Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Эксперты о ДОУР

Инькова Л.М. Формирование экологической культуры как средство воспитания граждански зрелой личности


Экологическое просвещение, формирование экологической культуры – сравнительно новое направление деятельности библиотек, исчисляемое примерно двумя десятилетиями. Нельзя сказать, что возникло оно на пустом месте. В краеведении, издавна составляющем органичную часть работы библиотек, среди других тем уделялось, конечно, внимание и взаимоотношениям природы родного края и местного населения, сохранению окружающей среды. Но это была зачастую весьма боковая линия, на которой особо не задерживались, устремляясь к истории, прошлому, знаменитым людям, особенностям производства.

Библиотечный мир знает, что приоритет в обосновании необходимости развернуть специальную, целенаправленную работу по экологическому просвещению принадлежит Российской государственной юношеской библиотеке (РГЮБ), в рамках которой более 20 лет назад появился новый отдел экологической культуры. Это тот крайне редкий в библиотечном деле случай, когда известно имя новатора, автора инициативы. Это наш библиотечный эколог Ольга Владимировна Покровская, раньше других осознавшая значимость и перспективность воспитания экологической культуры библиотечно-библиографическими методами.

Поначалу все наработки отдела были рассчитаны на юношеские библиотеки, для которых РГЮБ является научно-методическим центром. Однако вскоре, даже неожиданно для нашего коллектива, за консультациями, советами к нам стали обращаться специалисты и научных, и публичных, и школьных библиотек. Стало ясно, что эта проблема в равной степени касается всех типов и видов библиотек, хотя, бесспорно, имеет свою специфику в разных библиотеках.

Почему же эта проблема представила большой интерес и оказалась в поле зрения многих библиотечных коллективов, число которых со временем неуклонно расширяется, а те библиотеки, которые первыми включились в экологическое просвещение, как правило, продолжают развивать достигнутое, переходя на более высокий уровень работы? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности – это новое направление нашло отклик у библиотекарей, а через них и у широкого круга читателей. Ведь экологическое состояние среды обитания касается буквально каждого, речь идет о конкретных и доступных вещах и предметах – окружающем нас воздухе, питьевой воде, отходах производства и бытовом мусоре, о водных и лесных ресурсах края и т.п. Речь идет не об отвлеченных категориях, не о далеких событиях, а о повседневных делах, зримых, сегодняшних и очень острых проблемах. И жители способны быть не только наблюдателями всего происходящего, но и конструктивными участниками решения неотложных вопросов. Этим, очевидно, объясняется жизненность и стабильность данного направления просветительской деятельности всех без исключения библиотек.

Разумеется, библиотеки активно помогают распространению экологических знаний среди своих читателей, всего того, чем располагает современная экологическая наука. Но далеко не случайно выделилось, сформировалось, опять-таки по инициативе отдела экологической культуры РГЮБ, особый аспект пропаганды, а именно – воспитание экологической культуры. Это закономерно, ибо любая библиотека в демократическом обществе конечной целью своей многогранной деятельности видит содействие формированию гражданина, сознательно участника социальных процессов, человека образованного с широким культурным кругозором.

Так что данное направление библиотечной деятельности важно еще и тем, что формирует мировоззрение человека, его философское познание, восприятие действительности с учетом нынешнего дня и будущего. И не только знания дает библиотека в этом отношении, она учит применять их в реальных обстоятельствах, в живой практике.

Трудностей на этом пути у библиотечных работников немало. В «Экологической доктрине Российской Федерации», одобренной Правительством России в августе 2002 г., говорится, что «преодоление кризиса возможно только на основе нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды». Принципиально важный тезис, однако в сообществе самих экологов согласья нет, царит разноголосица, что сказывается и на официальной государственной политике в сфере экологии.

