Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Четвертый Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения

Интервью ответственного редактора информационного вестника «Юношеские библиотеки России» Л.М. Иньковой с руководителем ВЦЭК О.В. Покровской


Л.М. Инькова: Отразилось ли неблагоприятно на проведении четвертого Всероссийского конкурса то, что регламентирующие документы о нем появились позже, чем предполагалось, и то, что отпали два прежних учредителя?

О.В. Покровская: Безусловно, отразилось.

Первоначально документы по Всероссийским смотрам-конкурсам разрабатывались тремя его учредителями (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ) и предусматривали их проведение через каждые два года.

Последний, третий, закончился в 2001г., значит, четвертый должен был состояться в 2004-2005гг. Однако реорганизация государственных структур – министерств изменило его судьбу. Все три министерства-учредителя после долгой волокиты с рассмотрением проектов документов отказались от проведения конкурса. Да и вообще документы о четвертом смотре-конкурсе, подготовленные ВЦЭК, не оказались бы в недрах названных министерств, если бы не настойчивая просьба председателя Государственного комитета по экологии Государственной Думы РФ В.А. Грачева поддержать его. За его подписью ушли письма персонально трем министрам. Отказать Государственной Думе в их рассмотрении не решились, но ответы В.А. Грачеву были уклончивы, а по сути отрицательны.

Министерство природных ресурсов РФ ссылалось на отсутствие в новом Положении о его функциях обязанности вести просветительскую деятельность. Министерство образования и науки не возражало против проведения смотра-конкурса, однако средств на поощрение победителей не обещало. Впрочем, и ранее, будучи учредителем конкурса, оно никогда не тратило ни копейки даже на поощрение школьных и вузовских библиотек.

Идея смотров-конкурсов работы библиотек по экологическому просвещению населения впервые была озвучена Министерством культуры в 1991г. Вскоре она была одобрена, подхвачена тогда еще Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, которое в дальнейшем всю организационную работу и материальное обеспечение взяло на себя. А в субъектах Федерации главными учредителями региональной деятельности стали подведомственные этому министерству комитеты.

В 2004г. нам казалось, что очередному смотру-конкурсу не бывать. Министерство охраны окружающей среды было реорганизовано в Министерство природных ресурсов, а его подразделения на местах ликвидированы.

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ передало нормативные документы Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое, спасибо ему, решило все-таки провести четвертый смотр-конкурс. Особенно мы благодарны руководителю Агентства М.Е. Швыдкому и в то время исполнявшему обязанности начальника отдела библиотек М.Н. Усачеву.

Приказ был подписан в мае 2005 г., и согласно ему, смотр-конкурс был объявлен на 2005-2006гг.

Я подробно говорю об истории четвертого смотра-конкурса для того, чтобы подчеркнуть главное – невозможно уничтожить то, что так нужно сегодня людям. А им нужны свежий воздух, чистая вода, здоровая земля, где растут здоровые овощи, цветут и плодоносят деревья. Экологическая проблематика вошла в живую ткань деятельности очень многих библиотек России.

Весь 2004 и половина 2005г. во ВЦЭК не умолкали телефоны со всех концов России. Задавали один вопрос: «Когда будет конкурс?». Многие регионы не стали ждать, когда Москва «родит» документ. Организовывались Оргкомитеты, вместо выбывших структур Министерства природных ресурсов конкурс поддерживался, как и раньше, природоохранными структурами администрации регионов. Основная тяжесть в проведении смотра-конкурса ложилась на структуры культуры. Мы отдаем им должное и признательны за постоянную заботу о библиотеках и развитии такого важного направления, как экологическое просвещение.

Конечно, не во всех субъектах Федерации их руководители отнеслись одинаково к проведению смотра-конкурса. Но, даже из этих регионов мы получаем от библиотек материалы на конкурс. Они как бы говорят: «Не поддерживают государственные структуры, местная администрация! А мы все равно участвуем в смотре-конкурсе».

Пройдя, как в поговорке, через огонь, воду и медные трубы, экологическое направление в библиотеках не только выжило, но даже утвердилось. Быть может, наступило такое время, когда мы не по приказам должны вершить доброе и вечное, а по зову сердца и пониманию, что человек, как и все живое, есть непреходящая ценность на Земле.

По размаху этот смотр-конкурс будет меньше, несколько меньше будет участников, вряд ли мы будем знать, сколько всего библиотек в нем участвовало, в редких обобщенных справках из регионов оргкомитеты приводили такие данные.

Л.И: ВЦЭК дал ли в дополнение к основополагающим документам свои рекомендации? Проводились ли необходимые консультации, стажировки?

