Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Эксперты о ДОУР

Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России.
// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – № 4 (29). – 2006. – С. 3-9.


Для достижения устойчивого развития России необходимо сохранение высокого уровня и качества образования, а также его модернизация в соответствии с происходящими научно-техническими и социально-экономическими переменами в стране. В начале 90-х годов одним из ответов на востребованное тогда обществом внимание к проблемам окружающей среды стало создание экологического образования, которое довольно быстро нашло свое место в классических университетах России. В начале XXI века появилась новая образовательная парадигма, связанная с образованием в интересах устойчивого развития.

Проблематика устойчивого развития вот уже полтора десятилетия прочно занимает центральное место в мировой экономике, экологистике и сопредельных сферах. Никакая другая научная идея ни в естественных, ни в социальных дисциплинах не имела ранее столь широкого общественного резонанса. Как известно, впервые понятие устойчивого развития в его современном значении было сформулировано в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в 1987 г. Разработанное с целью определения реакции мирового сообщества на все возрастающую угрозу глобальной экологической катастрофы, оно получило самую высокую оценку в кругах специалистов и общественности едва ли не всех стран мира. Оно оказалось таким «удобным» для столь различных стран мира, что было положено в основу Декларации по окружающей среде и развитию и других документов Конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992), которые стали базой глобальной экологической политики.

Создание системы экологического образования

Образование, подготовка кадров и информирование населения об экологических проблемах, возникающих при взаимодействии человека с окружающей средой, стали считаться одним из главных условий перехода стран к устойчивому развитию и решения проблем будущего выживания человечества. Было признано, что лица, принимающие управленческие решения, а также значительная часть населения должны иметь соответствующие экологические знания.

Поэтому ответом на решения «Рио» стало бурное развитие экологического образования, хотя начало этого процесса приходится еще на 80-е годы. В мировой образовательной практике этот вид образования получил не удобное в русском переводе название «образование в области окружающей среды» (Environmental Education). В университетах многих стран мира стали создаваться кафедры типа «Environmental Sciences» или «Environmental Studies», в США и ряде европейских стран возникли мощные ассоциации экологического образования.

В Советском Союзе и затем в России экологическое образование в начале имело природоохранную направленность. Это нашло отражение в создании в середине 80-х годов известной специальности «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», по которой шла подготовка в технических вузах, а также на географических и экологических факультетах.

В начале 90-х годов в связи с начавшимся процессом перехода на многоступенчатую систему образования создалась благоприятная возможность организационно оформить создаваемое экологическое образование в классических и технических университетах. Стало ясно, что целесообразно иметь две основные системы экологического образования. Первая из них реализуется в классических университетах и имеет более фундаментальный естественно-научный характер. Поэтому в УМО классических университетов был создан Учебно-методический совет по экологическому образованию, который разработал первые государственные образовательные стандарты по направлению «Экология и природопользование» и специальностям «Экология», «Геоэкология» и «Природопользование», основанные на междисциплинарном (экология, география, геология, почвоведение, химия, экономика и др.) подходе к обучению проблемам, связанным с окружающей средой.

Вторая система экологического, точнее инженерно-экологического, образования со специальностями «Безопасность жизнедеятельности» и «Защита окружающей среды» реализуется в технических университетах. Количественно это уже достаточно разветвленные системы, обладающие существенной динамикой.

Поэтому можно утверждать, что в России сейчас создано реально действующее экологическое образование и основные задачи заключаются в его дальнейшей модернизации, особенно в связи с начавшейся разработкой образовательных стандартов третьего поколения.

Образование в интересах устойчивого развития

На Саммите в Йоханнесбурге (2002) стало очевидным, что экологическая проблема не является доминирующей в числе таких глобальных проблем современности, как нищета, голод, болезни, неграмотность, увеличивающееся неравенство между бедными и богатыми. По сути возникло отчетливое понимание того, что экологические проблемы порождаются, в первую очередь, уровнем социально-экономического и политического развития общества.

