Главная страница Карта сайта Электронная почта Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры
Экопросвещение
Библиоэко
Экоресурсы
Формы работы с читателями Подборка методических рекомендаций по печатным и интернет-источникам ко Дню птиц
Формы работы

Подборка методических рекомендаций по печатным и интернет-источникам ко Дню птиц


1. Конкурс «Живые синонимы» Половинской центральной библиотеки

(Курганская обл., автор Гакрюшенко Н.А., зав. отд. обслуживания Половинской ЦБ)

Народная молва часто сравнивала человека с птицей, придавая ему птичьи характеристики. Проведите со своими читателями конкурс «Живые синонимы», а еще лучше, как сделали в центральной библиотеке с. Половинное Курганской области, проведите семейную познавательно-игровую программу, приуроченную ко Дню птиц, тем самым, объединив и родителей и детей в ярком весеннем мероприятии с экологическим наполнением.

Задание 1-й команде:

1. Могучий, как ... (орел).

2. Вольный, как ...(птица).

3. Мудрый, как ...(ворон).

4. Вороватый, как ... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как ... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность ...(голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как ... (павлин). 10.Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как ... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у ... (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у... (сокола). З.Нос с горбинкой, или ... (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или ...(утиный).

5. Шея красивая, или... (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава», или ...(павлин).

7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как ... (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как ...(воробей, птичка).

10. Ворковать, как ...(голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как ... (ворон).

12. Долбить (говорить одно и то же), как ... (дятел).

Еще один конкурс: «Птичьи разговоры», в котором раскрываются общие черты людей и птиц

Команды получают карточки:

Гусикрякают
Соловьикричат
Журавлигогочут
Уткисвистят
Вороныухают
Ласточкиворкуют
Голубикаркают
Синицыщебечут
Совыпищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки:

Птица – рыболов соловей

Птца – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Источник

2. Цель экологического праздника, проводимого библиотекой, не только продемонстрировать энциклопедические знания птиц, выдавая заранее заученные ответы (примеров праздников типа «знатоки птиц» великое множество), но и приучить внимательно относится к пернатым крохам, научить умению наблюдать, прислушиваться к их жизни, заботится о них.

Предлагаем Вашему вниманию следующий пример конкурса на наблюдательность «Барометры погоды»

Конкурс – викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

Источник

3. Хорошо было бы совместно выработать «правила друзей птиц» или пусть дети сами пытаются составить такой свод законов правильного, заботливого отношения к птицам, что можно делать, а что нельзя.

4. Методические рекомендации на сайте союза охраны птиц России.

5. Вопрос как совместить воспитательную функцию экологов-просветителей, педагогов дополнительного образования и образовательную задачу учителей – сложный вопрос. Как объединить конкретные задачи учителей-предметников в одном эколого-просветительском мероприятии? Пример и попытка решения этих трудных задач в сценарии празднования Дня птиц «Птичий мир» на сайте Формула Праздника.

6. Обратите внимание на актуальный полилог по рассказу курского писателя Е.И. Носова «Покормите птиц!» (разработка Курской областной библиотеки для детей и юношества), поднимающего проблему нравственного, ценностного отношения к природе в целом и к птицам в частности. Форма свободного разговора, дискуссии на тему охраны птиц, нашего отношения к ним по художественному произведению подходит для занятий с детьми среднего и старшего возраста.

Актуальный полилог предполагает свободный разговор-дискуссию по рассказу Е. Носова «Покормите птиц!..». В нем принимают участие: с одной стороны – специалисты библиотеки, педагоги (литератор, биолог), местный писатель или поэт, орнитолог-любитель, с другой – читатели библиотек, учащиеся 7–9 классов.

Ведущим может быть избран любой человек среди взрослых участников. В ходе полилога он задает аудитории ключевые вопросы, ведет дискуссию, подводит итоги.

К мероприятию оформляется выставка: «Покормите птиц!..». На первой полке размещаются фотопортрет Е.И. Носова, био-библиографическая справка о нем, открытая книга с рассказом. На остальных – рассказы писателя «Зимородок», «Тридцать зерен», «Чирки», «Кулики – сороки», миниатюра «Зимние птахи» и другие. Здесь же выставляются творческие работы, выполненные читателями специально к полилогу: сочинения, стихи, отзывы, рисунки, рекламные буклеты, листовки, закладки, а также поделки птиц, кормушек и т.д.

