Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Эксперты о ДОУР

Покровская О.В. Библиотеки России в Десятилетии ООН по образованию для устойчивого развития


Более 20 лет библиотеки России ведут целенаправленную деятельность по экологическому просвещению населения. Сегодня мы, как и весь мир, вступили в Десятилетие образования ООН в интересах устойчивого развития (2005-2014гг.).

Необходимо не только разобраться в проблемах достижения устойчивого мира, но и понять свою роль, роль просветителей, включаясь в это десятилетие, проанализировать всё, что библиотеки сделали по распространению экологических знаний и на какие образовательные проблемы нас ориентирует международное сообщество в этой сфере.

Понимание этой ориентации приходит с учетом тех изменений, которые произошли в мире, и в нашей стране в частности, в социальной, экономической и политической жизни людей и сообществ. Изменилась не в лучшую сторону и экологическая картина Земли. С этими изменениями шла переоценка ценностей, менялись мировоззренческие взгляды, что заметно повлияло и на просветительскую деятельность. Надо определиться, какие просветительские ступени необходимо преодолеть, к чему звать, чему учить, каково главное содержание предлагаемых перемен.

Следует учесть и поступательный процесс в развитии новых технологий, которые решительно меняют структуру справочно-библиографического обеспечения интересов потребителей.

Изменились запросы читателей. На первый план вышло, как теперь говорят библиотекари, деловое чтение, т.е. чтение, необходимое для успешного учебного процесса или научной, производственной, предпринимательской деятельности. В библиотеках значительно изменился и состав читателей – стало больше молодежи, даже в федеральных и научных библиотеках субъектов Федерации.

Эти и множество других факторов потребовали пересмотра и совершенствования методической работы. Претерпело трансформацию и дело экологического образования в среднем общеобразовательном звене. После взлета оно пошло на убыль.

До сих пор не прекращаются дебаты – как с этим быть?

Заняты разрешением этой проблемы как Министерство образования и науки, так и Российская академия образования.

Эта проблема по-разному решается в разных регионах страны. В некоторых из них приняты законы об экологическом образовании. Не оставляют поле битвы за экологию и его энтузиасты, их много и влияние их ощутимо.

Нас же, библиотекарей, интересуют, прежде всего, те процессы, которые идут в эколого-просветительской сфере.

Анализируя пройденный путь можно заметить, что библиотеки активно включились в этот процесс, заняли в нём своё особое место, поняли многоаспектность экологической проблемы, внимательно отслеживая научную, научно-популярную и художественную литературу. В их руках всемирный, ничем незаменимый учитель – книга, которая собирает и обобщает научный потенциал глобальной проблемы человечества – экологической. Через книгу библиотекари, а через них и читатели познают, что экология не только естественнонаучные знания. Экология сегодня – это и экономические, и правовые знания, это культурный пласт развития взаимоотношений человека с природой.

В просветительскую деятельность уже давно настойчиво входит понятие «устойчивое развитие мира», хотя своё отношение к нему ни образователи, ни просветители ещё не определяли. Пришло время, когда мы должны это сделать не только потому, что международные организации настойчиво этого требуют; согласованный мир – это веление времени.

Понятие «устойчивое развитие» пришло к нам в 1992 году с Международной конференцией в Рио-де-Жанейро. Все публикации, раскрывающие его смысл утверждают, что ни наукой, ни практикой не сформулировано единого общепринятого определения «устойчивое развитие».

Но как бы оно ни трактовалось, все выделяют три составляющие части устойчивого развития: социально желательные, экономически жизнеспособные и экологически устойчивое развитие общества в целом и каждого региона в отдельности.

Целью же устойчивого развития является такое развитие цивилизации, которое удовлетворяет потребности поколения настоящего времени и не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Своим появлением идея устойчивого развития, как отмечается во многих документах и научных трудах, обязана экологической проблеме. Именно она потребовала от человечества такого развития, которое обеспечивало бы сохранение и продолжение жизни на Земле.

Нам, экопросветителям, очень важно иметь в виду, что экологическое образование и просвещение имеет такую же долгую историю, как и сама экологическая проблема, являющаяся наиболее весомой составляющей устойчивого развития. Этот фундаментальный вывод, сделанный мировым сообществом на множестве конференций, семинаров, форумах, и есть наша просветительская основа. Другими словами, экологическое просвещение – это и есть просвещение в интересах устойчивого развития.