О.П.: Критерии при оценке конкурсных работ были детально разработаны ВЦЭК совместно с библиотечными специалистами, занимающимися экологическим просвещением, ещё при подготовке к первому смотру-конкурсу. Однако они уточнялись, дополнялись, учитывая растущий уровень деятельности библиотек. На наш взгляд, более точные требования были сформулированы к третьему смотру-конкурсу, они лишь незначительно корректировались в субъектах Федерации с тем, чтобы учесть местные экологические проблемы.

Какие-либо дополнительные документы к основным (приказ Федерального агентства, Положение о смотре-конкурсе) не рассылались, поскольку там довольно детально прописаны ход, условия, порядок проведения первого и второго тура.

Вместе с тем в каждом регионе возникали свои проблемы, требующие уточнений. Для более тесной работы с регионами между сотрудниками ВЦЭК были распределены по 15-20 субъектов Федерации. В задачи кураторов входило, прежде всего, оказание помощи в организации и проведении смотра-конкурса для того, чтобы максимально полно были отражены местные особенности. Тесные контакты позволяют оперативно решать вопросы, давать советы, запрашивать дополнительные материалы. Все принципиальные сведения, касающиеся смотра-конкурса, помещаются на сайте «Экокультура».

Сдвинулись сроки проведения как первого, так и второго тура, а значит и сроки представления материалов на второй, российский тур. Это объяснялось всё той же задержкой выхода нормативных материалов о конкурсе. На местах их получили в июле, во многих администрациях они пролежали весь летний период, и в библиотеках оказались только к осени.

Фактически конкурс начался лишь во второй половине 2005г. Полгода было потеряно. ВЦЭК сейчас еле успевает отвечать на звонки, а в промежутках сам дозванивается до регионов. За консультациями едут к нам со всех концов России (Владимирской, Саратовской, Брянской, Липецкой, Кемеровской, Нижегородской, Ярославской и других областей).

Прошли стажировки библиотекари школьных библиотек Москвы и Московской области.

Л.И.: Первый этап конкурса завершился с соблюдением всех условий? Когда начали поступать в ВЦЭК первые материалы?

О.П.: По срокам, обозначенным в документах Федерального агентства, первый тур должен был завершиться до 31 декабря 2005г., а материалы победителей этого тура следовало выслать на второй тур до первого марта 2006г. для центральных библиотек субъектов Федерации (научных, юношеских, детских) срок подачи материалов был установлен до октября и прямо на второй тур, минуя первый, ведь равных им по возможностям в регионах нет. Они соревнуются на федеральном уровне с равными себе. От них материалы начали поступать в октябре 2005г.

Сейчас в ВЦЭК поступило 70 работ на второй тур: от 12 научных, 8 юношеских, 12 детских библиотек, от 3 детско-юношеских центров.

На Научном совете ВЦЭК, который прошел совместно с Оргкомитетом четвертого Всероссийского смотра-конкурса был рассмотрен его ход. Было решено пойти навстречу тем библиотекам, которые из-за административных неурядиц не смогли в указанные сроки представить материал.

Приходится с сожалением отметить, что ряд регионов не счёл нужным участвовать в этом конкурсе. Не называю пока такие регионы в надежде, что кто-то, передумав, еще включится в него, конкурс-то завершится в ноябре 2006г.

Л.И.: Что показывает самый предварительный просмотр поступивших материалов? Есть ли какие-то неожиданности или участвуют заведомо известные библиотеки, хорошо зарекомендовавшие себя в сфере экологического просвещения?

О.П.: Просмотр присланных на второй тур смотра материалов обнадеживает. Дело экологического просвещения в библиотеках России, несмотря ни на какие трудности, развивается, совершенствуется, наращивается опыт. Углубляется профессионализм, изыскиваются все новые и новые формы работы, присущие именно библиотекам. Среди них, разумеется, использование новых информационных технологий. Впервые, в условиях четвертого конкурса содержалось требование направлять материалы не только в печатном, но и в электронном виде. И работы в электронном виде присылают даже районные, городские, муниципальные библиотеки. Кстати, экологическое просвещение в районных библиотеках и их филиалах ведется более активно, эти проблемы острее воспринимаются селением, и отдача там эффективнее.

Есть ли неожиданности? Есть. К их числу отнесу проведение конкурсов в субъекте Федерации лучших библиотекарей-экологов, появление в библиотеках структур экологической направленности, участие в конкурсе библиотек, впервые решившихся заявить о себе. Скорее, это не неожиданности, а линии развития.