Долгие годы, да и сегодня еще преобладает и в теории, и на практике технократический подход, согласно которому человек, его технологии властвуют над природой, подчиняя ее себе, своим нуждам. Отсюда призывы охранять окружающую нас среду, по сути охранять от человека, от нас самих. И названную экологическую доктрину пронизывает, к сожалению, эта позиция.

Другой, принципиально иной подход, понемногу набирающий обороты, – экоцентрический, или биоцентрический. Его суть заключается в том, что человек – часть природы, результат ее эволюции, он зависим от природы и должен принимать ее условия, отнюдь не диктуя ей свою волю, организуя хозяйственную деятельность, т.е. не меняя русла рек, сдвигая горы, меняя ландшафт. Такого рода действия оборачиваются против человека, ухудшают среду его обитания, укорачивая его жизнь или наделяя его разными болезнями.

Словом, необходимо системное мировоззрение, которое позволит определить место и роль современного человека в развитии планеты. Стратегия развития общества должна быть согласована со стратегией развития природы. И в работе библиотек следует оттенять, что не стоит уповать на завтрашний день, успокаивая себя тем, что мы будем со временем лучше относиться к природе, и все наладится. Нет, нужно сейчас, сегодня конструировать новые отношения между Человеком и Природой, а это требует разносторонних знаний, системного мировоззрения, экологической культуры.

В наши дни разрушение природы приобрело угрожающие масштабы, значит, человек обязан всерьез озаботиться этим, так как это забота и о нем самом, о его детях. Развернувшаяся мощная природоохранная пропаганда, в которой свою заметную нишу заняли библиотеки, и в большой степени благодаря деятельности отдела экологической культуры РГЮБ, - а в феврале 2002 г. на его базе создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры, - начинает давать плоды.

Смысл работы и ВЦЭК и библиотек сводится к необходимости переориентировать системы ценностей значительной части людей, с тем, чтобы была осознана, в частности, ценность и экологической культуры. Известный ученый, эколог. Просветитель Н.Н. Моисеев не раз подчеркивал, что в современном веке мировоззрение начинается с экологии, с экологического мышления, а воспитание и образование человека – с экологического воспитания.

Налаживая с момента возникновения тесные контакты с природоохранными отделами и структурами, с научными организациями (а это отличительная особенность данного направления), библиотеки держат в поле зрения и продвигают к читателям увы! немногочисленную литературу экологической направленности. Более того, собственно экологическую литературу можно пересчитать по пальцам, главы, параграфы приходится отыскивать чаще всего в изданиях по естествознанию, в публицистических произведениях. Это кстати предмет особой заботы ВЦЭК, который бьет тревогу на всех уровнях по поводу отсутствия такой литературы и при всех сложностях пытается сформировать ядро экологических изданий, которые намерен широко рекламировать. Однако это перспективная задача, к решению которой ВЦЭК только приступил.

А как вы сами понимаете, имея скромный задел литературы, трудно вести работу по экологическому просвещению.

Сегодня мы не можем предложить читателю литературу, которая концентрировала бы внимание на роли государства, общества, каждого человека, их ответственности за результаты своей деятельности в природной среде, за дальнейшую судьбу цивилизации. Если и отражаются эти проблемы, то чаще всего в изданиях сугубо научного, теоретического характера.

Между тем и в тех немногочисленных материалах, которые оказываются в распоряжении библиотекарей, есть сведения, которые помогают прояснить роль современного человека в его взаимозависимости от природы, оттеняют моральные аспекты овладения экологической культурой. Напомню об издании, которое, думаю, вам известно. Имеется в виду «Алфавитно-предметный указатель в помощь поиску экологической информации в справочно-библиографическом аппарате библиотеки», выпущенный РГЮБ в 2000 г. Он размещен и на сайте ВЦЭК «Экокультура», что дает возможность библиотекарям обращаться к нему, свободно ориентироваться в проблематике экологического просвещения. В указателе, например, выделены рубрики: Мировоззрение и экология; Нравственность и экология; Нравственный аспект экологического образования и воспитания и др. Называю их специально с тем, чтобы подчеркнуть, что вынесенная в заглавие тема отнюдь не надуманная, она закономерно ставится как одна из самостоятельных задач при воспитании экологической культуры, в том числе и библиотечно-библиографическими средствами.

