Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Российские нормативно-правовые документы Закон Ханты-Мансийского Автономного Округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа»
Российские нормативно-правовые документы

Закон Ханты-Мансийского Автономного Округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа» от 22 июня 2000 года N 56-оз (c изменениями на 14 ноября 2002 года)


Принят
Думой Ханты-Мансийского автономного округа
14 июня 2000 года

Губернатор Ханты-Мансийского автономногоокруга
А.В. Филиппенко
г. Ханты-Мансийск
22 июня 2000 года

Экологическое образование выступает важнейшим условием осуществления природоохранной политики, формирования экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности.

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования непрерывного образования в области экологии как одного из приоритетных направлений совершенствования образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:

экологическое образование (образование в области экологии) – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;

экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности государства и отдельного человека.

Статья 2. Законодательство об экологическом образовании

Отношения в области экологического образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа, законами Ханты-Мансийского автономного округа «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа» и «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Статья 3. Политика автономного округа в области экологического образования

1. Организационной основой политики автономного округа в области экологического образования является региональная программа экологического образования, устанавливающая финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение непрерывного образования в области экологии на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Региональная программа экологического образования разрабатывается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа на основе принципов и положений соответствующей федеральной программы.

Статья 4. Принципы региональной политики в области экологического образования

Политика автономного округа в области экологического образования осуществляется на следующих основных принципах:

а) обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования;

б) системность и непрерывность образования в области экологии;

в) направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;

г) согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовых форм по развитию на территории автономного округа образования в области экологии;

д) гласность в разработке и реализации программ в области экологического образования.

Статья 5. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов

1. В региональные компоненты государственных образовательных стандартов в установленном порядке включаются вопросы, касающиеся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

2. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов различных уровней образования разрабатываются, утверждаются и вводятся в порядке, установленном Губернатором автономного округа.

Глава II. Формы реализации образования в области экологии на территории Ханты-Мансийского автономного округа

Статья 6. Формы реализации экологического образования

На территории Ханты-Мансийского автономного округа непрерывное образование в области экологии осуществляется через:

а) обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные программы;

б) дополнительную (профессиональную) экологическую подготовку населения автономного округа;

в) эколого-просветительскую деятельность общественных объеди-нений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей;

г) организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования;

д) социальную рекламу и наглядную агитацию;

е) распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Статья 7. Преподавание экологических знаний в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования

1. Содержание образования в области экологии, реализуемого дошкольными и общеобразовательными (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждениями, а также учреждениями начального профессионального образования определяется программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе примерных образовательных программ, позволяющих овладеть минимумом экологических знаний.

2. Образовательные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, и учреждения дополнительного образования детей (станции юных туристов, натуралистов, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры и т.д.) могут реализовывать дополнительные программы по экологическому образованию на договорной основе за пределами определяющих их статус образовательных программ, сочетая теоретическую подготовку с практической деятельностью в области охраны окружающей природной среды.

Статья 8. Экологическое образование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

1. Учреждения среднего и высшего профессионального образования соответственно окружного и муниципального подчинения независимо от их профиля обязаны обеспечивать своих выпускников минимумом экологических знаний в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и государственными стандартами.

2. Приобретение экологических знаний осуществляется через специальные курсы по основам экологических знаний, охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

3. В учреждениях среднего и высшего профессионального образования окружного и муниципального подчинения осуществляется подготовка и переподготовка преподавательского состава (работников дошкольных учреждений, учителей школ, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений) для обеспечения на территории автономного округа непрерывного образования в области экологии.

Статья 9. Дополнительная (профессиональная) экологическая подготовка

1. Руководящие работники и специалисты предприятий, учреждений и организаций, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, служебные обязанности которых связаны с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека, а также иные категории специалистов в соответствии с программой экологического образования населения автономного округа по территориально-производственному принципу обязаны проходить не реже одного раза в 5 лет профессиональную (дополнительную) экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации.

2. Дополнительная (профессиональная) экологическая подготовка пере-численных в части 1 настоящей статьи лиц осуществляется в региональных учебных центрах дополнительного образования населения автономного округа по специальным программам образования в области экологии.