Вообще же экологическое направление развивается, можно сказать, устойчиво-волнообразно. Одни библиотеки, начав работу, последовательно продолжают и совершенствуют её. В библиотеках уже накоплен уникальный опыт, туда можно ездить учиться. Это и районные, и городские, и сельские библиотеки. По итогам третьего смотра-конкурса их свыше двухсот. Думаю, что в действительности их больше, просто мы не располагаем сведениями о тех, кто на региональном уровне работает достаточно стабильно, но не занял пока первых мест в первом региональном туре.

В то же время есть библиотеки, работающие волнообразно. Сегодня они – призеры, а в следующем смотре-конкурсе не участвуют, возможно, потому, что не смогли удержать высокий уровень. Нередко это вызвано тем, что специалисты-библиотекари, которые несут на себе всю нагрузку в области экологического просвещения данной библиотеки, меняют место работы. Ушел этот специалист из библиотеки, а новый не появился, вот работа заглохла. Как правило, это случается там, где дирекция библиотеки не инициирует данное направление.

Первыми, как обычно, прислали свои работы на второй тур смотра-конкурса региональные библиотеки, для которых экологическое направление стало приоритетным. Среди них – республиканская научная Дагестана; областные – Вологодская, Орловская, Брянская, Кемеровская; юношеские – республиканская Бурятии, областная Иркутская; Тверской областной детско-юношеский центр.

Материалы, присылаемые на четвертый конкурс отличает высокая культура оформления. В объемных папках каждый составляющий элемент зафиксирован в отдельном файле. Все разнообразие документов образует единое целое. Порой впечатляет даже перечень материалов. Так, в папке Орловской научной библиотеки более 60-ти приложений. Это ещё одна положительная черта конкурсных работ. Каждый тезис общей справки подтвержден конкретным материалом, поясняющим, как практически осуществляется экологическое просвещение.

Л.И.: Как организована оценка ВЦЭК присланных работ? Кто в жюри конкурса?

О.П.: По Положению о смотре-конкурсе право оценивать материалы предоставлено научно-методическому центру смотра-конкурса (ВЦЭК) и членам Оргкомитета Всероссийского конкурса.

Это строго соблюдается, хотя основная работа ложится на специалистов ВЦЭК. В рассмотрении работ принимают участие члены Оргкомитета: Н.В. Дунаева, В.Р. Островская, Л.М. Инькова, председатель Научного совета ВЦЭК Э.В. Гирусов и другие.

Для консультации привлекаются также сотрудники Федерального Агентства по печати и кинематографии, опытные специалисты библиотечного дела.

Каждая работа, поступившая на конкурс, регистрируется по специально разработанной форме. Эксперт, рассматривающий работу, сверяет её содержание с теми требованиями, которые предъявляются к данному типу библиотек. Эти данные также заносятся в специальный лист. Затем пишется развернутая аннотация, в ней непременно выделяются инновационные формы и методы, а в краткой аннотации формулируется суть работы библиотеки. Все это найдет отражение в справочнике по итогам смотра-конкурса. Эксперт же предлагает форму поощрения (победитель, лауреат, дипломант).

Когда заканчивается оценка всех работ, собирается рабочая группа из числа специалистов ВЦЭК, членов Оргкомитета и обсуждаются достоинства каждого материала. По итогам третьего смотра-конкурса были два спорных случая по вузовским библиотекам. Для их разрешения приглашался специалист из Министерства образования РФ.

Заверяю, что каждая работа рассматривается очень внимательно. И если сегодня она еще не может занять первые места, то мы иной раз видим в ней претендента на победителя в будущем.

Л.И.: Когда будет завершена характеристика поступивших работ? И как намечено подводить итоги четвертого Всероссийского смотра-конкурса?

О.П.: Итоги четвертого Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения будут подведены в сентябре-ноябре. Они будут рассмотрены на «круглом столе», который намечено провести на базе Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева. В его работе примет участие группа слушателей очередной Межгосударственной школы-семинара, которая будет проходить в то же время в Брянске.

Приглашаются библиотеки-победители и все, кто хотел бы участвовать в этом мероприятии.

Всем библиотекам, удостоенных званий победителя или лауреата, будут вручены дипломы и библиотечки. Дипломанты получат дипломы участника. Так что практически будут поощрены все.

Итоговые аналитические материалы будут освещаться в профессиональной печати и изданиях экологической направленности. На сайте «Экокультура» мы откроем постоянную рубрику, в которой будет публиковаться лучший опыт. Посетители сайта увидят также галерею лучших библиотекарей-экологов с их фотографиями и рассказом о том, что уже удалось и что ещё хотелось бы сделать.

Поиск