|
Барановский, С.И. Экологическое просвещение в стратегии Российского Зелёного Креста. // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». № 34. 2006. С. 32-34
Российский Зеленый Крест обладает уникальным опытом в сфере экологического просвещения.
Разработаны разнообразные подходы и методы работы с целевыми группами населения, созданы многочисленные методические рекомендации, учебные пособия, тематические брошюры и другая полиграфическая продукция.
После Всемирного Саммита в Рио-де-Жанейро (1992 г.) идеи устойчивого развития получают все большее распространение в мире. Проблематика устойчивого развития стала более широко обсуждаться, существенно возросла информированность населения о состоянии окружающей среды и последствиях воздействия загрязнения на здоровье человека.
Расширилась деятельность основных групп населения, особенно неправительственных организаций, местных властей, коренных народов в области устойчивого развития. Возросла их роль в формировании политики в различных сферах: законотворчестве, образовании, информировании и просвещении населения, реализации конкретных проектов.
Идея устойчивого развития, состоящая в том, что надо принципиально измениться, родилась в развитых странах. Мировое сообщество эту идею поддержало. Но все страны разные: одни живут в средневековье, другие в XXI веке. Очевидно, что и стартовые условия, с которыми страны вступают на путь устойчивого развития, тоже разные. Отсюда неготовность «бедных» стран следовать принципам устойчивого развития, предполагающим, прежде всего, отказ от чрезмерного потребления ресурсов, за счет которых развивающиеся страны пытаются улучшить свое экономическое положение.
Пока еще не определено, что такое экономическая, экологическая и социальная устойчивость, однако совершенно ясно, что не может быть долгосрочного экономического и социального развития на истощенной планете. И в этой связи широкое экологическое просвещение людей становится ключом к устойчивому развитию, сохранению природной среды, гармонии Человека и Природы.
Задача просвещения в интересах устойчивого развития состоит в том, чтобы ориентировать общество не столько на «разрешение конфликтов», сколько на развитие «гражданского общества», которое сможет предотвратить само появление конфликтов.
Эффективным просвещение может быть только в том случае, если информация, получаемая людьми, будет понятна, и будет волновать каждого человека «до глубины души». Просвещение должно открывать людям возможности для принятия собственных решений, например, в области изменения моделей потребления.
С учетом сложившихся новых реалий совершенно очевидно, что развитое в нашей стране экологическое образование должно постепенно отойти от традиционных «зеленых» вопросов и изменить общий баланс в пользу таких сфер как экономика и социальная сфера. Оно должно быть связано с устойчивым развитием, поскольку последнее предполагает изменение парадигмы развития цивилизации.
Созданием мотивирующих связей между экологическими, экономическими и социальными вопросами должна заниматься экономика. Но как только мы вторгаемся в экономику и сферу социальных вопросов, мы неизбежно вторгаемся в политику. И здесь возникает одно существенное обстоятельство. Общеобразовательная школа, как важнейший элемент системы формального образования, в задачу которой входит воспитание молодого поколения с качественно новым представлением о развитии общества, сегодня не приспособлена для политики, поэтому возникает необходимость вовлечения общественных групп за пределами школьной системы. Однако это не означает, что формальное образование остается в стороне от этого важного процесса. Безусловно, идеи и принципы устойчивого развития должны быть включены в содержание среднего, специального и высшего образования. Но практика показывает, что именно общественность проявляет наибольшую активность во многих важных процессах, происходящих в стране, и способна, в том числе, влиять на политические решения.
Не следует забывать, что в создание Экологической Доктрины России весьма серьезный вклад внесла экологическая общественность. А раздел «Экологическое образование» полностью написан экспертами «Зеленого Креста».
Реализация стратегии образования в интересах устойчивого развития может осуществляться как «сверху вниз» (законодательно со стороны правительства), так и «снизу вверх» (через систему формального и неформального просвещения и образования). Однако в России трудно что-либо сделать без санкции «сверху», поэтому организация широкомасштабного просвещения всех слоев населения это, пожалуй, на сегодня единственно возможный путь, который позволит ускорить «вхождение» граждан в проблематику устойчивого развития.
Прошедший в России в 2002 г. Гражданский Форум, к большому сожалению, вообще не затронул тематику устойчивого развития, и в то же время наиболее активный сектор гражданского общества экологический. Это и общественные советы при Министерстве природных ресурсов РФ, Минатоме и др., где экологи играют ключевую роль. Это и политические инициативы сбор подписей для референдума о запрете ввоза в Российскую Федерацию ядерных отходов, кампания против антиэкологического сжигания твердотопливных двигателей ракет, создание «зелёных партий» и т.д.