3. Лица, не прошедшие необходимую подготовку, не допускаются к выполнению работ, требующих соответствующих экологических знаний.

Статья 10. Экологическое просвещение населения автономного округа

Распространение экологических знаний и природоохранного законодательства среди населения автономного округа с целью повышения его экологической культуры и поддержки различных форм образования в области экологии обеспечивают органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления через все образовательные учреждения, а также средства массовой информации.

Статья 11. Участие организаций, общественных объединений и граждан в развитии на территории автономного округа экологического образования

Организации, учреждения, экологические и иные общественные объединения, а также граждане имеют право в установленном порядке участвовать в развитии на территории автономного округа экологического образования, в том числе:

а) участвовать в конкурсах по разработке программ экологического образования;

б) участвовать в реализации программ экологического образования;

в) создавать общественные фонды экологического образования;

г) распространять экологические и эколого-правовые знания;

д) принимать участие в разработке программ международного и межрегионального сотрудничества в области экологического образования;

е) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления этой деятельности;

ж) осуществлять иные действия по развитию на территории автономного округа экологического образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Глава III. Управление в области экологического образования

Статья 12. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области экологического образования

1. К компетенции Думы автономного округа в области экологического образования относится принятие законов и иных нормативных правовых актов в области экологического образования населения автономного округа.

2. К компетенции Правительства автономного округа в области экологического образования относятся:

а) определение основных направлений региональной политики в области экологического образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

б) создание структур для обеспечения непрерывного экологического образования;

в) информационное и научно-методическое обеспечение экологического образования;

г) разработка и реализация программ автономного округа в области экологического образования и иных программ, содержащих вопросы экологического образования;

д) участие в разработке и реализации федеральной, межрегиональных и международных программ экологического образования;

е) формирование бюджета автономного округа в части финансирования экологического образования и соответствующих фондов развития непрерывного экологического образования;

ж) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа в области экологического образования;

з) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа

К компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в области экологического образования относятся:

а) формирование местных бюджетов в части расходов на экологическое образование и соответствующих фондов развития экологического образования;

б) создание органов, осуществляющих управление экологическим образованием населения муниципального образования;

в) создание структур для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

г) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности подведомственных им образовательных учреждений в целях осуществления политики в области экологического образования;

д) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 14. Межведомственная координация деятельности по экологическому образованию

1. Координацию деятельности по обеспечению развития на территории автономного округа непрерывного экологического образования осуществляет межведомственная комиссия по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа создается Губернатором автономного округа и действует на основании утвержденного им положения.

3. На межведомственную комиссию по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа возлагаются координация деятельности государственных органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, образовательных, научных учреждений, организаций и общественных объединений по развитию на территории автономного округа образования в области экологии, а также обеспечение их взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории автономного округа.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут создавать межведомственные комиссии по экологическому образованию населения муниципального образования.

Статья 15. Консультативный совет

1. Для содействия Правительству Ханты-Мансийского автономного округа и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в разработке и реализации политики в области экологического образования, а также для информирования юридических и физических лиц по вопросам экологического образования, охраны окружающей природной среды и природопользования при указанных органах могут создаваться консультативные советы.

2. В состав консультативных советов входят эксперты, обладающие знаниями и опытом работы в сфере экологического образования, охраны окружающей природной среды, природопользования, экологической безопасности, культуры, науки.

Статья 16. Финансирование экологического образования

Деятельность по созданию, функционированию и развитию экологического образования на территории автономного округа финансируется за счет:

а) средств бюджета автономного округа;

б) средств местных бюджетов;

в) средств целевого бюджетного территориального экологического фонда (пункт в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 15 октября 2002 года N 52-оз);

г) поступлений из специальных страховых фондов;

д) благотворительных поступлений;

е) других не запрещенных законом источников.

Глава IV. Международное и межрегиональное сотрудничество в области экологического образования

Статья 17. Международное и межрегиональное сотрудничество в области экологического образования

Ханты-Мансийский автономный округ осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в области экологического образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, законодательством автономного округа, международными и межрегиональными соглашениями автономного округа.

Глава V. Заключительные положения

Статья 18. Приведение нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с настоящим Законом

Предложить Губернатору автономного округа и поручить Правительству автономного округа привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поиск