Это означает так же, что библиотеки России, расширяя и совершенствуя дело экологического просвещения, идут по правильному пути, внося свой вклад в реализацию идей устойчивого развития.

Сегодня международные организации ООН, Европейский союз, концентрируя внимание на важность продвижения идей устойчивого развития, необходимым условием ставят развитие образования в этой области. Разработан проект стратегии образования в интересах устойчивого развития (ОУР). ОУР – это формирующаяся концепция, она, как и сама идея устойчивого развития, родилась на основе экологической проблемы и обязана экологическому образованию.

В проекте стратегии подчёркивается, что ошибочным было бы рассматривать ОУР вместо экологического образования, но оно должно выйти за рамки «зелёных» вопросов и сместить равновесие в сторону экономических и социальных проблемы. Такое смещение экологического образования и есть его переориентация в интересах устойчивого развития, поскольку ОУР направлено на изменение парадигмы развития цивилизации и рассматривает полномочия, ценности, отношения и воззрения. Речь идёт о равновесомых долях в содержании эколого-образовательной и просветительской сферах. Значит, доля естественнонаучных знаний должна быть равна доле экономических знаний и доле социальных знаний, куда, конечно, входят широким спектром и эколого-правовые знания, и формирование экологического сознания и культуры, и ещё очень много других аспектов.

Подобная постановка вопроса международными организациями для тех, кто только начинает заниматься экопросвещением возможно и нова. Для тех же, у кого за плечами опыт в этой деятельности, знают, что это требование жизни было отмечено ещё в 1977 году на Международной конференции в Тбилиси «Проблемы образования в области окружающей среды». Там было подчеркнуто, что экологическое образование и просвещение должны формировать у гражданина понимание социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Оно должно способствовать распространению социальных и общих знаний об окружающей среде и развитию общественного сознания, необходимость правильного подхода к сложным проблемам окружающей среды. Оно имеет, возможно, решающее значение для дальнейшего экономического развития и рационального использования природных ресурсов планеты на благо всего человечества.

Спустя почти 30 лет после Тбилиси, с новой силой, уже в другой парадигме развития человечества, звучат те же установки, требования, рекомендации.

В решении насущных проблем устойчивого развития ныне значимое место отводится не только образованию, но и просвещению, поскольку оно играет особую роль – позволяет в большей степени совершенствовать знания в течение всей жизни, способствует профессиональному росту. Однако, на мой взгляд, значимость просвещения в международных документах, посвящённых проблемам ОУР, недооценивается, не раскрыты его возможности. Не скованное учебными программами и учебниками просвещение более подвижно в отслеживании современных социальных, экономических и экологических процессов.

Библиотеки, отслеживая процесс, связанный с решением экологических проблем, нарабатывают свой опыт, используя свои уникальные возможности:

• наличие информационной базы на бумажных и электронных носителях (книги, журналы, газеты, международные, национальные и местные нормативно-правовые документы, отчеты международных, национальных государственных и неправительственных организаций, аналитические документы и другие источники);
• разветвлённую библиотечную сеть Минкультуры России (более 50.000 федеральных, региональных и муниципальных публичных библиотек, охватывающую всю территорию Российской Федерации вплоть до каждого муниципального образования);
• наличие квалифицированных специалистов с высшим и специальным образованием, способных собирать, систематизировать, актуализировать и обеспечивать доступ к экологической информации, а также создавать новые информационные ресурсы по заданной тематике;
• демократизм библиотек (бесплатный доступ к информации, возможность знакомиться с разными точками зрения на решение экологических проблем);

• активное участие в национальных и международных мероприятиях по экологической проблематике;
• формирование единого национального стандарта работы с экологической информацией и его продвижение с учетом корпоративной библиотечно-информационной политики и международных требований, а также создание унифицированных технологий обработки информации.

Используя накопленный потенциал, библиотеки с пониманием собственной роли входят в Десятилетие ОУР с уже сформированной системой экологического просвещения. По существу, это единственная в России государственная система, функционирующая по замкнутому кругу – от низовых структур до центра и от центра к низовым звеньям.

Возросшая активность деятельности библиотек в области экологического просвещения обусловлена не только востребованностью и остротой проблемы, но и проведением постоянных Всероссийских смотров-конкурсов работы библиотек в этом направлении. Они проводятся с 1995 года и поддерживаются государственными и общественными организациями. В 2005-2006 годах состоится четвертый Всероссийский смотр-конкурс «Экологическое просвещение в интересах устойчивого развития».