Вопросы, комментарии к полилогу.

1) Почему лейтмотивом к своему рассказу «Покормите птиц!..» Е.И. Носов использует стихи Александра Яшина?

– Стихотворение русского поэта, писателя Александра Яковлевича Яшина (1913 – 1968 г.г.) «Покормите птиц» написано в 1964 году. Книгу его стихов Е.И. Носов случайно нашел на полке своей домашней библиотеки. Памятная ветка рябины на обложке служила как бы символом, смысловым знаком всей его «горьковатой и обнаженной» поэзии. Наугад открылись строчки, словно завещанные ушедшим поэтом:

«Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо»

А ниже звучит и вовсе молящее:

«...Сколько гибнет их – не счесть...

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло».

Е.И. Носов признается:

«Право, достал, достал меня Яшин этой своей тревогой, будто больно пнул мою совесть».

Стихотворение А.Я. Яшина он разбивает на несколько частей и вставляет в разных местах рассказа, усиливая этим значимость своих собственных раздумий и умозаключений о птицах, живущих в едином сообществе с людьми и нуждающихся в их помощи.

Так, например, говоря о том, что снегири «вынуждены выращивать свое потомство с большим запасом, как бы упреждая беспощадные зимние потери» и чтобы не покидать свою родину, Е.И. Носов вспоминает четверостишие А.Я. Яшина об этой удивительной верности птиц:

«...Разве можно забывать:

Улететь могли б,

Но остались зимовать

Заодно с людьми».

Чтобы привлечь внимание читателей к необходимости помочь птицам, Е.И. Носов пишет острые строки об их страданиях зимой: «...Голодное, нищенское существование птиц (как и людей) нарушает свойственное им поведение. Шастанье по мусоркам и задворкам, случайные ночевки в законченных расщелинах печных труб, в вентиляционных вытяжках и всяческих закутках, источающих самую малость тепла или хотя бы заслоняющих от ветра, со временем оборачиваются тем, что синицы утрачивают свою природную статность и привлекательность...

Не доводите, пожалуйста, до этой унизительной стадии наших крылатых единопланетян и начинайте мастерить кормушки...». Здесь он вновь обращается к стихам А.Я. Яшина:

«...Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима».

2) Почему писатель считает, что вывешивание кормушки схоже с исповедью?

– Как бы одним ярким штрихом Е.И. Носов передает нам свое душевное состояние: «Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение Души поступком. В память об Александре Яковлевиче я вывешиваю кормушки вот уже несколько осеней». И далее в рассказе подробно описывается, как и из чего делаются кормушки, когда и чем необходимо кормить птиц. Читатели, воспользовавшись опытом и наблюдениями самого писателя, найдут для себя множество интересных фактов существования птичьего мира и, возможно, захотят приобрести практические навыки в приобщении птиц к своему окну или палисаднику.

Участники полилога могут подискутировать о том, что они чувствуют, когда мастерят кормушку – делают это схематично, потому что об этом их попросили в школе, или испытывают удовлетворение, радость, представляя себе птичек, вдруг нашедших именно их кормушку.

3) На какие размышления наводят вас строки, где писатель сравнивает птичье сообщество с жизнью и образами людей?

В рассказе «Покормите птиц!..» Е.И. Носову удалось передать особые ощущения бытия своих героев – птиц и в связи с этим, где-то в подтексте, обязательно затронуть морально-этические аспекты человеческой жизни. Свои размышления по этому поводу читатели могут высказать на основании следующих эпизодов рассказа:

«... Неожиданный отлет стрижей (в день яблочного Спаса) и был знаковым предвестником надвигающихся перемен, к которым мы, пребывая в ложном ожидании грядущей вечности, не всегда горазды уловить эти вкрадчивые перемены». (Связь времен. Поэтическое слово земли Курской: Литература, учебное пособие. Курск, Гос. университет, 2002. – С.224).