Итак, у нас есть потенциал гражданского общества, только нужно его эффективно реализовать в интересах устойчивого развития.
В этом контексте чрезвычайно важным становится создание образцов лучшей практики и эффективных структур реализации этого направления. Лучшие образцы должны, по сути, стать неким прецедентом в обществе, которые смогут повлиять на такие категории, как знание и понимание, ценности и поведение, предпочтения и стиль жизни людей.
Распространение позитивного опыта возможно при помощи существующих сетей и формирование общественно-политического движения на их основе. Это позволит развить достигнутые успехи и надеяться, что непременно начнется встречное движение «сверху». Можно говорить о том, что лучшие образцы это своего рода движущая сила в обществе на пути преобразований. Неоценимый вклад в этот процесс могут привнести неправительственные, и в первую очередь, экологические организации, обладающие хорошо развитой сетью информирования различных групп населения и оказывающие действенную помощь дополнительному и формальному образованию (информационные центры, экологические лагеря, экспедиции, тренинги, семинары, издательская деятельность и др.).
Неправительственные организации отражают общественное мнение и поднимают вопросы, вызывающие интерес и обеспокоенность у различных групп населения.
В ситуациях, когда политики больше заинтересованы в голосах избирателей, а не в советах экспертов, большое значение приобретает общественное отношение к информации, полученной в процессе просвещения и образования.
Для кардинального изменения ситуации необходимо проводить целенаправленную работу по распространению идей устойчивого развития в обществе, развивать систему образования и просвещения в интересах устойчивого развития, уделить особое внимание подготовке кадров, владеющих принципами бесконфликтного развития системы «общество природа-человек».
Важной составляющей просвещения в области устойчивого развития является участие неправительственных организаций в разработке Локальных повесток дня на XXI век. В этой связи возникает потребность в национальной программе повышения роли общественности в решении проблем устойчивого развития, в которой первостепенное значение должно быть отведено стратегии и плану Действий по просвещению и образованию людей всех возрастов и секторов общества.
Таким образом, политика в области экологического просвещения и образования должна включать:
- обеспечение широкого просвещения всех социальных групп населения с целью формирования у населения высокого уровня культуры природопользования, гуманного отношения к природе;
- распространение достоверной экологической информации средствами СМИ, издание экологической литературы для населения (эколого-просветительская и справочная литература; различные экспериментальные учебные материалы, компьютерные игры, видеофильмы и др.);
- развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения; формирование гражданского общества;
- разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно;
- расширение просветительской деятельности по устойчивому развитию в средствах массовой информации;
- пропаганда и включение в систему образования на всех уровнях идей устойчивого развития, здоровья человека и среды, риска и ценности ресурсов;
- развитие эколого-просветительских программ национальных парков, заповедников, музеев, библиотек, зоопарков, ботанических садов, домов природы и т.п.;
- эколого-пропагандистская деятельность государственных природоохранных служб, средств массовой информации, общественных организаций и т.д.;
- эколого-художественная деятельность творческих союзов и отдельных авторов (направлена на развитие этико-эстетического отношения к природе);
- создание сети общественных информационных центров для населения по различным аспектам устойчивого развития.
Многое из того, что необходимо сделать в будущем, Российский Зеленый Крест делает уже сейчас. В первую очередь это касается регионов с наследием холодной войны. Просветительская работа ведется через созданные Российским Зеленым Крестом информационно-аналитические центры по работе с населением. В настоящий момент функционируют 11 таких центров. Важнейшее направление в их деятельности создание позитивного общественного мнения по вопросам хранения и уничтожения химического оружия, информирования в области радиационной безопасности. В целевую группу входят рядовые граждане, молодые активисты, представители местной администрации, учащиеся школ и учителя, медицинские работники.
Помимо центров успешно функционируют более 20 отделений Российского Зеленого Креста, основной программой которых является программа «Экологическое просвещение и образование». Наряду с проблемами экологической безопасности, большое внимание уделяется широкому экологическому просвещению практически всех социальных и профессиональных групп населения и, в первую очередь, детей.
Просветительская работа ведется круглогодично и значительно активизируется во время летней лагерной кампании.
Российский Зеленый Крест обладает уникальным опытом в сфере экологического просвещения. Разработаны разнообразные подходы и методы работы с целевыми группами населения, созданы многочисленные методические рекомендации, учебные пособия, тематические брошюры и другая полиграфическая продукция.
|