Конкурсы проводятся в два этапа: на региональном и общероссийском уровне. Создаются Всероссийский и региональные Оргкомитеты, в состав которых входят представители общественных организаций и движений.

В прошедших трёх смотрах-конкурсах (1995-1996, 1997-1998, 2000-2001) приняли участие около 50 тыс. библиотек из 78 субъектов Федерации. Из них на второй тур конкурсов вышли 583 библиотеки всех типов (научные, городские, районные, сельские, вузовские, школьные, юношеские, детские). Победителями стала 41 библиотека.

На общероссийский тур третьего смотра-конкурса из 256 работ 80% библиотек представили долгосрочные программы, отличающиеся научным и системным подходом к проблеме формирования экологического сознания.

Наиболее активно участвовали в смотре библиотеки Республик Бурятия, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Краснодарского и Красноярского краёв, Вологодской, Белгородской, Брянской, Тульской, Тамбовской областей и других регионов России. В результате тщательного отбора конкурсных материалов, как на региональном, так и общероссийском уровне выявлены библиотеки, успешно работающие в сфере экологического просвещения. Среди них – Брянская универсальная научная библиотека им. Ф.И. Тютчева, где сформирован значительный информационный ресурс, отвечающий запросам населения, создана система экологического просвещения населения в условиях радиационного загрязнения территории. Ей присуждено звание победителя смотра-конкурса.

Победителями являются также Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия, осуществившая научную разработку и реализацию комплекса целевых и авторских программ по экологическому просвещению юношества, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина, которая ведет изучение интересов молодёжи к экологической проблеме и выступила инициатором в организации экологического марафона «Байкал – объект всемирного природного наследия», а также библиотека средней школы №3 пос. Саракташ, Оренбургской области, создавшая систему информационной поддержки экологического образования учащихся.

Дипломы победителей в смотрах-конкурсах получили также:

• Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. Герцена «За инновационную программу становления сети библиотечных центров единого информационного экологического пространства местного сообщества»;
• Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края «За создание и эффективную реализацию программы «Универсальная научная библиотека как центр экологической информации и культуры»;
• Сельская библиотека-филиал № 10, Мегино-Кангаласской улусной библиотеки, с. Морук, Республика Саха (Якутия) «За инновационный подход к разработке программ экологического просвещения для различных социальных и возрастных групп населения, совместную с администрацией деятельность по сохранению природы».

Сегодня уже невозможно перечислить все библиотеки, где дело экологического просвещения стало приоритетным.

Четвертый Всероссийский смотр-конкурс должен был состояться в 2004-2005 годах. Однако реорганизация государственной системы управления, министерств задержала выход необходимых документов о его начале. Теперь его учредителем стало Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

Библиотеки России в своей деятельности по экологическому просвещению находят поддержку в природоохранных структурах управленческого статуса регионов, что даёт надежду на поступательное развитие этого, сравнительно нового, направления.

Важную роль в развитии экопросвещения в библиотеках стало создание Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки. Этот центр вырос из отдела экологической культуры, который функционировал с 1981 года. Востребованный для неуклонно развивающейся экологической проблематики он перерос самого себя.

Нельзя не отметить, что Министерство культуры России в его прошлом и нынешнем составе подняло экопросвещение в библиотеках на государственный уровень. В 2002 году решением коллегии Министерства культуры РФ был образован Всероссийский библиотечный научно-методический Центр экологической культуры.

Перед Центром была поставлена цель содействовать созданию федеральной библиотечной эколого-просветительской системы, направленной на формирование у населения России экологической культуры. Для достижения этой цели Центр осуществляет:

• научно-методическое руководство эколого-просветительской работой библиотек и её координацию;
• разработку программ и проектов совместно с библиотеками в сфере экологического просвещения с последующим включением их в перспективные целевые федеральные и региональные документы;
• содействие созданию в библиотеках центров экологической информации и культуры, экспериментальных площадок, лабораторий по направлениям экологического просвещения, отслеживание динамики их развития, ведение исследовательской работы и социо-культурного анализа;
• способствует созданию информационных ресурсов «Экология и современность» с использованием различных видов носителей информации;
• аналитически рассматривает опыт работы библиотек, проводит школы-семинары, стажировки по повышению квалификации библиотекарей, научно-практические конференций и круглые столы.