Участвуя в формировании экологической культуры населения, мы с вами вносим посильный вклад в воспитание граждански зрелой личности. А что подразумевается под этим, наверное, нам в общих чертах понятно. Мы содействуем воспитанию человека, сознающего свою личную ответственность за среду обитания, за все ее составляющие от малого ручейка до известного во всем мире озера Байкал, от березовой рощицы до заповедника. Человека, который каждый день проживает так, чтобы завтра не исправлять содеянного сегодня, чтобы планета Земля в недалеком будущем не превратилась в свалку и мертвый пустырь. Человека, который приобретенные знания умеет приложить на практике, активно включается в природоохранные акции.

Работа библиотек экологической направленности при организационной и методической поддержке ВЦЭК за истекшие 20 лет дала прямое подтверждение тому, что библиотекари хорошо понимают, что они на деле воспитывают граждански активную, зрелую личность. Особенно большой материал в этом отношении находим в справочнике «Экологическое просвещение в библиотеках России», составленном по итогам второго тура Третьего Всероссийского смотра- конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2000–2001 гг.). В этом справочнике отражены победители, лауреаты и дипломанты конкурса, библиотеки России, которые взяли на себя трудную миссию – носителей экологической культуры.

Анализ, проведенный специалистами ВЦЭК, выявил, что многие библиотеки напрямую связывают свою деятельность по экологическому просвещению с воздействием на мировоззрение читателей. Примеров тому немало, и что очень радует: не только крупные библиотеки понимают это, но и небольшие, вплоть до сельских. Так, сельская библиотека-филиал Республики Карелия получила звание победителя за «Научный подход в создании и реализации системы экологического просвещения населения», работает в области формирования у читателей экологического сознания. Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской Нижегородской области работает по городской комплексной программе «Сохрани город, в котором живешь», в ее задачи входит воспитание экологической культуры, эколого-правовое просвещение, формирование навыков заботливого отношения к природе. Примерно по такой же программе действует в Тамбовской области Центральная городская библиотека им. Н.К. Крупской, уделяя преимущественное внимание правовому просвещению. Библиотека-филиал им. К. Маркса Омской области реализует программу «Мир во мне и мир вокруг нас», которая призвана заложить базу для формирования мировоззрения читателей на основе целостной научно-художественной картины мира. В Орловской области сельская библиотека-филиал, работая по программе «Живи, Земля!», ставит целью формирование активной жизненной позиции читателей в деле охраны окружающей среды, ориентирование на духовные ценности. Тульская областная детская библиотека ведет исследовательскую работу в сфере воспитания экологической культуры и развития экологического мышления ребят. Подобную задачу решает и Научная библиотека Тульского государственного университета, делая упор в воспитании информационно-экологической культуры на формирование экологического мышления. Центральная районная библиотека Тюменской области направляет свои усилия на понимание читателями единства системы «природа–общество–человек», ценностей природы как источника материальных и духовных сил общества, на формирование экологического сознания. Московская библиотека средней школы № 618 осуществляет экологический проект «Чистый зеленый город» и программу «Эколог», стремясь содействовать формированию культуры поведения в окружающей среде.