Универсальный характер идей устойчивого развития и наличие соответствующих международных соглашений привели к появлению на образовательной сцене нового типа образования, получившего название «образование для устойчивого развития», «образование в целях устойчивого развития», «образование для устойчивости» и т.д. (Education for Sustainable Development). Очевидно, что главная причина возникновения образования в интересах устойчивого развития – это осознание необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.

Образование для устойчивого развития (ОУР) предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и др.видов образования к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.

Концептуальные основы образования для устойчивого развития, его соотношения с экологическим образованием, история и международный опыт его становления уже неоднократно рассматривались в зарубежной и отечественной литературе [1-6, 9-13]. Для становления ОУР необходимо также понять, чем оно отличается от уже существующего экологического образования. Последнее сыграло ключевую роль стартового механизма создания ОУР, является его важнейшим составным элементом и представляет собой его предметную и концептуальную базу. Но, как уже отмечалось, образование для устойчивого развития существенно шире собственно экологического образования [3]. Здесь следует назвать два основных различия.

Первое, ОУР – это методологические целевые установки, направленные на становление образования нового типа. Второе, ОУР – это конструкция обучения; оно не представляет собой особую «вертикально» организованную образовательную систему, какими являются, например, химическое, биологическое, географическое, экологическое и др. системы образования. По-видимому, сейчас еще рано говорить о базовой подготовке специалистов (бакалавров, магистров?) по устойчивому развитию.

Этот вид образования, скорее, представляет собой новую форму «проникающего» обучения, охватывающего практически все предметные области естественных, гуманитарных и технических наук (табл.1). Поэтому ниже рассматриваются именно организационно-методические аспекты становления ОУР.

Важнейшей предпосылкой становления ОУР явилось осознание необходимости изменения базовых основ современного образования. Основные тенденции трансформации существующей ситуации в плане целей политики и практики можно представить следующим образом (табл. 2).

В первую очередь это предполагает изменение многих содержательных и методических принципов образования (табл. 3).

Именно поэтому, основываясь на идеях и документах Рио и Йоханнесбурга, Генеральная Ассамблея ООН в 2002г. объявила 2005-2014 гг. Десятилетием ООН по образованию в интересах устойчивого развития (табл.4), основная цель которого направлена на укрепление центральной роли образования в осознании и содействии переходу к устойчивому развитию и повышению качества преподавания и обучения. Это акция способствовала возникновению целого ряда международных инициатив, важнейшей из которых стала разработка Стратегии образования для устойчивого развития для региона Европейской Экономической Комиссии ООН (UNECE), включающего, как известно, 55 стран Европы, Кавказа и Центральной Азии, которая создавалась в процессе подготовки и реализации решений Конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы» (Киев, май 2003г.). Россия и Швеция председательствовали в этом процессе. В результате напряженной деятельности рабочей и целевой групп эта Стратегия была создана к началу 2005г. и затем принята на специальном совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования региона UNECE в марте 2005г. в Вильнюсе [14]. Целью Стратегии является поощрение государств-членов UNECE к развитию и включению ОУР в свои системы образования в рамках всех существующих дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение. Там же были приняты Вильнюсские рамки осуществления Стратегии (честь оглашения которых как представителю России была поручена Н.С. Касимову), намечающие конкретные этапы и шаги по выполнению Стратегии на региональном и национальном уровнях и, прежде всего, разработку Национальных стратегий образованию в интересах устойчивого развития и Национальных планов действий по их осуществлению.

Состояние ОУР в России. Россия имеет большой потенциал для развития ОУР во всех сферах образования и просвещения, а также опыт успешного лидерства в процессе осуществления Европейской стратегии ОУР. Помимо огромного опыта российского фундаментального и инженерного экологического образования, имеется целый ряд интересных и успешных разработок в области ОУР как в формальном, так и в неформальном образовании и просвещении на всех уровнях. Многое сделано и российскими неправительственными организациями. Сейчас очень важно обеспечить признание и поддержку российских инициатив и разработок по ОУР на государственном уровне, включить задачи развития ОУР в образовательную политику, планы и программы.