Говоря об образе жизни синиц, Е.И. Носов пишет: «...Эта исключительная подвижность и предприимчивость обеспечивает синицу пищей... Нет еды – нет и активного движения, нет движения – не будет и еды. А без одной из этих составляющих итог печален. Почти как и у многих людей, не накопивших валютного жира». (Там же, с. 230).

«...Серым, не очень уютным утром, мотавших концы голых берез, я открыл свое кафе для птичьего посещения...

Так знаменательно совпало, что это предзимнее утро явилось началом для почитаемого в святках Зиновия – Синичника, покровителя всех зимующих птиц.

В старинных книгах его изображали с горстью зерен на протянутой ладони – совсем, как у Александра Яшина: «Горсть одна – и не страшна будет им зима». Пока я заправлял кормушку, с балкона был слышен благовест Сергиевского собора, призывавший верующих к молитве и добрым делам». (Там же, с 231).

«Синицы никогда не едят скопом, как воробьи или голуби, не устраивают «кучу малу», а непременно чередуются...

Называется, подобная деликатность рождается целесообразностью, полезной для всего клана. Но зато сильный всегда ест первым. Примерно тоже самое ныне происходит и с нами, в пору нагой силы и бесправия, не правда ли? Что ж, дикая сила – она ведь на определенной стадии тоже участвует в становлении разума. А пока блага не по закону, а по весьма условной совести. Самому же совестливому Бог подаст и успокоит». Там же, с.232).

4) Помог ли писатель открыть вам новый, удивительный мир птиц? Захотелось ли вам последовать его примеру – смастерить кормушку и покормить птиц?

Действительно, в рассказе Е.И. Носов как будто делится своими тонким наблюдениями за жизнью птиц и делает это с глубоким пониманием природы, ее мудрых законов, ее бесконечной поэзии. Он может так изобразить птицу, что явственно начинаешь видеть ее, сопереживать вместе с ней.

Здесь участники полилога могут вспомнить или зачитать отрывок из рассказа о том, как писатель характеризует самого птаха – главу уличного синичьего клана: «... Ну хорош, хорош, пострел! Бодр, свеж, подтянут. Белый, стоячий воротничок подпирает округлые щечки; атласный шейный платок небрежно выпущен поверх горчичного чичиковского жилета; отменного кроя зеленый фрак с черными фалдами чудо как впору... А черные глазки, что буровцы – так и шьют, так и сверлят. Перед таким красавцем не то, что горсть семечек веером рассыплешь, а и все карманы повывернешь...».

Наблюдая из-за шторы за поведением птиц у кормушки, Е.И. Носов приглашает и нас на это удивительное зрелище:

«... вот синичка – лазоревка. Ну такая махотуля, такая кроха, меньше и выдумать нельзя. Что твой пуховой бубенчик на малышовой шапочке! А ведь тоже ежегодно высиживает по двенадцать – пятнадцать деток...»;

«... неожиданно прилетел поползень – прочно сложенный крепыш в простом, однотонном сюртуке без излишеств, с коротким и упористым хвостом. Он и в самом деле опирался на него при лазании по стволам. Сразу видно – деловой, себе на уме господинчик...».

«...забавные минутки доставили местные воробьи... сначала один Чив слетел на балконную железку, потом рядом сел второй, и пошли нанизываться пушистым, неощипанным шашлычком – один к другому... Сидят рядком, словно взаправду нанизанные на шампур: бок о бок, душа в душу, хитроватые, плутоватые пухлячки...».

Цель полилога будет достигнута, если читатели действительно захотят научиться делать кормушки, кормить птиц чувствовать радость за помощь пернатым друзьям..

В заключение возможна добрая акция – несколько кормушек, изготовленных заранее, разместить около библиотеки. Если имеется палисад, здесь можно оформить своеобразное «Птичье кафе». Читатели смогут сами приносить корм для птичек, ухаживать за кормушками, рисовать и фотографировать прилетающих птиц, вести дневник наблюдений.

7. Начать праздник, оживить его или закончить можно с помощью «Веснянок», таких как

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На синё море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Большой выбор «Веснянок» можно найти здесь или придумать самим.

Удачи и творческого настроения!

Поиск