Я намеренно привела несколько конкретных примеров, чтобы подчеркнуть, что многие библиотекари уже хорошо осознали мировоззренческие, воспитательные аспекты проводимой работы в области экологии и своей просветительской деятельностью добиваются не только углубления знаний у читателей разных возрастов – от школьника до пенсионера в сфере экологии (что и само по себе важно), но и изменения их сознания, нравственного облика, воспитания чувства патриотизма, гражданственности, личной причастности к тому, что происходит вокруг. Сошлюсь еще на статью в информационном вестнике «Юношеские библиотеки России», выпускаемом РГЮБ и где эту проблему мы стараемся освещать из номера в номер. Л.В. Гомбоева, руководитель клуба «Идеальный Дом» в Государственной юношеской библиотеке Республики Бурятия верно отмечает, что основная цель этого клуба – формирование у его членов представления о природе как о взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности, формирование нравственного запрета на действия, приносящие ущерб окружающей среды, т.е. библиотекари отчетливо осознают моральный аспект осуществляемой ими работы в сфере экологии.

Интересно отметить, что созданная недавно на базе Калининградской научной библиотеки Всероссийская библиотечная философская школа в круг рассматривыемых проблем включает экологическое просвещение, органично относя экологию к мировоззренческим категориям. И на ее заседаниях предусматриваются соответствующие доклады.

Упомянутый выше справочник, вобравший итоги Всероссийского смотра-конкурса, интересен и с точки зрения того, что зафиксировал участие библиотек в природоохранных акциях, их инициативы по привлечению к мероприятиям регионального, межрегионального, а то и общероссийского масштаба. Это тоже чрезвычайно важный показатель деятельности библиотек, становящихся полноправными партнерами экологических организаций. Назову несколько наиболее ярких фактов, хотя их на самом деле множество, и это не может не радовать. Так, сельская библиотека-филиал № 1 Республики Карачаево-Черкессии вместе со школой ежегодно проводит акции «За чистоту в поселке и вокруг него». В Красноярском крае Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара регулярно проводит эколого-краеведческие марафоны. Ряд библиотек Сибири, в том числе Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия и Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина выступили инициаторами и успешно провели экологический марафон «Байкал – объект всемирного природного наследия». Были установлены партнерские отношения с природоохранными организациями, было обращено внимание на особенности местной природы, на здоровье озера Байкал. В Псковской области сельская библиотека-филиал № 26 сотрудничает с заповедником, участвует в природоохранной деятельности, ведет индивидуальную работу с читателями.

Как следует из приведенных примеров, экологическое просвещение в условиях библиотеки на нынешнем этапе отнюдь не сводится к популяризации экологических знаний, пусть и разнообразными методами, а среди них и реализация программ, проектов, и работа читательских клубов «Друзья природы», проведение дней, недель, Круглых столов по экологии, игр-путешествий и викторин, и организация уроков экологической тематики, выпуск специальных бюллетеней, познавательных буклетов и многое-многое другое. Главное, что отчетливо подтверждает живая библиотечная практика, – это обращение в просветительской экологической работе библиотек к умам и сердцу своих читателей, пробуждение в них личной ответственности за сохранение среды обитания в наилучшем состоянии для себя и будущих поколений, привлечение граждан к осознанному, грамотному, активному участию в природоохранных акциях, предупреждение всякого рода больших и малых катастроф, нередко вызываемых бездумным отношением человека к окружающему миру.

Таким образом, воспитательная функция библиотеки, которая долгое время нами стыдливо замалчивалась и откровенно оттеснялась на задний план информационной функцией, наглядно проявляется в наши дни в многообразной действенной пропаганде экологической культуры. Ведь ее воспитание означает появление, в том числе и при наших творческих усилиях, граждански зрелой личности.

И завершить мне хочется мыслью писателя Сергея Залыгина, много сил положившего на то, чтоб человек не вмешивался грубо в природу. Мы с вами книжные люди и нам надо знать наших единомышленников в литературе. Вот что высказал в своих воспоминаниях писатель (Октябрь, 2003. № 10. С. 147): «Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние среды обитания природной, но среды и общественной, и государственной. Общество создает личность, а личность создает общество». Нас должно согревать сознание, что мы причастны к воспитанию экологической культуры, а через нее и человека, патриота, гражданина.

Поиск