ВЦЭК неуклонно развивается, укрепляя контакты с Государственной Думой, научными и образовательными учреждениями, международными организациями (Информационный центр ООН в Москве, Московское отделение Европейского регионального бюро ЮНЕП, Российский комитет содействия программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ), ИСАР, ПРООН/ГЭФ на Камчатке, Российский региональный экологический центр.

Центр взаимодействует с библиотеками России всех типов, государственными и общественными организациями, образовательными структурами. Здесь собран обширный материал о лучшем опыте работы библиотек страны по экологическому просвещению населения. Ведется тематическая информационная база данных гуманитарного профиля «Экология и современность» (в картотечном и электронном вариантах). Разработана и действует система повышения квалификации библиотечных работников по теме: «Библиотека как центр экологической информации и культуры». Центр принимает участие в международных встречах разного уровня, организует и проводит совместно с другими организациями научно-практические международные, общероссийские, региональные конференции и семинары по вопросам экологического просвещения.

В целях повышения научно-методического уровня работы библиотек России в области экологического просвещения населения при ВЦЭК создан Научный совет, в задачи которого входят:

• определение (рассмотрение) принципиальных направлений деятельности библиотек России в области экологического просвещения населения, формирования их экологической культуры;
• разработка критериев оценки работы библиотек разных типов, участников Всероссийских смотров-конкурсов;
• рассмотрение программ, концепций, проектов, библиотечной деятельности в области экологического просвещения, рецензирование отдельных принципиальных работ;
• определение круга литературы, необходимой библиотекам для организации экологического просвещения;
• подготовка предложений в руководящие органы по улучшению работы библиотек в области экологического просвещения:
• рекомендации по проведению международных и Всероссийских конференций и их эколого-тематической направленности;
• рассмотрение программ повышения квалификации библиотечных кадров в этой области;
• выезд для участия в планируемых мероприятиях, публикации в СМИ по формированию экологической культуры, в просветительской деятельности библиотек.

Возглавляет Научный совет доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии РАН, вице-президент Российской экологической академии Э.В. Гирусов. Заместителем председателя по новым технологиям и международным связям является зам. председателя Московской программы ЮНЕСКО «Информация для Всех» А.А. Демидов. В составе совета – председатель Комитета по экологии Государственной Думы РФ, доктор, член-корреспондент РАН Грачев В.А. и другие ученые.

За год работы Научный совет на заседаниях рассмотрел программы проведения научных, международных конференций и форумов в Петропавловске-Камчатском, Брянске, секций в Крыму, рассматривающих вопросы экологического просвещения, принципы создания в библиотеках России Центров экологической культуры и информации, проблемы просвещения в связи с объявлением Международными организациями «Десятилетия образования в интересах устойчивого развития» и ряд других принципиальных вопросов для инновационной деятельности библиотек России.

Значительную роль в развитии ВЦЭК играет тесное творческое содружество с Российским Комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В рамках этой программы совместно с Комитетом открыт сайт «Экокультура»

Председатель Комитета Е.И. Кузьмин и его заместителю А.А. Демидов уделяют постоянное внимание деятельности ВЦЭК.

Основными задачами сайта являются:

• Информирование о деятельности библиотек, правительственных, неправительственных (НПО) и общественных организаций в области экопросвещения и формирования экологической культуры;
• Информирование об экологическом праве, научных разработках в области экологии, а также о научно-практических мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) в этой области;
• анализ опыта работы библиотек РФ;
• отражение новых поступлений литературы по экологической проблематике.

Это единственный специализированный сайт в российском сегменте сети Интернет, отражающий и координирующий деятельность библиотек РФ в области экологического просвещения и формирования экологической культуры.

В конце декабря 2004 года на сайте открыта страница «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» в ответ на объявленное ООН Десятилетие ОУР с 2005 по 2014 годы. В обсуждении этой проблемы на сайте приняли участие: доктор философских наук, профессор А.А. Крушанов, директор Российской государственной юношеской библиотеки В.Р. Островская, зав. методическим отделом Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина Н.А. Мясникова, главный редактор вестника «АсЭкО» В.Б. Калинин, председатель Научного совета ВЦЭК, заведующий кафедрой философии РАН, вице-президент РЭА, доктор философских наук, профессор Э.В. Гирусов и другие.

На странице представлены:

• основополагающие документы по устойчивому развитию;
• материалы библиотек, ученых, представителей общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами устойчивого развития;
• библиография по концепции устойчивого развития;
• коллекция сайтов по данной тематике.