В российском высшем образовании много делается для развития ОУР. В 2002 г. в УМО классических университетов был создан Научно-методический совет по экологии и устойчивому развитию, ответственный за включение вопросов, связанных с устойчивым развитием, в новые образовательные стандарты и программы. Курс по устойчивому развитию включен в действующие Государственные образовательные стандарты по экологии и природопользованию, разработана и издана серия учебных программ по этому курсу, в МГУ совместно с Министерством образования и Министерством природных ресурсов проведены Всероссийские совещания по образованию для устойчивого развития, ряд международных семинаров, разработаны примерные программы курсов по устойчивому развитию [7, 8]. Важную работу по внедрению идей устойчивого развития в инженерное образование ведет Московский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, в ряде других университетов открываются кафедры устойчивого развития [10].

Важное значение для формирования ОУР в России имеет и то, что у нас в стране еще в 60-х годах прошлого столетия сформировалась оригинальная концепция рационального природопользования, весьма близкая идеям устойчивого развития и предвосхитившая их почти на четверть века (рис.3). В настоящее время «Рациональное природопользование» является одним из приоритетных направлений развития науки в РФ, что настоятельно требует быстрейших необходимых усилий для подготовки кадров.

Разработка Национальной стратегии и Плана действий по осуществлению ОУР. Для формирования ОУР в России требуется скорейшая разработка Национальной стратегии образования в интересах устойчивого развития, которая послужит основой дальнейших практических мероприятий. Эта Стратегия должна учитывать процессы, происходящие во всех сферах и на всех уровнях образовательной системы России. Для ее создания и осуществления необходима государственная, правовая и политическая поддержка, широкое обсуждение со специалистами и общественностью. Первый вариант Национальной стратегии образования для устойчивого развития уже разработан в УМО классических университетов. Создание и выполнение Стратегии должно координироваться Министерством образования и науки РФ совместно с заинтересованными ведомствами и организациями (МПР, Минэкономразвития, ЮНЕСКО и др.).

Национальный план действий по осуществлению ОУР должен учитывать фактическое состояние дел в стране, выявить приоритеты и определить график выполнения в соответствии со Стратегией UNECE и мероприятиями ЮНЕСКО в рамках Десятилетия ООН по ОУР. Национальный план действий должен предполагать поощрение действий по интеграции идей ОУР в политику, образовательные стандарты, учебные программы и планы на всех уровнях системы образования и переподготовки кадров (табл.5), развитие научных исследований по ОУР, а также тесное международное сотрудничество.

• В целом, план действий по формированию образования для устойчивого развития в РФ должен быть направлен на:
• Содействие внедрению идеологии устойчивого развития в мировоззрении и модели поведения населения
• Содействие превращению образования в один из ключевых элементов долговременной стратегии развития страны
• Формирование институциональных основ образования для устойчивого развития в РФ и ее субъектах
• Формирование научно-методических основ образования для устойчивого развития и внедрения его во все структуры общего, профессионального и неформального образования в стране
• Обеспечение государственной поддержки формирования правовой и материально-технической базы образования для устойчивого развития
• Приоритетное обеспечение подготовки преподавателей для сферы образования для устойчивого развития.

Итоги первого этапа становления ОУР в Европе планируется подвести на Конференции министров окружающей среды Европы в Белграде в 2007 г. Для этого экспертная группа UNECE в настоящее время разрабатывает индикаторы образования для устойчивого развития, направленные на оценку прогресса европейских стран на пути создания национальных систем ОУР (табл.6).

Механизмы осуществления ОУР. Формирование ОУР наиболее целесообразно начать с классических университетов, в которых имеются как естественные, так и гуманитарные факультеты, существует развитая система экологического образования и где уже ведется активная научно-методическая работа по совершенствованию государственных образовательных стандартов следующего поколения.

