность средств массовой информации, музеев, библиотек, лекториев, эколого-просветительных центров, некоммерческих организаций, объединений граждан и иных объектов информационного эколого-образовательного пространства.

3. Пропаганда экологических знаний и распространение достоверной информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов может осуществляться через средства массовой информации, в том числе посредством выпуска специализированных радио- и телепрограмм, социальной рекламы, печатных изданий, программ и передач экологического характера.

4. Библиотеки в Республике Саха (Якутия) могут осуществлять деятельность в области экологического образования и просвещения, в том числе являться центрами экологического образования и просвещения. В этих целях они комплектуют экологические книжные фонды, формируют банки библиографических данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией.

5. Музеи в Республике Саха (Якутия) могут осуществлять деятельность в области экологического образования и просвещения, в том числе являться центрами экологического образования и просвещения. В этих целях они могут комплектовать музейные фонды вещественными, документальными, фото-, видеоматериалами, компакт-дисками экологического содержания, организовывать экспозиции, стационарные и передвижные выставки о состоянии окружающей среды и здоровья населения и осуществлять эколого-просветительскую деятельность.

6. Особо охраняемые природные территории (государственные заповедники, природные парки и другое) как объекты, относящиеся к эколого-культурному достоянию народов Республики Саха (Якутия), осуществляют эколого-просветительскую деятельность.

В этих целях осуществляется:

1) организация постоянно действующей системы экологического просвещения на базе государственных заповедников и природных парков Республики Саха (Якутия), создание в них соответствующих структурных подразделений, информационно-просветительских центров и музеев природы;

2) разработка и реализация эколого-просветительских программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;

3) создание условий для проведения летних экологических лагерей и экспедиций, в первую очередь для учащихся школ, профессиональной стажировки педагогов и студентов;

4) развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения.

7. Некоммерческие организации и объединения граждан экологической направленности всемерно содействуют разработке и внедрению эколого-образовательных и просветительских программ для разных слоев населения, осуществляют эколого-просветительскую деятельность в соответствии со своими уставными обязательствами.

Глава 4. Механизм реализации государственной политики в области экологического образования и просвещения

Статья 20. Механизм реализации законодательства в области экологического образования и просвещения

Для реализации законодательства в области экологического образования и просвещения применяются следующие способы:

1) создание системы непрерывного экологического образования и просвещения;

2) государственная поддержка деятельности системы экологического образования и просвещения;

3) реализация федеральных целевых программ по экологическому образованию и просвещению;

4) разработка региональных и муниципальных компонентов стандартов экологического образования;

5) включение вопросов рационального природопользования, охраны окружающей среды как показателей устойчивого развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в учебные планы на всех уровнях образования;

6) создание условий для поддержки и распространения опыта коренных народов Республики Саха (Якутия) в области этно-экологического воспитания подрастающего поколения;

7) усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

8) подготовка и переподготовка педагогических кадров в области экологии для всех уровней системы образования и просвещения;

9) включение вопросов экологии, в том числе рационального природопользования, охраны окружающей среды, и устойчивого развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в учебные планы на всех уровнях образования;

10) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в республиканские и местные программы развития территорий;

11) развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

12) поддержка и публикация материалов по вопросам рационализации природопользования и охраны окружающей среды в средствах массовой информации;

13) организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования;

14) создание социальной рекламы и наглядной агитации;

15) создание республиканской системы грантовых программ, участие в российских и международных грантовых программах;

16) эколого-просветительская деятельность некоммерческих организаций и объединений граждан, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей;

17) распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Статья 21. Республиканская и муниципальные целевые программы и подпрограммы в области экологического образования и просвещения

Организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области экологического образования и просвещения являются республиканская и муниципальные целевые программы и подпрограммы, разрабатываемые соответствующими межведомственными комиссиями по вопросам экологического образования и просвещения с учетом представленных на конкурсной основе проектов программ.

Статья 22. Государственное управление в области экологического образования и просвещения

Функции управления в области экологического образования и просвещения осуществляются Правительством Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, специальными уполномоченными учреждениями, государственными органами в пределах их полномочий, республиканской, муниципальными межведомственные комиссиями по вопросам экологического образования и просвещения.

Статья 23. Межведомственная координация деятельности и консультационные советы в области экологического образования и просвещения

1. Для координации деятельности органов государственной власти, учреждений и некоммерческих организаций в области экологического образования и просвещения создаются республиканская и муниципальные межведомственные комиссии.

2. Республиканская межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению (далее – комиссия) создается Правительством Республики Саха (Якутия).

В состав комиссии входят представители министерств и иных органов государственного управления, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования, науки, культуры, охраны окружающей среды, учебных заведений, средств массовой информации, здравоохранения, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области экологического образования и просвещения.

3. Комиссия осуществляет:

1) взаимодействие специально уполномоченных государственных органов в области окружающей природной среды, образовательных, научных, культурных учреждений, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области экологического образования и просвещения;

2) разработку стратегии развития республиканской системы экологического образования и просвещения;

3) координацию деятельности системы непрерывного экологического образования и просвещения;

4) координацию разработки республиканской целевой программы в области экологического образования и просвещения с последующим внесением ее на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия);

5) сбор предложений по созданию системы информационного обеспечения экологического образования и просвещения;

6) рассмотрение вопросов целевого использования финансовых средств, выделяемых на экологическое образование и просвещение;

7) межрегиональное и международное сотрудничество в области экологического образования и просвещения;

8) контроль за реализацией программ в области экологического образования и просвещения.

4. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в данной области.

Статья 24. Межрегиональное и международное сотрудничество в области экологического образования и просвещения

Сотрудничество в области экологического образования и просвещения на государственном, ведомственном и общественном уровнях с природоохранными, научными и образовательными структурами Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья осуществляется в соответствии с законодательством и международными соглашениями.

Статья 25. Финансовое обеспечение деятельности в области экологического образования и просвещения

Деятельность в области экологического образования и просвещения осуществляется за счет:

1) государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

2) федерального бюджета;

3) местных бюджетов;

4) благотворительных поступлений;

5) средств граждан, юридических лиц, в том числе иностранных;

6) грантов государственных, коммерческих и некоммерческих благотворительных фондов и организаций, в том числе международных;

7) иных не запрещенных законом финансовых поступлений.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 26. Контроль за исполнением настоящего закона

Контроль за исполнением настоящего закона осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, ведающие вопросами образования, охраны окружающей природной среды.

Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего закона

Нарушение настоящего закона влечет ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 28. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поиск