Одной из задач Десятилетия ООН в интересах устойчивого развития становится образование образователей. Пока нет прецедента подготовки специалистов, гуманитариев-экологов.

Сейчас нами обсуждается вопрос о возможности подготовки специальности «библиотекарь-эколог». Мы приходим к этому потому, что уже сегодня сфомировался значительный отряд библиотекарей, взявших на себя миссию экопросветителей. Число их растет из года в год. Им необходимо более глубокая подготовка по проблеме.

Наше содружество с АПРИКТом очень плодотворно. Такой энтузиаст как Кузнецова Т.Я. поставила на твердую основу дело повышения квалификации библиотекарей, занятых распространением экологических знаний. Ежегодно, начиная с 1999 года, АПРИКТ совместно со ВЦЭК проводит двухнедельные школы-семинары «Библиотека как центр экологической информации и культуры». Учебу в этих школах прошло 120 библиотекарей из 52 регионов. Занятия школ проводятся как на базе ВЦЭК, так и на базе научных, региональных библиотек Вологодской, Орловской и Брянской областей, наработавших инновационный опыт и создавших в своём регионе систему экологического просвещения. Это Всероссийские библиотечные школы. А в 2005 году с 5 по 12 сентября проводится первая Межгосударственная школа на базе Брянской областной научной библиотеки.

Программа этих школ позволяет библиотекарям адаптироваться в тех российских и международных процессах, которые касаются как самой экологической проблемы, так и образовательных и просветительских путей в этой области. Важной составной частью программ этих школ является изучение передового опыта библиотек. В сопоставлении собственного опыта и передового инициируется совершенствование деятельности библиотек в области экологического просвещения. Среди преподавателей школ видные ученые-экологи, методисты.

Практика проведения шести Всероссийских школ-семинаров показывает, что все, кто прошел через эту школу, сформировался как грамотный специалист, способный нести читателям знания в области гуманитарной экологии с учётом многоаспектности этой проблемы.

Однако дело повышения квалификации экопросветителей требует расширения и предоставления больших возможностей для всех библиотекарей в любое время изучать накопленный передовой опыт. С этой целью в 2002 году ВЦЭК, совместно с АПРИКТ, создал два учебно-консультационных центра. Они начали свою деятельность на базе Вологодской УНБ и Республиканской юношеской библиотеки Бурятии. Их работа требует ещё изучения и совершенствования, но первые шаги уже дают положительные результаты.

Мы с благодарностью воспринимаем поистине подвижнические усилия директоров библиотек С.С. Дедюле, Н.Н. Беловой, Е.Ю. Рябушевой, Л.М. Середкина и тех, кто непосредственно ведёт это дело – Н.А. Мясниковой, Е.А. Сухотиной, Н.Е. Колосковой, Е.А. Чемодановой. Некоторые из них стали специалистами высокого класса в этой области и уже на федеральном уровне выступают как преподаватели в школах-семинарах и продвигают вперёд это трудное дело. На нашем сайте «Экокультура» мы обязательно откроем галерею новаторов-экопросветителей.

Отмечая большой пройденный путь библиотеками России, накопленный ими положительный опыт в экологическом просвещении, необходимо видеть и перспективу дальнейшего развития этой деятельности. В этом нам поможет собственный опыт и тот ориентир, который сейчас предлагают международные организации в связи с объявленным ООН Десятилетием образования в интересах устойчивого развития.

В связи с этим ещё раз целесообразно подчеркнуть, что задачей библиотек в области продвижения идей устойчивого развития является, прежде всего, экологическое просвещение – основная составляющая устойчивого развития. Библиотечное сообщество России уже сделало первые шаги в сторону переориентации содержания экопросвещения.

Используя свои возможности, библиотекари способствуют становлению гражданского общества, привлекая пользователей к участию в решении экологических проблем в своих регионах. Большой марафон в защиту Байкала, малые марафоны в защиту рек, изучение мнений читателей об экологическом состоянии города, села, района, а затем участие в обсуждении этих проблем на сходах, в центрах управления территориями, поддержка природоохранной деятельности населения, их просвещение в сельскохозяйственной деятельности – выращивание экологически чистых продуктов, рекомендация литературы по этим проблемам, обсуждение их на массовых мероприятиях с участием специалистов – всё это уже давно в практике работы библиотек России.

Активная деятельность в этой области совместно с широким кругом заинтересованных организаций, участие в природоохранных акциях, поддержка интересов населения в улучшении окружающей среды и многое другое свидетельствуют об активной деятельности библиотек, чем они вызывают уважение к себе населения.

