Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Проект «Экокейс»

Проект «Экокейс» был осуществлен Российской государственной библиотекой для молодёжи в рамках экоклуба «Пространство» совместно с Московским государственным гуманитарным университетом им. М. Шолохова с января по май 2015 года.

Кейс-стади – техника обучения, основанная на разборе конкретных, практических ситуаций. Метод стал одной из основных технологий бизнес-образования с начала XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета.

Цель проекта «Экокейс» – демонстрация возможностей применения метода кейс-стади для решения экологических проблем.

Работа над проектом «Экокейс» был разделена на теоретическую и практическую части. В разработке теоретической части непосредственное участие принимала студентка МГГУ им. М. Шолохова Екатерина Якименко (факультет естественный наук и экологии).

Теоретическая часть работы над проектом состояла из подборки информационных материалов по кейс-методике, рассказывающих об истории создания метода и сфере его применения. Были собраны различные источники дополнительной информации, в том числе и из фондов РГБМ.

Практическая часть состояла из социологического опроса, выявляющего степень обеспокоенности той или иной экологической проблемой и готовности принять участие в ее обсуждении, а также в составлении и разборе экологической проблемной ситуации, осуществленном на итоговой встрече в рамках проекта.

О методе

В Гарварде в 1870 году был создан метод обучения, представляющий погружение в реальную проблемную ситуацию. С тех пор этот метод набирал популярность, видоизменялся и превратился в один из основных форматов обучения и приобретения практических навыков, используемый среди студентов-экономистов.

Применение этого метода позволяет на практике применить свои знания, подойдя к вопросу творчески, развить лидерские качества, а также приобрести навыки работы в команде, и многое другое. По сути дела, эта методика не имеет аналогов относительно эффективности усвоения новых знаний и технологий.

Метод эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций менеджеров в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.

К сожалению, на данный момент крайне редко встречаются кейсы, посвящённые не экономической тематике.

Мастер-класс «Создание кейсов для решения экологических проблем»

С нашей точки зрения, умение правильно видеть проблемную экологическую ситуацию, системно подходить к решению сложных экологических проблем, необходимое условие адекватного вхождения в реальную профессиональную жизнь молодого специалиста-эколога.

Кроме того, создание и решение кейсов – это еще и увлекательный и очень интересный процесс.

Именно поэтому мы решили поднять проблему применения кейс-методики в решении экологических задач на просветительской площадке экоклуба «Пространство» РГБМ.

Вместе со студентами МГГУ им. М Шолохова с января по мая 2015 года был реализован проект «Эко-кейс».

Определение

Кейс-метод (case study) – это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией - классом, учебной группой, общественной организацией (А.С. Прутченков. Использование кейс-метода в преподавании экономики в школе – М.: МИОО, 2009.).

Метод case study, в последние десятилетия все активнее занимает ключевые позиции в российской школе, причем не только в высшей профессиональной, но и в обычной средней общеобразовательной. Все больше учителей и педагогов, непосредственно занимающихся воспитательной деятельностью в своих образовательных учреждениях, используют серьезный педагогический потенциал, который содержит в себе кейс-метод. Он лучше других методов учит разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации (Камалеева А.Р., Грузкова С. Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2013. – № 6. – С. 24-24. [Электронный ресурс]. URL: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/17 (дата обращения: 27.07.2015))

Кейс – всестороннее описание конкретной задачи, требующей практического решения.

Кейсы являются комплексным методом обучения, развивающим навыки анализа, презентации, работе в команде и культуру ситуационного анализа.

Кейс-метод решения практических задач существует для:

• развития навыков эффективной командной работы, лидерства, публичных выступлений и создания презентаций;
• оценки и принятия опыта ведущих экспертов в этой области.

Для успешного решения кейса необходимо:

1. Достаточный объем первичных и статистических данных
2. Участие модератора-специалиста в процессе написания кейса
3. Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющий применить разнообразные методы анализа при поиске решения

Информационные ресурсы

Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под. ред. Т.С. Паниной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

Кейс-методике посвящена целая глава книги, в которой кратко изложены основные характеристики этого метода. В главе дано определение кейс-метода, рассказывается об истории его создания, об особенностях внедрения в образовательную программу и преимуществах этой технологии.

Особо подчеркнута эффективность метода в процессе формирования личностных качеств обучающегося, указаны источники и этапы создания кейса, оговорены условия, которые необходимо учитывать при создании конкретной ситуации, определены этапы работы над ситуацией в аудитории и инструменты для решения готового кейса.

Эту книгу можно найти в РГБМ

Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие : (обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев ; под общ. ред. ; Ун-т информатизации и упр. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 293 с.

Глава 4, стр. 60-64

В книге кратко описывается кейсовая технология, с помощью которой возможно обучаться дистанционно.

Эту книгу можно найти в РГБМ

Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе / А.С. Прутченков//Экономика в школе. – 2011. – № 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf (дата обращения 5.08.2015)

Александр Сергеевич Прутченков является доктором педагогических наук и профессором кафедры экономики МИОО.

В статье дается подробное определение кейс-метода и описываются области его применения. Приводится история возникновения этой методики, рассказывается о современных лидерах, занимающихся «case study», дана классификация кейсов, предложены методы и инструменты для их решения, представлены преимущества кейс-метода.

Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И. Михайлова / Маркетинг. – 1999. – №1. – С.107-111

В статье описывается процесс разработки и использования кейс-метода в образовании. Акцент делается на этапах обучения методом кейс-стади: дана типология кейсов, представлены результаты использования метода и особенности совмещения его с другими методами обучения. Предлагаются источники готовых для решения кейсов.

Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

В книге описана методология использования в тренингах ролевых игр и кейсов, представлены ситуации по самым разным направлениям тренингов в сфере бизнеса – продажи, презентации, внедрение нововведений, мотивация и оценка сотрудников и т.д.

Книга будет интересна для психологов, тренеров, консультантов, специалистов, работающих с персоналом.

Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин //Инновации в образовании. – 2010. – № 3. – С. 15–36.

В статье рассмотрены общие требования к разработке кейсов, к выбору главных составляющих и особенных черт кейса, а также выбору структурной и текстовой составляющей кейса. Описаны возможности создания кейса по западному образцу при обучении в России.

Панфилова А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс технологиям. Под ред. профессора Соломина В.П. / А.П. Панфилова, Л.А. Громова, И.А. Богачек, В.А. Абчук. – СПб: Питер, 2004. – 236 с.

В предлагаемом издании представлена развернутая теоретическая характеристика всех методов, относящихся к ситуационным; показаны их специфика, целевое предназначение, механизм реализации, достоинства и недостатки; описываются более сотни конкретных ситуаций всех типов и видов, взятых из реальной практики управления. Книга предназначена для преподавателей, психологов и менеджеров по персоналу и инновационному развитию, а также для тех, кто получает управленческое образование в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А.М.Долгоруков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения 4.08.2015)

А.М. Долгоруков – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент Кафедры социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета «Высшая школа экономики».

В статье, кроме истории и определения методики, содержатся: признаки метода, его технологические особенности, характеристика видов анализа, «фазы» решения, разновидности презентации, критерии оценки участников, подчеркивается роль преподавателя, практикующего данный метод.

Основы кейс-метода – Президентская программа подготовки управленческих кадров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pprog.ru/Osnovi%20keis-metoda.doc (Дата обращения: 29.07.2015)

В статье приведено наиболее подробное описание всех этапов технологии обучения «кейс-стади»: от создания, анализа проблемной ситуации и до решения готового кейса. Дано четкое определение правильного выбранного кейса, дан сценарий организации занятий.

Окно в ситуационную методику обучения

Специализированный сайт, полностью посвященный ситуационной методике обучения, кейс-методу.

Кейс-сообщества Москвы

Кейс-движение становится одним из самых прогрессивных веяний среди студентов, активно развиваясь и как самостоятельная внеурочная деятельность. Кейс-клубы появляются на базе передовых ВУЗов и привлекают самых одарённых и амбициозных студентов.

Кейс Клуб ВШЭ

Кейс Клуб ВШЭ

Кейс Клуб Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» существует с 2004 года и на данный момент является крупнейшим некоммерческим студенческим объединением в Москве по решению бизнес-кейсов. Регулярно проводит занятия с экспертами из ведущих международных компаний, таких как McKinsey, Goldman Sachs, P&G, а также многих других.

Finance University Case Club

Finance University Case Club

Кейс-клуб Финансового университета – общество амбициозных молодых людей, пропагандирующих кейс-стади в стенах родного университета. Проводит тренинги, семинары, турниры по решению бизнес-кейсов совместно с представителями лучших международных компаний.

NES Case Club

NES Case Club

Кейс-клуб Российской экономической школы (РЭШ), организованный в 2010 году по инициативе группы студентов.

Open Case Club

Open Case Club

Кейс Клуб МГУ объединяет студентов и выпускников, которые интересуются развитием бизнеса, решением бизнес проблем и стремятся работать в сфере консалтинга. Кейс-клуб является основной общественной организацией в МГУ, чья деятельность направлена на популяризацию бизнес-кейсов, обучение методологии и изучение интересных отраслей бизнеса, и решение проблем в них.

MGIMO Business Club

MGIMO Business Club

Бизнес-клуб МГИМО – студенческое сообщество, основанное в 2001 году. Развивает новую концепцию взаимодействия студентов и компаний – B2S (Business-to-Students). При участии Бизнес-клуба было организовано более 200 встреч, бизнес-кейсов и мастер-классов с представителями ведущих компаний. Ежегодно с 2005 года проводит одну из крупнейших международных студенческих конференций на английском языке Emerging Europe, которая в 2015 году была преобразована в конференцию MGIMO Business Spring.

Студентам предлагаются мастер-классы от представителей международных консалтинговых компаний, а также множество тренингов и интерактивных семинаров, на которые будут приглашены успешные предприниматели, топ-менеджеры и эксперты в сфере бизнеса.

Национальная лига кейсов Changellenge

Национальная лига кейсов Changellenge

Национальная лига кейсов, занимается организацией крупных кейс-чемпионатов, сотрудничает с крупными аудиторскими и консалтинговыми компаниями, представители которых присутствуют на этом соревновании и по результатам чемпионата принимают лучших участников на стажировку.

Поиск