В этом плане наилучшим стартовым механизмом формирования ОУР является Учебно-методическое объединение классических университетов, включающее в себя более 20 Научно-методических советов, которые после необходимых государственных и правовых решений могут в достаточно короткий срок начать работу по созданию ОУР с внесения изменений в образовательные стандарты, учебные планы и программы, а также некоторые технические университеты. Для формирования ОУР необходимо создать Координационный совет высокого уровня и Координационный центр.

На первом этапе (2005-2007 гг.) требуется финансирование разработки Национальной стратегии и Плана действий по ОУР, трансформации образовательных стандартов и учебных планов, создания учебных программ по устойчивому развитию и разработке разделов курсов по устойчивому развитию в существующих дисциплинах, проведению конференций и совещаний по ОУР, публикации учебно-методических материалов.

Заключение

Создание в России образования в интересах устойчивого развития указывает для каждой личности и общества в целом пути к устойчивому развитию экономики, социальной сферы, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению природной среды.

Создание образования для устойчивого развития в содержательном плане представляет собой инновационный проект, сопоставимый с Болонским процессом в институциональной сфере.

Российская Федерация явилась одним из координаторов создания Европейской стратегии образования для устойчивого развития. Эти позиции необходимо подтвердить на национальном уровне путем официального введения в действие (совместно с ЮНЕСКО) Десятилетия ООН и Стратегии UNECE по образованию в интересах устойчивого развития, а также включить вопросы создания ОУР в программу проведения заседания «Группы Восьми» в России в 2006г.

На первом этапе формирования ОУР (2005-2007 гг.) в качестве экспериментальной площадки целесообразно использовать Учебно-методическое объединение классических университетов с его большими учебно-методическими и организационными возможностями влияния на образовательную систему страны, а также некоторые технические университеты.

Формирование системы образования для устойчивого развития в РФ требует государственной, правовой и финансовой поддержки.

Литература

  1. Глазовский Н.Ф. Программа дисциплины «Устойчивое развитие». В кн.: Образование для устойчивого развития. М.-Смоленск: 2004, с.103-113.
  2. Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. В кн.: Образование для устойчивого развития. М.-Смоленск: 2004, с.31-46.
  3. Касимов Н.С., Глазовский Н.Ф., Мазуров Ю.Л., Тикунов B.C. География и образование для устойчивого развития.//Вестник Моск. ун-та. Сер.5. География, 2005, №1.
  4. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л., Тикунов B.C. Вектор инновации: от экологического образования к образованию в области устойчивого развития. В кн.: Образование для устойчивого развития. М. – Смоленск: 2003.
  5. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л. Становление и развитие образования в области устойчивого развития за рубежом. В кн.: Образование для устойчивого развития. М.-Смоленск: 2004, с.47-74.
  6. Мазуров Ю.Л. Образование в области устойчивого развития: содержание и макроструктура.// Вести. Моск. ун-та. Сер.5. География, 2003, № 4.
  7. Образование для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова и В.С. Тикунова. М. – Смоленск: Маджента, 2003.
  8. Образование для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова. М. – Смоленск: Универсум, 2004.
  9. Садовничий В.А. Роль науки и образования в обеспечении устойчивого развития мира. В кн.: Образование для устойчивого развития. М.-Смоленск; 2003,с.13-15.
  10. Ю.Тарасова Н.П., Лаверов Н.П., Саркисов П.Д., Ягодин Г.А. Образование для устойчивого развития: человек в меняющемся мире. М.-Смоленск: 2003.
  11. Kasimov N.S., Malkhazova S.M., Romanova Е.Р. Enveronmental Education for Sustainable Development in Russia. Journal of Geography in Higher Education. Vol.29, No.l, pp.51-61, 2005.
  12. Scott W., Gough S. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. Routlege Falmer. L., N.Y.,2003.
  13. Scott W., Gough S. (Eds). Key Issues in Sustainable Development and Learning, Routlege Falmer, L., N.Y., 2004.
  14. http://www.unece.org
Поиск