Вместе с тем в этой области у нас много нерешенных проблем, над которыми предстоит работать в этом Десятилетии.

Нам всё-таки трудно даётся переориентировка просвещения в сторону эколого-экономических и социокультурных знаний. Многолетняя практика как образования, так и просвещения видеть в экологической проблеме лишь одну её сторону – естественнонаучную – не способствовало созданию методик работы с литературой, раскрывающей весь многогранный аспект экологической проблемы. Эта трудность не только библиотек.

Впервые на международном уровне была поставлена проблема необходимости методического обеспечения образовательной и просветительской деятельности, именно от содержания, качества и наличия методических материалов зависит успех ОУР. Однако такие материалы, подчёркивается далее, имеются в наличии не во всех странах, в связи с чем следует приложить значительные усилия для их разработки и тиражирования – эта проблема является актуальной как для сектора формального, так и неформального образования. Отсюда вытекает, что на первый план библиотечной деятельности сейчас выходит методическое обеспечение экологического просвещения. С этой целью на базе ВЦЭК открыт методический кабинет. В рамках его деятельности совместно с библиотеками России разного уровня будут отрабатываться и рекомендоваться методические материалы. Работая над ними, очень важно не растерять то, что уже создано, накоплено и оправдало себя.

Нельзя упустить «зелёную» проблему – очень важную для понимания законов природы. Очень важны этические и эстетические стороны, воспитание чувства ответственности за состояние природы, чувства ответственности за состояние своего собственного здоровья – всё это нерасторжимо от этики и приобретает практическое значение для ОУР.

В рамках стратегии ОУР предлагается много нового в методике работы, например, отказ от установки «знание – для рассмотрения проблемы и отыскание её решения». Вместо этого открытие возможности многостороннего рассмотрения реальной экологической ситуации.

Среди традиционных форм и методов работы наиболее эффективны: обсуждение, построение концептуальных карт, философский анализ, разъяснение ценностных категорий, моделирование, подготовка сценариев, ролевые дискуссии, игры, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Многое из этого уже наработано в библиотеках России. Сейчас, в методическом кабинете ВЦЭК собрано более тысячи методик и сценариев, выпущен первый сборник их.

Все стороны экологического просвещения в интересах устойчивого развития неразрывно связаны с формированием экологической культуры. Тема эта не разработана, трактовка данного понятия отсутствует во многих фундаментальных словарях и справочных изданиях, тем более нет этой темы и в методиках. Литература по этому вопросу в основном научного плана, а для населения, особенно детей и молодёжи, её вообще нет. А в чём культура природопользования, в чем проявляется экологическая культура каждого человека, владетелей природных богатств, ответов на эти вопросы нет.

Все то новое, что нами будет осваиваться в экопросвещении, конечно же, должно строится на учете социальных, профессиональных, психологических и возрастных интересах тех, с кем мы работаем.

Даже краткий перечень проблем в содержании экологического просвещения, его форм и методов позволяет говорить о трудной работе, которая нам предстоит. Их легче было бы решать в рамках, создаваемых при библиотеках, центров экологической информации и культуры, но и здесь ещё много неясного как в их организации, статусе и содержании самой работы. Пока практика отбирает наиболее целесообразные варианты. Изучение этого вопроса будет продолжено. Он – в центре внимания ВЦЭК.

Нам стоит поглубже разобраться и в практике использования новых технологий с целью предоставления необходимой информации экологической направленности потребителям. Все основные рекомендации мы имеем в программе ЮНЕСКО «Информация для всех». В этом документе очень много аспектов, которые пока не учитываются в нашей деятельности. Взята на вооружение главная цель – довести до каждого нужную ему информацию и, хотя, к этому ещё прилагаются слова «социально значимая…», на самом деле не анализируется и аналитически не рассматривается, какая же информация попадает к потребителю.

Вопросы, которые затрагивают деятельность библиотек в связи с объявленным ООН Десятилетием, неисчерпаемы. Практика будет постоянно нас ставить перед новыми проблемами. Говорить о них, творчески мыслить в этом направлении, искать и находить выходы на более глубокое понимание роли каждого человека в продолжении и развитии цивилизации – святая обязанность всех.

Библиотечное сообщество давно уже вступило на эту дорогу, идёт по ней уверенно, делая всё новые и новые шаги.

Поиск