Гирусов Э.В. Образование для устойчивого развития.
23 марта с.г. состоялось очередное заседание Научного совета ВЦЭК, посвящённое определению задач библиотек в связи с объявленным ООН Десятилетием образования для устойчивого развития.
Инициатива проведения этой Всемирной акции принадлежала Японии и была единодушно поддержана всем мировым сообществом, включая и Россию. Именно образование, построенное соответствующим образом должно сыграть решающую роль в переходе человечества на модель устойчивого развития, поскольку предстоит преодолеть многие сложившиеся стереотипы в сознании людей, ориентированные на разобщённое развитие человечества в прошлой истории. Возможно, по этой причине не удалось пока мировому сообществу реализовать идею устойчивого развития за то время, которое прошло после Глобального форума «Рио-92», на котором она была предложена Международной комиссией и единогласно одобрена.
Впервые за всю историю цивилизации предпринимается попытка перейти к согласованному развитию человечества по общепринятой Программе как в области производственной, так и потребительской и социокультурной деятельности, поскольку формирование единой глобальной общности людей становится теперь условием сохранения человечества на планете Земля.
Настало время, когда все люди должны осознать себя пассажирами Космического корабля, которым является наша планета, единственная, как нам пока известно, из планет, населённая жизнью.
Мы теперь начинаем понимать, насколько она уязвима и хрупка в случае неверного и стихийно складывающегося использования её жизненных ресурсов, самым ценным из которых является экологически стабильное состояние биосферы.
Люди пока ещё могут, используя достижения науки, поддержать этот ресурс, но для этого они должны преодолеть свою разобщённость ради сохранения жизни на Земле. Именно такой смысл вкладывается в понятие: sustainable development, что в буквальном переводе на русский означает «поддерживающее развитие». Только поддерживая сообща пригодное для жизни состояние земной природы, люди могут теперь надеяться на сохранение себя и остальной жизни на планете.
Авторы инициативы Десятилетия образования для устойчивого развития считают, что настало время решительных действий для использования, быть может, последнего шанса, который ещё даёт нам природа планеты, и в Программе таких действий важнейшее место должны занять образование и просвещение как эстафета передачи знаний и опыта последующим поколениям.
Участники заседания Научного совета ВЦЭК обсудили возможности подключения библиотек России к этой глобальной задаче.
Заместитель генерального директора Российской Государственной библиотеки профессор Никонорова Е.В. предложила создать Всероссийский Консорциум по обеспечению библиотек экологической информацией.
Заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ профессор Кузнецова Т.Я. рассказала о работе курсов экологической подготовки библиотечных работников, а также о философских чтениях, которые теперь регулярно проводятся на базе библиотек Калининграда, Москвы и других городов для обсуждения современных проблем развития цивилизации.
Интересные методы привлечения сотрудников библиотек к участию в анализе проблем глобалистики и экологии с помощью электронных средств были сообщены в выступлении ведущего научного сотрудника Института философии РАН, профессора Крушанова А.А.
Директор НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва профессор Веденин Ю.А. рассказал о той работе, которая проводится сотрудниками института в плане изучения природного и культурного многообразия регионов страны. Им были продемонстрированы географические карты, документально запечатлевшие результаты проведённых исследований.
Заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Демидов А.А. сообщил о тех конференциях, которые по линии этой организации с участием библиотек в г. Улан-Удэ и в г. Брянске намечено провести в течение оставшихся месяцев года.
Очень интересное сообщение о результатах поездки в США для обмена опытом работы в информационном обеспечении библиотек было сделано директором Российской Государственной Юношеской библиотеки Островской В.Р.
|